Таким образом была создана
послевоенная международная валютная
система. Появился новый режим, где золото
- стандарт обмена, где стоимость золота
была зафиксирована в долларах США и где
доллар США был конвертируем в золото,
но валютный курс оставался фиксированным.13
Проблема этой системы была
в том, что у доллара США был уникальный
статус и как национальной валюты, и как
международного резервного актива, чего
ни одна другая страна не имела. Это даровало
США уникальным преимуществом под названием
сеньораж. Это означает, что правительство,
выпускающее валюту для своего народа,
имеет выгоду, потому что люди предпочитают
держать свою валюту как часть их денежных
средств, а не возвращать её государству
и просить что-то реальное взамен. Это
как если чеки, которые выписывает некий
человек, не обналичивались в банке получателями,
потому что они должны использовать их
в качестве денег для платежа между собой.
По сути, вы можете купить вещи без нужды
платить за них. Поскольку миру не хватало
денег после войны, спрос на доллары США
превысил предложение, поэтому США могли
купить больше товаров и услуг из других
стран, чем продать сами. Пока США были
готовы печатать деньги, ччтобы заплатить
за них, мир не возражал, до тех пор, пока
была нехватка доллара. Но если США злоупотребляли
этой привилегией и печатали больше денег,
чем нужно остальному миру, это приводило
к спаду в США и во всём мире. Либо США пришлось
бы смириться и девальвировать свою валюту
до более чем 35 долларов США за унцию, либо
остальной мир оказался бы с нежелательными,
обесценившимися долларами, стоимость
которых упала ниже номинала.
Данная система гарантировала,
что США могут поддерживать платежный
баланс без того, чтобы проходить жесткие
коррективы, необходимые для сбалансирования
своих счетов, как это делает любая другая
страна время от времени. Как мы увидим
дальше, это было той слабостью, которая
привела к демонтажу этой системы 30 лет
спустя.
Гибкие валютные
курсы и нестабильность (1971-1985)
К концу 1960-х годов первоначальная
послевоенная нехватка долларов была
устранена, и европейские страны были
восстановлены. В то же время США расширили
своё участие в войне во Вьетнаме, в результате
чего правительство тратило все больше
и больше, попутно сражаясь с бедностью
внутри государства. Дефицит платежного
баланса США продолжал расти, а инфляция
начала повышаться. Европейские держатели
долларов США начали беспокоиться по поводу
слабого отношения США к их обязательствам
в качестве гаранта послевоенной денежной
системы. Они начали требовать передачу
американского золота в обмен на доллары,
и к 1968 году цена на золото на товарных
рынках поднялась выше официального курса
35 долларов за унцию. США начали испытывать
утечку золотовалютных резервов, что стало
серьезной проблемой для правительства.
В период с августа 1971 года по
июль 1973 года мировая экономика прошла
через наиболее бурный приступ нестабильности
с 1930-х. 14 Валюты Германии, Франции, Швейцарии
и Великобритании и Японии подешевели
на более чем 50%. В то время как страны пытались
устранить проблему, США девальвировали
доллар до 38 единиц за унцию, а затем снова
до 42 за унцию. Эти попытки были слишком
малыми и слишком поздними, и на свободном
рынке цена на золото выросла до 215 долларов
за унцию. Когда закончилась Шестидневная
война на Ближнем Востоке, и Египет потерпел
поражение, король Саудовской Аравии Фейсал
в месть за поражения арабов поднял цену
на нефть от 3 долларов за баррель до 12
в октябре 1973 года, и мир испытал свой первый
нефтяной шок. Мировая экономика испытала
наибольшую инфляцию в мирное время, что
когда-либо происходила. Центральные банки
потеряли контроль над инфляцией, и они
не знали, как действовать, чтобы поставить
ее под контроль. Последующие политические
события подорвали глобальную уверенность
в Соединенных Штатах и доллар США в частности.
Как следствие, к ноябрю 1979 года, золото
достигло рекордной отметки в 700 долларов
за унцию.
В 1976 в Кингстоне (на Ямайке)
члены МВФ объявили о переходе к качественно
новой мировой валютной системе, основой
которой являются следующие принципы:
- Переход к плавающим курсам курсов и преобразование СДР (Специальные права заимствования) в качестве мирового денежного эталона, главный резервный актив и международное
средство расчетов и платежа. При определении величины и СДР с помощью
"корзины" из пяти валют доминирует доллар США - 40%. Валюты других стран в соответствии с их удельного веса в международной торговле распределились так: немецкая марка - 21%, японская иена – 17%, французский франк и английский фунт стерлингов - по
11%. Это решение способствует уменьшению
колебаний курсов валют, страхует кредиторов
от их резкого падения (от курсовых потерь).
Ямайское соглашение дает возможность устанавливать другие (кроме СДР) паритеты по любой валюте, что означает многовалютный стандарт. Так в конце 90-х годов к американскому
доллару были привязаны валюты почти 40 стран.
- Юридических закреплен процесс
демонетизации золота, отмена официальной
цены на золото и фиксация золотого содержания
национальных валют (золотых паритетов), выдвигается отсутствие каких-либо ограничений для его использования, отсутствие регулирования со стороны свободного рынка золота государства и международных экономических организаций, что означает превращение золота в обычный товар.15
- Усиление межгосударственного
валютного регулирования, в том числе
через МВФ, влияние на механизм "плавающих" курсов является задачей мировой валютной системы. С этой целью применялись меры по усилению функций СДР
как денег через расширение возможностей
их использования. Предоставлено разрешение на то, чтобы их держателями были не только центральные банки, но и некоторые другие финансовые учреждения. МВФ уполномочен следить за валютной
политикой и состоянием экономики стран-членов,
координировать валютно-кредитную политику
развитых стран. С этой целью он вырабатывает рекомендации в сфере валютно-финансовой и экономической политики.16
Современное положение
Нынешняя система - это система
с плавающей ставкой, но где центральные
банки вмешиваются в ситуацию время от
времени, чтобы управлять курсом и контролировать
скорость изменения стоимости валюты,
в контексте стабильности цены. Центральные
банки нацелены на уровень инфляции в
размере 2% или менее в год и акцентированы
на оптимальные валютные зоны, где географически
близкие страны с высокой взаимозависимостью
связывают свои валюты друг к другу, чтобы
укрепить цену и валютную стабильность.
Эволюция форвардных и фьючерсных рынков
создала среду сдержек и противовесов,
которые помогают контролировать монетарные
власти и помочь установить дисциплину,
какая наблюдалась при золотом стандарте.
Основные характеристики:
- Валюты больше не обеспечены золотом. В самом деле, золото не имеет особой роли в нынешней системе, кроме как служить одним из многих активов в резервах центральных банков. Золото сегодня составляет в среднем лишь около 5% от общих запасов центрального банка. Оно свободно продаётся, как и любой другой металл на товарно-сырьевых рынках.
- Значение каждой валюты определяется
спросом и предложением на валютном рынке.
Существует спотовая цена, цена на настоящие условия и форвардная цена для будущей поставки, которая определяется на фьючерсных
рынках. Валютный рынок является единым международным рынком и является самым крупным из всех рынков,
опередив рынки акций, сырьевых товаров и недвижимости.
- Валютные ставки являются гибкими или плавающими, основанными на изменении спроса и предложения валют, как для платёжных целей, так и для глобального распределения активов, а также для спекулятивных целей. Будучи номинально гибкими, курсы находятся под пристальным
контролем центрального банка и финансовых
чиновников, которые следят, чтобы курсы не оказывали дестабилизирующее
влияние на экономику страны. Правительство
принимает меры, чтобы управлять колебаниями и уровнями валютных курсов, так что нынешняя система может быть правильнее охарактеризована как управляемая система плавающих валютных курсов.
- Как правительство и чиновники центрального банка управляют уровнем валютных курсов?
- Центральные банки могут замедлить
или сгладить обесценение или подорожание их валюты путем проведения мероприятий
на валютном рынке, используя резервы иностранной валюты на покупку или продажу своей
валюты.
- Использовать моральное воздействие, то есть заявления относительно уровня, на котором они видят или хотят
видеть свою валюту при торговле.
- Координировать интервенции центрального банка, в результате чего банки согласовывают уровень
или цели, а затем они вторгаются на рынок иностранной
валюты. Если запасов одного центрального банка не достаточно, чтобы поколебать
рынок, могут использоваться объединенные ресурсы группы банков.
- Если валюта обесценивается
или стоит дороже, чем следует, центральные банки могут также
регулировать уровень краткосрочной
процентной ставки для стимулирования или отпугивания потоков капитала и спекулянтов.
- В то время как золотой стандарт
имел побочный эффект обеспечения стабильности
цены путем ограничения предложения
денег до количества золота, которое было более или менее
фиксировано, существующая система фиатных
денег под управлением центральных
банков ставит полную занятость выше, чем ценовую стабильность. Современная система денежно-кредитной политики имеет широкий охват и возможность оказывать влияние на направление производства, занятость и цены в краткосрочной перспективе, что снижает риск рецессии и способствует экономическому росту и занятости.
- Если нынешняя система позволяет центральным банкам создавать инфляцию и дефляцию по желанию, то какие существуют сдерживающие механизмы? Другими словами, как в отсутствие золотого стандарта поддерживать
монетарную дисциплину? Есть несколько инструментов, которые появились в течение последних двадцати лет, чтобы помочь банкам в поддержании дисциплины. Это
- независимость центрального банка
- таргетирование инфляции
- фьючерсные рынки и рациональные
ожидания
- сила опыта.
Во-первых, хотя ЦБ являются
государственными учреждениями, они находятся
в ведении советов, которым была предоставлена
правовая и институциональная независимость
от законодательной и исполнительной
власти, другими словами от политиков.
Таким образом, центральный банк примет
свой обоснованный денежный курс, нравится
ли это правительству или нет. Во-вторых,
все больше и больше центральных банков
установили формальную цель для инфляции,
например, Европейский центральный банк
поставил перед собой цель 2% инфляции. В-третьих, развитие фьючерсных
рынков с конца 1970-х годов, создало механизм,
который предупреждает частных участников
рынка и руководителей центральных банков
о надвигающихся опасностях, когда принимается
неправильный денежный курс. Например,
если Центральный банк позволяет денежной
массе расти слишком быстро, фьючерсный
рынок заставит фьючерсную цену валюты
падать, или спровоцирует падение цен
на долгосрочные облигации и рост процентных
ставок, таким образом посылая сигнал
ЦБ на исправление курса. Наконец, хаотический
инфляционный опыт 1970-х годов после падения
золотовалютного стандарта дал участникам
рынка и руководителям центрального банка
много ценных уроков, которые должны отговорить
их от повторения старых ошибок.17
- Все больше и больше стран, которые занимают один и тот же географический регион или проводят активную торговлю друг с другом, устанавливают свои валюты на уровнях, аналогичных уровням их партнёров. Возможно,
лучшим примером валютной зоны является Европейский союз и еврозона в частности. Созданию евро предшествовал европейский
валютный механизм "змея". Перед установкой стоимостей своих валют страны вместе установили целевой торговый
диапазон, которому они обязаны были следовать, чтобы претендовать на попадание в Еврозону. Страны, не входящие в ЕС, такие как Турция, Алжир и Марокко
корректируют свои валюты к евро, так как они проводить большую часть своей
торговли со странами евро-блока. Валютная координация и сближение помогает связать валютные курсы и экономическую политику этих стран в более тесном сотрудничестве и производит эффект, схожий с золотым стандартом.
Итак, контроль центральным
банком за стабильностью цен, денежно-кредитная
координация и независимость центрального
банка воплотили преимущества системы
золотого стандарта, избегая при этом
ограничительных эффектов золотого стандарта
по использованию денежно-кредитной политики
и дефляции.
Главные
международные экономические институты
Международный
валютный фонд (МВФ)
Международный валютный фонд
(МВФ), находящийся в Вашингтоне, был основан
в 1945 году. МВФ был создан для того, чтобы
наблюдать за системой фиксированных
валютных курсов и предоставлять консультации
и финансирование странах, которые испытывают
острый платежный кризис.18 Когда Бреттон-Вудская система
фиксированных курсов валют потерпела
крах, МВФ превратился в кредитора последней
инстанции для стран, сталкивающихся с
макроэкономическим и финансовыми кризисами
и был вовлечен во многие из таких эпизодов,
в том числе в латиноамериканский долговой
кризис 1980-х годов, кризис мексиканского
песо 1994 года, кризисы в Юго-Восточной
Азии и России в конце 90-х, турецкий кризис
в 2001 году, аргентинский дефолт 2002 года
и долговые кризисы европейских государств
последнего времени. МВФ часто подвергается
критике за специфическую обусловленность
его поддержки. Проблемы, которые фонд
призван решать, возникали с нерациональной
экономической, но популистской политикой,
правительства, где целью стояла «покупка»
голосов избирателей. Когда эти принципы
терпят крах, правительства не в силах
сдержать свои обещания и решить проблемы,
которые они создали, и они зачастую винят
международное инвестиционное сообщество
за их беды. Когда их экономическая система
рушится, то они выполняют необходимые
реформы под предлогом, что они накладываются
на них от МВФ в обмен на крайне необходимое
финансирование.19
Всемирный банк
Всемирный банк (ВБ), базирующийся
в Вашингтоне, был создан в 1946. Всемирный
банк имеет три основные ветви: Международный
банк реконструкции и развития (МБРР),
Международная Ассоциация развития (МАР)
и Международная финансовая корпорация
(МФК). Организация направлена на содействие
экономическому развитию беднейших стран
через технические консультации, проектное
финансирование, долгосрочного кредитования
по ставкам ниже рыночных процентных.20 Объём кредитования в среднем
составляет 30 млрд. долларов в год по более
чем 100 странам.21
Всемирная торговая
организация (ВТО)
Всемирная торговая организация
(ВТО), базирующаяся в Женеве, создана в
1995 году, заменив Генеральное соглашение
по тарифам и торговле. ВТО была создана
после уругвайского раунда многосторонних
торговых переговоров, которые были завершены
в 1993 году. Эта организация должна была
прийти к жизни ещё в 1940-х вместе с двумя
другими, под названием Международная
торговая организация (МТО). Конгрессу
США не удалось ратифицировать соглашение,
поэтому организация так и не появилась.
Вместо этого был создан менее официальный
Секретариат ГАТТ22. ВТО является учреждением,
которое регулирует международную торговлю,
устанавливает международные стандарты
и правила торговли. Вначале в ВТО было
132 члена, а сейчас она насчитывает 159 участников.
Российская Федерация вступила в ВТО в
2012 году после многолетних переговоров.
Банк международных
расчётов
Банк международных расчетов
(БМР) был создан в 1930 году и базируется
в Базеле, Швейцария. Он служит в качестве
банка для центральных банков и международных
организации. БМР является старейшим международным
финансовым институтом, организованным
первоначально в конце Первой мировой
войны, чтобы облегчить военных репарационные
платежи от Германии. Будучи информационно-координационным
центром для центральных банков, БМР проводит
исследования и облегчает координацию
политики и стандартов. БМР является автором
Базельских соглашений по капиталу (1988).
Эти договоренности установили требования
к достаточности капитала для банков на
международной арене, которым они должны
следовать, чтобы уменьшить риск коллапса
банка и повышения устойчивости мировой
банковской системы.23
Заключение
Исследование закономерностей
формирования всех международно-экономических
связей и перспектив их развития показывает,
что генеральной тенденцией развития
мирового хозяйства является движение
к созданию единого планетарного рынка
валюты, экономическому сближению и объединению
отдельных стран в единый мировой хозяйственный
комплекс. Это позволяет говорить о необходимости
изучения проблем глобальной экономики
как системы, комплекса международных
экономических отношений. Но это уже иной,
более высокий уровень международных
экономических отношений.