План работы:
Введение
1. Классификация экономических
систем.
1.1 Административно-командная
система.
1.2 Традиционная
система.
1.3 Рыночная
система.
1.3.1 Свобода
экономической инициативы как
гарантия правового государства.
1.3.2 Свобода
выбора видов и форм деятельности.
1.3.3 Равноправие
форм собственности в рыночной
экономике.
1.3.4 Независимость
хозяйствования.
1.3.5 Принципы
функционирования рынка.
1.3.6 Аргументы
в пользу рыночной экономики.
1.3.7 Аргументы
против рыночной экономики.
1.4 Смешанная экономическая система.
2 Основные
модели развитых стран.
2.1 Американская
модель.
2.2 Шведская
модель.
2.3 Германская
модель.
2.4 Японская
модель.
2.5 Китайская
модель.
Заключение
Список использованной
литературы
Введение.
Классификация экономических систем очень актуальная
тема. От типа системы зависит поведение
государства, как на мировой, так и на внутренней
арене. В нашей стране в настоящее время
происходит переход от командной экономической
системы к рыночной. Четко назвать сегодняшнюю
российскую экономическую систему рыночной
ещё нельзя, однако, она уже утеряла признаки
командной. То есть такая система является
переходной.
Практика
постоянно подтверждает системный
характер экономики. Объективно существующие
экономические системы находят свое научное отражение
в теоретических (научных) экономических
системах.
Первый развернутый
анализ экономики как системы
был дан основоположником классической
школы политэкономии А. Смитом в
его главном научном труде "Исследование
о природе и причинах богатства народов" (в
принятом сокращении - "Богатство народов"),
вышедшем в свет в 1776г. Из последующих
научных экономических систем следует,
прежде всего, выделить системы, созданные
Д. Рикардо (1817г.), Ф. Листом (1841г.), Дж. С.
Миллем (1848г.), К-Марксом (1867г.), К. Менгером
(1871г.), А. Маршаллом (1890г.), Дж-Кейнсом (1936г.),
П. Самуэльсоном (1951г.).[2;67]
Из отечественных
экономистов прошлого, делавших упор
на системное представление об экономике,
следует отметить И.Т. Посошкова, А.И.
Бутовского, Н.Г. Чернышевского, М.И. Туган-Барановского,
А.И. Чупрова, П.Б. Струве, В.И. Ленина, Н.Д.
Кондратьева.
В советский
период отечественной экономической
науки наиболее заметными были теоретические
системы, нашедшие отражение в учебниках
политической экономии под редакцией К.В. Островитянова,
А.М. Румянцева, Н.А. Цаголова, Н.П. Федоренко,
В.А. Медведева, Л.И. Абалкина.
Как показывает история
экономической науки, классификация
экономических систем может производиться
на основе различных критериев. В
основе этой множественности лежит объективное
многообразие свойств экономических систем.
Историческая
классификация должна включать помимо
современных систем системы прошлого
и будущего. В этой связи заслуживает
внимания классификация, предложенная
представителями теории постиндустриального
общества, которые выделяют доиндустриальные,
индустриальные и постиндустриальные
экономические системы.
Границами, отделяющими
экономические системы друг от друга,
являются промышлен-ная и научно-техническая
революции. Внутри каждой из этих систем возможна
более подробная типология, что позволяет
наметить пути для синтеза формационного
и цивилизационного подходов.
Таким образом,
поняв суть системы, можно понять
многие закономерности хозяйственной
жизни общества.
Цель работы
выявить основные модели экономических
систем и раскрыть их достоинства и недостатки.
Задачи, решаемые
в ходе исследования:
охарактеризовать понятие экономической системы;
рассмотреть критерии классификации экономических систем;
описать особенности традиционной, командной, рыночной, переходной моделей экономических систем.
- Классификация экономических систем.
Человеческое общество
в своем развитии использовало и
использует различные экономические
системы. Они различаются подходом
и методами решения основных экономических проблем.
В современных курсах
по экономической теории обычно выделяют
рыночную, традиционную, административно-командную
и смешанную экономику.
1.1. Административно-командная
система.
Эта система господствовала
ранее в СССР и странах восточной
Европы, и ряде азиатских государств.
Все решения
по основным экономическим проблемам
принимает государство. Все ресурсы
здесь составляют собственность
государства. Центральное экономическое
планирование охватывает все
уровни – от домашнего хозяйства до государственного.
Распределение ресурсов осуществляется
на основе долго-временных приоритетов.
В силу этого производство благ постоянно
отрывается от общественных потребностей.
Прогресс общества тормозится.
При чрезмерной централизации
исполнительной власти развивается бюрократизация
хозяйственного механизма и экономических
связей. По своей природе бюрократический
централизм не способен обеспечить рост
эффективности хозяйственной деятельности.
Дело, прежде всего в том, что полное огосударствление
хозяйства вызывает невиданную по своим
масштабам монополизацию производства
и сбыта продукции.
Гигантские
монополии, утвердившиеся во всех областях
народного хозяйства и поддерживаемые
министерствами и ведомствами, при
отсутствии конкуренции не заботятся о внедрении новинок
техники и технологии. Для порождаемой
монополизмом дефицитной экономики характерно
отсутствие нормальных материальных и
людских резервов на случай нарушения
сбалансированности народного хозяйства.
Структура общественных потребностей
определяется непосредственно центральными
плановыми органами. Однако поскольку
детализировать и предвидеть изменение
общественных потребностей в таких масштабах
принципиально невозможно, эти органы
руководствуются преимущественно задачей
удовлетворения минимальных потребностей.
Централизованное
распределение материальных благ, трудовых
и финансовых ресурсов осуществляется
без участия непосредственных производителей
и потребителей, в соответствии с
заранее выбранными критериями, на
основе централизованного планирования.
Отличительной
особенностью распределения продукции
в административно-командной системе
являлось привилегированное положение
партийно-государственной элиты.
Нежизнеспособность
этой системы и неспособность
обеспечить переход к интенсивному
типу экономического развития
сделали неизбежным коренные социально-экономические
преобразования во всех бывших социалистических
странах. Стратегия экономических реформ
в этих странах определяется законами
развития мировой цивилизации.
Традиционная система.
В некоторых
так называемых «слаборазвитых странах»
действуют традиционные, основанные
на обычаях экономические системы.
Традиции, передающиеся от поколения
к поколению, определяют, какие товары
и услуги, как и для кого производить.
Перечень благ, технологии производства
и распределение базируются на обычаях,
освященных временем. Экономические потребности
индивидуумов определяются наследственностью
и кастовой принадлежностью. Технический
прогресс проникает в эти системы с большими
трудностями, так как он вступает в противоречие
с традициями и угрожает стабильности
существующего строя.
Сохраняются
в ряде стран натурально-общинные
формы, основанные на общинном ведении
хозяйства и натуральных формах
распределения созданного продукта.
Огромное значение имеет мелкотоварное
производство. Оно основано на частной
собственности на производственные ресурсы
и личном труде их владельца.
В странах
с традиционной системой мелкотоварное
производство представлено многочисленными
крестьянскими и ремесленными хозяйствами, которые доминируют
в экономике.
В условиях относительно
слабо развитого национального
предпринимательства огромную роль
в экономике рассматриваемых
стран часто играет иностранный
капитал. В жизни общества преобладают
освещенные веками традиции и обычаи, религиозные культурные
ценности, кастовые и сословные деления,
сдерживая социально-экономический прогресс.
Решение ключевых
экономических задач имеет специфические
особенности в рамках различных
укладов. Для традиционной системы
характерна такая особенность, как активная роль
государства. Перераспределяя через бюджет
значительную часть национального дохода,
государство направляет средства на развитие
инфраструктуры и оказания социальной
поддержки беднейшим слоям населения.
Рыночная система.
Лучше всего изучена рыночная экономика,
которая характеризуется как система,
основанная на частной собственности,
свободе выбора и конкуренции, опирается
на личные интересы, ограничивает роль
правительства. Именно поэтому я подробнее
остановлюсь на рыночной системе.
Свобода экономической инициативы как гарантия правового государства.
Рынок - сложная
экономическая система общественных
взаимоотношений в сфере экономического
воспроизводства. Он обусловлен несколькими
принципами, которые отличают его
от других экономических систем. Эти принципы
основываются на свободе человека, его
предпринимательских талантах, на справедливом
отношении к ним государства. Действительно,
данных принципов немного, однако их важность
для самого понятия рыночной экономики
трудно переоценить. Причем эти основы,
а именно: свобода индивида и честное соревнование
- очень тесно связаны с понятием правового
государства.
Гарантии
же свободы и честного соревнования
могут быть даны лишь в условиях
гражданского общества и правового
государства. Но и сама суть прав, обретенных
человеком в условиях правового государства,
есть право свободы потребления: каждый
гражданин вправе устраивать свою жизнь
так, как ему представляется, в рамках
его финансовых возможностей.
Человеку
необходимо, чтобы права на собственность были нерушимыми,
и в этой защите своих прав основную роль
играет он сам, а роль по защите от незаконных
посягательств на собственность гражданина
других граждан берет на себя государство.
Такой расклад сил удерживает человека
в рамках закона, так как в идеале государство
стоит на его стороне. Закон, который начинают
уважать, какой бы он ни был, становится
справедливым хотя бы для того, кто его
уважает. Но, защищая права граждан, государство
не должно переходить границу, как тоталитаризма,
так и хаоса. В первом случае инициатива
граждан будет сдерживаться или проявляться
в извращенном виде, а во втором - государство
и его законы могут быть сметены насилием.
Однако дистанция между тоталитаризмом
и хаосом достаточно велика, и государство
в любом случае должно играть свою роль.
Роль эта заключается в эффективном регулировании
хозяйства. Под регулированием следует
понимать весьма широкий спектр мер, и
чем эффективнее его использование, тем
выше доверие к государству.
Сама рыночная
экономика как механизм регулирования экономических
отношений является лишь научной абстракцией,
упрощенной моделью для демонстрации
принципа ее функционирования и сравнения
с существующими формами так называемой
смешанной экономики. В рыночной экономике
в полной мере реализуются все принципы,
обусловленные ею.
Свобода выбора видов и форм деятельности.
Хотя рыночная
экономика и многозначное понятие,
главный ее признак все же можно
выделить. Это принцип свободы
хозяйственной деятельности.
Естественно,
экономическая свобода, как и политическая, социальная,
духовная, нравственная, ограничена общественно
устанавливаемыми пределами, не позволяющими
ей вылиться в анархию, превратиться в
средство необузданного экономического
произвола. Без системы общественных ограничений
свобода одних станет засильем для других.
Но в, то, же время наличие ограничений
не свидетельствует, что в условиях их
действия свобода заключена в заранее
заданные рамки. Весь вопрос в том, каков
уровень ограничений. Сужая ограничения,
можно свести зону экономической свободы
к нулю, а, расширяя свободное экономическое
пространство, можно сделать его и при
наличии ограничений не сковывающим хозяйственную
деятельность, инициативу, предприимчивость.
Главный принцип
рыночной экономики декларирует
право любого хозяйствующего субъекта, будь то человек,
семья, группа, коллектив предприятия,
выбирать желаемый, целесообразный, выгодный,
предпочтительный вид экономической деятельности
и осуществлять эту деятельность в любой
допускаемой законом форме. Закон же призван
ограничивать и запрещать те виды экономической
и хозяйственной деятельности, которые
представляют реальную опасность жизни
и свободе людей, общественной стабильности,
противоречат нормам морали. Все остальное
должно быть разрешено как в форме индивидуальной
трудовой, так и в ее коллективных и государственных
формах деятельности.
Таким образом,
в рыночной экономике действует
следующий исходный принцип: "Каждый
субъект вправе избирать для себя
произвольную форму экономической,
хозяйственной деятельности, кроме
запрещенных законом, ввиду их общественной
опасности".
Равноправие форм собственности в рыночной экономике.
Следует отметить,
что в рынке реализуется и
принцип всеобщности. Он обусловливает
комплексность рыночного хозяйства,
где не должно быть структур, не пользующихся товарно-денежными отношениями,
которые являются наиболее важными атрибутами
рынка в экономике.
Определяющим
принципом рыночной экономики является
также равноправие рыночных субъектов
с разными формами собственности.
Этот принцип гласит: экономические права каждого из данных субъектов,
включая возможности осуществления экономической
деятельности, ограничения, налоги, льготы,
санкции, должны быть адекватны для всех
субъектов. В том смысле, что они не зависят
от формы собственности, существующей
на данном предприятии.