Экономика бюрократии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2014 в 15:27, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение и анализ бюрократизации, ее причин, следствий и методов борьбы.
Объектом изучения является экономика и бюрократия, а предметом причины, следствия и методы борьбы.
В первой главе подробно раскрывается понятие экономики и бюрократии, во второй главе рассматривается причины и последствия бюрократизации в РФ, описываются истоки появления бюрократии в РФ.

Файлы: 1 файл

экономика бюрократии.docx

— 55.41 Кб (Скачать файл)

Бюрократизм не может не проявляться в развитой системе управления, в которой субъект и объект управления в той или иной мере отделены друг от друга, где субъект управления специализируется и профессионализируется. Каждый государственный служащий в той или иной мере бюрократ. Но отсюда вовсе не следует, что для уничтожения бюрократизма необходимо уничтожить государственную службу, профессиональный аппарат власти или управления. Такая идея ошибочна и малопродуктивна. Выход лежит в другой плоскости поиска. В этой связи необходимо выделить проблематику бюрократии и бюрократизма в специальный раздел теории управления для более глубокого их анализа.

Реформирование системы государственной службы Российской Федерации как приоритетное направление государственной политики в области государственного строительства является важнейшей частью административной реформы, осуществляется в ее рамках и проводится в тесной взаимосвязи с военной реформой, реформой судебной системы и другими реформами. Предложения по реформированию системы государственной службы РФ направлены на:

-приведение государственной службы в соответствие со сложившимися общественными отношениями, новыми экономическими условиями, создание целостной системы государственной службы;

-разграничение функций и полномочий государственных органов, их подразделений, а также их рационализацию;

-формирование разных типов государственных органов на основе выполняемых ими функций с применением к ним разных методов планирования, финансирования и оценки деятельности;

-разработку эффективных механизмов кадровой политики на государственной службе;

-создание нормативной правовой основы регулирования государственной службы Российской Федерации.

 

Реформирование системы государственной службы следует проводить по следующим направления:

1. Упорядочение функций  и структур органов государственного  управления, формирование регламентов  деятельности органов управления, их подразделений и сотрудников; выработка типовых положений  о федеральных органах исполнительной  власти и их структурных подразделениях, оптимизация сети подведомственных  органам государственной власти  учреждений и предприятий.

Например, возможен переход к трехуровневой системе федеральных органов власти (аппарат Правительства РФ - министерство - служба / агентство / надзор), что позволит четко определить сферы ответственности органов исполнительной власти и оптимизировать их состав и механизмы функционирования.

При этом каждый тип органов государственного управления имеет свои специфические функции: министерство занимается выработкой государственной политики и координацией деятельности государственных агентств, служб и надзоров, действующих в соответствующей сфере (примерами министерств могут служить министерства финансов, юстиции, обороны); службы - это органы, оказывающие услуги, связанные с реализацией властных полномочий государства и финансируемые исключительно за счет бюджета либо установленных законом обязательных платежей хозяйствующих субъектов и населения (служба судебных приставов, налоговая служба, таможенная служба); надзоры - органы, реализующие контрольные функции государства по отношению к хозяйствующим субъектами и населению; агентства - органы, оказывающие государственные услуги как за счет бюджетных средств, так и на платной основе (примерами агентств могут служить авиационно-космическое агентство, статистическое агентство).10

2. Организационно-экономические механизмы функционирования государственной службы (планирование, организация и оценка деятельности, финансирование и управление бюджетными средствами).

3. Статус работников органов  государственного управления, в  том числе государственных служащих, их стимулирование (денежное содержание  и "социальный пакет"), кадровая  политика (отбор и продвижение  кадров), этический кодекс государственного  служащего.

4. Внедрение современных  информационных технологий в  деятельность государственного  аппарата, переход на преимущественно  электронный документооборот, упрощение  процедур согласования.

5. Материально-техническое  обеспечение деятельности федеральных  органов исполнительной власти; условия труда государственных  служащих.

6. Подготовка, переподготовка, повышение квалификации кадров  для сферы государственного управления.

Предусматриваемые меры призваны повысить эффективность государственной службы РФ в интересах развития гражданского общества и государства, укрепить доверие граждан к аппарату органов государственной власти, обеспечить прозрачность государственной службы, повысить ее авторитет и улучшить социальную защищенность государственных служащих. Предлагается создание целостной системы государственной службы РФ по уровням и видам на основе единства принципов, требований, законодательных ограничений, оплаты и основных социальных гарантий государственных служащих на федеральной государственной службе, а также на государственной гражданской службе субъектов Российской Федерации, обеспечивающей равные условия прохождения государственной службы. Предусматривается усиление взаимосвязи государственной и муниципальной службы.11

 

Реформирование государственной должно обеспечить создание действенных механизмов:

-предупреждения, выявления и устранения обстоятельств, способствующих коррупции и злоупотреблениям на государственной службе12;

-подконтрольности и открытости системы государственной службы гражданскому обществу, включающих использование современных информационных технологий в деятельности государственных органов и государственных служащих;

-дебюрократизации отношений между государственными органами, государственными служащими и гражданами, структурами гражданского общества.

Конечной целью реформы государственной службы является обеспечение четкой, эффективной и экономной деятельности государственного аппарата, ориентация государственной службы на соблюдение законных прав и свобод граждан и всех субъектов права, предотвращение возможности использования аппарата как средства подчинения его партийным или групповым влияниям и как источника незаконного присвоения общественного богатства. В России должен быть сформирован корпус государственных служащих, действующий на профессиональной основе, стабильный, немногочисленный, управляемый, политически нейтральный и законопослушный.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В данной работе была рассмотрена проблема бюрократизма, дано определение и выявлена суть данного термина, предоставлен ответ на вопрос о предпосылках возникновения такого явления, как бюрократизм и выявлены причины его сохранения.

Мною также был проведен анализ состояния системы государственного управления в России на сегодняшний день, а именно - рассмотрение профессиональных и личностных характеристик современных служащих; были рассмотрены особенности формирования и существования бюрократизма в нашей стране.

В целом тенденции развития государственной службы в России в течение последних нескольких лет можно обозначить как весьма противоречивые: с одной стороны, были приняты меры, способствующие формированию необходимого статуса государственного служащего: введение квалификационных экзаменов, аттестаций и конкурсов на замещение вакантных должностей, нормативное установление ограничений, гарантий и привилегий, связанных с занимаемой человеком должностью. С другой стороны, существуют случаи изменения структуры аппарата (например, преобразование министерств в акционерные общества закрытого типа), целью которых является приобщение бюрократии к переделу собственности и отведение от аппарата угрозы возможных антибюрократических атак; другими словами, происходит институционализация корпоративных интересов, а демократизация аппарата является лишь поверхностной.

Можно сделать вывод, что, к сожалению, сейчас госаппарат стал работать хуже, поскольку прежние рычаги управления, контроля и воздействия разрушены, а равноценной замены им пока не существует. Кроме того, утратили силу прежние нормы служебной морали, регулировавшие поведение служащих, а на смену им пришел ничем не ограниченный чиновничий произвол.

Положительной тенденцией является то, что необходимое реформирование государственной службы в России все-таки началось, однако оно происходит спонтанно и под влиянием скорее политических нужд, нежели на основе общей концепции реформы. Этим Россия невыгодно отличается от других стран, многие из которых в последние десятилетия проводят аналогичные реформы с целью действительной модернизации службы, приведения ее в соответствие с требованиями, диктуемыми условиями сегодняшнего дня.

На основании проведенного исследования были представлены возможные варианты решения проблемы бюрократизма. На мой взгляд, полное его преодоление - задача трудновыполнимая, но свести негативное влияние данного явления к минимуму вполне возможно. Сама по себе бюрократия - удобный способ организации управления, и главная задача заключается в том, чтобы не допустить крайней степени - бюрократизма. Неизбежно порождая ряд проблем, бюрократия является необходимой для существования развитого государства. Необходимо выделить проблематику бюрократии и бюрократизма в отдельный раздел теории управления для более глубокого их анализа и разработки концепции приемлемого выхода из сложившейся ситуации.

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Список использованных источников и литературы:

1. Бабаев М.М., Блувштейн Ю.Д. Бюрократизм в правоохранительной деятельности: истоки и пути преодоления. “Советское государство и право”, 1990, № 9.С.45.

2.  Вебер М. Основные  социологические понятия. Избранные  произведения: Пер. с нем.  Сост., общ. ред. и послесл. Ю.Н.Давыдова; Предисл. П.П.Гайденко. — М.: Прогресс, 1990.  — (Социологич. мысль За­пада).С.288.

3. Гимпельсон В. Численность и состав российской бюрократии. Вопросы экономики. 2002. №11. С. 107.

4. Миллс Ч.Р. Социологическое  воображение. Пер.с англ. О.А.Оберемко; Под ред.и с предисл. Г.С.Батыгина - М. Стратегия. 2001.С.402.

5. Мониторинг административных  барьеров. Исследование Центра экономических  и финансовых исследований и  разработок (ЦЭФИР). Всемирный банк, Агентство США по международному  развитию. 2001.С.250.

6. Ноздрачёв А.Ф. Государственная служба. М., 1999.С.283.

7. Оболонский А.В. Бюрократия и бюрократизм (к теории вопроса). Государство и право. 1993. № 12.С54.

8. Оболонский А.В. Постсоветское чиновничество: квази бюрократический правящий класс. Общественные науки и современность. 1996. № 5.С.61.

9. Оболонский А.В. Государственная служба. М.2000.С321.

10. Оболонский А.В. Бюрократия для 21 века? Модели государственной службы.М.,2002. С.297.

11.  Ожегов С.И. и  Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского  языка. 4-е издание, дополненное. Москва 2003. С. 937.

12. Пригожин А.И. Современная  социология органи­заций: (Учебник). — М.: Интерпракс, 2000. — 375 с. — (Программа обновления гуманитарного образования в России).

13. Слатинов В.Б. Государственная служба в современной России. Образование и общество.2002. №1. С.73.

14. Статистический бюллетень № 4 (78), июль 2001 г. Состав работников, замещавших государственную и муниципальную должности по полу, возрасту, стажу работы, уровню образования на 1 января 2001года. Статистический бюллетень. Госкомстат РФ. 2001.С.78.

15. Федеральный закон от 27 мая 2003 года. «О системе государственной  службы Российской Федерации», № 141-ФЗ.

16. Федеральный закон от 24 июля 2004 года. «О государственной  гражданской службе Российской  федерации» №79-ФЗ.

17. Федеральный закон от 01 апреля 2005. «О воинской обязанности  и военной службе» № 53-ФЗ, в  редакции N 27-ФЗ.

18. Интернет-газета Взгляд. vz.ru,

19. Интернет-газета Российская  газета. rg.ru

20. Интернет-газета.Газета.ру. gazeta.ru 

1 ru.wikipedia.org

2 Вебер М. Основные социологические понятия // Избранные произведения. М.: 2000. (491 стр.)

3 Бондаренко И.А. Коррупция: экономический анализ на региональном уровне. СПб.: 2001

4 Бондаренко И.А. Коррупция: экономический анализ на региональном уровне. СПб.: 2001

5 Оболонский А.В. Бюрократия для 21 века? Модели государственной службы.М.,2002. С.297.

6 Гимпельсон В. Численность и состав российской бюрократии. Вопросы экономики. 2002. №11. С. 107.

7 Оболонский А.В. Бюрократия для 21 века? Модели государственной службы.М.,2002. С.297.

8 Вебер М. Основные социологические понятия. 1990. -- (Социологич. мысль Запада).С.288.

9 Оболонский А.В. Бюрократия для 21 века? Модели государственной службы.М.,2002. С.297.

10 Бабаев М.М., Блувштейн Ю.Д. Бюрократизм в правоохранительной деятельности: истоки и пути преодоления. “Советское государство и право”, 1990, № 9.С.45.

11 Слатинов В.Б. Государственная служба в современной России. Образование и общество.2002. №1. С.73.

12 Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. Проблемы бюрократии у Макса Вебера. 2003. - № 3. - С. 36--44.

 

 


Информация о работе Экономика бюрократии