Капитал: сущность, структура и формы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 15:45, курсовая работа

Описание работы

Теория капитала – одна из наиболее сложных и дискуссионных в экономической теории. Это относится к определению самого понятия капитал, и к единицам его измерения, и к доходу, порождаемому капиталом, т.е. проценту.

Элементы учения о капитале как о накоплении богатств, особенно в форме денег, встречаются еще у Аристотеля. Затем понятие “капитал” становится предметом анализа у меркантилистов, физиократов, классиков.

Наиболее последовательно и системно оно впервые было проанализировано К. Марксом, раскрывшим сущность капитала на основе учения о прибавочной стоимости. Однако и его концепция не стала исчерпывающей в разрешении всех сложных вопросов теории капитала. При более общем подходе к рассматриваемому понятию оказалось, что капитал далеко не всегда связан с созданием прибавочной стоимости, а значит, и с эксплуатацией наемной рабочей силы.

Содержание работы

Введение

Глава 1. Теоретические основы проблемы капитала

1.1 Трактовка капитала в классической политической экономии

1.2 Сущность и формы капитала в современной экономической науке

Глава 2. Характеристика структуры и основных форм капитала

2.1 Основной и оборотный капитал, постоянный и переменный капитал: их общее и различие

2.2 Управление капиталом и оптимизация его структуры

2.3 Капитал корпораций и анализ его размеров и структуры

Глава 3. Роль государства в формировании и увеличении капитала

Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 47.69 Кб (Скачать файл)

Для минимизации  финансовых рисков я рекомендую владельцам и руководителям компаний после  выплаты дивидендов акционерам создать  из полученной годовой прибыли реальные резервы в достаточных объемах. Для этого необходимо сделать  точные расчеты. Наиболее часто получаемый коридор значений — 3-10% активов в зависимости от общего уровня риска бизнеса. Затем оставшуюся прибыль можно вкладывать в бизнес, причем сначала в основной (донорский), поддерживая его стабильность и рост, и только потом — в новые проекты.  

Для эффективного управления резервами нужны грамотные специалисты (например, по ценным бумагам).  

2.3  Капитал корпораций  и анализ его размеров и  структуры 

На рубеже XXI века быстрое развитие получает теория брэнд-капитала как основы капитализации социальных отношений между фирмами и  потребителями. Углубление исследований содержания и форм проявления капитала кардинально изменяют понимание  назначения и структуры капитала современных фирм. 

Известные американские исследователи бизнеса Г. Мине и  Д. Шнайдер одними из первых предложили новую теорию структуры капитала традиционных и современных компаний. На рис. 8 представлены коренные изменения  в структуре капитала традиционного  и электронного бизнеса в отраслях В2В (бизнес для бизнеса). 

  

Рис. 8. Структура  капитала традиционных и современных  фирм[4] 

Революция в бизнесе  начинается с кардинальных изменений  структуры капитала, что отражено в виде перевернутой пирамиды, показывающей новое соотношение физического, оборотного, человеческого и брэнд-капитала. Изменяется и предназначение каждого  вида капитала, сам характер бизнес-процессов. 

Пирамида слева  отображает структуру капитала традиционных компаний, преобладающей в последние 20, а в действительности - и все 100 лет XX века. Компании имели мощную материальную базу. Различие активов  определялось различием технологий бизнеса: производственные центры, центры распределения, финансовые институты, больницы или лечебные учреждения магазины, телекоммуникационные компании, системы  кабельного телевидения, развлекательные  центры. Эффективное управление активами потребовало концентрации усилий на выстраивании или интеграции национальных и глобальных операций компаний, упрощении  цепочек взаимоотношений поставщик-покупатель, интеграции с поставщиками и дистрибьюторскими сетями, стандартизации и совершенствовании бизнес-процессов, общем улучшении характеристик и повышении эффективности бизнеса. Параллельно финансовые менеджеры концентрировали внимание на повышении прибыли на капитал, прибыли на вложения, оборачиваемости активов и других показателях эффективности управления предприятием. Процессы концентрации промышленности, помимо прочего, вели к консолидации физического капитала на национальном и глобальном уровнях с целью обеспечения роста объемов производства и расширения рыночной власти. 

В 90-е годы внимание компаний было сосредоточено на более  эффективном использовании оборотного капитала (компонентов, сырья, запасов, незавершенного производства, готовой  продукции) с целью повышения  оборачиваемости запасов, снижения текущих издержек на хранение запасов, а так же на повышении эффективности  исполнительных систем для уменьшения устаревания продукции и повышения  спроса. Ключевыми индикаторами были производительность, оборачиваемость  запасов, эффективность капитала, в  том числе оборотного. 

Большое внимание, уделявшееся  в 90-е годы эффективности использования  оборотного капитала, было результатом  экономических сдвигов, происшедших  в предыдущее десятилетие. До 80-х  годов реальная стоимость капитала была равна нулю или отрицательной  величине в течение нескольких десятилетий. По существу, реальная доходность капитала, равная разнице между номинальной  доходностью и инфляцией, была близка к нулю или отрицательной величине из-за высокой инфляции. В этих условиях оборотный капитал был в определенном смысле бесплатным, и менеджеры не уделяли достаточного внимания совершенствованию  управления оборотным капиталом  и другим мерам, которые были реализованы  в 90-е годы для сокращения оборотного капитала и лучшего управления им. 

Модель бизнес-процессов  большинства компаний интуитивно или  осознанно строилась на концепции  предприятия как пирамиды, в основании  которой лежит физический капитал  и которая построена для производства и продажи продукции. Последние  разработки в сфере технологий управления (например системы планирования ресурсов предприятия ERP (Enterprise Resource Planning) и управления взаимоотношениями с потребителями - CRM (Customer Relationship Management) были направлены на развитие именно этой модели и поиск  инструментов для ее лучшего понимания  и использования. 

Финансовые показатели традиционных компаний оказываются  намного ниже показателей компаний, которые успешно применили электронные  бизнес-технологии. Руководители компаний в большинстве своем ощущают  в настоящее время настоятельную  необходимость перехода от традиционной модели бизнеса к декапитализированной модели е-бизнеса, которая показана на рис. 8 справа. В стремлении увеличить  прирост доходности капитала и сконцентрировать усилия на основной деятельности брэнд-компании все меньше опираются на свой физический капитал. Стратегия их заключается  в передаче составляющих производственного  процесса, связанных с физическим капиталом, внешним структурам и  в распределении их по цепочке  поставщик-потребитель. В равной степени  это относится и к вспомогательным  функциям. Модель е-бизнеса уровня В2В, таким образом, разделяет компании на две группы: те, что имеют относительно небольшой капитал, но владеют брэндом, и те, что группируются вокруг брэнд-компаний, образуя сети внешних структур.  

Брэнд-компании с  малым капиталом, работающие в тесной кооперации с сетью внешних структур, - новое явление в бизнесе, которое  Г. Мине и Д. Шнайдер называют «сообществом добавленной стоимости». 

Тенденции уже отчетливо  просматриваются. Так, в последнее  десятилетие для многих организаций  независимо от их величины привычным  стал поиск ответа на вопрос: «Что выгоднее приобрести имущество в собственность  или взять его на условиях лизинга  или аренды?» Сравнение альтернатив  «приобрести» или «арендовать» стало  общепринятым. Значительная доля физического  капитала, который всегда был у  корпораций, теперь используется ими  на условиях лизинга. В высокотехнологичных  и сетевых компаниях большая  часть техники арендована. Компания «Microsoft» самая капитализированная компания в мире, имеет основные средства стоимостью всего несколько  миллионов долларов.  

Анализ структуры  капитала крупнейших компаний позволяет  выявить тенденцию к появлению  брэнд-капитала как часть разницы  между рыночной капитализацией и  величиной активов.  

В сознании высших менеджеров компаний, в сознании законодателей  и политиков-экономистов продолжает господствовать материалистический подход к пониманию капитала как суммы  материальных активов. 

Практически отсутствует  осознание роли и оценка реального  человеческого капитала. Рынок финансового  капитала в полном расстройстве и  абсолютное большинство ценных бумаг  предприятий не учитывается. Кризисное  глубинное состояние деловых  отношений большинства предприятий  приводит к отрицательным значениям  брэнд-капитала. 

Таким образом получается, что самым стабильным и хорошо прогнозируемым источником становятся доходы от сдачи имущества в аренду. Но в подавляющем большинстве  случаев это идет на вред основному  производству. В погоне за «легкими»  деньгами и из корыстных побуждений, в качестве арендных площадей используют производственные площади с уникальным оборудованием, которое демонтируется, и практически после этого  никогда не используется. 

Приведение величины уставного капитала к реально  необходимому уровню может помочь создаваемому предприятию начать свою уставную деятельность и повысить доверие третьих лиц  к предприятию, и как следствие, к возможности привлечения необходимых ресурсов по более низким ценам. 
 

Глава 3. Роль государства  в формировании и увеличении капитала 

Капитализм новейшего  времени, названный мещанским способом производства, переживает не лучшие времена. Скорее можно говорить о его последних  временах. 

Прежде всего это  – государство, труд, капитал. Анализ их взаимодействия и взаимовлияния, их черт, свойственных им к концу  ХХ – началу ХХI века, приводят к  новым выводам и обобщениям.  

Современное государство  мещан и обывателей обязано своей  головокружительной карьерой растущему  капиталу.  

Тот факт, что система  товарного производства нуждается  в вышестоящей инстанции, гарантирующей  соблюдение рамок конкуренции, общие  правовые основы защиты собственности  и предпосылки создания стоимости  определил потребность в современном  государственном аппарате.  

Государство – продукт  непримиримости классовых противоположностей. У него есть репрессивный аппарат  на случай, если эксплуатируемый капиталом  человеческий материал окажется однажды  слишком строптивым для мещанского способа воспроизводства.  

В зрелой форме массовой демократии мещан государство вынуждено  было в ХХ веке взять на себя и  решение растущих социально-экономические  задач. 

Государство как  собственник должно мыслить долгосрочными  категориями и своими действиями способствовать реализации интересов  общества в целом. Для него стоимость  бизнеса в отличие от частного инвестора должна в первую очередь  определяться структурой и состоянием активов компании, а также динамикой  этих показателей. Поэтому, ввиду необходимости  реформирования и модернизации экономики  России, наиболее целесообразной представляется политика вмешательства государства  в экономику и ее регулирования  на основе его участия в капитале. 

Участие в капитале необходимо, поскольку позволяет  получить доступ к управленческой отчетности, быть в курсе положения дел  в компании, повысить гибкость и  скорость принятия управленческих решений  и осуществлять не только последующий, но и предварительный контроль. Государство  как собственник должно играть во внедрении предлагаемого подхода  активнейшую роль, поскольку именно оно в свете масштабности проблемы должно явиться инициатором его  внедрения в практику и его  активным сторонником, поскольку управление с позиций предлагаемого подхода  позволяет повысить эффективность  функционирования государственной  долевой собственности и способствует достижению целей государства. Особенно это важно ввиду необходимости  модернизации, повышения конкурентоспособности  ее экономики, перехода ее на путь инновационного развития, проведения эффективной антициклической  политики. 

При этом необходимо четкое и ясное определение целей  участия государства в капитале отдельной компании, что необходимо для оптимизации масштабов государственной  долевой собственности в экономике  и четкого понимания ее роли в  ней. В связи с этим возникает  вопрос об определении критериев, характеризующих  достижение целей участия государства  в капитале компании и необходимые  темпы развития компании, а также  их нормативных значений. Именно на основе указанных критериев и  их нормативных значений возможно принятие управленческих решений, направленных на обеспечение прироста стоимости  бизнеса с учетом целей государства. Критериями в данном случае являются различные финансовые и экономические  показатели, характеризующие финансово-хозяйственную  деятельность компании: рентабельность, фондоотдача, доля прибыли компании, направляемая на инвестиции, норма  инвестирования в основной капитал  компании и прочие. 

Исходя из цели или  целей участия государства в  капитале компании, выбирается ключевой показатель или несколько показателей, на основе которых будут приниматься  управленческие решения и делаться вывод об эффективности либо неэффективности  функционирования долевой собственности  государства в данной организации, о достижении целей участия государства  в ней. 

Устанавливается величина норматива выбранного показателя или  показателей, являющихся критериями достижения целей участия государства в  капитале. Величина норматива устанавливается  с использованием какого-либо подхода, либо с использованием обоих подходов и последующим взвешиванием результатов. Величина норматива в случае ее соблюдения должна, как было упомянуто, обеспечивать достижение цели участия государства  в капитале, выраженной в качественном или количественном показателе. 

Важнейшая составная  часть государственного имущества - остающиеся в собственности государства  пакеты акций в акционерных обществах (АО): специально закрепленные, исходя из требований Государственных программ приватизации, и остаточные, т. е. те, которые по разным причинам не были реализованы за ваучеры или реальные деньги. К ним примыкают и компании, в уставной капитал которых включалась «золотая акция», дававшая государству  определенные возможности влиять на деятельность АО. 

Например, всего, по данным РФ за 1993-1999 гг., в ходе приватизации в России появилось более 4800 акционерных  обществ с той или иной формой участия государства в капитале. Большой интерес представляет распределение  предприятий с закрепленными  в государственной собственности  пакетами акций и «золотой акцией»  в регионально-отраслевом разрезе. 
 

Информация о работе Капитал: сущность, структура и формы