Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 01:53, дипломная работа
Проблема регулирования антимонопольной деятельности и разработка способов государственной поддержки и защиты конкуренции очень важна для решения многих современных экономических проблем, возникающих в различных областях и сферах экономики разных стран.
В целях противостояния монополизации рынков и поддержки конкуренции государство:
создает законы, на базе которых становится возможным выявить и наказать фирмы, обвиненные в монополизации;
формирует организации, следящие за развитием рынков и выявляющие прецеденты их монополизации;
поддерживает создание новых компаний, которые могут противостоять монополизации рынков или уничтожить ее.
Введение 3
1. Политика антимонопольного регулирования: понятие, цели, основные принципы 6
1.1. Конкуренция, монополия, конкурентные и неконкурентные рынки 6
1.2. Барьеры входа на рынок и потенциальная конкуренция 9
1.3. Необходимость формирования и проведения антимонопольной политики в современной экономике 10
2. Практика антимонопольного регулирования в зарубежных странах 13
2.1. Антимонопольная политика в развитых странах: США и ЕС 13
2.2. Оценка практики применения антимонопольного регулирования в странах Азии 20
2.3. Антимонопольная политика в странах СНГ: сходства и различия 21
3. Эволюция политики антимонопольного регулирования в России 24
3.1. Концентрация производства в России в конце XIX – начале XX вв. 24
3.2. Государственный монополизм в советской экономике 26
3.3. Становление современной антимонопольной политики в России 30
4. Антимонопольная политика и защита конкуренции в КНР 35
4.1. Экономика переходного периода: экономические, административные и правовые аспекты 35
4.2. Эволюция антимонопольного законодательства в годы реформ 38
4.3. Антимонопольный закон КНР 39
Заключение 44
Список литературы 47
Международное антимонопольное право Европейского союза базируется на ст. 81 и 82 Римского договора о создании ЕС от 25.03.1957.9 В статье 81 вводится запрет на совместную деятельность компаний, ограничивающую торговлю между странами ЕС и конкуренцию на общем рынке. В статье 82 запрещается злоупотребление доминирующим положением любой компании на общем рынке, ограничивающее торговлю между странами. Статья также содержит список прочих противоправных деяний – навязывание несправедливых торговых условий, ограничение выпуска и рынка, дискриминация при совершении однородных сделок, применение монопольно высоких цен и связывающих контрактов и т.д.
Главный антимонопольный орган ЕС – Европейская комиссия – занимается регулированием деятельности в четырех ключевых сферах:
Важно отметить, что двухуровневая
организация антимонопольной
Второй страной, вынужденно
принявшей антимонопольное
Японская Комиссия по справедливым сделкам при принятии решения в рассмотрении дела руководствуется в первую очередь принципом доли рынка. Если доля одной крупнейшей компании превышает 50%, а двух крупнейших – 75% доли рынка, то такие компании признаются доминирующими, а концентрация в отрасли высокой.
С началом экономического
подъема в азиатских странах
приняла антимонопольное
Реформирование корейского антимонопольного законодательства с 1999 г.11 пошло по пути ужесточения мер антимонопольного регулирования.
Особенность современного состояния
конкурентной политики Южной Кореи
заключается в том, что стране
проводится целый комплекс экономических
реформ, направленных на дерегулирование
экономической сферы при
Последним современным этапом
формирования международной системы
антимонопольного регулирования стало
принятие антимонопольных
В 1993 г. вступил в силу
белорусский закон «О противодействии
монополистической деятельности и
развитии конкуренции», и с того
момента главными приоритетами последующей
либерализации стали
В Таджикистане закон «Об ограничении монополистической деятельности и развитии конкуренции» был также принят в 1993 г. Данный закон и последовавший за ним в 2002 г. закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» практически полностью дублировали российские антимонопольные законы.
Украина приняла первый антимонопольный
закон «Об ограничении
В целом, все принятые на территории постсоветского пространства антимонопольные законы и сам процесс их принятия обладали значительными сходствами и имели одинаковые цели, а именно:
С целью координации мер антимонопольного регулирования на постсоветском пространстве в 1993 г. был создан Межгосударственный совет по антимонопольной политике. Основной целью функционирования Совета является координация и гармонизация методологических подходов к антимонопольному регулированию в странах-участницах Договора. В условиях нарастающей глобализации, международной и региональной интеграции перед антимонопольными органами Совета встает важнейшая задача – выработка единой антимонопольной политики и совершенствование методов антимонопольного регулирования с целью обеспечения условий для свободной конкуренции.
Детальное изучение российской
дореволюционной, послереволюционной
(советской) и современной экономики
в сфере антимонопольного регулирования
позволяет охватить и структурировать
весь процесс становления
Российская Империя вступила на путь капиталистического развития позже развитых индустриальных стран Запада: промышленный рост Англии начался с середины XVIII в., США – с начала XIX в., а России – только с конца XIX в. Доля России в мировом промышленном производстве составляла примерно 5% (Приложение 2). Однако за счет экономического подъема и концентрации производства она сумела догнать мировых лидеров и войти в пятерку крупнейших производителей. Во многом этому способствовала политика государства по развитию отраслей промышленности и одновременное использование мирового опыта. Быстрыми темпами росло количество фабрик и число занятых в производстве (Приложение 3). Кри