Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 15:28, дипломная работа
В данной курсовой работе рассматриваются кривые спроса и предложения и направление их изменения. Но интересно не только направление кривых, но и масштабы изменения объема спроса и предложение при изменении цены данного товара. Большое внимание также уделено коэффициентам эластичности спроса и предложения. Это все позволяет оценить влияние различных показателей на спрос. Отдельное внимание в работе уделено теории потребительского выбора, которая объясняет, каким образом покупатели предпочитают тратить получаемые ими доходы в целях максимального удовлетворения своих потребностей.
Во второй части данной курсовой работы описаны типы потребительского поведения и рассмотрены факторы, влияющие на него.
Большая часть работы посвящена исследованию эластичности спроса и предложения на рынке недвижимости. Приведены последние статистические данные по Москве на период лета 2005 года. А также отмечены прогнозы по спросу и предложению на осень 2005 года.
Введение 3
I. Эластичность спроса и предложения на рынке товаров
1.1. Эластичность спроса по цене 5
1.2. Эластичность спроса по доходу 7
1.3. Перекрестная эластичность 8
1.4. Эластичность предложения. 8
1.5. Применение теории эластичности 10
II. Потребительское поведение
2.1. Закон убывающей предельной полезности 12
2.2. Эффект дохода и эффект замещения 13
2.3. Кривые безразличия 15
2.4. Равновесие потребителя. Бюджетные линии 17
2.5 Кривые Энгеля 18
III Особенности эластичности спроса и предложения на рынке недвижимости
3.1 Особенности эластичности спроса и предложения на рынке 20 недвижимости
3.2 Статистика спроса и предложения на рынке недвижимости на период лета 2005 года 22
3.3 Прогнозы по спросу и предложению на рынке недвижимости на осень 2005 года 24
Заключение 26
Список литературы. 27
Для большинства нормальных товаров кривая Энгеля имеет возрастающий характер с затуханием, то есть определенный прирост дохода вызывает меньший прирост потребления товара Х. Это, прежде всего, объясняется действием закона убывающей предельной полезности. Однако для определенной группы товаров кривая Энгеля может возрастать с ускорением. К этой группе относятся предметы роскоши, потребление которых возрастает быстрее, чем возрастает доход потребителя. Эти зависимости были подмеченные Энгелем и сформулированные в виде законов, которые вошли в экономическую теорию как законы Энгеля:
1. При неизменных ценах на все блага часть семейного бюджета, расходуемая на продукты потребления, имеет тенденцию к уменьшению при возрастании доходов семьи.
2. Потребление образовательных,
юридических, медицинских
И хотя эти закономерности были выявленные больше 100 лет назад, в их справедливости легко убедиться, наблюдая сегодняшнюю экономику.
III. Особенности эластичности спроса и предложения на рынке недвижимости
3.1 Особенности эластичности спроса и предложения на рынке недвижимости
Ситуация
на рынке жилой недвижимости
особенно быстро ухудшилась
Исследования состояния и тенденций спроса и предложения на рынке недвижимости – едва ли не самое излюбленное направление публикаций, посвященных проблемам сферы недвижимости. И это вполне оправданно, так как именно от спроса, предложения и их соотношения в определяющей степени зависят такие важнейшие экономические параметры, как цены, доходность, риски приобретения или создания объектов недвижимости.
Любой объект недвижимости – это результат взаимодействия таких факторов производства как земля, капитал и труд, причем два из них мобильны, а третий – земля – неподвижен и ограничен. Эти свойства земли и рассматриваются в большинстве учебников по экономике недвижимости как фактор, определяющий невозможность увеличения предложения недвижимости даже при росте цен на нее. Отчасти это верно, но если бы дело было только в этом, то следствием роста спроса был бы постоянный рост цен на недвижимость, однако всем известно, что на рынке недвижимости, также как и на любом другом, рост цен сменяется их падением, превышение спроса над предложением – избытком предложения.
Предложение на рынке недвижимости может
быть увеличено различными способами.
Другое дело, что процесс освоения новых
территорий, создания новых объектов недвижимости,
использования новых материалов и конструктивных
– процесс длительный, а потому предложения
на рынке недвижимости не может быть увеличено
сразу же после возрастания цен на недвижимое
имущество или, как принято говорить в
работах по экономической теории, – предложение
на рынке недвижимости абсолютно неэластично
в краткосрочный период.
Причина этой неэластичной – длительности
процессов создания объектов недвижимости.
Для того чтобы рынок мог ответить на рост
цен увеличением предложения, необходим
период в два-три года.
Например,
в связи с ростом доходов
населения или деловой
Очевидно, что первой реакцией рынка на
этот рост при невозможности увеличения
предложения должен быть рост цен на недвижимое имущество, что в свою очередь делает
привлекательным новое строительство.
Значит, через определенный период времени
(его срок как раз и определяется длительностью
инвестиционно-строительного цикла) на
рынок будет выброшено дополнительное
количество объектов недвижимости. Нетрудно
предположить, что при неизменности спроса
это должно привести к падению цен на рынке.
Длительность реакции
Стоит заметить, что на вторичном рынке
недвижимости в развитых странах эластичность
предложения также довольна низка, поскольку
фонд недвижимости распределен между
группами населения в соответствии с их
уровнем доходов, социальным статусом
и прочим. К примеру, на Украине, где такое
распределение еще не сложилось и процессы
перераспределения не завершены, на вторичном
рынке эластичность предложения существенно
выше, чем на структурированном рынке,
то есть с ростом цен, может достаточно
быстро возрасти и предложение на рынке.
Суть дела в том, что доходы большинства
потребителей недвижимости и цены на объекты
недвижимости – явление совершенно разного
порядка. Как правило, цена недвижимости
в несколько раз (а в нашей стране даже
в несколько десятков раз) выше, чем годовой
доход ее пользователя, поэтому даже если
доход увеличится на несколько десятков
процентов, то разрыв между ним и ценой
недвижимости существенно не сократится.
Другое дело – общий запас благ (богатство),
которым обладает потребитель недвижимости
– его величина становится уже вполне
соизмеримой с ценами на рынке недвижимости.
Российский рынок недвижимости уже нашел
несколько вариантов такого механизма.
На вторичном рынке, это встречные сделки
купли-продажи, на первичном – принятые
в зачет имеющегося жилья. По сути дела,
все это способы трансформации накопленного
богатства в текущую платежеспособность.
3.2 Статистика спроса и предложения на рынке недвижимости на период лета 2005 года
Летнего затишья на рынке столичной недвижимости в этом году не случилось. Больше того, именно летом рынок начал разгоняться. Если в мае и июне темп прироста цен находился на уровне 1% в месяц, то в июле он уже вплотную приблизился к 2%. По данным аналитического центра IRN.RU, общегородской индекс стоимости жилья вырос за июль на 1,8% и составил 1916 долл. за квадратный метр против 1882 долл. в июне. А по отдельным классам жилья и по разным округам и районам рост цен даже достигал 2,5%.
Подорожание
жилья продолжилось и в
Август побил очередной рекорд, о котором так много говорили аналитики. Реальная цена столичного жилья в этом месяце не только достигла, но и преодолела планку в 2000 долл. за квадратный метр (надо учитывать, что средняя цена предложения, как правило, выше, чем индекс средней стоимости жилья). Так что и этот психологический барьер пройден, он больше не сдерживает рынок от роста, как это предсказывали некоторые эксперты еще год назад.
Что
подталкивает вверх цены на
столичную недвижимость? Отвечая
на этот вопрос, аналитики приводят
немало доводов. Нужно учесть,
что стоимость столичного
Плюс
ко всему, по мнению экспертов,
3.3 Прогнозы по спросу и предложению на рынке недвижимости на осень 2005 года
Часть
экспертов предсказывают, что
высокие темпы роста цен
Однако эксперты аналитического
центра IRN.RU убеждены, что оснований для
паники нет, в среднем рост цен вряд ли
будет ажиотажным.
Заключение
В заключении хотелось бы отметить общие аспекты, рассмотренные в работе и сделать выводы.
Спрос и предложение разных товаров по-разному чувствительны к изменению факторов, их определяющих. Эластичность — это степень чувствительности спроса и предложения к различным факторам. Экономисты измеряют реакцию (чуткость) потребителей на изменение цены продукции, используя теорию ценовой эластичности, суть концепции которой заключается в следующем: если небольшие изменения в цене приводят к значительным изменениям в количестве покупаемой продукции, то спрос на такие продукты называется эластичным;если существенное изменение в цене ведет лишь к небольшому изменению в количестве покупок, то такой спрос называется неэластичным. Эластичность спроса по цене (прямая эластичность спроса) — это степень чувствительности спроса на какой-нибудь товар к изменению цены на этот товар. Наряду с эластичностью спроса существует и эластичность предложения. Схема анализа эластичности предложения подобна схеме анализа эластичности спроса.Эластичность предложения по цене — это степень чувствительности предложения к изменению цены товара. Коэффициент эластичности предложения по цене показывает, на сколько процентов увеличится (уменьшится) предложение товара при увеличении (уменьшении) его цены на 1%.
Условия конкуренции взаимодействие рыночного спроса и рыночного предложения корректирует цену до того момента, пока величина спроса и величина предложения не совпадут. Это равновесная цена. Соответствующее количество (продукта) – это равновесное количество.
Применение теории эластичности имеет большое практическое значение. Важно быть в курсе факторов, влияющих на изменение стоимости товаров. Эта тема важна как для людей, вращающихся в экономических отраслях, так и для простых обывателей
Список литературы
1. Вводный курс по экономической теории.: Учебник для лицеев. – М.: ИНФРА-М, 1997. – 456 с.
2. Курс переходной
экономики: Учебник./Под ред.
3. Курс экономической теории. / Под ред. Чепурина М.Н. – М.: ЛОГОС, 1994. – 450 с.
4. Общая экономическая теория (политэккономия). / Под ред. В. И. Видяпина, В. П. Журавлевой. М.: Наука, 1995. – 546 с.
5. Рыночная экономика: Учебник в 2-х томах. – М.: Соминтекс, 1996. – 370 с.
6. Теория переходной экономики: макроэкономика: Учебное пособие./Под ред. Е.В. Красиковой. – М.: ТЕИС, 1998. – 469 с.
7. Теория переходной
экономики: микроэкономика: Учебное
пособие./Под ред. В.В.
8. Экономика и бизнес / Под редакцией В.Д. Камаева. – М.: Изд-во МВТУ им. Баумана, 1999. – 312 с.
9. Экономическая теория: Учебник / Под общей ред. В.И.Виндяпина. – М.: ЭКМО-ПРЕСС, 2001. – 564 с.
10. Экономическая теория:
Учебник./Под ред. В.Д.
11. Экономическая теория (политэкономия): Учебник./Под ред. В. И. Видяпина, Г.II. Журавлевой. – М.:ИНФРА-М, 1997. – 663 с.