Эволюция антимонопольной политики государства и её влияние на развитие конкуренции (на примере России и Китая)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 01:53, дипломная работа

Описание работы

Проблема регулирования антимонопольной деятельности и разработка способов государственной поддержки и защиты конкуренции очень важна для решения многих современных экономических проблем, возникающих в различных областях и сферах экономики разных стран.
В целях противостояния монополизации рынков и поддержки конкуренции государство:
создает законы, на базе которых становится возможным выявить и наказать фирмы, обвиненные в монополизации;
формирует организации, следящие за развитием рынков и выявляющие прецеденты их монополизации;
поддерживает создание новых компаний, которые могут противостоять монополизации рынков или уничтожить ее.

Содержание работы

Введение 3
1. Политика антимонопольного регулирования: понятие, цели, основные принципы 6
1.1. Конкуренция, монополия, конкурентные и неконкурентные рынки 6
1.2. Барьеры входа на рынок и потенциальная конкуренция 9
1.3. Необходимость формирования и проведения антимонопольной политики в современной экономике 10
2. Практика антимонопольного регулирования в зарубежных странах 13
2.1. Антимонопольная политика в развитых странах: США и ЕС 13
2.2. Оценка практики применения антимонопольного регулирования в странах Азии 20
2.3. Антимонопольная политика в странах СНГ: сходства и различия 21
3. Эволюция политики антимонопольного регулирования в России 24
3.1. Концентрация производства в России в конце XIX – начале XX вв. 24
3.2. Государственный монополизм в советской экономике 26
3.3. Становление современной антимонопольной политики в России 30
4. Антимонопольная политика и защита конкуренции в КНР 35
4.1. Экономика переходного периода: экономические, административные и правовые аспекты 35
4.2. Эволюция антимонопольного законодательства в годы реформ 38
4.3. Антимонопольный закон КНР 39
Заключение 44
Список литературы 47

Файлы: 1 файл

Казакова_диплом_антитраст.docx

— 249.56 Кб (Скачать файл)

Для того чтобы оценить возможность входа на рынок новой компании, необходимо проанализировать существующие на данном рынке барьеры входа. К таким барьерам относят:

    1. Административные барьеры – включают в себя разнообразные регламенты, стандарты и правила, затрудняющие вход новых фирм, а также административное ценовое регулирование.
    2. Тарифы, квоты, субсидии. Ограничение производства продукции по цене или по объему, дает финансовое преимущество уже существующим компаниям, ущемляя права других участников.
    3. Потребности финансирования. Доступность государственных кредитов и государственной финансовой поддержки является важнейшим фактором ограничения входа на рынок.
    4. Неразвитость инфраструктуры. Ограничение доступа к важнейшим транспортным коммуникациям, консалтинговым и информационным услугам.
    5. Коррупция. Один из ключевых административных барьеров, преобладает в развивающихся странах.

Важнейшей функцией антимонопольных органов государства является оценка и анализ барьеров входа и выхода с рынка.

    1. Необходимость формирования и проведения антимонопольной политики в современной экономике

 

Защита конкуренции в  рыночной экономике играет важную роль, и главным ограничителем конкуренции  выступает, в первую очередь, концентрация рыночной власти в руках узкого круга  участников рынка. Во многом эффективность мер по защите конкуренции определяется и проводимой государственной политикой. Методы корректирования экономического курса страны в целом или отдельных производственных отраслей предполагают целый комплекс разнообразных правительственных мер. В данной работе наибольшее внимание уделено мерам антимонопольного регулирования, нацеленного на соблюдение прав и интересов как отдельных фирм-конкурентов, так и потребителей, и общества в целом.

Сущность антимонопольной политики может определяться по-разному. В узком смысле под антимонопольной политикой подразумеваются конкретные мероприятия и действия антимонопольных органов в сфере регулирования деятельности участников рынка и их всестороннее контролирование соблюдения антитрестового законодательства. В широком смысле антимонопольная политика включает в себя почти все вопросы, связанные с повышением эффективности экономики, ростом конкурентоспособности отечественной продукции, равновесием спроса и предложения, то есть предполагает активное формирование экономической политики по крайней мере в областях, непосредственно связанных или оказывающих сильное влияние на состояние конкуренции в стране. Поэтому главными целями антимонопольной политики являются:

  1. Оптимизация конъюнктуры рынка:
    • Формирование конкурентной среды на рынке, поддержка предпринимательства;
    • Анализ процессов экономической концентрации;
    • Демонополизация производства.
  1. Корректировка поведения участников рынка:
    • Отслеживание горизонтальных и вертикальных контрактов;
    • Пресечение недобросовестной конкуренции;
    • Предупреждение злоупотребления доминирующим положением.
  1. Корректировка поведения органов власти:
    • Устранение различных организационно-административных барьеров для конкуренции;
    • Контроль за государственными субсидиями и налогами;
    • Запрет на ограничение конкуренции органами власти.

В качестве основных принципов  деятельности антимонопольных органов  можно обозначить:

    • Всестороннее содействие развитию конкурентных отношений, обеспечению здоровой конкуренции на рынке путем контроля за процессами экономической концентрации;
    • Предупреждение или пресечение недобросовестной конкуренции или злоупотребления доминирующим положением;
    • Ограничение деятельности органов регионального и муниципального управления, приносящей ущерб конкуренции на рынке (например, субсидии, способствующие появление несправедливых конкурентных преимуществ);
    • Принцип разумности при применении нормативно-правовых актов в области антимонопольного регулирования;
    • Открытость информации, законность и публичность деятельности антимонопольных органов.

Эффективность функционирования различных отраслей и рынков зависит  от многих факторов: поведение покупателей  и продавцов при осуществлении  ценовой политики, товарная и продуктовая  стратегия, политика коммуникаций и  рекламы, инвестиции в производство, вертикальные и горизонтальные слияния, методы решения юридических споров, интенсивность конкуренции в  отрасли, прибыльность отдельных производств. Поэтому глобальная цель любой государственной  антимонопольной политики заключается  в создании равных условий развития для всех рыночных участников в области  добросовестной конкуренции, способствующих рациональному размещению и использованию  ресурсов и стабильному экономическому росту.

 

2. Практика антимонопольного регулирования в зарубежных странах

Необходимость проведения антимонопольной  политики в разное время в разных регионах была вызвана естественными  причинами и условиями рыночной экономики. Однако методы внедрения, становления  и претворения в жизнь политики антимонопольного регулирования имеют  свои особенности в разных странах. К началу XXI в. антимонопольные законы приняты более чем в ста странах мира,2 а ускорение глобализации и степень ее влияния на либерализацию мирового рынка и открытие национальных границ неизбежно приводит к трансформации целей и принципов антимонопольного регулирования, перенеся акцент на защиту конкуренции на международном уровне и недопущение ее ограничения национальными и региональными барьерами.

Для того, чтобы проанализировать процесс становления антимонопольной  политики государства, необходимо в  первую очередь описать главные  формы ее существования и применения в мировой практике.

2.1. Антимонопольная политика в развитых странах: США и ЕС

 

США как страна, впервые  разработавшая законодательную  базу антимонопольного регулирования, обладает богатейшим опытом в этой области. В основе антитрестовской  политики США лежат три базовых  закона:

    • Закон Шермана (1890 г.)
    • Закон Клейтона (1914 г.)
    • Закон о Федеральной комиссии по торговле (1914 г.)3

Дополнительные законы, регулирующие торговлю между отдельными штатами - закон Робинсона-Патмана от 1936 г. и закон Харта-Скотта-Родино от 1976 г.4 Исполнительными органами антимонопольного регулирования в США являются министерство юстиции и Федеральная коммерческая комиссия.

Для того чтобы понять закономерность появления и развития антимонопольной  политики в мире, необходимо проанализировать факторы и условия, при которых  сформировалась антитрестовская политика США.  В экономических, финансовых и предпринимательских кругах существовало расхожее мнение, что рынок  - саморегулируемая система, которая сама может защитить общество, потребителей и производителей. Однако исторические особенности функционирования экономической системы в США, а именно технологический прогресс конца XIX в. и крупномасштабное расширение сети железных дорог, привели к появлению поистине национальных и наднациональных компаний. Затем два вспыхнувших кризиса (1873-1878 гг. и 1883-1886 гг.)5, в первую очередь бьющих по интересам крупных производителей, привели к тому, что эти компании стали заключать договоры, наносящие значительный ущерб покупателям. Во многом благодаря давлению мелких компаний и фермеров, Конгресс в конечном счете принял первый антимонопольный закон, защищающий конкуренцию.

Главной целью принятого  закона стала защита свободной конкуренции  и предпринимательства, а также  сглаживание социальных диспропорций в сфере перераспределения благ, ресурсов и прибылей и дальнейшая демократизация рынка.6

Необходимость принятия закона была также очевидна с политической и социальной точки зрения. Демократический  режим в США предполагал, в  первую очередь, возможность иметь  экономическую самостоятельность, а ущемление прав предпринимателей со стороны крупных корпораций воспринималось как серьезная угроза всем демократическим институтам. В ходе президентских выборов 1912 г. кандидат В. Вильсон выдвинул в качестве пункта своей программы ужесточение требований и наказаний по закону Шермана, а также дополнение его целым рядом противоправных деяний: по мнению Вильсона, понятие противоправного деяния в антимонопольном регулировании требовало конкретизации, в частности, перечисления всех возможных видов противоправных деяний в новом законодательном акте – Законе Клейтона. В то же время был разработан и принят Закон о Федеральной торговой комиссии. Несмотря на то, что главным уполномоченным органом, контролирующим соблюдение антитрестовских законов, является министерство юстиции, Федеральная торговая комиссия получила часть административных функций в области антимонопольного регулирования. При таком дуализме оба правоохранительных органа имеют, тем не менее, различия в своих полномочиях. Например, министерство юстиции имеет право возбуждать уголовные и гражданские дела, в то время как Федеральная торговая комиссия – только гражданские. В случае, когда функции и полномочия двух органов накладываются друг на друга, министерство и комиссия координируют свою деятельность, повышая тем самым качество исполнения своих обязанностей.

Принятый в 1936 г. Закон  Робинсона-Патмана имел целью заменить главу 2 Закона Клейтона, вводя запрет на ценовую дискриминацию при  перепродаже товаров и дискриминацию  в сфере рекламы, а также ограничивая  размер комиссионных за посредничество в торговле. Главным документом, регулирующим процесс слияния компаний, стало выпущенное в 1992 г. совместно  министерством юстиции и Федеральной  торговой комиссией «Руководство по применению законов при слияниях»7, в котором определены основные критерии влияния сделки слияния на состояние конкуренции.

В практике применения антимонопольного законодательства США либерализация  методов постоянно чередовалась с ужесточением антитрестовских  мер. В настоящее время антимонопольное  законодательство США считается  одним из самых жестких и эффективных  в мире: максимальный штраф, взимаемый  с юридических лиц, составляет 10 млн. долл. США, а в будущем возможно его увеличение до 100 млн. долл. США. Также штраф может составлять удвоенную сумму прибыли от незаконной деятельности либо сумму убытков, понесенных потерпевшей стороной.8 Важно отметить, что в США антитрестовские законы являются важнейшим регулятором коммерческой деятельности, обеспечивающим свободу рынка и бизнеса.

Разработка и внедрение  антимонопольной политики в странах  Европы широко распространились только после окончания Второй мировой  войны. Однако каждое государство уже  имело свои сложившиеся национальные традиции борьбы с ограничением конкуренции.

Например, Германия приняла  антимонопольное законодательство под давлением США, поскольку  именно концентрация производственных концернов считалась причиной удержания  власти национал-социалистами. Со временем Германия адаптировала законодательство под свои интересы и нужды, Правила  об отмене картелей, принятые в 1947 г. и  направленные на демилитаризацию и  демонополизацию страны, были впоследствии заменены на Закон об отмене ограничений  в конкуренции 1957 г. В настоящий  момент отличительной особенностью антимонопольного закона ФРГ является точность формулировок и конкретизация  понятий. Изначально главными задачами антимонопольной политики Германии были ограничение злоупотребления  доминирующим положением, запрещение сговоров и горизонтальных соглашений, а также запрет на ценовую дискриминацию  при перепродаже товаров  и  связывающие контракты. Однако с  течением времени в закон вносились  поправки, в частности в 1965 г. было разрешено создание картелей, состоящих из малых фирм, а в 1973 г. была введена система контроля слияний. Дальнейшие изменения ужесточали систему санкций, уточняли понятия и вводили новые меры антимонопольного регулирования.

Главным исполнительным органом  антимонопольной политики является Федеральная служба картелей, входящая в состав министерства экономики, но наделенная полусудебными полномочиями в сфере применения закона. Главный  исследовательский орган в области  антимонопольного регулирования –  Монопольная комиссия – выполняет  в первую очередь аналитические  и консалтинговые функции, предоставляя отчеты в министерство экономики  Германии. Отличительной особенностью антимонопольного законодательства Германии является допущение существования  крупных конгломератов и корпораций, которые не имеют права злоупотреблять своей рыночной мощью. Это делает антимонопольное законодательство Германии более легким в применении, чем законы США или других западных стран.

Франция также обладает богатым  опытом защиты конкуренции, продолжая  реформировать свою систему антимонопольного регулирования и приводя свою законодательную базу в соответствие с законами Евросоюза. Главным законодательным  актом является Закон «О свободе  цен и конкуренции» от 1986 г. Закон  содержит универсальные формулировки, применимые во всех областях экономики  страны. Отличительной особенностью Закона является его лаконичность и  простота понимания, как для предпринимателей, так и для антимонопольных  органов. Закон также предусматривает  изъятия, связанные с тем, что  не всякое слияние и поглощение ограничивает конкуренцию, а наоборот, способствует повышению эффективности. Главными исполнительными органами Франции  являются Генеральная дирекция по конкуренции, потреблению и борьбе со злоупотреблениями  министерства экономики и финансов, а также Совет по конкуренции, причем первый орган является представительным в общеевропейских комитетах, а  второй следит за соблюдением антимонопольного законодательства и предоставляет консалтинговые услуги. Специфическая особенность антимонопольной политики Франции – это гармоничный баланс между национальной политикой, характеризующейся большой долей государственного сектора, и общеевропейской политикой по защите конкуренции.

Информация о работе Эволюция антимонопольной политики государства и её влияние на развитие конкуренции (на примере России и Китая)