Экономичиский рост

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 19:35, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в выявлении основных факторов экономического роста.
Задачами курсовой работы являются: рассмотреть сущность экономического роста, его основные показатели и типы; изучить особенности современного экономического роста в России; исследование тенденций и перспектив экономического роста в России; проанализировать темпы экономического роста в России.
Динамика экономического роста зависит от множества факторов. Знание этих факторов и их влияния позволяет руководствам стран вырабатывать необходимую экономическую политику и комплекс мер, стимулирующих экономический рост, а также мер, ограничивающих тормозящее влияние этих факторов на экономику страны.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………..……….2
Глава 1: Теоретические основы экономического роста
1.1 Понятие, типы, показатели экономического роста………..…..4
1.2 Факторы экономического роста………………..……………….8
1.3. Модели экономического роста………………………………..13
Глава 2: Особенности экономического роста в России.
2.1. Взаимосвязь факторов экономического роста………….……19
2.2. Перспективы экономического роста в России………….……24
Заключение
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 70.85 Кб (Скачать файл)

Постиндустриальный прорыв предполагает выдвижение на передний план гибкости и адаптивности экономической системы, способности экономических агентов быстро и адекватно реагировать на меняющиеся вызовы времени. Раньше ключевым ориентиром государственной политики была концентрация ресурсов, теперь - адаптивность. Причем неформальная" адаптивность сейчас куда важнее формальных показателей уровня развития, измеряемого данными о среднедушевом ВВП.

В постиндустриальном обществе доминирующими в ВВП и занятости  становятся услуги. Россия уже идет в этом направлении, но движению надо придать целенаправленный и последовательный характер. Стратегия прорыва (а не повтора) должна ориентировать на усиленное развитие сектора услуг, особенно высокотехнологичных.

«Промышленная (или структурная) политика» ни в коем случае не должна ориентироваться ни на «назначение победителей», ни даже на их «выбор». Оба подхода означают консервацию пропорций, а ведь новая экономическая структура у нас только формируются. Гораздо важнее стратегия постоянной корректировки структуры, при которой власть готова гибко защищать политическими (в том числе внешнеполитическими) методами всех, кто добивается успеха в мировой конкуренции.

Акцент на секторе услуг  не означает забвения других секторов, по которым у страны есть определенные перспективы развития (например, автомобиле- и самолетостроение). Однако надо отдавать себе отчет, что при всей важности развития этих секторов (политической, технологической и социальной) они вряд ли станут точками прорыва в постиндустриальную систему. Современная экономика в основном не индустриальная, на долю промышленности, сельского хозяйства в развитых странах приходится меньше четверти валового внутреннего продукта, у нас гораздо больше, и, к сожалению, именно промышленные предприятия определяют приоритеты экономической политики. И более того, не просто промышленные предприятия, а предприятия, связанные со старой промышленностью, то есть с энергетикой, с металлургией. Получается, что крупнейшие наши экономические игроки и политические лоббисты представляют интересы старой промышленной экономики. Никто, к сожалению, сейчас в России не лоббирует новую экономику. Она у нас осталась без своих лоббистов и в правительстве, и за его пределами. Если посмотреть состав участников встреч президента с представителями крупного бизнеса. Ему  подсказывают, в каком направлении проводить экономическую политику нефтяники, металлурги, машиностроители, энергетики и т.п., что ни как не способствует переменам в структуре нашей экономики.

На протяжении 2003 г. в связи  с развернувшейся вокруг проблемы экономического роста политической борьбой предпринимались (и еще будут предприниматься  в дальнейшем) попытки определения  долгосрочных отраслевых приоритетов, на которых государство могло  бы сосредоточить внимание и сконцентрировать ресурсы [10, c. 29]. Однако пока все попытки  такого рода проваливались, поскольку  на самом деле не существует объективного критерия для выделения отраслевых приоритетов. Дальнейшая дискуссия  может привести лишь к тому, что  в качестве приоритетных будут выделены сектора, обладающие максимальными  лоббистскими возможностями.

Специфика постиндустриального  прорыва предполагает выдвижение на передний план задачи обеспечения гибкости и адаптивности экономической системы, способность экономических агентов  быстро и адекватно реагировать  на вызовы времени. Адаптивность приходит на место концентрации ресурсов в  качестве ключевого ориентира государственной  политики. Причем адаптивность гораздо  важнее формальных показателей уровня экономического развития, измеряемого данными о среднедушевом ВВП.

Не следует также забывать, что перед Россией стоит в  настоящее время не только (и даже не столько) задача обеспечения роста, но прежде всего необходимость проведения глубокой структурной трансформации. Между тем, как показывает опыт наиболее развитых стран, период структурных  реформ нередко сопровождается замедлением  темпов роста, а то и внешней стагнацией (как это было, например, в ряде стран Запада в 1970-е гг.). Отчасти  это связано с тем, что новые  сектора (особенно услуги) плохо фиксируются  методами традиционной статистики, отчасти - необходимостью накопления ресурсов для нового технологического рывка. Разумеется, сказанное не должно восприниматься как апология стагнации. Однако надо принимать во внимание, что экономический  рост без структурных сдвигов  достаточно легко достижим методами государственного администрирования (например, в Белоруссии при А. Лукашенко), однако этот рост не делает страну богаче, а экономику эффективнее.

Для ускорения экономического роста необходимо также существенное снижение трансакционных издержек, находящихся  в постреволюционной стране на высоком  уровне. Эта проблема характерна для  всех стран, выходящих из периода  социально-политической нестабильности, причем априорно невозможно сказать, сколько  времени потребуется для восстановления доверия инвесторов к функционированию институциональной системы данной страны. Очевидно, что для снижения трансакционных издержек необходимо обеспечить устойчивое функционирование политических и правовых институтов, о которых  выше шла речь - госаппарата, судебной и правоохранительной системы и  т. п. Не менее важно избегать принятия государством решений, сомнительных в  представлении нормального частного инвестора.

В принципе, исполнительная власть в последние годы в основном стремилась следовать этой логике - обеспечения стабильности и предсказуемости  своего поведения, отказа от принятия мер, которые можно было бы отнести  к экзотическим. Следует положительно оценить действия Правительства, которое, несмотря на мощное давление с разных сторон, не пошло на принятие популистских мер и продолжало осуществление  политики планомерных институциональных  преобразований. Осторожной оставалась и денежная политика, которая позволила  в 2002-2003 гг. не допустить серьезного укрепления реального курса рубля [8, c. 41].

Экономический рост измеряется темпами роста ВВП (ВНП) или темпами  его прироста. В первом случае за основу берется объем ВВП (ВНП) в  предшествовавшем году, принятый за 100%, во втором - объем производства, «..в соответствии с Рисунком А7» равный на начало года нулю. Однако как сами абсолютные величины ВВП (ВНП), так и их изменение с течением времени указывают на экономическую мощь страны и ее динамику.

Вместе с тем, в процессе выработки и осуществления реформ, которые способствовали бы преодолению  затухающей динамики восстановительного процесса и активизации прогрессивных  структурных сдвигов, наметилась явная  пробуксовка. Продвижение в реализации Стратегической программы 2000 г. было налицо, однако темпами гораздо более  низкими, чем в предыдущий период.

Неоднозначно складывается ситуация в области налоговой  реформы. Снижение налогов не привело  к снижению эффективной ставки, но привело к сближению этой ставки с номинальной. Естественно, при  новой системе для определенной части добросовестных налогоплательщиков произошло облегчение налогового бремени, однако значительная часть производителей, ранее уклонявшаяся от уплаты налогов, реального облегчения не почувствовала. Это вызывает недовольство бизнеса, подталкивающего власти к дальнейшему снижению налогов как предпосылке повышения темпов роста.

Существует и ряд негативных моментов в реализации институциональных  и тактических задач стимулирования экономического роста. Обозначилось торможение по направлениям, имеющим принципиальное значение для стратегических перспектив инвестиционной и предпринимательской  деятельности, среди которых реформа  естественных монополий (особенно газовой  отрасли и электроэнергетики), реформа  отраслей социального сектора, реформирование бюджетных расходов, реформирование банковского сектора, а также  военная реформа. Без активного  преобразования в этих секторах экономический  рост останется неустойчивым и вряд ли будет сопровождаться серьезными структурными реформами.

Главным оппонентом Минэкономразвития  выступил Минфин, фактически поддержанный Министерством налогов и сборов. Естественно, финансовые ведомства  выступили за более консервативный подход к институциональным и  налоговым реформам. В частности, было предложено на один-два года снизить  темп изменения налогового законодательства, не идти на стимулирование инвестиционной активности через специальные льготы (прежде всего СЭЗ/ОЭЗ), крайне осторожно  относиться к дальнейшей либерализации  валютного режима и любым решениям, напоминающим налоговую амнистию (например, Минфин возражал против отмены контроля за доходами при вложении средств  в жилье), и т.п. Словом, речь шла  о фиксации на некоторое время  сложившихся «правил игры» для  того, чтобы и бизнес, и государство  адаптировались к новой системе.

Тезис о некотором спаде  в осуществлении институциональных  реформ является справедливым, хотя из него нельзя делать столь однозначные  выводы о влиянии такого замедления на темпы экономического роста. Как  было показано выше, возникающие проблемы имеют гораздо более сложную  природу.

Заключение

Экономический рост можно  определить как рост реального ВНП  или рост реального ВНП на душу населения. Он обеспечивает прирост  производства, используемый для решения  внутренних и международных социально-экономических  проблем.

 Экономический рост  определяется следующими факторами:  природные ресурсы, трудовые ресурсы,  капитал, технологии.

При экстенсивном экономическом  росте достигается сокращение уровня безработицы, достижения полной занятости, которая позволяет увеличить  темпы роста. Но это явление временно, т. к. состояние полной занятости  не может восполняться ежегодно и  на следующий год темп роста будет  такой же.

Интенсивный тип экономического роста является более сложным. Главное  отличие этого типа экономического роста от экстенсивного в том, что повышение эффективности  производственных факторов осуществляется на базе технического прогресса.

 Государство может  играть значительную роль в  экономическом росте при правильной  налоговой политике и политике  инвестирования.

 Последние мероприятия  правительства, связанные с формированием  институтов развития (особых экономических  зон, инвестиционного фонда, Банка  развития, корпораций), осознанием значимости  «экономики знаний», разработкой  и осуществлением национальных  проектов в области образования,  здравоохранения, жилищно-коммунального  хозяйства и сельскохозяйственного  производства, долгосрочной концепции  до 2020 г. должны стать основой  поворота к новому экономическому  курсу в стране. Экономический рост характеризуется наращиванием объема производства путем вовлечения дополнительных ресурсов в хозяйственный оборот и качественного их улучшения

Экономический рост измеряется темпами роста ВВП (ВНП) или темпами  его прироста. В первом случае за основу берется объем ВВП (ВНП) в предшествовавшем году, принятый за 100%, во втором - объем производства, равный на начало года нулю. Однако как сами абсолютные величины ВВП (ВНП), так и их изменение с течением времени указывают на экономическую мощь страны и ее динамику.

Ускорение экономического роста  может быть достигнуто, прежде всего, за счет увеличения масштабов использования  ресурсов производства. Это называется экстенсивным ростом. Особенно большие  возможности для ускорения роста  открывает использование таких  факторов, как повышение капиталовооруженности  труда; совершенствование технологии производства на основе достижений пауки  и техники; улучшение экономических  механизмов, способствующих распределению  ограниченных ресурсов; повышение уровня образованности работников и т. п. Эти  факторы обеспечивают интенсивный  рост, значение которого со временем все  повышается.

В Российской Федерации формирование нового качества экономического роста  связано с осуществлением глобальных преобразований, осуществляемых при  проведении рыночных реформ, призванных стимулировать деловую активность в обществе, ее направленность на рост потребительской удовлетворенности  и развитие творческой инициативы как  предпринимателей, так и работников, выполняющих исполнительские функции  в процессе производства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. "Экономическая теория", И.П. Николаева, М., Проспект, 2006 г. 280с.

2. Банк готовых документов. Информация о социально-экономическом  положении России - 2009 год. Copyright © Федеральная служба государственной статистики, 2012.

3. Гайдар Е. Восстановительный рост и некоторые особенности современной экономической ситуации в России. - Российский экономический журнал, № 5, 2011 44-45с.

4. Гранберг А., Зайцева Ю. Темпы роста в национальном экономическом пространстве - Вопросы экономики, № 9, 2009 10-13с.

5. Добрынин А, Дятлов С. Курганский С. Человеческий капитал (Методологические аспекты анализа) - Спб. -2008 423с.

6. Ершов М. О финансовых механизмах экономического роста. - Вопросы экономики № 12, 2008.33-36с.

7. Иванов Н. Человеческий капитал и глобализация - Мировая экономика и международные отношения , № 9, 2008 с 19 -32с.

8. Илларионов А., Пивоварова Н. Размеры государства и экономический рост - Вопросы экономики, № 9, 2006. с 18 - 46.

9. Кулешов В., Маршак В. Финансовые аспекты прогнозирования темпов экономического роста - Вопросы экономики, № 11, 2007 15-17с.

10. Камаев В.Д. Экономическая теория. - М.: ВЛАДОС, 2006. 350с

11. Кузык Б., Яковец Ю. Россия - 2050. Стратегия инновационного прорыва. - М.: Экономика, 2008. 271с.

12. Сизов Ю. Актуальные проблемы развития российского фондового рынка. - Вопросы экономики, № 7, 2009. 15-19с

13. Спицын А. Ориентиры экономического роста - Экономист , 2012, № 10 с 35 - 42.

14. Ясин Е. Структурный маневр и экономический рост - Вопросы экономики № 8, 2009. 1-5с

15. Ясин Е. Бремя государства и экономическая политика. - Вопросы экономики № 11, 2009 15-17с

24. Ясин Е. Перспективы  российской экономики: проблемы  и факторы роста. - Вопросы экономики , № 5, 2009. 4-9с

 


Информация о работе Экономичиский рост