Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 21:27, курсовая работа
Параметры экономического роста, их динамика широко используются для характеристики развития национальных хозяйств, в государственном регулировании экономики. Население оценивает деятельность высших хозяйственных и политических органов той или иной страны (например, парламента, Президента, Правительства ) прежде всего на основе рассмотрения показателей динамики экономического роста, динамики уровня жизни. Экономический рост, его темпы, качество и другие показатели зависят не только от потенциала национального хозяйства, но в значительной степени от внешнеэкономических и внешнеполитических факторов.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….2
1 Теоретические аспекты экономического роста………………4
Сущность понятия экономический рост………………….4
Виды и модели экономического роста……………………7
Источники и факторы экономического роста……………12
2 Анализ развития экономического роста в Казахстане……...15
2.1 Обзор макроэкономических показателей экономического
роста Республики Казахстан………………………………………..15
2.2 Современные тенденции экономического роста………..23
2.3 Государственная политика РК по обеспечению
экономического роста……………………………………………….25
3 Перспективы развития экономического роста……………....30
3.1 Проблемы государственного регулирования
экономического роста…………………………...........................30
3.2 Перспективы обеспечения устойчивого
экономического роста Казахстана………………………..32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………...36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………….38
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………….40
На первом этапе, в 2003—2005
годах, внесены изменения в
Второй этап, 2006—2010 годы, предполагает изучение инициатив частного сектора, поиск инвесторов — участников реализации отобранных проектов, подготовку кадров, строительство и реконструкцию основных и вспомогательных объектов.
На третьем этапе, в 2011—2015 годы, будет отлажен весь комплекс организационных мер, ускорены работы в области развития конкурентоспособной продукции обрабатывающей промышленности. Результатом реализации программы станет изменение структуры экономики и диверсификация экспорта.
Предполагаемые объемы непосредственных затрат инвестиционного характера на реализацию Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан составят 1,2 млрд долларов США в год. При этом стоимость государственных затрат на реализацию Стратегии составит порядка 260 млн долларов США в год в ценах 2002 года.
Активное проведение индустриально-инновационной политики обеспечит темпы роста экономики не менее чем на 8,8—9,2% в год. Это позволит увеличить к 2015 году по сравнению с 2000 годом объем ВВП примерно в 3,5—3,8 раза, довести среднегодовые темпы роста в обрабатывающей промышленности до 8,0—8,4%, увеличить рост производительности труда к 2015 году по сравнению с 2000 годом не менее чем в 3 раза и снизить энергоемкость ВВП в 2 раза. Результаты от реализации Стратегии к 2015 году в условиях интенсивного освоения месторождений нефти и газа не приведут к коренному изменению структуры экономики и промышленного производства.
Реализация Стратегии
позволит: увеличить к 2015 году удельный
вес производства товаров в структуре
ВВП с 46,5% до 50—52%; повысить удельный
вес услуг научной и научно-
Вместе с тем без реализации Стратегии доля добавленной стоимости горнодобывающих отраслей в промышленном производстве в 2015 году может достигнуть 5 5—5 6%, в том числе в добыче нефти — 50—51 % против 31,0% и 25,6% в 2000 году. С учетом реализации Стратегии горнодобывающие производства составят только 46—47%. При этом доля наукоемких и высокотехнологичных производств возрастет с 0,1 % от ВВП в 2000 году до 1,0—1,4% в 2015 году. Качественные изменения произойдут в структуре добавленной стоимости обрабатывающей промышленности. Доля металлургии и обработки металлов упадет с 40,1 % от общего объема добавленной стоимости обрабатывающей промышленности до 27—28%, а доля переработки сельхозпродуктов возрастет с 38,1% до 45—46%.
Таким образом, успешная реализация Стратегии должна способствовать проведению качественных изменений в структуре экономики, которые приведут к ее устойчивому росту, основанному на эффективном использовании человеческого, произведенного и природного капитала, выходу Казахстана на новый уровень социального развития и устройства общества.
За последние несколько лет активизация деятельности отечественных товаропроизводителей, увеличение внешнего и внутреннего спроса на продукцию казахстанских производителей товаров и услуг уже стали основой экономического роста.
В целом в Казахстане наблюдается устойчивый рост экономики. Объем внешнего торгового оборота составил 19,8 млрд долларов. Показатели хорошие, и на этой основе решаются социальные вопросы, которые необходимы, укрепляется банковская система. Активы банков с 2000 по 2004 год увеличились почти в 6 раз и превысили 2 трлн тенге, то есть 15 млрд долларов. За последние четыре года в связи с этим кредиты банков нашей экономики выросли в 8 раз и составили 8,7 млрд долларов, или 27% ВВП страны.
В 2004 году в Казахстане стартовал проект «Диверсификация экономики Казахстана посредством развития кластеров в недобывающих отраслях экономики».
Основным заказчиком проекта
выступает Правительство
В целом проекты, подобные стартующему в Казахстане, направленные на повышение конкурентоспособности и развитие отраслевых кластеров, уже успешно реализовывались в других странах.
Проект «Диверсификация экономики Казахстана посредством развития кластеров в недобывающих отраслях экономики» состоит из трех основных этапов.
На первом этапе предполагается выделить в экономике существующие и зарождающиеся отраслевые кластеры.
Второй этап будет ориентирован на всестороннюю оценку выбранных для развития кластеров, включая детальный анализ бизнес-климата.
На третьем этапе будет
разработана детальная
Программа действий будет ориентирована на использование комплекса инструментов по улучшению бизнес-климата в стране. Экспертное сообщество, вовлеченное в проект, ожидает, что реализация Программы существенно увеличит производительность «недобывающих» отраслей и усилит диверсификацию всей экономики за счет смещения акцента от добывающих секторов.
Другим важным результатом инициатив Программы должно стать увеличение производства и экспорта продуктов с большей долей добавленной стоимости.
В целом проект «Диверсификация экономики Казахстана посредством развития кластеров в недобывающих отраслях экономики» является еще одним шагом республики к достижению амбициозной задачи по удвоению ВВП страны к 2010 году и увеличению его в 3,5 раза к 2015 году, задачи, поставленной в 2002 году Президентом Республики Казахстан.
Согласно оценкам ведущего консультанта данного проекта и партнера компании Bauman Innovation, одной из основных задач на современном этапе являются обучение лидеров ключевым инструментам повышения конкурентоспособности и активное вовлечение их в процесс разработки Программы действий.
В целом на сегодняшний
день исследованы более 150 отраслей
несырьевого сектора
Таким образом, на выходе проекта
повысится
Главным итогом реформ независимого
Казахстана явилось создание экономики
рыночного типа и системы эффективного
государственного регулирования, адекватной
принципам рыночного хозяйствования.
3 Перспективы развития экономического роста
3.1 Проблемы государственного регулирования экономического роста
На протяжении многих лет
возникают сомнения насчет желательности
экономического роста для стран,
которые уже достигли благосостояния.
В основе этих сомнений лежит ряд
взаимосвязанных аргументов. Противники
экономического роста озабочены
ухудшением состояния окружающей среды.
Они утверждают, что индустриализация
и экономический рост порождают
загрязнения, промышленный шум и
выбросы, ухудшение облика городов,
транспортные заторы и т.д. Все эти
издержки экономического роста возникают,
поскольку производственный процесс
лишь преобразует природные ресурсы,
но не утилизирует их полностью. Практически
все, что вовлекается в
На сегодняшний момент острой проблемой нашего государства является его роль в экономической системе. Также стоит серьёзная проблема – развитие своего рынка и расширение экономики. Так как у нас не развита собственная промышленность, следовательно, я думаю, что стоит более глубоко изучить этот вопрос. И каким образом его решить?
Эта проблема меня наиболее затронула, глядя на экономическое положение страны.
Во всех экономических системах
государство регулирует экономику.
Такое регулирование в
В экономике Казахстана большой упор делается на централизованное планирование. Наша экономика представляет собой преимущественно рыночную систему. Вместе с тем экономические функции государства играют в ней очень существенную роль.
Количественно выразить экономическую
роль государства нелегко. Весьма грубым
показателем удельного веса рынка
и государства в экономике
служит тот факт, что в настоящее
время около 4/5 национального продукта
обеспечивается рыночной системой, а
остальная его часть
Наконец, множество трудно
поддающихся количественному
3.2. Перспективы обеспечения устойчивого экономического роста Казахстана
В части обеспечения устойчивого
экономического роста Казахстана предстоит
решить ряд задач путем реформирования
системы государственного планирования,
бюджетно-налоговой и денежно-
Повышение эффективности экономической политики будет осуществляться через внедрение системы управления, ориентированной на результаты ( Стратегия развития Казахстана и реформирование национальных производительных сил).
Правительство разработает
и внедрит целевые индикаторы
результативности и эффективности
государственных, отраслевых (секторальных),
региональных и бюджетных программ,
а также каждого
Будут приняты нормативные
правовые акты, которые позволят эффективно
функционировать системе
Правительство обеспечит условия создания благоприятного налогового и инвестиционного климата, развития бизнеса, активизирует работу по снижению административных барьеров, повышению производительности экономики.
Будут совершенствоваться методы
государственного регулирования экономики
с акцентом на уменьшение бюрократического
вмешательства в вопросы
Государственное планирование
будет направлено на сопровождение
и управление процессами по обеспечению
роста конкурентоспособности
В связи с этим будут
разработаны Стратегия
Будут изменены требования к содержанию, процедурам разработки и утверждения, реализации государственных, отраслевых (секторальных), региональных и бюджетных программ.
Будут приняты нормативные правовые акты по:
- внедрению стратегического планирования в государственных органах;
- оценке деятельности государственных органов на предмет достижения конечных результатов;
- совершенствованию системы государственной статистики, позволяющей осуществлять мониторинг эффективности выполнения государственных, отраслевых (секторальных), региональных, бюджетных программ и прогресс в достижении стратегических целей государства, исключению дублирования государственной статистической отчетности.