Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2015 в 10:32, курсовая работа
Цель курсовой работы - изучение основных направлений кембриджской школы институционализма. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
изучить основные положения и представителей Кембриджской школы;
рассмотреть роль и значение кембриджской школы в системе экономических знаний.
Введение………………………….…………………………………………3
Глава 1. Основные положения и представители Кембриджской школы институционализма………………………………………………………...5
1.1 Теория предложения и концепция издержек А. Маршалла……….5
1.2 Идеи А. Пигу ………………………………………………………….12
1.3 Вклад Дж. М. Кейнса в развитие Кембриджской экономической школы ………………………………………………………………….…17
Глава 2. Развитие Кембриджской школы в системе экономических знаний………………………………….……….………………………….27
2.1 Посткейнсианство Кембриджской школы…………………………27
2.2 Современная теория П. Сраффы……………………………………..31
Заключение……………………………………………………………….36
Список использованных источников……………………………………39
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ»
В Г. ОБНИНСКЕ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
Кафедра управления в экономических и социальных системах
Направление: «Менеджмент» - 080200.62
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Институциональная экономика»
на тему: «Кембриджская школа институционализма»
Исполнитель студент(ка)
II курса 1 группы
Руководитель работы
К.э.н, доцент
Обнинск-2014
Содержание
Введение………………………….……………………………
Глава
1. Основные положения и представители
Кембриджской школы институционализма…………………………………
1.1 Теория предложения и концепция издержек А. Маршалла……….5
1.2 Идеи А. Пигу ………………………………………………………….12
1.3 Вклад Дж. М. Кейнса в развитие Кембриджской экономической школы ………………………………………………………………….…17
Глава
2. Развитие Кембриджской школы в системе
экономических знаний………………………………….……….………………
2.1 Посткейнсианство Кембриджской школы…………………………27
2.2 Современная теория П. Сраффы……………………………………..31
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников……………………………………39
Введение
Экономика – важнейшая сфера деятельности людей, которая включает производство, обмен и потребление товаров и услуг, распределение и перераспределение доходов, денежное обращение и т.д. [13].
Актуальность выбранной темы связана с тем, что экономика не является сферой деятельности только профессиональных экономистов. В повседневной жизни в ней участвуют все члены общества. В современной рыночной экономике быть экономистом обязан каждый. Это обусловлено необходимостью в любом деле учитывать соотношения затрат и выгод, что придаёт экономический аспект любой форме деятельности людей. Экономика имеет множество направлений и одним из них является институциональная экономика.
Институциональная экономика — отрасль экономики, которая изучает экономические отношения внутри и между общественными институтами. При изучение институциональной экономики большое внимание уделяется истории экономических учений, в частности различным школам институционализма.
Конец XIX в. – начало XX в. были отмечены ростом концентрации и монополизации капиталистического производства. Эти явления вызвали существенные изменения в условиях функционирования предприятий, усложнили процесс производства и обращения, на что и отреагировали экономисты. Теория кембриджской школы представлена исследованиями А. Маршалла, Дж. Кейнса, А. Пигу. Наибольший вклад в теорию внес профессор Кембриджского университета Альфред Маршалл.
Идеи А. Маршалла открыли дорогу обширному потоку прикладных исследований товарных рынков, практическое значение которых и в наше время не вызывает сомнений.
Цель курсовой работы - изучение основных направлений кембриджской школы институционализма. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
Объектом исследования являются основные теоретические направления в рамках Кембриджской школы институционализма.
Предметом исследования является отличия в подходах, методах представителей этой школы по сравнению с существовавшими на тот момент взглядами.
Методы исследования: экономический анализ, исторический метод, статистические методы.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, объединяющих пять параграфов, заключения и списка использованных источников. В первой главе поясняются основные теоретические положения Кембриджской школы и ее представители. Во второй главе рассматривается развитие Кембриджской школы институционализма в системе экономических знаний.
Глава 1. Кембриджская школа и ее основные представители
Одним из наиболее выдающихся представителей Кембриджской школы институционализма является Альфред Маршалл.
Основным предметом исследования в его книге «Принципы экономической теории» являлось установление цены на основе взаимодействия спроса и предложения. А. Маршалл вывел кривую спроса из закона убывающей предельной полезности, при этом выразив предельную полезность с помощью денег и цен. Таким образом, кривые полезности и спроса в учении А. Маршалла сливаются (рис. 1.1) [4].
Рис. 1.1. Кривая спроса
Закон спроса А. Маршалла гласит, что количество товара, на который предъявляется спрос, возрастает при снижении цены и снижается при росте цены. Поэтому кривая спроса имеет отрицательный наклон. Но кривые спроса на разные товары различаются. Это зависит от того, как изменяется величина спроса при изменении цены. Поэтому А. Маршалл ввел в микроэкономический анализ понятие эластичности спроса по цене, что выражает отношение изменение величины спроса к изменению цены. Наименьшей эластичностью обладают товары первой необходимости, наличие же большого количества товаров-заменителей делает спрос на данный товар очень эластичным [5].
А. Маршалл также рассматривал понятие потребительского излишка, которое широко используется в теории потребительского поведения. Субъективная и общественная оценки полезности блага могут различаться. В том случае, если потребитель оценивает какой-нибудь товар высоко готовый заплатить за него более высокую цену, чем платит в действительности по рыночной цене, он получает потребительский излишек.
Кривая спроса в теории А. Маршалла отражает закон возрастания предельных затрат. Она имеет положительный наклон, так как объем предложения растет при росте цены (рис. 1.2)
Рис. 1.2. Кривая предложения
А. Маршал пришел к выводу, что спрос и производственные затраты совместно определяют цену.
Если кривые спроса и предложения изобразить на одном графике, то можно получить знаменитый «крест Маршалла» (рис. 3).
Рис. 1.3. «Крест Маршалла»
Точка пересечения двух кривых определяет равновесный уровень рыночной цены.
Одним из важных достижений А. Маршалла является введение в микроэкономический анализ фактора времени. Процесс взаимодействия спроса и предложения требует определенного времени. В коротком периоде производство не может приспособиться к спросу, поэтому объемом предложения являются те запасы, которые имеются на рынке. В долгосрочном периоде производственные возможности могут измениться и приспособиться к объему спроса. А. Маршалл, несмотря на спрос и предложение как ценообразующие факторы основную роль приписывает затратам.
А. Маршалл вводит в своей теории понятие «квазиренты». Так, в коротком периоде в случае значительного превышения величины спроса над предложением и невозможностью удовлетворить указанное превышение с помощью имеющихся производственных возможностей, начинает действовать механизм квазиренты. Предприниматели, которые производят дефицитную продукцию, могут существенно завышать свои цены до введения дополнительных производственных возможностей и получать на этой основе так называемый квазирентный доход [7].
В числе самых важных для микроэкономического анализа разработок А. Маршалла следует назвать следующие:
1) Формулирование количественной
теории денег как составной
части общей теории стоимости.
Он всегда учил, что стоимость
денег - это, с одной стороны, функция
их предложения, а с другой - функция
спроса на них, причем измеряется
она средним запасом товаров,
которым каждое лицо может
располагать в готовой к
Маршалл отмечает большое преимущество своего метода анализа, состоящего в том, что он исключает неудобную концепцию "скорости обращения" (хотя он может показать строгую логическую связь между этими двумя концепциями). Однако он отмечал, что при попытке установить связь между "скоростью обращения" и стоимостью денег, возникают серьезные сложности. Маршалл раскрыл механизм, посредством которого недоверие к валюте повышает цены, уменьшая желание публики держать деньги в запасе. Маршалл также сознавал, что колебания уровня цен, сопровождающие экономический цикл, соответствуют колебаниям в объеме "находящихся в распоряжении" денег, которые население желает держать в запасе.
2) Различие между "реальной"
процентной ставкой и "денежной"
процентной ставкой и
3) Причинная связь, в результате
которой в современных
4) Формулировка теории "паритета
покупательной способности" как
определяющего обменный курс
между странами с взаимно
Он доказывал, что длительный отход от паритета покупательной способности (не употребляя этот термин) едва ли возможней, за исключением таких случаев, когда имеет место "общее недоверие к экономическим перспективам России, которое рождает у инвесторов желание изъять свои капиталы из России". Часть этого меморандума была воспроизведена в качестве первой части "Приложения" в книге "Деньги, кредит и торговля". Следующая выдержка из материалов, врученных Маршаллом Комиссии по золоту и серебру, являет собою квинтэссенцию его теории: "Пусть страна В имеет неконвертируемые бумажные деньги (скажем, рубли). В каждой стране цены будут определяться соотношением между объемом денежной массы и функциями, которые она должна выполнять. Цену рубля в золоте будет устанавливать ход торговли, точно так же как соотношение между ценой золота в стране А и рублевыми ценами в стране В (с поправкой на транспортные издержки)".
5) "Цепной" метод составления
индексов. Первое упоминание об
этом методе содержится в
6) Предложение о введении
в обращение бумажных денег, базирующихся
на золото-серебряном
Он утверждал, что, если возникнут большие нарушения позиций национальной валюты по причине сохранения биметаллизма, можно быть уверенным, что именно биметаллизм установится. Его альтернативный план отличался от предложения Рикардо тем, что нужно просто ввести сплав слитка серебра, скажем, в 2000 граммов, со слитком золота, скажем, в 100 граммов; а правительство обязуется всегда соблюдать готовность купить или продать такой сплав двух слитков за фиксированное количество денег. К реализации этого плана могла бы приступить любая страна, не дожидаясь согласования во времени с другими странами [15].
Маршалл не настаивал на немедленном введении этой системы, но выдвинул ее как, по крайней мере, более предпочтительную, чем система биметаллизма. То же предложение он повторил в 1887 году в статье "Меры по регулированию колебаний общего уровня цен", а также в 1888 году в своих показаниях Комиссии по золоту и серебру.
7) Предложение ввести "Табличный
стандарт" для факультативного
применения при заключении
Он подчеркивал, что важной проблемой в связи с увольнениями в промышленности, является необходимость определенного знания того, каков может быть курс фунта стерлингов в ближайшее время. Этот серьезный недостаток можно значительно смягчить принятием проекта, который экономисты уже давно отстаивают. Предлагая эту меру, он имел в виду, чтобы правительство само не занималось бизнесом, а оказывало бы бизнесу помощь. Оно должно публиковать таблицы, насколько возможно точно показывающие изменения покупательной силы золота, и таким образом облегчить заключение контрактов о предстоящих выплатах, выраженных в единицах фиксированной покупательной силы золота. Единица постоянной общей покупательной силы могла бы быть использована по свободному выбору обеих заинтересованных сторон почти во всех контрактах о выплате процента и погашении займов, а также во многих контрактах о рентных платежах, о заработной плате и жалованье. Маршалл подчеркивал тот факт, что это предложение не связано с формой национальной валюты и не требует никакого ее изменения. Он допускал, что такой план редко может быть пригоден для целей международной торговли. Но его значение в качестве стабилизирующего фактора для внутренней экономики может быть столь велико, а его введение может оказаться столь легким и столь свободным от недостатков, обычно сопровождающих вмешательство правительства в бизнес, что он настаивал на немедленном рассмотрении.