Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 19:10, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Исследование природы денег является сложной и противоречивой проблемой вследствие того, что она относится к числу наименее согласованных областей экономического анализа. Это связано с тем, что теоретическое осмысление денег, классификации их форм и функций, роли денег в хозяйственном механизме экономической системы в учениях различных экономических школ отличается многообразием подходов и взглядов. Следует отметить, что теоретические концепции денег тесно связаны с конкретными задачами регулирования рыночной экономики.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ТРАНСФОРМАЦИИ ПРИРОДЫ И ФУНКЦИЙ СОВРЕМЕННЫХ ДЕНЕГ 6
1.1 Взаимосвязь категориальной и функциональной эволюции современных денег 6
1.2
Кредит в трансформирующейся системе современных денег 13
2 СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ОБОСНОВАНИЮ ЦЕЛЕЙ И ИНСТРУМЕНТОВ ДЕНЕЖНО- КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА 21
2.1 Эволюция целей денежно-кредитной политики 21
2.2 Инструменты и методы денежно-кредитной политики 25
2.3 Денежно-кредитная политика в различных теоретических концепциях 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37
ПРИЛОЖЕНИЯ 39
- стабильность денежного
Совокупное
применение на практике всех принципов
банковского кредитования позволяет
соблюсти как макроэкономические интересы,
так и интересы на микроуровне
обоих субъектов кредитной
Кредит способен оказывать активное воздействие на объем и структуру денежной массы, платежного оборота, скорость обращения денег. Вызывая к жизни различные формы кредитных денег, он может обеспечить в период перехода России к рынку создание базы для ускоренного развития безналичных расчетов, внедрения их новых способов. Все это будет способствовать экономии издержек обращения и повышению эффективности общественного воспроизводства в целом. Благодаря кредиту происходит более быстрый процесс капитализации прибыли, а, следовательно, концентрации производства. Он может сыграть заметную роль и в осуществлении программы приватизации государственной и муниципальной собственности на основе акционирования предприятий. Условием размещения акций на рынке являются накопление значительных денежных капиталов и их сосредоточение в кредитной системе. Кредитная система в лице банков принимает активное участие и в самом выпуске, и размещении акций. Кредит стимулирует развитие производительных сил, ускоряет формирование источников капитала для расширения воспроизводства на основе достижений научно-технического прогресса.
Регулируя доступ заемщиков на рынок ссудных капиталов, предоставляя правительственные гарантии и. льготы, государство ориентирует банки на преимущественное кредитование тех предприятий и отраслей, деятельность которых соответствует задачам осуществления общенациональных программ социально-экономического развития. Государство может использовать кредит для стимулирования капитальных вложений, жилищного строительства, экспорта товаров, освоения отсталых регионов. Без кредитной поддержки невозможно обеспечить быстрое и цивилизованное становление фермерских хозяйств, предприятий малого бизнеса, внедрение других видов предпринимательской деятельности на внутригосударственном и внешнем экономическом пространстве. Кредитная система, в первую очередь, представлена банковским, потребительским, коммерческим, государственным и международным кредитом. Всем этим видам кредита свойственны специфические формы отношений и методы кредитования. Реализуют и организуют эти отношения специализированные учреждения, образующие кредитную систему во втором (институциональном) понимании. Ведущим звеном институциональной структуры кредитной системы являются банки. Современная кредитно-денежная система представляет собой результат длительного исторического развития и приспособления кредитных институтов к потребностям развития рыночной экономики. С институциональной точки зрения, кредитно-денежная система представляет собой комплекс валютно-финансовых учреждений, активно используемых государством в целях регулирования экономики. Современная кредитная система представляет собой многоуровневый механизм аккумулирования и перераспределения финансовых активов. Она состоит из следующих основных звеньев5:
I. Центральный банк, государственные и полугосударственные банки.
II. Банковский
сектор: коммерческие банки,
III. Специализированные небанковские кредитно-финансовые учреждения: страховые компании, пенсионные фонды, инвестиционные компании, финансовые компании, благотворительные фонды, ссудо-сберегательные ассоциации, кредитные союзы. Приведенная трехъярусная схема структуры кредитной системы является типичной для большинства промышленно развитых стран, в частности США, стран Западной Европы, Японии. Однако по степени развитости тех или иных звеньев отдельные страны существенно отличаются друг от друга. Наиболее развита кредитная система США, на нее ориентируются промышленно развитые страны при формировании своей кредитной системы. Тем не менее каждая страна имеет свои особенности.
Всякая государственная экономи
Цели составляют определенную иерархическую
структуру, элементы которой находятся
во взаимозависимости и
Основными задачами экономической политики на протяжении последних 14 лет после финансового кризиса 1998 г. при сохраняющихся высоких ценах на энергоносители являются закрепление и развитие тенденции устойчивого роста экономики, последовательное повышение уровни жизни населения, снижение инфляции, развитие институциональной инфраструктуры рыночной экономики. Вместе с тем Банк России пока не добился главной цели своей деятельности — стабильного экономического роста, основу которого составляет не конъюнктура мировых рынков, а конкурентоспособность и привлекательность отечественной экономики.
Цели денежно-кредитной
Начиная с 1993 г., то есть со времени принятия Конституции РФ, главная цель ежегодно объявлялась как снижение темпов инфляции и обеспечение стабильности национальной денежной единицы, являющейся оборотной стороной стабильности цен. Формулировка основной цели денежно-кредитной политики страны лишь как защиты и обеспечения устойчивости рубля, снижения инфляции является несколько некорректной и неполной. Данные цели являются лишь составными частями стратегической цели, которую должна преследовать денежно-кредитная политика страны. Кроме того, в процессе достижения подобных целей остаются невостребованными возможности Банка России в сфере регулирования экономики страны.
Необходимо отметить, что исходным моментом в эволюции целей денежно-кредитной политики государства является информационная сущность современных денег. Деньги как информационные носители дают значительный спектр информации, характеризующей как отдельных субъектов хозяйствования, так и всю экономику. Информационная функция денег создает условия для управления экономическими процессами в информационную эпоху. Реальная денежная масса, создаваемая в обществе, на предприятии или в домохозяйстве, определяется их способностью производить и предоставлять людям блага. Вот почему денежно-кредитная политика каждого государства должна исходить из способности населения страны создавать конкурентные товары и услуги. При этом цели денежно-кредитной политики должны быть производными от конечных социально-экономических целей развития всего общества и стимулировать интенсификацию экономического развития.
Регулирование социально-экономического развития при помощи денежно-кредитной политики должно способствовать возникновению, поддержанию и развитию положительных тенденций в стране, то есть должны решаться в совокупности задачи соответствия количества денег в обращении потребностям стимулирования расширенного воспроизводства, обеспечения роста валового продукта, сохранения стабильных цен, роста занятости населения, расширения экспортно-импортных операций, ограничения инфляции и поддержания устойчивости национальной денежной единицы и т. д.
С учетом изложенного генеральной
целью денежно-кредитной
Имея представленную формулировку генеральной цели денежно-кредитной политики, можно выделить следующие направления (цели второго уровня в «дереве целей» денежно-кредитной политики)7:
Модернизация денежно-
В рамках политики обеспечения оптимальной монетизации — объем денежной массы, оцененный по агрегату М2, в течение не более чем за 5 лет должен быть доведен от приблизительно 28% в настоящее время до как минимум 50% валового внутреннего продукта. При этом доля наличных денег в обращении (агрегат М0) должна составить не более 10% в широкой денежной массе, оцененной по агрегату МЗ, против 33% по состоянию на 01.01.2012 . Кроме того, увеличение доли электронных денег и платежей в безналичной форме положительно отразится на состоянии платежно-расчетной системы страны, а также будет способствовать сокращению веса теневой экономики.
Курсовая политика должна быть адекватна текущему состоянию бизнес-цикла для модернизации экономики, изменения ее отраслевой структуры в сторону наращивания производств с высокой нормой добавленной стоимости, развития и насыщения внутреннего потребительского рынка, привлечения иностранных инвестиций.
При модернизации депозитной и кредитной политики следует иметь в виду, что в настоящее время доля банковских кредитов в общем объеме инвестиций предприятий составляет 6,5%. По сравнению с зарубежными странами, где данный показатель в ряде стран превышает 50%, эта цифра ничтожно мала. Для устранения сложившейся диспропорции в области финансирования инвестиционного процесса необходимо решить ряд актуальных вопросов, в частности капитализации банковской системы (соотношение капитала и активов российских банков по итогам 2012 г. составило 12,7%) и доступности банковского кредита.
Реинвестирование банками
Проблему снижения стоимости банковского кредита необходимо решать как посредством снижения стоимости финансовых ресурсов на макроуровне, так и снижения риска для кредитора (например, в законодательном порядке увеличить права кредитора, создать бюро кредитных историй, закрепить в законодательстве обязательное ведение залогодателем книги учета залога), и сокращения стоимости сопутствующих процессу кредитования процедур (например, нотариальное заверение сделки по залогу недвижимого имущества).
В рамках политики обеспечения эффективного контроля за деятельностью банковской системы и политики обеспечения надежности и устойчивости денежно-кредитной системы следует обратить внимание на информационную открытость денежных властей, банковского сектора, посредством регулярных публикаций аналитических материалов.
Таким образом, обоснование и регламентация конечной генеральной цели денежно-кредитной политики являются исходным и ключевым этапом ее модернизации, поэтому без изменения целей денежно-кредитной политики Центрального банка РФ, а также без определения четких приоритетов в деятельности главного банка страны увеличение степени воздействия денежно-кредитной системы на воспроизводственный потенциал российской экономики представляются весьма сомнительными
Итак, денежная политика — важнейший элемент современной макроэкономической политики и представляет собой совокупность мероприятий, регламентирующих деятельность денежно-кредитной системы, с целью регулирования хозяйственной конъюнктуры и достижения ряда общеэкономических целей (укрепление денежной единицы, стабилизация цен и темпов экономического роста и пр.). Денежно-кредитная политика — политика правительства и центрального банка страны, направленная на изменение денежного предложения (денежной массы) и процентных ставок. В рамках кредитно-денежной политики государство стремится оказать определенное, заранее рассчитанное воздействие на воспроизводственный процесс, используя в качестве передаточного механизма различные факторы денежной сферы.
Конечные цели денежно-кредитной политики: рост объема национального производства, полная занятость, стабильный уровень цен. Промежуточными целями денежно-кредитной политики является регулирование денежно-кредитной системы, а именно объема денежного предложения, процентных ставок, курса национальной валюты и других параметров. Конечные цели кредитно-денежной политики реализуются как итог экономической политики государства в целом. Промежуточные цели кредитно-денежной политики непосредственно относятся к деятельности центрального банка.
Достижение основных целей денежно-кредитной политики осуществляется посредством общих и селективных инструментов. Общие инструменты кредитно-денежной политики влияют на рынок ссудных капиталов в целом. Селективные инструменты кредитно-денежной политики регулируют конкретные виды кредита или кредитование отдельных отраслей, крупных фирм и т. д.
Общими инструментами
1. Учетная политика. Одна из функций центрального банка — предоставление ссуд коммерческим банкам. По этим ссудам взимаются процентные платежи по определенным ставкам. Ставка, по которой центральный банк выдает кредиты коммерческим банкам, называется учетной ставкой (если кредиты предоставляются в форме учета векселей) или ставкой рефинансирования (при других формах кредитования). При повышении учетной ставки коммерческие банки сокращают размеры заимствований у центрального банка, повышается величина процента по кредитам, выдаваемым коммерческими банками. Все это приводит к сокращению кредитования бизнеса и населения, уменьшению денежного предложения. Снижение учетной ставки действует в обратном направлении.
2. Проведение операций на открытом рынке. В настоящее время основным инструментом регулирования денежного предложения в развитых странах являются операции на открытом рынке. Так, операции с ценными бумагами представляют собой основу регулирующей деятельности Федеральной резервной системы США. На эти сделки приходится примерно 4/3 годового оборота ФРС. Операции на открытом рынке — покупка и продажа центральным банком государственных ценных бумаг. При продаже центральным банком государственных ценных бумаг сокращаются избыточные резервы коммерческих банков, возможности для кредитования и создания новых денег. Денежное предложение сокращается, а процентная ставка (цена заемных денежных средств) повышается. При покупке центральным банком государственных ценных бумаг идет обратный процесс.
3. Установление норм, обязательных
резервов коммерческих банков. Центральный
банк изменяет объем денежного
предложения путем