Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 18:04, реферат
Разделение труда вызывает специализацию, а та приводит к постоянному обмену между экономическими агентами. Обмен является базой для постоянных хозяйственных связей, отношений между ними.
Прежде чем описывать эти связи, следует пояснить ряд исходных понятий, в том числе и ранее упомянутых.
1. Производство, обмен и распределение
2. Потребление, сбережение, инвестиции
3. Кругооборот товаров и услуг
4. Кругооборот с участием государства и банков
5. Экономическая роль государства
Заключение
Литература
Важнейшим элементом в этом процессе выступают органы государственной власти. Это правительство, специальные органы управления в сфере экономики (Министерство финансов, Центральный банк, Министерство экономического развития и торговли, Министерства промышленности и сельского хозяйства, Министерство внешней торговли), особые государственные структуры, типа президентского совета и совета экономических консультантов, парламент, постоянные комиссии и комитеты парламента. Все они обеспечивают как прямую, так и обратную связь между интересами различных слоев общества и экономической политикой правительства.
В самом общем виде процесс формирования экономической политики может быть представлен схематично как взаимодействие между избирателями, законодательными органами власти и правительством (рис. 5). Избиратели отдают предпочтения тем или иным кандидатам в законодательные органы власти. Кандидаты предлагают своим избирателям программы, включающие позицию кандидатов по вопросам экономической политики. Таким образом, путем голосования избиратели выражают свои предпочтения по экономической политике в целом, а не по каждому ее направлению. Законодатели принимают основополагающие решения по государственным расходам и доходам, принимают новые законы и экономические программы, утверждают основные направления экономической политики. В процессе принятия и исполнения решений по вопросам экономической политики заинтересованные избиратели и организации объединяются в группы, которые пытаются убедить законодателей и правительство принять нужное им решение. Действия этих заинтересованных групп называют лоббированием. Правительственные органы на основе решений законодательных органов власти проводят в жизнь законы, контролируют их исполнение, предлагают конкретные меры по регулированию и реализуют экономическую политику.
В процессе формирования экономической политики определяются ее важнейшие цели и направления. Среди целей экономической политики выделяются общие и особенные. Общие цели экономической политики в рыночной экономике мало меняются с течением времени или со сменой правительств.
Рис. 5
Реализация всех направлений экономической политики предполагает достижение этих общих целей. Вместе с тем существуют и более конкретные специальные цели экономической политики, определяемые особенностями данного этапа экономического развития, особенностями развития данной страны.
Конкретные цели экономической политики меняются с течением времени, со сменой правительств, меняются приоритеты и в экономической политике, как, например, во второй половине ХХ в. изменились приоритеты в экономической политике развитых стран Запада. В частности, приоритеты 50-60-х гг. отличались от приоритетов 70-80-х гг. Если на первом этапе главной целью экономической политики было поддержание полной занятости (борьба с безработицей), то на втором этапе - поддержание стабильных темпов роста денежной массы (борьба с инфляцией).
В ходе развития рыночной экономики сформировались различные направления экономической политики. Существуют многочисленные классификации этих направлений, но все они достаточно условны, так как существует тесная взаимосвязь между всеми направлениями. Например, политику занятости, направленную на сокращение безработицы, можно выделить как отдельное направление, а можно включить в состав социальной политики или в состав структурной политики.
Каждое из основных направлений включает в себя разные виды или формы экономической политики, например внешнеэкономическая политика включает в себя внешнеторговую политику, политику по отношению к иностранному капиталу, валютную политику. Некоторые конкретные виды экономической политики упоминались выше, когда рассматривалась вторая экономическая функция государства, то есть когда речь шла об устранении и компенсации недостатков рыночного хозяйственного механизма.
Характеристика тех или иных направлений экономической политики определяется многими факторами, зависит от того:
1) каков "пакет" методов, или инструментов, для ее реализации,
2) в каком направлении
используются эти инструменты
в зависимости от
3) какова сфера действия тех или иных инструментов,
4) от длительности
периода, на который
5) от ее внутри- или внешнеэкономической направленности.
Из приведенных выше характеристик необходимо остановиться на понятиях макро- и микроэкономической политики. Макроэкономическая теория изучает экономику в целом, взаимодействие между такими общеэкономическими величинами, как темпы экономического роста, норма безработицы, темпы инфляции, масштабы государственных расходов и доходов и др. Поэтому макроэкономическая политика - это совокупность мер правительства, направленных на изменение общеэкономических величин и влияющих на экономику в целом. Традиционно к макроэкономической политике относят бюджетно-финансовую и денежно-кредитную политику.
Микроэкономическая теория изучает поведение потребителей и отдельных производителей, формирование издержек производства и цен на товары и факторы производства. Таким образом, микроэкономическая политика - это совокупность мер правительства, направленных на изменение поведения отдельных производителей и потребителей на индивидуальных рынках и создающая благоприятные условия для действия механизма конкуренции, например антимонопольная политика, политика дерегулирования, социальная и демографическая политика. Методы микроэкономической политики могут быть общеэкономическими, действовать в рамках всей экономики, но они направлены на отдельные субъекты хозяйственной деятельности. То же антимонопольное законодательство действует в рамках всего государства, но направлено только на те фирмы, которые ограничивают конкуренцию и взвинчивают цены.
С точки зрения результатов, оба вида экономической политики двойственны в том смысле, что обе обладают и макроэкономическим, и микроэкономическим эффектом. Так, меры правительства микроэкономического характера непосредственно влияют на принятие решений фирмами в области цен, капиталовложений, ставок заработной платы, размеров полученных ими кредитов и т.д. (микроэкономический эффект). Но накопленный в течение длительного времени микроэкономический эффект ведет к изменению макроэкономических величин - темпов роста экономики, масштабов потребления и накопления и др. (макроэкономический эффект микроэкономической политики).
Проведение определенной экономической политики предполагает существование в рыночной системе механизма ее осуществления, или реализации. Механизм реализации экономической политики - это механизм государственного регулирования экономики, включающий в себя систему административно-правового регулирования и систему экономических методов регулирования.
Административно-правовые методы регулирования экономики - это прежде всего хозяйственное законодательство, которое определяет правовые рамки и нормы при реализации экономической политики. Это законодательство включает в себя такие разделы, как законы о собственности и о компаниях, налоговое законодательство, закон о денежном обращении, банковское законодательство, антимонопольное, внешнеторговое и т.д. (см. раздел об инфраструктуре рынков труда, капитала, земли, товаров и услуг, о макроэкономической инфраструктуре).
Позднее, в разделах учебника, посвященных макроэкономике и международной экономике, мы более подробно познакомимся на основных направлениях экономической политики, теоретическом обосновании этой политики, методах ее осуществления.
1. Экономический кругооборот
- это движение расходов и
2. Движение продуктов
и денежных потоков охватывает
четыре основные сферы:
3. Производство представляет
собой процесс преобразования
и приспособления природных
4. Обмен - процесс движения материальных благ и услуг от одного участника экономической деятельности к другому. Он соединяет производителей и потребителей, через обмен формируется система экономических отношений в условиях рыночной экономики.
5. В процессе распределения выявляются количественные параметры ресурсов и результатов хозяйственной деятельности. Распределение определяет размеры доходов, получаемых участниками экономической деятельности. Разница в уровне доходов обусловливается различием выполняемых операций, формами собственности на факторы производства.
6. Потребление - завершающий
акт хозяйственной
7. Инвестиционные ресурсы предназначены для обновления и увеличения производства. Инвестиции направляются в финансовые активы, на увеличение основного капитала, пополнение запасов. Принято различать валовые и чистые инвестиции.
8. Изучение экономического кругооборота, его структуры помогает представить общую картину функционирования экономики, характер взаимосвязи между ее отдельными сферами и секторами, выявить их роль и взаимовлияние.