Экономический кругооборот

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 18:04, реферат

Описание работы

Разделение труда вызывает специализацию, а та приводит к постоянному обмену между экономическими агентами. Обмен является базой для постоянных хозяйственных связей, отношений между ними.
Прежде чем описывать эти связи, следует пояснить ряд исходных понятий, в том числе и ранее упомянутых.

Содержание работы

1. Производство, обмен и распределение
2. Потребление, сбережение, инвестиции
3. Кругооборот товаров и услуг
4. Кругооборот с участием государства и банков
5. Экономическая роль государства
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 215.00 Кб (Скачать файл)

Из всех потоков нас  интересует весь продукт, произведенный страной за год (чаще его называют валовым внутренним или валовым национальным продуктом). Он представляет собой агрегированный поток, т.е. выражает стоимость всех товаров и услуг, произведенных за год. Валовой внутренний продукт включает конечную продукцию (завершенную производством и готовую для употребления), исключая промежуточную продукцию, предназначенную для переработки и изготовления конечной продукции. Он также является суммарным доходом всех владельцев экономических ресурсов. В данной (упрощенной) схеме экономического кругооборота показатели валового внутреннего продукта и национального дохода равны между собой.

Обратим внимание на следующий  момент. Валовой внутренний продукт  может быть рассчитан как совокупный доход от производства товаров и услуг (прямая линия со стрелкой в нижней части схемы). Он может быть подсчитан и иначе - как совокупный расход на покупку произведенных товаров и услуг (прямая линия в верхней части рисунка).

Деньги и в верхней, и в нижней части рис. 4.1 движутся в направлении, противоположном движению товаров. При этом совокупные доходы равны совокупным расходам.

Равенство доходов и  расходов соответствует принципу двойного бухгалтерского учета, используемого  в экономической статистике. Хозяйственный  кругооборот представляет собой совокупность сделок по купле-продаже хлеба и одежды, оплате транспортных и бытовых услуг. В каждом отдельном случае оплачиваемая часть дохода соответствует затрачиваемой части расходов. Это же равенство сохраняется в результирующем показателе кругооборота, в котором суммируются все сделки за год.

Если увеличивается  выпуск продукции, то соответственно возрастают расходы и доходы. Предприятия  нанимают дополнительных работников, закупают дополнительное сырье, топливо, материалы, устанавливают дополнительное оборудование. Увеличиваются выплаты заработной платы, возрастают размеры прибыли. И вновь расходная и доходная части производимого продукта равны.

 

4. Кругооборот  с участием государства и банков

 

Представим более сложную  картину. В процессе кругооборота, помимо домашних хозяйств и предприятий, принимают участие государство и финансовые предприятия (в основном банки). Государство собирает налоги и осуществляет расходы - закупает товары и выплачивает из бюджета заработную плату. Банки перераспределяют денежные ресурсы.

На новой, несколько  видоизмененной схеме кругооборота (рис. 2) функционируют уже не два, а четыре участника экономических  операций: домашние хозяйства, предприятия, государство, банки. Выпуск продукции  разделен в соответствии с ее использованием на три части: потребление С (англ. cosumption), государственные расходы G (англ. government), инвестиции I(англ. investment).

 

 

Рис.2. Экономический оборот с участием государства и банков

 

Валовой внутренний продукт (конечный выпуск)Y равен сумме потребления, государственных расходов и инвестиций, т.е.Y= С+G+ I. В условиях нашей экономики ВВП в процентных показателях распадается примерно на следующие части: 55% расходуется на потребление; 25% составляют государственные расходы; 20% образуют инвестиции. Еще раз обратим внимание на то, что Y - совокупное национальное производство всех товаров и услуг за год. Вместе с тем Y- это сумма расходов всех потребителей (населения, государства и инвесторов).

Схема кругооборота с  участием государства и учетом инвестиционной деятельности демонстрирует процесс, в котором осуществляется расширение масштабов производства. В этом случае домашние хозяйства не тратят на потребление весь доход, а откладывают часть его в форме сбережений. Как отмечалось выше, сбережения - это та часть дохода, которая не используется на потребление.

Перераспределение сбережений и превращение их в инвестиции происходит при участии банков, выполняющих  роль посредников.

На рис. 2 показано, что  государство собирает налоги с населения (домашних хозяйств) и предприятий, формируя тем самым доходную часть государственного бюджета. Расходные статьи государственного бюджета включают покупку товаров и услуг (для нужд обороны и строительства дорог, поддержки государственных предприятий и содержания учреждений), выплаты домашним хозяйствам социальных трансфертов, т.е. безвозмездные выплаты субсидий, пособий, пенсий, стипендий.

Для обеспечения нормального  хода кругооборота сумма сбережений (S) должна быть равна размерам инвестиций (I), т.е. S=I В идеале доходы госбюджета должны соответствовать его расходам.

В нашей (упрощенной) картине  движения товаров и денег мы, как  уже отмечалось, отвлекаемся от участия  в кругообороте внешней торговли. На рис. 1 и 2 изображен товарооборот в экономике замкнутого типа. В модель «открытой» экономили включается еще один участник - «заграница», рассматриваются экспортно-импортные связи, а в качестве результирующего показателя - баланс внешней торговли товарами и услугами (X). Тогда формула ВВП будет выглядеть следующим образом: Y= С+ G+I+X.

Объем национального  производства и темпы экономического роста, как правило, не остаются неизменными, а постоянно колеблются под влиянием ряда факторов, прежде всего под  воздействием изменений в сфере  инвестиционной деятельности. К тому же экономика развивается циклически, подъемы и спады формируют цикл. Экономический цикл принято рассматривать как многоволновой процесс, включающий циклические колебания различной продолжительности.

Мы рассмотрели картину  экономического кругооборота, используя графические схемы и формализованные символы. Тем самым в наиболее общем виде представили характер взаимосвязей между отдельными сферами и секторами, их роль и взаимовлияние.

 

5. Экономическая роль  государства

Главный механизм распределения и использования ограниченных ресурсов в рыночной экономике - это механизм рынка, где центральное место занимают конкуренция и цены. Вместе с тем, во всех странах с рыночной экономикой значительную роль в экономике играет государство. Государство не только перераспределяет ресурсы, обеспечивает правовую базу для принятия решений экономическими агентами, осуществляет экономическую политику, но и в некоторых случаях организует производство на государственных предприятиях. Все это означает, что современная рыночная экономика - это смешанная экономика, где, наряду с частным сектором, функционирует и государственный сектор экономики, рыночный организационно-хозяйственный механизм дополняется механизмом государственного регулирования экономики. В широком смысле государственный сектор экономики включает в себя все экономические ресурсы, которыми владеет государство, все организации, с помощью которых осуществляется государственное регулирование экономики. Это и государственный бюджет, государственные производственные предприятия, государственные организации в сфере управления, здравоохранения, образования, обороны, государственные земли.

Схематически в общем  виде экономическую роль государства  можно представить с помощью  известной нам модели экономического кругооборота, которая дополняется третьим экономическим агентом, государством (рис. 3).

Модель экономического кругооборота с участием государства. Поставим государство в центр  модели кругооборота. Потоки между  государством и рынком ресурсов, обозначенные стрелками, отражают закупки государством ресурсов, например наем государственных служащих и выплату им жалованья, строительство школы. Потоки между государством и рынком товаров и услуг показывают государственные закупки товаров и услуг, например бумаги, компьютеров, вооружений. Слева и справа расположены потоки между государством и домохозяйствами, между государством и предприятиями. Государство предоставляет домашним хозяйствам и предприятиям общественные товары и услуги, производство которых финансируется налогами, поступающими от домашних хозяйств и предприятий. Модель кругооборота показывает, как государство вмешивается в экономику и перераспределяет ресурсы и продукты через систему государственных финансов, то есть через государственные расходы и доходы.

 

Рис. 3

 

Почему необходимо государственное  вмешательство в рыночной экономике? Как экономическая теория объясняет  существование государственного сектора  в рыночной экономике? На эти вопросы  мы ответим в следующих разделах учебника.

В истории рыночной экономики ХIХ-ХХ вв. в целом наблюдается усиление экономической роли государства. О масштабах экономической деятельности государства свидетельствует колоссальный рост государственных расходов и доходов, увеличение доли государства в перераспределении национального дохода. В частности, в среднем доля совокупных государственных расходов в валовом внутреннем продукте (ВВП) экономически наиболее развитых стран в ХХ веке выросла с 10% в 1913 г. до 49% в 2000 г. При этом надо отметить, что эти расходы увеличивались и в 80-90-е гг. ХХ в., когда в этих странах интенсивно развивался процесс разгосударствления и приватизации. Отмеченная тенденция в целом относится и к экономике таких стран, как США и Великобритания. Если в 20-е гг. ХХ века доля государственных расходов в ВВП этих стран составляла около 20%, то в 2000 г. в США она выросла до 29%, а в Великобритании - до 40 %. Для сравнения интересно привести данные по России. В 2000 г. государственные расходы в России составляли 28 % валового внутреннего продукта.

 

Рис. 4

 

По сравнению с ростом доли государственных расходов в ВВП несколько иначе выглядит тенденция развития государственного сектора в сфере производства товаров и услуг. Государственный сектор в этой сфере - это одно из направлений государственного вмешательства в экономику. Государственный сектор в сфере производства представлен государственными предприятиями, то есть представляет собой деятельность государства как производителя продуктов и услуг. Наиболее высокими темпами государственный сектор в развитых странах Запада рос в 50-е - 70-е гг. ХХ в. В 80-е - 90-е гг. под воздействием разгосударствления и приватизации масштабы государственного сектора сокращались.

Например, в Великобритании в послевоенный период значение государственного сектора  в производственной сфере возрастало. Государственные предприятия в значительной степени самостоятельно действовали на рынке, но в целом их деятельность контролировалась органами исполнительной власти и парламентом. Государственный сектор развивался в таких отраслях экономики, как каменноугольная промышленность, судостроение, металлургия, электро- и газоснабжение, атомная энергетика, железнодорожный и авиатранспорт, аэрокосмическая промышленность, телекоммуникации. Пик в развитии государственного сектора был достигнут в конце 70-х гг. В 1979 г., перед приходом к власти правительства М. Тэтчер, продукция, производимая на государственных предприятиях, составляла 11,5% ВВП, объем инвестиций государственного сектора составлял 14% общих инвестиций в экономике Великобритании, на государственных предприятиях было занято 1,5 млн. чел., что составляло 7,3% всех занятых. Начиная с 1979 г. и на протяжении 80-х - 90-х гг., в Великобритании начинаются процессы разгосударствления и приватизации, которые привели к сокращению числа государственных предприятий и отраслей, где государственный сектор занимал господствующие позиции. Доля государственного сектора в экономике за этот период сократилась в несколько раз, в частности в середине 90-х гг. доля государственных предприятий в ВВП, в общих инвестициях и занятости составляла около 3%.

В российской экономике в настоящее  время государственные и муниципальные  предприятия составляют 11,2% общего числа предприятий, на государственных  предприятиях работают 38% всех занятых  в народном хозяйстве, государственный сектор производит около 35% всей продукции. Это существенное сокращение по сравнению с началом 90-х гг., когда в государственном секторе производилось более 90% валового внутреннего продукта страны.

Необходимо отметить, что в рамках общей тенденции увеличения экономической роли государства и доли государственных расходов действовали контртенденции, ведущие к снижению этих расходов под воздействием, а также различных экономических, политических и идеологических факторов. Это проявлялось в уменьшении экономической роли государства в некоторые периоды экономической истории развитых стран. Во второй половине ХХ столетия отношение правительств и общественности к государственному вмешательству в экономику капиталистических стран менялось. Эти изменения наиболее ярко воплотились в теоретических трактовках экономической роли государства. Если в 50-е - 70-е гг. господствовали концепции "доминирующего государства", то в 80-е - первой половине 90-х гг. наиболее распространенным был подход с позиций "минималистского государства". Начиная с середины 90-х гг., все большее распространение получает идея "эффективного государства".

Государство так или иначе воздействует на все сферы рыночной экономики, на производство, обмен и потребление. Возьмем, например, производство, рынок и потребление автомобилей в США. Это производство в рамках крупных корпораций. Цены формируются на рынке автомобилей под воздействием спроса и предложения. Внешне кажется, что это свободный рынок, независимый от государства. Но при ближайшем рассмотрении оказывается, что это далеко не так.

Начнем с того, что  нельзя построить автомобильный  завод в любом месте по желанию  компании. Землепользование регулируется как на уровне всего общества, так  и на местном уровне. Под влиянием государства находятся и затраты на производство автомобилей хотя бы потому, что правительство устанавливает минимальную заработную плату. Развитие производства автомобилей зависит от конкуренции со стороны иностранных автомобильных компаний, а эта конкуренция либо ограничивается, либо стимулируется внешнеторговой и валютной политикой правительства. Далее. Федеральная торговая комиссия определяет, является ли реклама автомобилей адекватной или она дезориентирует покупателей. Антимонопольное законодательство запрещает повышение цен по соглашению между производителями автомобилей. Управление по здоровью и охране труда заставляет компании придерживаться правил охраны труда и здоровья рабочих на автомобильных заводах. Государственная система социального обеспечения выделяет средства в случае потери трудоспособности. Федеральная резервная система (Центральный банк) влияет на размеры кредита, предоставляемого автомобильным компаниям, воздействуя различными способами на количество денег в обращении. Министерство финансов воздействует на размеры капиталовложений в производство автомобилей, меняя налог на прибыль и предоставляя налоговые льготы. И так далее.

Информация о работе Экономический кругооборот