Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 15:28, дипломная работа
В данной курсовой работе рассматриваются кривые спроса и предложения и направление их изменения. Но интересно не только направление кривых, но и масштабы изменения объема спроса и предложение при изменении цены данного товара. Большое внимание также уделено коэффициентам эластичности спроса и предложения. Это все позволяет оценить влияние различных показателей на спрос. Отдельное внимание в работе уделено теории потребительского выбора, которая объясняет, каким образом покупатели предпочитают тратить получаемые ими доходы в целях максимального удовлетворения своих потребностей.
Во второй части данной курсовой работы описаны типы потребительского поведения и рассмотрены факторы, влияющие на него.
Большая часть работы посвящена исследованию эластичности спроса и предложения на рынке недвижимости. Приведены последние статистические данные по Москве на период лета 2005 года. А также отмечены прогнозы по спросу и предложению на осень 2005 года.
Введение 3
I. Эластичность спроса и предложения на рынке товаров
1.1. Эластичность спроса по цене 5
1.2. Эластичность спроса по доходу 7
1.3. Перекрестная эластичность 8
1.4. Эластичность предложения. 8
1.5. Применение теории эластичности 10
II. Потребительское поведение
2.1. Закон убывающей предельной полезности 12
2.2. Эффект дохода и эффект замещения 13
2.3. Кривые безразличия 15
2.4. Равновесие потребителя. Бюджетные линии 17
2.5 Кривые Энгеля 18
III Особенности эластичности спроса и предложения на рынке недвижимости
3.1 Особенности эластичности спроса и предложения на рынке 20 недвижимости
3.2 Статистика спроса и предложения на рынке недвижимости на период лета 2005 года 22
3.3 Прогнозы по спросу и предложению на рынке недвижимости на осень 2005 года 24
Заключение 26
Список литературы. 27
Эластичность спроса является важным фактором, влияющим на политику фирмы.
Другим
примером практического
При
эластичном предложении
II. Потребительское поведение
2.1. Закон убывающей предельной полезности
Предельной полезностью называют дополнительную полезность, полученную от потребления каждой последующей единицы продукции.
Экономисты задавались вопросом: Как измерить полезность блага? В результате появилось две теории:
1. количественная теория полезности – упорядочивает уровни полезности и количественно оценивает различия в этих уровнях
2. порядковая теория
полезности – только
Основные положения количественной теории полезности:
- потребитель оценивает полезность потребляемых исходя из количества каждого из них.
Функция полезности отражает зависимость уровня полезности (благосостояния) от количества потребляемого блага (соотношение между количеством потребляемого блага и достигаемым при этом уровнем полезности). Единицей измерения полезности служит ютиль.
- каждый вид благ имеет для потребителя общую и предельную полезность.
Общая полезность – удовлетворение, получаемое от потребления данного количества данного блага
Предельная полезность – приращение общей полезности при потреблении дополнительной единицы данного блага. Отражает степень настоятельности потребности (переход от удовлетворения более насущных потребностей к менее насущным). Цена блага определяется его предельной полезностью для потребителя.
Функция полезности – убывание предельной полезности блага с увеличением его количества в одном непрерывном акте потребления.
Первый закон Госсена (закон убывающей предельной полезности): с увеличением количества блага общая полезность растет, но все в меньшей степени, а предельная полезность каждой дополнительной единицы данного блага снижается, то есть чем интенсивнее потребление блага, тем меньше прирост общей полезности от потребления каждой дополнительной единицы данного блага.
Если, увеличивая количество одного блага и соответственно уменьшая другое, совокупная (не предельная) полезность возрастает, то полезность еще не максимальна. И запросы необходимо изменить соответствующим образом для ее максимизации.
Разграничение общей и предельной полезности позволяет решить «парадокс воды и алмаза»: почему практически бесполезный алмаз дороже одного из самых полезных благ – воды?
Величина запасов воды и алмазов различна: вода имеется в изобилии, алмазы встречаются крайне редко. Это означает, что общая полезность воды большая, а предельная – низкая; а у алмаза – наоборот. Так как цена определяется предельной полезностью блага, то «парадокс воды и алмаза» подтверждает кардиналистскую функцию полезности.
2.2 Эффект дохода и эффект замещения
Закон
спроса можно объяснить
Если эффект замещения имеет большее влияние, то с возрастанием цены потребление товара Х уменьшается, а при ее снижении - увеличивается. Однако может складываться ситуация, когда преобладает эффект дохода. Тогда при возрастании цены возрастает и потребление, а уменьшение цены вызывает такие же за направленностью изменения потребления.
Последняя ситуация встречается достаточно редко. Некачественный товар, для которого эффект дохода преобладает над эффектом замещения, получил название Гиффенового товара, а возрастание потребления этого товара с повышением цены на него - парадокса Гиффена.
Товар Гиффена должен синхронно отвечать таким требованиям:
- быть некачественным в представлении потребителя;
Парадокс Гиффена, на первый взгляд, кажется исключением из закона спроса. Но при более детальном исследовании, как мы выяснили, именно взаимодействие эффектов замещения и дохода есть виною такое развитие событий.
Существует еще несколько примеров мнимых исключений из закона спроса, когда с повышением цен наблюдается увеличение закупок того или иного товара. Так, некоторые потребители могут отождествлять возрастания цен с повышением качества продукции и реагировать увеличением его закупок. В условиях нестабильности экономической ситуации возрастания цен может восприниматься и как предвестник инфляционного прыжка. Поэтому для получения выигрыша потребители будут стараться приобрести больше продукта по сегодняшним ценам, пока они еще не так возросли. Однако все эти действия потребителя можно легко объяснить, исходя с теории поведения потребителя.
2.3 Кривые безразличия
Кривая безразличия – это кривая, построенная в координатах количество товара X – количество товара Y, точки которой отражают сочетание товаров (благ), выбираемое потребителем. Кривая отражает возможный набор вариантов, комбинаций этих товаров, обладающих одинаковой полезностью для потребителя, вследствие чего ему безразлично, какой выбрать набор из двух товаров, находящихся в количественном сочетании, соответствующем положению точек на кривой безразличия.
Допустим, потребитель сталкивается только с двумя товарами (благами), X и Y. Тогда любая из возможных комбинаций благ может быть представлена в виде точки на графике (рис.1), где по оси абсцисс откладывается количество единиц блага X, а по оси ординат - количество единиц блага Y.
y A
Основные свойства кривых безразличия:
1. Кривые безразличия имеют отрицательный наклон. Это свойство объясняется необходимостью сохранить общий уровень полезности набора при уменьшении потребления благ А, что приводит к компенсации этого уменьшения за счет увеличения потребления благ В.
Рис.4 Кривые безразличия имеют отрицательный наклон
2. Две кривые
безразличия не могу
Y С В
Рис.5 Кривые безразличия не могут пересекаться
3. Кривая безразличия может быть проведена через каждую точку в пространстве благ. Таким образом получается (карта безразличия), которая дает наиболее полную информацию о системе предпочтений потребителя.
Y
Рис. 6 Карта безразличия
2.4 Равновесие потребителя. Бюджетные линии
В случае потребления лишь двух благ бюджет потребителя представляется равенством:
M=PaQa+PbQb , (6)
отсюда следует другое уравнение:
Это уравнение называют уравнением бюджетной линии, все точки которой представляют доступные потребителю при данном бюджете комбинации двух благ. Из выражения (7) получается, что бюджетная линия имеет отрицательный наклон; угол ее наклона определяется соотношением цен, а отдаленность от начала координат - величиной бюджета. Если при фиксированном бюджете и неизменной цене блага А цена блага В снижается, то наклон бюджетной линии уменьшается. Если при фиксированных ценах благ увеличивается бюджет потребителя, то бюджетная линия отодвигается от начала координат параллельно самой себе.
Рис. 7Бюджетные линии
Рис.8 Равновесие потребителя
Для определения ассортимента покупок, обеспечивающего потребителю максимальную удовлетворенность при заданных ценах и бюджете, достаточно на его карте безразличия провести бюджетную линию (Рис.8).
Используя карту безразличия
и бюджетную линию, можно
2.5 Кривые Энгеля
Эрнст Энгель (1821-1896 гг.) - английский экономист, который занимался изучением того, как в Х1Х ст. характер потребления товаров и услуг изменялся в зависимости от дохода семьи. Кривая Энгеля показывает соотношение между доходом и объемом потребления определенного товара при неизменности других факторов, которые влияют на спрос.
I