Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 23:27, курсовая работа
Целью данной работы является изучение особенностей кейнсианской модели макроэкономического равновесия.
Для достижения цели в работе были определены следующие задачи:
1. рассмотреть понятие и особенности фактических и планируемых расходов;
2. изучить особенности определения равновесного объема производства методом сопоставления совокупных доходов и расходов;
3. проанализировать особенности мультипликатора автономных расходов и парадокса бережливости.
4. исследовать понятие и дать общую характеристику инфляционного и рецессионного разрывов;
5. изучить роль государства в кейнсианской модели макроэкономического равновесия.
Налоги ведут к потере, а государственные расходы – к увеличению потенциальной покупательной способности в экономике. Следовательно, по мнению Кейнса, для обеспечения и поддержания стабильности необходимо при подъеме и движении экономики к инфляции увеличивать объемы налоговых утечек (сдерживать госрасходы) с целью сдерживания роста инвестиций, понижения реальных доходов потребителей и уменьшения потребительских расходов.
Антиинфляционный аффект заключается в том, что по мере роста ЧНП происходит автоматическое повышение налоговых поступлений, которое со временем обусловливает сокращение потребления, сдерживает избыточный инфляционный рост цен, а в итоге – вызывает понижение ЧНП и занятости.
Следствием этого становится замедление экономического подъема и формирование тенденции к ликвидации дефицита государственного бюджета и образованию бюджетного излишка.
В периоды замедления роста экономики, кризисного сокращение производства и роста безработицы целесообразно сокращение налоговых изъятий (увеличение госрасходов) с целью обеспечения роста доходов, которые будут стимулировать увеличение инвестиционной деятельности и расширение личного потребления. В этой ситуации снижение уровня ЧНП приведет к автоматическому сокращению налоговых поступлений, что смягчит спад и обеспечит движение государственного бюджета от излишка к дефициту [1, c. 475].
Таким образом, в кейнсианской теории фискальная политика ориентируется в основном на изменения в сумме взимаемых налогов по отношению к сумме государственных расходов. Основным показателем фискальной политики является изменение бюджетной позиции, т.е. величина дефицита или излишка федерального бюджета.
В то же время Кейнс допускал, что встроенные стабилизаторы не способны скорректировать нежелательные изменения равновесного ЧНП, они могут только ограничить глубину экономических колебаний. Поэтому необходимую коррекцию инфляции или спада производства необходимо обеспечивать посредством дискреционных фискальных мероприятий со стороны конгресса, т.е. через его решения об изменении налоговых ставок, налоговой структуры и величины государственных расходов.
В частности, Кейнс предлагал увеличивать инвестиционную деятельность государства через организацию общественных работ – строительство дорог, сооружение предприятий и пр.
Таким образом, планируемые расходы представляют собой сумму, которую домохозяйства, фирмы, правительство и внешний мир планируют истратить на товары и услуги. Реальные расходы отличаются от планируемых тогда, когда фирмы вынуждены делать незапланированные инвестиции в товарно-материальные запасы в условиях неожиданных изменений в уровне продаж.
«Кейнсианский крест» является одним из самых известных способов моделирования совокупного спроса. С помощью этой модели можно определить такие параметры, как равновесный объем выпуска, общий уровень цен в экономике. Поскольку пересечение кривых совокупных издержек показывает полную занятость ресурсов в экономике, по «кейнсианскому кресту» можно также анализировать фазы экономических циклов.
Мультипликатор автономных расходов – отношение изменения равновесного ВНП к изменению любого компонента автономных расходов.
Парадокс бережливости – попытка общества больше сберегать оборачивается таким же или меньшим объемом сбережений. Если прирост сбережений не сопровождается приростом инвестиций, то любая попытка домашних хозяйств больше сберегать окажется тщетной в связи со значительным снижением равновесного ВНП, обусловленным эффектом мультипликации.
Рецессионный разрыв – величина, на которую должен возрасти совокупный спрос (совокупные расходы), чтобы повысить равновесный ВНП до неинфляционного уровня полной занятости.
Инфляционный разрыв – величина, на которую должен сократиться совокупный спрос (совокупные расходы), чтобы снизить равновесный ВНП до не инфляционного уровня полной занятости.
Из теоретических положений кейнсианской модели можно сделать следующие выводы о роли государства в национальной экономике:
1. государство должно стать активным участником в экономике;
2. государство должно регулировать экономику с помощью воздействия на совокупные расходы (изменение которых обладает мультипликативным эффектом), т.е. на совокупный спрос, что обеспечит необходимый объем выпуска;
3. регулирование экономики должно проводиться с помощью фискальной (бюджетно-налоговой) политики;
4. главным инструментом фискальной политики должно стать изменение величины государственных закупок, поскольку эта мера оказывает прямое, а поэтому наибольшее воздействие на совокупный спрос.
Информация о работе Кейнсианская модель макроэкономического равновесия