Классификация экономических систем :типы и модели

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 20:07, курсовая работа

Описание работы

Границами, отделяющими экономические системы друг от друга, являются промышленная и научно-техническая революции. Внутри каждой из этих систем возможна более подробная типология, что позволяет наметить пути для синтеза формационного и цивилизационного подходов.
Таким образом, поняв суть системы, можно понять многие закономерности хозяйственной жизни общества.
Целью этой работы является классификация и анализ экономических систем и моделей. Работа состоит из введения, двух вопросов, подразделяющихся в свою очередь на ряд под вопросов, заключения и списка использованной литературы.

Содержание работы

Введение
1 Типы экономических систем
1.1 Традиционная система
1.2 Административно-командная система
1.3 Рыночная система
1.3.1 Свобода экономической инициативы как гарантия правового государства
1.3.2 Свобода выбора видов и форм деятельности
1.3.3 Равноправие форм собственности в рыночной экономике
1.3.4 Независимость хозяйствования
1.3.5 Принципы функционирования рынка
1.3.6 Как рынок отвечает на фундаментальные вопросы экономики
1.3.7 Аргументы в пользу рыночной экономики
1.3.8 Аргументы против рыночной экономики
1.4 Смешанная экономическая система
2 Основные модели развитых стран
2.1 Шведская модель
2.2 Американская модель
2.3 Германская модель
2.4 Японская модель
2.5 Китайская модель
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.docx

— 56.76 Кб (Скачать файл)

Обделенная многими важными  природными ресурсами и оторванная от колониальных источников их поступления, Япония, казалось, была обречена влачить  жалкое существование третьеразрядной  страны. Но этого не случилось.

Как это ни парадоксально, но именно сокрушительное поражение  Японии во второй мировой войне дало мощный импульс социально-экономическому развитию страны, привело к устранению многочисленных экономических и  политических препон, мешавших более  свободному и естественному развитию капиталистического способа производства, рыночного механизма, интеграции Японии в мирохозяйственные связи.

Сегодня рост производительности труда в Японии обгоняет рост заработной платы, и темпы прироста производительности труда в Японии выше, чем во многих других странах Запада. Потери от забастовок и прогулов на японских предприятиях значительно меньше, чем в США  и странах Западной Европы, отпуска  короче, затраты на социальное обеспечение  ниже. Отношение японских рабочих  и служащих к порученному делу ответственнее, их заинтересованность в процветании своего предприятия или фирмы более высокая, чем во многих других странах. Вопрос о взаимоотношениях труда и капитала в Японии заслуживает отдельного рассмотрения. Сейчас же важно подчеркнуть, что без трудолюбия, дисциплины и до известной степени самоограничения японского народа экономический подъем, вряд ли бы состоялся.

Потерпевшая поражение в  войне Япония не допустила в сколь  либо значительных размерах иностранный  капитал в свою экономику. А сегодня  ее заграничные капиталовложения значительно  превосходят вклады иностранных  инвесторов в японскую экономику. Японские страховые компании, банки и сберегательные учреждения аккумулируют огромные средства, складывающиеся из непрерывного притока  личных сбережений японского народа.

В Японии низкий уровень  военных расходов. Говоря о послевоенных успехах Японии, нельзя пройти мимо еще одного весьма важного обстоятельства: а именно относительно низкого уровня военных расходов.

Однако по мере того как  Япония подтягивается до уровня США  и других промышленно развитых стран, темпы прироста производительности труда в японской промышленности будут неизбежно выравниваться.

В течение 50—70-х годов  японцы буквально «впитывали» иностранную  технологию после почти 20 лет «технической изоляции» страны. Приток этой технологии направлялся прежде всего на техническое обновление тяжелой промышленности — машиностроения, в первую очередь электротехнического и транспортного, химической промышленности и черной металлургии.

Массированный приток передовой  иностранной технологии позволил Японии выиграть время и сэкономить значительные средства в процессе модернизации своей  экономики. Пожалуй, наиболее разительный  пример — это приобретение «Сони  корпорэйшн» у американской компании «Вестерн электрик» неограниченного права на производство транзисторов.

Таким образом, японская модель характеризуется определенным отставанием  уровня жизни населения (в том  числе уровня заработной платы) от роста  производительности труда. За счет этого  достигается снижение себестоимости  продукции и резкое повышение  ее конкурентоспособности на мировом  рынке. Препятствий имущественному расслоению не ставится. Такая модель возможна только при исключительно  высоком развитии национального  самосознания, приоритете интересов  нации над интересами конкретного  человека, готовности населения идти на определенные материальные жертвы ради процветания страны.

 

    1.  Китайская модель

 

Утверждается, что китайская  экономика растет так быстро потому, что уровень развития в Китае  был низким, а темпы роста слаборазвитых  стран выше, чем более развитых стран. Однако исследование среднегодовых  темпов роста ВВП на душу населения  показывает, что такой закономерности не существует. При одних и тех  же душевых показателях ВВП возможен и быстрый рост и глубокое падение.

Ни одна другая слаборазвитая  страна не имела темпов роста, сколько-нибудь близких к китайским. Более того, темпы роста Китая оказались уникальными для всей мировой экономики. Решающий вклад в ускорение экономического роста внесла структура китайской экономики — низкая доля промышленности и высокая доля сельского хозяйства. На самом деле вопреки широко распространенным заблуждениям удельный вес промышленности в ВВП в Китае был не ниже, а выше, чем в России.

Утверждается, что феноменальные  результаты экономического развития Китая  обусловлены уникальными чертами  китайского национального характера, в том числе такими, как трудолюбие, самоотверженность, неприхотливость. Если бы это было так, то Китай отличался  бы высокими темпами экономического развития на протяжении всей своей истории. Однако в течение первых трех четвертей XX века китайская экономика имела очень низкие темпы роста, которые периодически становились отрицательными. До недавнего времени Китай относился к наиболее бедным странам мира, а реальная угроза голода была ликвидирована лишь несколько лет назад.

Лишь в конце 70-х годов  произошел перелом в тенденциях развития, и Китай с огромной скоростью  стал сокращать свое отставание от многих стран мира. Таким образом, лишь в конце 70-х годов в Китае  произошло то, что привело в  движение гигантский потенциал развития, о существовании которого многие и не подозревали. Очевидно, эти радикальные  перемены были вызваны именно экономическими реформами.

Успехи китайской экономики  обусловлены примененной моделью  экономического реформирования. В Китае  государство сохранило значительный контроль за экономикой, а его роль в экономическом развитии заметно возросла.

Внешнеэкономическая политика. Либерализации внешнеэкономической деятельности в Китае привела к сокращению фактически взимаемых импортных таможенных пошлин с 17,7% от объема импорта в 1978 г. до 2,5% в 1996 г. В отличие от этого в России произошел переход от относительно либеральной внешнеторговой политики к протекционизму — отношение импортных пошлин к общему объему импорта возросло с 0,7% в 1992 г. до 5,3% в 1997 г.

В тезисах настоящей работы совершенно очевидно определяется место  Китая в мировой экономике. Весь мир заполнен китайскими товарами, качество которых часто весьма высокое. Это радиоэлектроника, станки и технологическое  оборудование, металлы, ткани, ковровые изделия, продукция сельскохозяйственного  производства, тысячи видов современных  игрушек, изделия легкой промышленности. Развит экспорт вооружений, производимых, в основном, по российским лицензиям.

За короткий период Китай  превратился в экономически развитую страну и занял достойное место  в мировой экономике.

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Центральная проблема любой  современной экономики – это  обеспечение экономического роста. Но без четких правил и их точного  выполнения невозможно решить, ни одной  проблемы. Если в казну не платят налогов, нельзя помочь социально незащищенным. Если все вокруг пронизано коррупцией, нельзя построить цивилизованный рынок. Если чиновник зависит от капитала, невозможен никакой экономический прогресс.

Сегодня необходимо создать  благоприятную среду, как для  предпринимателей, так и для наемных  работников. Органы власти должны завершить  формирование государственных и  частных институтов рыночной инфраструктуры, содействовать их эффективному функционированию и координации деятельности. Права  собственности подлежат четкому  юридическому определению и практическому  осуществлению, финансовые институты  нуждаются в строгом и эффективном  государственном регулировании, механизм налогообложения призван соблюдать  принцип посильности налоговых  обязательств.

Очень важно обеспечить эффективную  правовую защиту государством частной  собственности и бизнеса от вымогательства со стороны криминальных структур, минимизацию процедур и издержек лицензирования нового бизнеса, надлежащую государственную ответственность  за регистрацию прав частной собственности  и сделок по ее передаче, проведение открытых и честных конкурсов  и аукционов по продаже государственной  собственности и распределению  государственных заказов.

Полномочия государственного органа по ценным бумагам нужно расширить  так, чтобы он мог требовать от эмитентов полного раскрытия  информации, пресекать обман и  махинации, гарантировать акционерам защиту их прав и соблюдение корпоративного (акционерного) права.

Последнее необходимо совершенствовать с тем, чтобы исключить самоуправство  менеджеров и директоров, обеспечить их подконтрольность наблюдательным советам  из представителей акционеров и трудовых коллективов, не допускать участия  правительственных чиновников в  бизнесе в качестве директоров или  членов наблюдательных советов и  лоббирования корпоративных интересов  через правительство.

Особого внимания требует  внедрение современных методов  бухгалтерского учета и аудита. Необходимо заставить участников рынка раскрывать властям свои действительные расходы  и доходы. В этой связи также  целесообразно расширить возможности и компетенцию специального государственного органа в обеспечении соблюдения принятых стандартов отчетности, надзора за административными нарушениями и злоупотреблениями, в принятии мер по наказанию виновных. От его внимания не должны ускользать попытки искусственного раздувания издержек, создания излишних посреднических звеньев в процессе движения товаров и услуг на рынке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.Борисов Е.Ф. Экономическая  теория: Учебник. - М.: Юристъ, 1999.

2. Добрынин А. И. Экономическая  теория: Учебник. - М., 1999.

3. Архипов А. И. Экономика:  Учебник. - М., 1998.

4. Нуреев Р. М. Основы  экономических теорий: микроэкономика: Учеб.для вузов. - М.: Высш.шк., 1996.

5. Экономика: Учебник / Под. Ред. Доц. Булатова А.Ф. 2-е издание, перерераб. и доп. - М.: Издательство «БЕК», 1997.

6. Булатов А.С. Экономика:  Учебник. - М.: «БЕК», 1997.

7. Казаков А.П., Минаева  Н.В. Экономика. Учебный курс  по основам экономической теории. Лекции, упражнения, тесты, тренинги. 3-е изд., доп. и испр. Под редакцией В.Е. Ковалевой. – М.: ООО «ГНОМ ПРЕСС», 1998.

8. Экономика зарубежных  стран: капиталистические и развивающиеся  страны. Учебное пособие для экон. спец. вузов. Ред. кол. В. П. Колесов и др.- М.: Высш. шк., 1990.

 

 

 

 


Информация о работе Классификация экономических систем :типы и модели