Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 14:15, курсовая работа
На протяжении последних 10-15 лет российское государство и общество переживают сложный и неоднозначный период реформирования всех сфер жизнедеятельности. Очевидно, что конечная цель этих реформ - ускоренная модернизация, прорыв в социально-экономическое и политическое благополучие, создание сильного, стабильного государства, формирование процветающего, устойчиво процветающего общества.
Успешность решения указанной проблемы в первую очередь определяется средствами образования, как отраслью выявляющей, развивающей интеллектуальный потенциал нации, обеспечивающей углубление демократизации общества.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1.ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОТРАСЛЬ ЭКОНОМИКИ…………………5
Состояние системы высшего образования в России………………………5
Образование как производственный процесс и как услуга………………10
ГЛАВА 2. НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ФИНАНСИРОВАНИЮ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ………………………………17
2.1 Особенности бюджетного финансирования высшего образования……...17
2.2 Особенности финансирования коммерческого обучения………………...19
ГЛАВА 3. СТРУКТУРА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ………...25
3.1 Организационно-экономическая структура высшего образования………25
3.2 Динамика социально-экономического развития высшего образования…34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……..………………………………………………..39
ПРИЛОЖЕНИЯ
3.2 Динамика социально-
В образовании статистика является
одним из важнейших инструментов, позволяющих
правильно планировать стратегию дальнейшего
развития. Анализ статистики высшего образования
в России по 2010 год позволяет нам заметить
некоторую закономерность, выявляющую
проблемы в образовании, которые могут
привести (по нашему мнению уже привели,
по состоянию на 2010 год) к серьезным негативным
последствиям во всех сферах деятельности,
в которых работают выпускники вузов.
По данным МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ количество высших учебных заведений в стране неуклонно растет. За период с 1990 г. по 2005 г. их число выросло с 514 до 1068, т.е. более чем в два раза. Наибольший вклад внесли негосударственные высшие учебные заведения. Если в 1990 г. в России не было зарегистрировано ни одного негосударственного вуза, то в 2005 г. их насчитывалось уже 413. Аналогично обстоит дело и с ростом числа первокурсников. В 1990 г. на первый курс высших учебных заведений было принято около 584 тыс. человек, а в 2005 г. их уже было около 1 млн. 640 тыс. Относительные статистические показатели на 10000 человек также свидетельствуют о значительном увеличении числа студентов. Если в 1990г. на 10000 населения приходилось 190 студентов, то в 2005г. - уже 481. В 1990 г. успешно закончили высшие учебные заведения 401 тыс. человек, а в 2005 г. высшее образование в России получили уже 1 млн. 151 тыс. По состоянию на 2010 год рост числа учебных заведений высшего профессионального образования в России остановился. Во многом это связано с уменьшением числа абитуриентов (демографический фактор), продолжающимся вплоть до 2010 года.
Если говорить о том, какие группы специальностей наиболее популярны, то и здесь наблюдается интересная картина. Если в 1990г. специалистов в области экономики и управления было около 14%, в гуманитарно-социальной сфере около 12%, то в 2003 году их было примерно 30% и 21% соответственно. При этом относительная доля специалистов технической направленности, имеющих высшее образование, уменьшилась примерно в два раза. Таким образом, абсолютное количество "технарей" осталось прежним, а "экономистов" стало в шесть раз больше.
На первый взгляд в такой статистике нет ничего плохого. В стране станет больше специалистов с высшим образованием. Но давайте немного задумаемся, чем все это может обернуться?
Количественная потребность в молодых специалистах, имеющих высшее специальное образование, вряд ли увеличилась за эти годы (скорее наоборот).
Качество образования в России не улучшается.
Процент талантливых детей не вырос .
Руководство (и в какой-то
мере преподаватели) платных высших
учебных заведений
В результате увеличения числа выпускников заведений высшего профессионального образования в России значительно возрастает число специалистов, имеющих право (и желание) занимать должности, не допускающие отсутствие высшего образования. И эти места занимают не всегда лучшие выпускники.
Для того чтобы потребовались услуги экономистов и управленцев, для этого нужно создавать материальные (и не материальные) ценности, но кто это будет делать?
Стоит отметить еще один важный статистический факт, например, в городе Смоленске и Смоленской области кол-во выпускников школ в 2008 году примерно в 2,5 раза меньше, чем их было в 2005 году. Представьте себе, каких "замечательных" студентов пришлось набирать в 2008 году вузам Смоленска. Количество выпускников школ и количество мест в учебных заведениях высшего образования в России в 2010 году почти одинаково. Получается, что учиться в заведениях высшего профессионального образования смогут практически все, кто сможет сдать ЕГЭ в 2010 году на минимальный балл. О каком качестве (в среднем по вузам России) выпускников высших учебных заведений может идти речь? Это можно отнести к образовательным учреждениям любого другого города.
Сводная таблица по статистике высшего образования
год |
Количество высших учебных заведений |
Набор на первый курс, тыс. |
Выпуск, тыс. |
Студентов на 10 тыс. населения, чел./% | |
всего |
В том числе негосударственных вузов | ||||
1985 |
502 |
- |
635 |
477 |
206/2,06 |
1990 |
514 |
- |
584 |
401 |
190/1,9 |
1995 |
759 |
193 |
678 |
402 |
189/1,89 |
2000 |
965 |
358 |
1293 |
635 |
327/3,27 |
2005 |
1068 |
413 |
1640 |
1152 |
481/4,81 |
2010 |
1114 |
452 |
2038 |
1623 |
523/5,23 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таковы основные проблемы,
с которыми столкнулось высшее образование,
отечественное образование в
целом. Очевидно, что их решение требует
комплексного подхода, совместных усилий
государства и общества, при приоритете
государственного участия в этом
процессе. Прямая обязанность государства
- создавать условия для
В связи с этим представляется
перспективным, продолжив осуществление
модернизации, адаптацию к новым
социально экономическим
Крайне важно в ближайшие годы увеличить объемы бюджетного финансирования высшей школы, привлечь к финансированию образования работодателей и спонсоров.
При этом существенному изменению надо подвергнуть очень многое как в самой общественной жизни, так и в наших взглядах на нее. В том числе по-новому надо понять роль, а главное, возможности государства, которые на деле гораздо больше, чем их сейчас пытаются призвать и использовать в деле обеспечения образования. Даже "стягивание ресурса" в сферу образования, на которое многие уповают как на задачу, посильную сейчас лишь государству, может реализоваться не только в виде прямого направления бюджетных средств и привлечения инвестиций в сферу образования. А еще в целом ряде государственно-политических инициатив полисферного и полифункционального действия, одним из результатов которого - и не только прямого, но опосредованного или косвенного действия, - могут стать указанные инвестиции. Но для такого переосмысления требуется специальная работа, новые поиски и неоткрытые пока решения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Ресурсное обеспечение системы ВПО1
Наименование показателя |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
Валовой внутренний продукт, млрд.руб. |
13050 |
15300 |
18720 |
24380 |
31220 |
Расходы бюджета, млрд.руб |
2345,6 |
2659,4 |
3047,9 |
4270,1 |
5463,5 |
На образование, млрд.руб |
97,9 |
117,8 |
155,3 |
201,6 |
277,9 |
в % к ВВП |
0, 75 |
0,77 |
0,83 |
0,83 |
0,89 |
В % к расходам бюджета из них: |
4,17 |
4,43 |
5,10 |
4,72 |
5,09 |
На подготовку кадров в вузах, млрд.руб. |
54,8 |
68,3 |
108,8 |
155,1 |
214 |
В % к ВВП |
0,42 |
0,45 |
0,58 |
0,64 |
0,69 |
В % к расходам бюджета |
2,3 |
2,6 |
3,6 |
3,6 |
3,9 |
В % к расходам на образование |
56,1 |
58,0 |
70,1 |
76,9 |
77,0 |
Приложение 2 Таблица 2
Число образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования2
|
|
||||||||||||||||||||||
Российская Федерация/ |
2000 |
2001 |
|
2002 |
2003 |
|
2004 |
|
2005 |
2006 |
2007 |
|
2008 |
2009 | |||||||||
Российская Федерация |
607 |
621 |
655 |
652 |
662 |
655 |
660 |
658 |
660 |
662 | |||||||||||||
Центральный федеральный округ |
183 |
192 |
197 |
200 |
203 |
204 |
206 |
209 |
212 |
212 | |||||||||||||
Северо-Западный федеральный округ |
72 |
72 |
74 |
74 |
76 |
75 |
77 |
77 |
78 |
79 | |||||||||||||
Южный федеральный округ (по 2009 год) |
74 |
76 |
80 |
80 |
81 |
79 |
80 |
77 |
77 |
77 | |||||||||||||
Приволжский федеральный округ |
111 |
112 |
118 |
121 |
124 |
123 |
121 |
120 |
119 |
120 | |||||||||||||
Уральский федеральный округ |
48 |
50 |
54 |
53 |
53 |
51 |
52 |
53 |
53 |
53 | |||||||||||||
Сибирский федеральный округ |
84 |
82 |
86 |
85 |
86 |
85 |
86 |
84 |
84 |
84 | |||||||||||||
Дальневосточный федеральный округ |
35 |
37 |
46 |
39 |
39 |
38 |
38 |
38 |
37 |
37 | |||||||||||||
Приложение 3
Численность студентов государственных высших учебных заведений в Российской Федерации3
1 Источники: данные федеральных бюджетов на соответствующий год
2
Статистические данные Росстат: http://bi.gks.ru:8080/DDB/
3
Статистические данные Росстат: http://bi.gks.ru:8080/DDB/
Информация о работе Экономические проблемы развития системы высшего образования в современной России