Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 15:13, курсовая работа
Даже в наше время многие экономисты обращаются к идеям и концепциям классиков, к работам А. Смита, Д. Рикардо и Дж. С. Милля. Очевидно, не потому, что их методы и теории не претерпевают изменений и остаются незыблемой основой принятия практических решений, обоснования экономической политики. Прежде всего, потому что с трудов классической школы началась политическая экономия как наука. Именно классики предприняли попытку – и не безуспешно – представить все разнообразие экономического мира как единое целое, свести в систему отдельные положения, догадки, наблюдения, выводы, вычленить и согласовать категории и понятия.
Введение 3
Становление экономической теории
1.1. Развитие экономической мысли 4
1.2. Основные экономические школы 7
1.3. Предпосылки возникновения классической школы
политэкономии 14
Характеристика этапов и анализ главных положений классической политэкономии
Особенности предмета и метода изучения классической
школы политэкономии 16
Этапы эволюции классической школы политэкономии 22
Видные деятели классической школы политэкономии 27
Классическая политическая экономия в современности
3.1. Современная политическая экономия 36
3.2. Актуальность идей Д. Рикардо - завершителя английской классической политэкономии 39
Заключение 40
Список использованных источников 42
RUSSIAN CUSTOMS ACADEMY
«Российская таможенная академия»
Владивостокский филиал
Кафедра экономической теории
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Экономическая теория»
студентки Петровой Натальи
группа:212 очной формы обучения экономического факультета
на тему: «Классическая английская школа политической экономии»
Научный руководитель:
В.В. Соколенко,
д. э. н., профессор
Содержание____________________
Введение
1.1. Развитие экономической
мысли
1.2. Основные экономические школы 7
1.3. Предпосылки возникновения классической школы
политэкономии
школы политэкономии
3.1. Современная политическая экономия 36
3.2. Актуальность идей Д. Рикардо - завершителя
английской классической политэкономии
Заключение
Список использованных
источников
Введение______________________
Даже в наше
время многие экономисты
Очевидно, не потому, что их методы и теории не претерпевают изменений и остаются незыблемой основой принятия практических решений, обоснования экономической политики.
Прежде всего, потому что с трудов классической школы началась политическая экономия как наука. Именно классики предприняли попытку – и не безуспешно – представить все разнообразие экономического мира как единое целое, свести в систему отдельные положения, догадки, наблюдения, выводы, вычленить и согласовать категории и понятия.
Конечно,
за прошедшие двести с лишним
лет мир заметно изменился.
Однако прежние теории не
Обращение
к трудам основоположников
В работах
современных экономистов
С известным основанием можно утверждать, что и новые проблемы, возникающие сегодня перед человечеством, могут быть осмыслены быстрее и глубже, если экономисты и политики не станут забывать и игнорировать идеи и выводы, заблуждения и пристрастия, поиски и находки мыслителей прошлого.
Исходя из логики научного
анализа и особенностей эволюции
мировой экономики и
Рис. 1 Этапы развития экономической мысли
Первый раздел включает в себя характеристику экономической мысли в периоды древнего мира и средневековья, особенностью которых было господство натурально-хозяйственных отношений и экстенсивный характер воспроизводства. В эту эпоху экономическая наука еще объективно не могла сформироваться, а в качестве выразителей экономической мысли выступали, как правило, философы, правители государств, религиозные идеологи, чьи воззрения объединяло неприятие рыночных экономических отношений.
В этом же разделе рассматривается особый период в развитии экономической мысли — меркантилизм, который явился первой теоретической концепцией зародившейся в недрах натурального хозяйства рыночной экономики. С этого времени по существу и произошло обособление экономической теории в самостоятельное звено отраслей науки. Ее называли в ту пору «Политическая экономия», а основным теоретико-методологическим принципом являлся протекционизм.
Второй раздел истории экономических учений охватывает периоды эволюции школ и направлений экономической мысли, придерживавшихся теоретико-методологических принципов laissez faire. Именно в эту эпоху возникли «бесспорные», как казалось, положения «невидимой руки» А. Смита и «закона рынков» его последователя Ж.Б. Сэя. Ведь почти 200 лет классики и затем около половины столетия неоклассики не допускали в своих научных изысканиях возможности государственного вмешательства в экономические процессы.
В результате на всем протяжении этой эпохи воззрениям идеологов экономического либерализма — классикам и неоклассикам не могли сколько-нибудь существенно противостоять ни альтернативные по сути экономические идеи социалистов-утопистов, ни концепции реформ экономистов-романтиков о воссоздании «ради социальной справедливости» мелкотоварного производства, ни серьезные доводы немецких авторов о целесообразности выявления взаимосвязи в процессе экономического роста совокупности факторов экономического и неэкономического свойства.
Третий раздел истории экономических учений образуют новейшие теоретико-методологические достижения XX столетия, связанные с творческим наследием авторов вновь появившегося социально-институционального направления экономической мысли, а также новых лидеров неоклассического направления, возникшего еще в конце XIX в. В частности, первые обогатили современную экономическую науку антимонопольными концепциями, базирующимися на идее социального контроля общества над экономикой; вторые — обосновали чрезвычайно важные теории о рынке с несовершенной конкуренцией, включая олигополистическую.
Наиболее значимым достижением экономической мысли XX в. стали, пожалуй, концептуальные решения государственного вмешательства в экономические процессы, которые появились в 30-е гг. и совершенствуются вплоть до наших дней. Эти теории в экономической литературе подразделяют на кейнсианские и неолиберальные, и именно их эволюция положила начало дискуссиям о теоретических моделях «социального рыночного хозяйства», монетарных экономических доктринах «рейганомика» и «тэтчеризм», самуэльсоновской концепции «неоклассического синтеза» и т.д.
Направления, течения
и школы современной
Меркантилизм
Период меркантилизма
характеризовался вытеснением натурального
хозяйства рыночными
Современные экономисты считают, что меркантилизм обозначил переходный период в зарождении экономической науки в качестве самостоятельной отрасли человеческих знаний.
Представители меркантилистов
отождествляли богатство нации
и государства с деньгами и
сокровищами. Они полагали, что приумножение
богатства требует
Меркантилисты на протяжении трех столетий придерживались следующих общих принципов научного мировоззрения:
Особенности меркантилизма:
Физиократы
Направление Физиократы сложилось в обстановке нарастающего кризиса феодальной системы, экономического упадка предреволюционной Франции. Подвергнув критике меркантилизм, Физиократы считали, что внимание правительства должно быть обращено не на развитие торговли и накопление денег, а на создание изобилия «произведений земли», в чём, по их мнению, заключается подлинное благоденствие нации. Физиократы перенесли исследование о происхождении прибавочной стоимости из сферы обращения в сферу производства и этим заложили основу для анализа капиталистического производства. Однако они ограничивали производство сферой земледелия. Физиократы подобно У. Петти придерживались в политической экономии метода естественных наук. Признавая объективную реальность внешнего мира, Физиократы представляли общество как естественное «физическое» явление, развитие которого происходит в соответствии с законами «естественного порядка». Физиократы не поднялись до материализма и атеизма своих современников – французских просветителей 18 в. Законы «естественного порядка», установленные, по их мнению, богом, проявляются через «положительные законы», создаваемые верховной государственной властью.
Классическая английская политическая экономия
Классическая английская политическая экономия возникла благодаря бурному развитию экономики в Европе, в XVII – XVIII вв. Её формированием занялся У. Петти. Он попытался свести стоимость к труду и сделал решающий шаг в сторону политэкономии, открывший источник богатства в сфере производства. Наивысшего развития классическая английская политическая экономия достигла в трудах А. Смит и Д. Рикардо. Классическая школа преодолела ограниченность подходов физиократов к анализу экономики и установила, что сферой создания общественного богатства является материальное производство. Она заложила основы трудовой теории стоимости и определила роль рынка в развитии общества. В ней раскрывалось первенство постановки вопроса об экономических интересах людей в производстве и их воплощении в конкретных формах доходов. А. Смит сформулировал идею, по которой всякий производитель, преследуя свои интересы, служит всеобщему благу, она получила название принцип «невидимой руки». Как и более 200 лет назад проблемы, исследованные А.Смитом, остаются актуальными для многих стран мира и в первую очередь для тех, которые переходят к рыночной экономике.
Информация о работе Классическая английская школа политической экономии