Экономический механизм спроса и предложений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2012 в 17:37, реферат

Описание работы

Центральная идея учения Смита заключалось в том, что экономика будет функционировать лучше, если исключить ее функционирование государством. В этих условиях экономический эгоизм будет заставлять предприятия выпускать продукты, нужные покупателям, и делать это по максимально низкой цене. Они будут делать это, думая не о благоденствии общества, а пытаясь превзойти своих конкурентов и получить максимум прибыли. Но этот эгоизм принесет пользу всему обществу тем, что обеспечит больше товаров и услуг лучшего качества и по более низким ценам.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 СПРОС 4
1.1 ВЕЛИЧИНА СПРОСА. ЗАКОН СПРОСА 6
1.2 ФАКТОРЫ СПРОСА 8
1.3 ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА 11
1.4 ПРЕДЛОЖЕНИЕ 15
1.5 ВЕЛИЧИНА ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ЗАКОН ПРЕДЛОЖЕНИЯ 17
1.6 ЭЛАСТИЧНОСТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ 19
1.7 РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 26

Файлы: 1 файл

1.docx

— 1.34 Мб (Скачать файл)

Оглавление

 

ВВЕДЕНИЕ 3

1 СПРОС 4

1.1 ВЕЛИЧИНА СПРОСА. ЗАКОН СПРОСА 6

1.2 ФАКТОРЫ СПРОСА 8

1.3 ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА 11

1.4 ПРЕДЛОЖЕНИЕ 15

1.5 ВЕЛИЧИНА ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ЗАКОН ПРЕДЛОЖЕНИЯ 17

1.6 ЭЛАСТИЧНОСТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ 19

1.7 РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ 21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 26

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Спрос и предложение - два важнейших понятия, с помощью  которых описывается взаимодействие продавцов и покупателей, каждый из которых стремится к максимально  полному удовлетворению своих потребностей.

Поскольку покупатели и продавцы удовлетворяют свои потребности  друг за счет друга, то они неизбежно  встречаются друг с другом, образуя  так называемый рынок, систему экономических  отношений между покупателями и  поставщиками товара, в результате которых между ними совершаются  сделки.

Вопрос устройства рынка волновал ученых с давних времен. Еще в 1776 году, когда была подписана Декларация о независимости, в Англии была опубликована одна из самых важных книг нашего времени – «Исследование о природе и причинах богатства народов». Она принесла своему автору Адаму Смиту титул «отца экономики».

Смит отошел от принципиальных взглядов своего времени. С точки  зрения Смита, богатство нации создается  в процессе производства, и не только сельскохозяйственного.

Центральная идея учения Смита  заключалось в том, что экономика  будет функционировать лучше, если исключить ее функционирование государством. В этих условиях экономический эгоизм будет заставлять предприятия выпускать  продукты, нужные покупателям, и делать это по максимально низкой цене. Они будут делать это, думая не о благоденствии общества, а пытаясь  превзойти своих конкурентов  и получить максимум прибыли. Но этот эгоизм принесет пользу всему обществу тем, что обеспечит больше товаров  и услуг лучшего качества и  по более низким ценам.

Для объяснения, почему все  общество выиграет, если экономика  будет свободна от регулирования, Смит использовал метафору «невидимой руки».

«Каждый отдельный человек  старается употребить свой капитал  так, чтобы продукт его обладал  наибольшей стоимостью. Обычно он не имеет  ввиду содействовать общественной пользе, а преследует лишь собственный  интерес. Однако при этом, как и во многих других случаях, он невидимой рукой направляем к цели, которая совсем не входила в его намерения. Преследуя свои собственные интересы, он неизбежно предпочитает такие действия, которые наилучшим образом служат интересам общества». «Невидимой рукой» Адам Смит именовал те экономические силы, которые мы сегодня называем спросом и предложением.

1 СПРОС

Цены в рыночной экономике — это своего рода сигнал, на который ориентируются производители  товаров и услуг, когда принимают  решения о том, сколько производить  продукции, куда вложить свой капитал, на какой доход от производства и  продажи товара можно рассчитывать. На этот своеобразный сигнал ориентируются  и потребители, когда принимают  решения, какие товары и в каких  количествах им можно купить, чтобы  удовлетворить свои потребности. Ценовой  ориентир играет исключительно важную роль в поведении, как производителей, так и потребителей товаров и  услуг, как фирм, так и домашних хозяйств.

Поэтому чтобы понять, как действует рыночный механизм, необходимо выяснить, как определяется уровень цены, от чего он зависит  и под влиянием каких факторов изменяется.

Любой предприниматель, поставляя товар на рынок, прежде всего, сталкивается с проблемой  спроса на данный товар

Спрос - это платежеспособная потребность, т.е. сумма денег, которую покупатели могут и намерены заплатить за какие-то нужные им изделия. Спрос нельзя отождествлять с потребностью как таковой: если человек испытывает нужду в каком-то благе, но у него нет денег, то он не обладает покупательским спросом. На спрос воздействует ряд рыночных факторов: доходы покупателей, их вкусы и предпочтения, их число на рынке, цены на запрашиваемые товары. Причем перед потребителем, обычно предстает рынок, где имеется возможность выбора альтернативного количества одноименных товаров, пользующихся спросом, по разным ценам. За те же деньги человек приобретет больше продуктов, если их цена снизится, и наоборот.

Спросом называется количество товара, которое будет куплено  за приемлемую цену и в определенный промежуток времени.

Механизм рынка позволяет  удовлетворять только те потребности, которые выражены через спрос. Помимо них в обществе всегда есть и такие  потребности, которые нельзя измерить деньгами и превратить в спрос. К  ним прежде всего относятся блага  и услуги коллективного пользования, особенно такие, в потреблении которых участвуют все граждане без исключения (охрана общественного порядка, национальная оборона, государственное управление, единая энергетическая система, национальная сеть коммуникаций и т.д.). Эти блага в мировой экономической науке именуются общественными товарами.

В обществе с развитой рыночной экономикой преобладающая часть потребностей удовлетворяется посредством реализации спроса.

На величину спроса, его  структуру и динамику влияют многочисленные факторы экономического, социального и технологического характера. Спрос на товар, например, может увеличиваться в результате рекламы, изменения моды или вкусов покупателей. Несмотря на это, необходимо отметить, что покупатель в первую очередь интересуется тем, сколько стоит товар, который он хочет купить, соизмеряя свои желания со своим доходом. Это означает, что спрос на определенное благо в основном зависит от цен на товары и от дохода, выделяемого покупателем на потребление.

Количество вещей, покупаемых людьми, всегда зависит от цен на товары. Чем выше цена товара, тем  меньше его покупают. И наоборот, чем ниже его цена, тем больше единиц этого товара будет куплено  при прочих равных условиях.

 

 

 

1.1 ВЕЛИЧИНА СПРОСА. ЗАКОН СПРОСА

Величина спроса.

Каждый человек нуждается в  тех или иных благах. И если он не может произвести эти блага  сам или ему выгоднее купить их, он приходит за ними на рынок. Естественно, он должен располагать деньгами для  покупки, поскольку бесплатно на рынке ничего получить нельзя. А  это значит, что на рынке мы сталкиваемся уже не с потребностями как таковыми, а с платежеспособным спросом.

Спрос в таком понимании характеризует  состояние рынка, а точнее, связь  массы товаров, которую люди готовы купить, с величиной цен, по которой  они могут совершить покупку.

Иными словами, объем (масса) покупок, или, как говорят экономисты, величина спроса, непосредственно зависит от цены, по которой эти товары можно приобрести.

Величина спроса – объем товара определенного вида, приобретенный  на протяжении определенного периода  времени (месяца, года) при определенном уровне цены этого товара.

Информацию о возможных величинах  спроса легко представить графически в виде кривой (Рис. 1), которая называется кривой спроса. Она описывает картину спроса на данном товарном рынке, т. е. зависимость между ценой товара и объемами его покупок, возможными при различных уровнях цен.

Кривая спроса позволяет ответить на два вопроса:

  1. Какова будет величина спроса при различных уровнях цен;
  2. Как изменится величина спроса при некотором изменении цены?

Кривая спроса описывает все  варианты величин спроса, которые  возможны на рынке в данный момент времени. Их может быть очень много.

Поэтому когда нам надо описать  общую ситуацию на рынке определенного  товара, то удобнее становится пользоваться уже не термином “величина спроса”, а термином “спрос”.

Спрос – зависимость величин  спроса на данном рынке от цен в  определенный период времени.

На вопрос владельца магазина: “Сколько товаров покупатели готов будут  у меня приобрести за месяц при  цене 100 рублей?” — ответом будет  информация о величине спроса.

Закон спроса.

Коренное свойство спроса заключается в следующем: при  неизменности  всех прочих параметров снижение цены ведет к соответствующему возрастанию величины спроса.  И, напротив, при прочих равных условиях повышение цены ведет к соответствующему уменьшению величины спроса.    

Существует отрицательная, или обратная, связь между ценой и величиной спроса.  Экономисты назвали эту обратную связь законом спроса.

Что лежит в основе этого  закона? Для обоснования достоверности закона спроса может быть предложено несколько аргументов.

  1. В подавляющем большинстве случаев существует так называемый ценовой барьер: если цена повышается, то для какой-то части людей товар оказывается недоступным, и они вынуждены будут отказаться от его покупки; чем выше цена, тем больше будет людей, для которых ценовой барьер окажется непреодолимым; широко практикуемые во всех странах распродажи, когда с целью увеличения объема спроса цену резко снижают, иногда до уровня издержек по ликвидации товара, могут служить примером снижения ценового барьера.
  2. Рост объема спроса при снижении цены можно обосновать возникающим при этом эффектом дохода. Эффект дохода возникает, когда снижение цены на товар экономит часть дохода покупателя; сам доход в этом случае не изменяется абсолютно, но экономия дает покупателю возможность приобрести на сэкономленную сумму денег.
  3. Рост объема спроса при снижении цены объясняется и эффектом замещения. Этот эффект связан с проблемой выбора. Если из двух взаимозаменяемых товаров один становится дешевле, то покупатель отдаст предпочтение более дешевому товару и сократит покупки другого, ставшего относительно первого более дорогим. Так, если груши подешевели в 1,5 раза, а цена яблок не изменилась, многие потребители уменьшат покупки яблок и приобретут большее количество груш.
  4. Рост величины спроса при снижении цены можно объяснить и принципом убывания предельной (дополнительной) полезности товара.

Представьте себе, что вы находитесь в жаркий полдень на пляже  и вас мучает жажда. Этим воспользуются  предприимчивые люди и предложат  вам купить бутылку «фанты». Удовольствие, или полезность, полученное вами от первой выпитой бутылки, будет очень  велико. Вторая принесет вам меньшее  удовольствие, т.е. предельная полезность ее будет меньше; а вот третью бутылку большинство из вас согласится купить только при условии, если вам  ее предложат по более низкой цене, так как ее предельная полезность будет очень низка, а для кого-то станет даже отрицательной.

Рассмотренные аргументы  дают нам возможность объяснить, почему кривая спроса направлена вниз слева направо, т.е. имеет отрицательный  наклон: уменьшение отрезка цены на вертикальной оси сопровождается увеличением  отрезка, отражающего величину спроса на горизонтальной оси.

1.2 ФАКТОРЫ СПРОСА

Рассмотрим основные составляющие, на которые ориентируются потребители, делая покупки на рынках и в  магазинах:

Цена товара. Для спроса цена товара или услуги почти всегда является решающим фактором. При прочих равных условиях, величина спроса на товар обратно пропорциональна цене – покупатели желают и способны приобретать больше по низким, а не по высоким ценам. В случаях, когда товар уценен или выставлен на распродаже, или покупатели и продавцы привычно торгуются, верным измерителем цены служит реально уплаченная сумма, или цена сделки, но не запрашиваемая цена.

Качество товара. Потребители обычно интересуются качеством товара, особенно по сравнению с качествами конкурирующих моделей или товаров-заменителей. Ключевыми характеристиками товара являются его качество, технические характеристики, гарантия, условия приобретения в кредит, удобство, стиль и дизайн, послепродажное обслуживание и общая полезность. Вообще говоря, спрос на товар выше, если товар обладает теми качествами, которые ищет потребитель. Нельзя сказать, что качество товаров одной отрасли, производимых разными фирмами, практически одинаково. Так как качество товаров бывает разным, и существуют ощутимые разрывы в ценах на товары, практически выполняемые одни и те же функции. Спрос на одну модель или марку в значительной степени зависит от того, как потребитель оценивает её качества по сравнению с качествами конкурирующих моделей и марок. Конкуренты, как обычно бывает, рекламируют качества своих товаров под предлогом информирования потребителей, на деле стремясь убедить потребителей в том, что качество их товаров выше.

Вкусы и предпочтения потребителей. Связь вкусов потребителей со спросом очевидна. Если уменьшается желание потребителей приобретать товар или услугу, то уменьшается и спрос. Усиление же желания потребителей увеличивает их готовность платить за товар более высокую цену или приобретать его в больших количествах. Не нужно говорить, что вкусы и предпочтения потребителей подвержены изменениям, иногда постепенным, иногда быстрым. Появление новых и лучших товаров, изменение стиля жизни и жизненных ценностей, новая информация о влиянии товаров на здоровье и безопасность – все это определяет, выйдет ли товар из моды или нет. Изменение уровня рекламы товаров, изменение в ту или другую сторону рекламы конкурирующих моделей и родственных товаров, количество и удобство размещения магазинов – вот лишь немногие из факторов, которые могут привести к усилению или ослаблению спроса на товар.

Доход потребителей. Ясно, что доход потребителей влияет на рыночный спрос. Одного желания покупать недостаточно. Потребитель должен быть способен платить за желаемый им продукт. Чем выше доход потребителя и больше покупательная способность, тем выше будет спрос на товары вообще и некоторые товары в частности. Только в случае низших товаров, увеличение дохода будет сопровождаться снижением спроса.

Информация о работе Экономический механизм спроса и предложений