Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 01:53, дипломная работа
Проблема регулирования антимонопольной деятельности и разработка способов государственной поддержки и защиты конкуренции очень важна для решения многих современных экономических проблем, возникающих в различных областях и сферах экономики разных стран.
В целях противостояния монополизации рынков и поддержки конкуренции государство:
создает законы, на базе которых становится возможным выявить и наказать фирмы, обвиненные в монополизации;
формирует организации, следящие за развитием рынков и выявляющие прецеденты их монополизации;
поддерживает создание новых компаний, которые могут противостоять монополизации рынков или уничтожить ее.
Введение 3
1. Политика антимонопольного регулирования: понятие, цели, основные принципы 6
1.1. Конкуренция, монополия, конкурентные и неконкурентные рынки 6
1.2. Барьеры входа на рынок и потенциальная конкуренция 9
1.3. Необходимость формирования и проведения антимонопольной политики в современной экономике 10
2. Практика антимонопольного регулирования в зарубежных странах 13
2.1. Антимонопольная политика в развитых странах: США и ЕС 13
2.2. Оценка практики применения антимонопольного регулирования в странах Азии 20
2.3. Антимонопольная политика в странах СНГ: сходства и различия 21
3. Эволюция политики антимонопольного регулирования в России 24
3.1. Концентрация производства в России в конце XIX – начале XX вв. 24
3.2. Государственный монополизм в советской экономике 26
3.3. Становление современной антимонопольной политики в России 30
4. Антимонопольная политика и защита конкуренции в КНР 35
4.1. Экономика переходного периода: экономические, административные и правовые аспекты 35
4.2. Эволюция антимонопольного законодательства в годы реформ 38
4.3. Антимонопольный закон КНР 39
Заключение 44
Список литературы 47
Для того чтобы оценить возможность входа на рынок новой компании, необходимо проанализировать существующие на данном рынке барьеры входа. К таким барьерам относят:
Важнейшей функцией антимонопольных органов государства является оценка и анализ барьеров входа и выхода с рынка.
Защита конкуренции в
рыночной экономике играет важную роль,
и главным ограничителем
Сущность антимонопольной политики может определяться по-разному. В узком смысле под антимонопольной политикой подразумеваются конкретные мероприятия и действия антимонопольных органов в сфере регулирования деятельности участников рынка и их всестороннее контролирование соблюдения антитрестового законодательства. В широком смысле антимонопольная политика включает в себя почти все вопросы, связанные с повышением эффективности экономики, ростом конкурентоспособности отечественной продукции, равновесием спроса и предложения, то есть предполагает активное формирование экономической политики по крайней мере в областях, непосредственно связанных или оказывающих сильное влияние на состояние конкуренции в стране. Поэтому главными целями антимонопольной политики являются:
В качестве основных принципов деятельности антимонопольных органов можно обозначить:
Эффективность функционирования различных отраслей и рынков зависит от многих факторов: поведение покупателей и продавцов при осуществлении ценовой политики, товарная и продуктовая стратегия, политика коммуникаций и рекламы, инвестиции в производство, вертикальные и горизонтальные слияния, методы решения юридических споров, интенсивность конкуренции в отрасли, прибыльность отдельных производств. Поэтому глобальная цель любой государственной антимонопольной политики заключается в создании равных условий развития для всех рыночных участников в области добросовестной конкуренции, способствующих рациональному размещению и использованию ресурсов и стабильному экономическому росту.
Необходимость проведения антимонопольной политики в разное время в разных регионах была вызвана естественными причинами и условиями рыночной экономики. Однако методы внедрения, становления и претворения в жизнь политики антимонопольного регулирования имеют свои особенности в разных странах. К началу XXI в. антимонопольные законы приняты более чем в ста странах мира,2 а ускорение глобализации и степень ее влияния на либерализацию мирового рынка и открытие национальных границ неизбежно приводит к трансформации целей и принципов антимонопольного регулирования, перенеся акцент на защиту конкуренции на международном уровне и недопущение ее ограничения национальными и региональными барьерами.
Для того, чтобы проанализировать
процесс становления
США как страна, впервые разработавшая законодательную базу антимонопольного регулирования, обладает богатейшим опытом в этой области. В основе антитрестовской политики США лежат три базовых закона:
Дополнительные законы, регулирующие торговлю между отдельными штатами - закон Робинсона-Патмана от 1936 г. и закон Харта-Скотта-Родино от 1976 г.4 Исполнительными органами антимонопольного регулирования в США являются министерство юстиции и Федеральная коммерческая комиссия.
Для того чтобы понять закономерность появления и развития антимонопольной политики в мире, необходимо проанализировать факторы и условия, при которых сформировалась антитрестовская политика США. В экономических, финансовых и предпринимательских кругах существовало расхожее мнение, что рынок - саморегулируемая система, которая сама может защитить общество, потребителей и производителей. Однако исторические особенности функционирования экономической системы в США, а именно технологический прогресс конца XIX в. и крупномасштабное расширение сети железных дорог, привели к появлению поистине национальных и наднациональных компаний. Затем два вспыхнувших кризиса (1873-1878 гг. и 1883-1886 гг.)5, в первую очередь бьющих по интересам крупных производителей, привели к тому, что эти компании стали заключать договоры, наносящие значительный ущерб покупателям. Во многом благодаря давлению мелких компаний и фермеров, Конгресс в конечном счете принял первый антимонопольный закон, защищающий конкуренцию.
Главной целью принятого
закона стала защита свободной конкуренции
и предпринимательства, а также
сглаживание социальных диспропорций
в сфере перераспределения
Необходимость принятия закона
была также очевидна с политической
и социальной точки зрения. Демократический
режим в США предполагал, в
первую очередь, возможность иметь
экономическую
Принятый в 1936 г. Закон
Робинсона-Патмана имел целью заменить
главу 2 Закона Клейтона, вводя запрет
на ценовую дискриминацию при
перепродаже товаров и
В практике применения антимонопольного
законодательства США либерализация
методов постоянно чередовалась
с ужесточением антитрестовских
мер. В настоящее время
Разработка и внедрение антимонопольной политики в странах Европы широко распространились только после окончания Второй мировой войны. Однако каждое государство уже имело свои сложившиеся национальные традиции борьбы с ограничением конкуренции.
Например, Германия приняла
антимонопольное
Главным исполнительным органом
антимонопольной политики является
Федеральная служба картелей, входящая
в состав министерства экономики, но
наделенная полусудебными полномочиями
в сфере применения закона. Главный
исследовательский орган в
Франция также обладает богатым опытом защиты конкуренции, продолжая реформировать свою систему антимонопольного регулирования и приводя свою законодательную базу в соответствие с законами Евросоюза. Главным законодательным актом является Закон «О свободе цен и конкуренции» от 1986 г. Закон содержит универсальные формулировки, применимые во всех областях экономики страны. Отличительной особенностью Закона является его лаконичность и простота понимания, как для предпринимателей, так и для антимонопольных органов. Закон также предусматривает изъятия, связанные с тем, что не всякое слияние и поглощение ограничивает конкуренцию, а наоборот, способствует повышению эффективности. Главными исполнительными органами Франции являются Генеральная дирекция по конкуренции, потреблению и борьбе со злоупотреблениями министерства экономики и финансов, а также Совет по конкуренции, причем первый орган является представительным в общеевропейских комитетах, а второй следит за соблюдением антимонопольного законодательства и предоставляет консалтинговые услуги. Специфическая особенность антимонопольной политики Франции – это гармоничный баланс между национальной политикой, характеризующейся большой долей государственного сектора, и общеевропейской политикой по защите конкуренции.