Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 14:15, курсовая работа
На протяжении последних 10-15 лет российское государство и общество переживают сложный и неоднозначный период реформирования всех сфер жизнедеятельности. Очевидно, что конечная цель этих реформ - ускоренная модернизация, прорыв в социально-экономическое и политическое благополучие, создание сильного, стабильного государства, формирование процветающего, устойчиво процветающего общества.
Успешность решения указанной проблемы в первую очередь определяется средствами образования, как отраслью выявляющей, развивающей интеллектуальный потенциал нации, обеспечивающей углубление демократизации общества.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1.ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОТРАСЛЬ ЭКОНОМИКИ…………………5
Состояние системы высшего образования в России………………………5
Образование как производственный процесс и как услуга………………10
ГЛАВА 2. НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ФИНАНСИРОВАНИЮ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ………………………………17
2.1 Особенности бюджетного финансирования высшего образования……...17
2.2 Особенности финансирования коммерческого обучения………………...19
ГЛАВА 3. СТРУКТУРА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ………...25
3.1 Организационно-экономическая структура высшего образования………25
3.2 Динамика социально-экономического развития высшего образования…34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……..………………………………………………..39
ПРИЛОЖЕНИЯ
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Костромской Государственный Технологический Университет
Кафедра экономической теории
КУРСОВАЯ РАБОТА
По экономической теории
На тему: «Экономические
проблемы развития системы высшего
образования в современной
Студентки:
Научный руководитель:
Кострома
2011
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1.ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОТРАСЛЬ ЭКОНОМИКИ…………………5
ГЛАВА 2. НОВЫЕ ПОДХОДЫ
К ФИНАНСИРОВАНИЮ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ…………………………
2.1 Особенности бюджетного
финансирования высшего
2.2 Особенности финансирования
коммерческого обучения………………..
ГЛАВА 3. СТРУКТУРА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ………...25
3.1 Организационно-экономическая
структура высшего образования…
3.2 Динамика социально-
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……..………………………
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
На протяжении последних
10-15 лет российское государство и
общество переживают сложный и неоднозначный
период реформирования всех сфер жизнедеятельности.
Очевидно, что конечная цель этих реформ
- ускоренная модернизация, прорыв в
социально-экономическое и
Успешность решения указанной проблемы в первую очередь определяется средствами образования, как отраслью выявляющей, развивающей интеллектуальный потенциал нации, обеспечивающей углубление демократизации общества.
Сегодня конкурентоспособность
страны в меньшей степени определяется
наличием природных ресурсов. На первый
план выступает “человеческий
В первую очередь, это утверждение
верно для системы
Новое время выдвигает
новые требования к образованию,
в том числе такие, как создание
условий для массового
Вместе с тем, крайне важно сохранить все лучшее, что было достигнуто в отечественной системе высшего образования за прошедший период её развития. Серьезные достижения здесь очевидны. Российское образование, в первую очередь высшая школа, продолжают оставаться одними из лучших в мире. Это подтверждают, в том числе, возрастающий спрос на отечественных специалистов за рубежом, международная оценка российской системы образования.
ГЛАВА 1. ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОТРАСЛЬ ЭКОНОМИКИ
1.1 Состояние системы высшего образования в России
Отечественное высшее профессиональное
образование вступило в период коренного
реформирования. Об этом свидетельствуют
самые разные сигналы: от попыток
фундаментальных изменений
Для нас важно отметить то, что сложившееся представление о высшем образовании (особенно «престижном», какое бы значение не вкладывалось в данный термин) как о «редком активе» достаточно длительно подкреплялось осознанием «дефицитности» доступа к нему. Дефицит же способствует развитию рынка. Именно складывание рынка высшего образования в России объясняет в конечном счете специфику развития системы с начала 1990-х гг. Принятие в 1992 г. Закона об образовании стало итогом начатых в середине 1980-х гг. дискуссий о необходимости демократизации высшей школы. Был взят курс на создание более гибких инструментов контроля, например, посредством механизма государственной аккредитации вузов, на повышение автономности образовательных учреждений и рост влияния на образовательный процесс со стороны образовательного сообщества. Не отрицая важного значения произошедших изменений, необходимо указать, что многие из новшеств оказались формальными или же неэффективными. В области финансирования вузы, по существу, оказались предоставлены самим себе и вынуждены были проводить политику самовыживания. Ее основным средством стало привлечение так называемых «платных» или «коммерческих» студентов на внебюджетные места. Естественно, приоритет здесь получили те факультеты или кафедры, которые осуществляли подготовку по наиболее востребованным специальностям, связанным главным образом с экономикой, управлением, юриспруденцией. Началась гонка за «внебюджетными» студентами, оплата за обучение которых стала практически единственным источником финансирования текущих расходов и повышения оплаты труда преподавателей в условиях нестабильности и недостаточности бюджетного финансирования. Если в 2007 г. доля принятых на платной основе составляла в общей численности принятых 54,6%, а среди принятых в государственные вузы — 48,5%, то в 2009 г. эта доля составляла 68,2% и 55,9% соответственно.
Еще одним важным направлением перенастройки системы высшего образования на удовлетворение рыночных нужд стало появление и развитие сектора негосударственных вузов. В целом можно утверждать, что в течение первого десятилетия истории современной России произошло становление рынка высшего образования: хорошо сегментированного, ориентированного на удовлетворение сложившейся под влиянием различных факторов структуры спроса населения, слабо регулируемого государством, лишенного после краха плановой экономики механизмов балансирования процесса подготовки квалифицированных кадров с потребностями отраслей народного хозяйства. Объем рынка высшего образования можно оценить по следующим данным: в 2009г., по данным Росстата, было оказано платных образовательных услуг на 231,7 млрд рублей, или на 5,8% больше, чем в 2008 г. (данный показатель учитывает расходы не только на высшее образование). В дополнение следует учитывать наличие неформального, «теневого» рынка. Так, по имеющимся подсчетам, в 2006 г. сумма взяток за поступление в вузы превысила 300 млн долларов, тогда как ежегодный рост данного рынка оценивался в 7–10%. Выше уже отмечалось, что существенным фактором, влияющим на стремление получить высшее образование, являются устойчивые представления о необходимости обладания им для получения достойного социального статуса. Важную роль играет то, что наличие высшего образования стало формальным критерием при приеме на работу по самому широкому кругу специальностей. Стремление начать профессиональный карьерный рост как можно раньше (наряду с денежными стимулами) толкает студентов на начало трудовой деятельности до окончания образования. Результатом является вынужденное соединение работы и образования (в ущерб скорее последнему). Нельзя не упомянуть и такой мотив поступления в вуз немедленно после окончания школы, как стремление получить отсрочку от призыва в ряды вооруженных сил для юношей. Сравнительно ранний возраст завершения общего образования в России (16–17 лет), неразвитость системы профессиональной ориентации, необходимость финансирования расходов на образование (будь то оплата самого обучения или подготовки к поступлению, оплата проживания и проезда) — все это приводит к тому, что выбор будущего вчерашних школьников в значительной степени определяется не ими, а их родителями.
Идет изменения в возрастной структуре ППС. Доля молодых преподавателей в 2007 г. увеличилась по сравнению с 2000 г. (с 10,5% до 16%), тогда как доля преподавателей предпенсионного возраста (60–65 лет) осталась неизменной (11%). В то же время доля преподавателей пенсионного возраста (свыше 65 лет) также выросла (с 7% до 11,2%). Одной из важнейших причин этому является пенсионная система, которая не может обеспечить достойное вознаграждение после выхода на пенсию. В целом на протяжении очень короткого исторического периода в России был совершен переход к системе массового высшего образования. С 2000 по 2010 г. число студентов на 10 000 чел. населения возросло со 188 до 523.
Система высшего образования могла бы быть более доступной для получения образования и после начала профессиональной деятельности: это, помимо прочего, способствовало бы повышению осознанности выбора и, соответственно, мотивации к учебе. Важно учитывать неизбежное наличие иерархии среди вузов. Любая модель приема в вузы, исходящая из их «равенства» и применяющая одинаковые критерии для приема студентов (например, через необходимое количество баллов, полученных на ЕГЭ), будет заведомо обречена на недостижение своих задач и приведет лишь к созданию новых и закреплению старых неформальных барьеров. Сложившийся вынужденный симбиоз бюджетного и внебюджетного финансирования обучения стал прекрасным опровержением поговорки о невозможности усидеть на двух стульях. Любое государство, взявшее курс на модернизацию экономики, неизбежно должно проводить активную и целенаправленную образовательную политику.
1.2.Образование как производственный процесс и как услуга.
Сегодня никто не сомневается
в том, что образование полезно
для общества, что оно удовлетворяет
его многообразные потребности.
Но если это так, то это значит, что
в ходе образовательного процесса создается
потребительная стоимость, что как
раз и означает «полезность вещи,
ее способность удовлетворять
В настоящее время для специалистов очевидно, что выводить науку, образование, культуру, здравоохранение за пределы общественного производства — это, конечно же, ошибка. В этом смысле высшее учебное заведение можно представить как своего рода предприятие, а образовательный процесс - как своего рода производственный процесс, который длится определенное время и завершается выпуском уникальной социально-экономической продукции - специалистов для разных сфер общественной жизни. Причем полученное образование можно рассматривать в качестве средства производства, с помощью которого его обладатель в последующем обеспечит себе достойный уровень существования. Поэтому если мы хотим понять экономическую природу образования, то должны от педагогической терминологии перейти к экономическому словарю и разобраться, в каком отношении друг к другу находится весь корпус понятий, описывающих и обслуживающих образовательное пространство.
Согласно современным научным представлениям, образовательный продукт является продуктом экономическим. Так, в «Большом экономическом словаре» «продукт экономический» определяется как «результат человеческого труда, хозяйственной деятельности, представленный в материально-вещественной форме (материальный продукт), в духовной, информационной форме (интеллектуальный продукт), либо в виде выполненных работ и услуг» . Здесь же отмечается, что «интеллектуальный продукт - результат духовной, мыслительной, интеллектуальной деятельности человека». Образовательный процесс включает не только «изобретения, открытия, патенты, научные отчеты и доклады, проекты, описания технологий, литературные, музыкальные, художественные произведения, творения искусства», но также производство «человека образованного», «специалиста».
С известной долей условности можно сказать, что когда мы рассуждаем об экономике образования, то о студенте можно говорить как о продукции, находящейся в стадии производства, а о выпускнике — как о конечном продукте.
Более того, поскольку образовательно-
Вопрос о том, что такое «услуга» вообще, российское общество решило положительно. Сегодня мы пользуемся услугами посредническими, рекламными, консультационными, аудиторскими, информационными, охранными и иными. И это не вызывает у нас отрицательных эмоций. Услуга — это работа, выполняемая на заказ по договору между потребителем и исполнителем (производителем) при соответствующей оплате.
Что же касается образования, то в этом вопросе отечественная экономическая мысль пребывает в некоторой растерянности. Далеко не все специалисты распространяют на образование объективный экономический закон стоимости, который регулирует связи между товаропроизводителями, распределение и стимулирование общественного труда в условиях товарно-денежных отношений. Согласно этому закону «производство и обмен товарами осуществляются на основе их стоимости, величина которой измеряется общественно необходимыми затратами труда, уровнем спроса и предложения».
Не учитывать этого
наша экономическая мысль уже
не может. Поэтому стали появляться
работы по экономике образования, в
которых понятия «товар», «услуги»,
«стоимость» трактуются все более
современно. Например, в том же «Большом
экономическом словаре» говорится,
что существуют «услуги нематериальные,
то есть направленные на удовлетворение
потребностей человека как индивидуума
и как члена общества. К ним
относятся потребности в
Информация о работе Экономические проблемы развития системы высшего образования в современной России