Кластеры как фактор инновационного развития экономики России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 16:40, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование кластеров как фактора инновационного развития экономики. Для достижения этой цели предполагается решить следующие задачи: уточнить понятие кластера; определить его виды, формы и дать классификацию; выявить факторы, способствующие созданию кластеров; установить степень их влияния на интенсивность внедрения инноваций; вес и доля в современной экономике России.

Содержание работы

Введение………………………...……………………………………………… 3

1. Кластеры как экономическая категория…………………….…………. 5
1.1. Сущность и виды кластеров в экономике России………………………………………………...………………………… 5
1.2. Факторы, влияющие на формирование кластеров в экономике России…………………………………………………….…….……………... 14

2. Функционирование кластеров и их роль в инновационном развитии экономики...…………………………………………………………...………. 19
2.1. Динамика развития кластеров в инновационной экономике России…………………………….…………………………………..………… 19
2.2. Экзогенные и эндогенные взаимодействия кластеров. Кластеры и государство ……………………………...……………………………………... 25

Заключение……………………...……………………………………………... 31
Список использованных источников……………………….…

Файлы: 1 файл

Кластеры как фактор инновационного развития экономики.doc

— 263.50 Кб (Скачать файл)

То есть кластеры большей  частью развиваются в Европейской  части России, в непосредственной близости от наиболее развитых её регионов.

Особенно эффективно кластерный подход применяется сейчас именно при разработке стратегий экономического и социального развития на уровне региона. Например, в Петербурге с 2000 года выполняется совместный российско-финский проект "Долгосрочная стратегия развития экономики Санкт-Петербурга".

Отраслевые кластеры - кластеры в различных видах производства с высоким уровнем агрегации (например, «химический кластер») или на еще более высоком уровне агрегации (например, «аэрокосмический кластер»). Как видно из определения, это кластер, объединяющий в себе предприятия одной отрасли или нескольких смежных отраслей для достижения общих целей. В рамках системы измерений, применяемой российской статистикой, можно выделить те отрасли, которые дают наибольший удельный вес в стоимости продукции и услуг территории – области, региона или страны в целом, а также показывают хорошую динамику развития и экономической эффективности. Для этого существуют специальные классификаторы ОКОНХ (Общесоюзный классификатор отраслей народного хозяйства) и ОКВЭД (Общероссийский классификатор видов экономической деятельности). Они дают данные об эффективности деятельности именно в рамках отдельной отрасли. Отраслевые кластеры являются вторым по приоритету поддержки государством видом кластеров.

В последнее время  выходит множество научных трудов, указывающих на необходимость интенсивного развития экономики России. Многие из них нашли поддержку правительства Российской Федерации. Однако этот процесс требует эффективно функционирующей инновационной инфраструктуры. Требуется оперативная поддержка уже не нескольких, а практически всех отраслей для того, чтобы вывести их на достойный уровень. Этому способствует создание отраслевых кластеров. По словам Б.Ю.Титова7, в настоящее время предложены 28 конкретных проектов в разных отраслях: в первую очередь в сфере импортозамещения, глубокой переработки сырья, постиндустриальных отраслях «новой экономики» - медицине, образовании, социальном секторе, а также - в сельском хозяйстве и строительстве. Это должно дать толчок к развитию перерабатывающих и высокотехнологичных отраслей, вывести их из бедственного положения, а также предоставить необходимый России опыт, в соответствии с которым можно будет искать дальнейшие приоритетные для страны пути развития.

Кластеры с вертикальной организацией - кластеры с вертикальными  производственными связями в узких сферах деятельности, образованные вокруг головных фирм или сети основных предприятий, охватывающих процессы производства, поставки и сбыта. Это объединение сочетает в себе предприятия, функционирующие на разных этапах производственного цикла. Их создание преследует множество целей.

Во-первых, это более  эффективное внедрение инноваций  в процесс производства. Предприятия, объединённые в кластер, скорее примут идею или технологию предприятия-новатора и быстрее, соответственно, доведут её до конечного потребителя, а также ускорят её повсеместное внедрение.

Во-вторых, создание таких  кластеров приводит к снижению потерь, происходящих между отдельными этапами производства, а также потерь в связи с недостатком информации о рынке. Так как кластерная форма организации предполагает под собой открытость информации о себе как минимум для собственных членов, отдельное предприятие имеет сведения о надёжности своих партнёров, их финансовом состоянии и качестве предоставляемых ими продуктов или услуг.

Кластеры с вертикально-интегрированной  структурой должны разрабатываться  исключительно в реальном секторе  экономики. С их помощью реализуется  контрактный процесс по поводу приобретения специфических ресурсов и осуществляется диалектическое единство отношений сотрудничества и конкуренции.

Все виды кластеров в  том или ином наборе обладают рядом  характеристик, определяющих особенности  любого из них. В современной литературе описаны 7 таких характеристик:

1) Географическая –  связанность кластера с определённой территорией, уровень его привязки к ней.

2) Горизонтальная –  наличие или отсутствие в пределах  кластера объединения предприятий  нескольких равноправных отраслей  промышленности.

3) Вертикальная – наличие или отсутствие в пределах кластера объединения предприятий разных технологических этапов производства и распределения готовой продукции.

4) Латеральная – выявляет объединение в кластер секторов одной отрасли экономики, позволяющее снижать расходы на производство и реализацию продукции за счёт эффекта масштаба производства (когда издержки на единицу произведённой продукции снижаются за счёт её количества).

5) Технологическая – выявляет наличие связей между производствами внутри кластера, основанных на единстве используемой технологии.

6) Фокусная – определяет наличие или отсутствие у кластера фирмы-лидера, который производит внедрение инноваций в производство и обеспечивает их дельнейшее распространение.

7) Качественная – показывает уровень эффективности функционирования объединения путём выявления повышения конкурентоспособности его членов и качества их продукции, а также совершенствования технологического процесса.

 

Таким образом, кластер  представляет собой объединение  взаимосвязанных организаций, функционирующих  в определённой отрасли, расположенных  на ограниченной территории и ведущих деятельность, направленную на повышение собственных доходов и конкурентоспособности, а также на повышение этих параметров у всего объединения. Само понятие появилось в экономике в 19 веке, и с тех пор получило широчайшее распространение во всём мире. На данный момент выделяют 3 вида кластеров – вертикально-организованный, отраслевой и региональный. Два последних вида являются приоритетными для оказания поддержки и стимула развития со стороны государства. На данный момент по всей России разрабатываются программы инновационного развития регионов и отраслей промышленности, в которых одно из важнейших мест выделяется кластерам и особенностям их функционирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Факторы,  влияющие на формирование кластеров в экономике России

 

Как уже говорилось, до сегодняшнего дня существуют разные подходы к определению понятия  «кластер». Резонно предположить, что  приверженцы этих теорий будут выделять различные предпосылки для образования  кластеров.

Согласно теории Энрайта, выделяется 3 основных причины появления кластера как географической концентрации фирм:

 

  • Территориальная близость предприятий, предположительно способных объединиться в кластер.
  • Желание предприятий увеличить свою прибыль путём снижения издержек на обеспечение ресурсов, общих для нескольких смежных предприятий.
  • Распространение инноваций.

 

Все эти причины связаны  между собой.

Первая причина является самой очевидной. Если предприятия  расположены близко друг к другу, то снижаются транзакционные издержки, издержки от порчи или потери  продукции в процессе доставки, и так далее. Географическая близость позволяет также создать необходимый для данного вида производства рынок рабочей силы путём обучения уже находящихся на этом рынке труда людей. Таким образом, снижается вероятность потери предприятиями прибыли из-за ошибок их персонала.

Более того, подобная концентрация фирм на определённой территории помогает быстрее и эффективнее наладить неформальные связи с потребителями  продукции, что значительно облегчает работу отделов маркетинга и менеджмента на этих предприятиях.

Географическая близость также способствует ускоренному  распространению так называемого  «неявного знания» - инноваций, которые  сложно передать без непосредственного  их применения  на практике.

Резонно также предположить, что предприятия, расположенные  ближе друг к другу, будут нести  меньше потерь, связанных с поддержанием тех ресурсов, которыми пользуются не только они сами, но и их партнёры.

Распространение же инноваций  облегчается тем, что предприятия находятся в тесной взаимосвязи, что обуславливает внедрение новшеств и технологий не только предприятием-новатором, но и теми предприятиями, которые являются его партнёрами.

 Таким образом, можно сделать вывод, что, согласно теории кластеров как региональных объединений, главным фактором, влияющим на создание кластера, является географическая близость предприятий друг к другу. Без сомнения, эта предпосылка является действительно важной, однако, не единственной, влияющей на создание подобного рода образований.

Майкл Портер8 выделял как главную причину создания кластеров конкуренцию. Он считал, что при возникновении на рынке какой-либо территории предприятия-новатора, остальные предприятия встают перед выбором – либо последовать его примеру и совершенствовать собственное производство, либо нести убытки в связи с оттоком клиентов к лидеру. Большинство предприятий, имеющих возможность внедрения инновации, воспользуются ей, таким образом распространив новшество. Постепенно на рынке остаётся достаточно весомая группа фирм с высокой конкурентоспособностью и приблизительно одинаковым технологическим уровнем. Эти фирмы подавляют конкурентов с более низким уровнем развития, в результате чего на рынке остаётся кластер предприятий, сосредоточенных на одной территории, члены которого бдительно следят за любыми изменениями как в его пределах, так и за ними.

На мой взгляд, гораздо  более полно вопрос о факторах формирования кластеров рассматривают  современные, в том числе и российские, учёные, такие как Мигранян, Афанасьев, Мясникова. Они выделяют три базовых предпосылки создания этих образований и две второстепенных:

  • Географическая концентрация и близость
  • Наличие конкурентоспособных предприятий
  • Наличие конкурентных преимуществ для развития или создания кластера
  • Большое количество участников
  • Наличие связей и взаимодействий между крупными фирмами денной территории.

Если все эти факторы  совпадают на одной определённой территории, и не существует барьеров (например, законодательных) для объединения организаций, кластер будет образован. Если хотя бы один из этих факторов отсутствует, объединение не может произойти без какого-либо внешнего вмешательства.

Первая предпосылка уже была подробно рассмотрена выше, так что  возвращаться к ней не будем.

Второй момент выделяется как ключевой. Зачастую кластеры экспортируют свою продукцию в другие регионы, в том числе и за рубеж. Следовательно, предприятия, которые предположительно могут войти в кластер, должны иметь высокую деловую активность и достаточную материальную базу для введения инноваций. Разумеется, они должны быть конкурентоспособными, ибо убыточные предприятия бесполезны для функционирования объединения.

Основными критериями конкурентоспособности  являются  высокий уровень производительности предприятия или отрасли, высокая прибыльность, большая рыночная стоимость. Если эти условия выполняются на данной территории хотя бы несколькими предприятиями, имеются предпосылки к образованию кластера.

Каждая территория  имеет свои климатогеографические, природные  особенности, характерное лишь для неё специфическое расположение ресурсов. Кроме того, у каждого региона собственный рынок труда и уровень развития экономики и, в частности, инфраструктуры. Важным показателем является и состояние дорожной сети,  оказывающее значительное влияние на скорость доставки и обмена продукцией, а также на вероятность потерь продукции в пути. В зависимости от того, как проявляются эти особенности в данном регионе, зависит и направление экономического развития территории, а, следовательно, и создание кластеров.

Конкурентными преимуществами могут являться, соответственно, наличие  источников редкого или уникального  ресурса, развитая инфраструктура, наличие  образовательных центров, а также  специализированных организаций, проводящих НИОКР. Также плюсом территории может являться интерес иностранных инвесторов, проявляемый к данной территории или отрасли.

Обычно для создания кластера требуется научно-инновационный центр (НИИ, ВУЗы и прочее), крупные предприятия-производители, предприятия поддержки (поставщики оборудования), сырьевая база и другие организации. В общей сложности, для создания кластеров требуется множество разнопрофильных предприятий. Чем больше будет на рынке подобных конкурентоспособных фирм, тем больше возможности для образования кластера.

Индикаторами в данном случае являются количество на рынке области компаний и организаций, относящихся к секторам, входящим в кластер и уровень занятости на них.

Большое значение имеет и наличие  производственных связей между агентами данного рынка. Они могут принимать форму связей между компанией и её поставщиками, договоров между поставщиками или фирмами-конкурентами, отношения между учебными заведениями и предприятиями по поводу внедрения технологии или подготовки необходимых организации кадров, НИИ и фирмами-новаторами по поводу внедрения и финансирования разработок.

Чем больше производственных связей и их видов наблюдается на рынке  той или иной территории между  предприятиями разных  сфер деятельности, тем выше возможность образования  на ней кластера.

В результате совпадения этих факторов на одной территории может быть образован кластер, способствующий росту конкурентоспособности предприятий, отраслей или региона в целом. Для государства в целом это будет способствовать созданию точек роста экономики. Как результат – повышение конкурентоспособности страны на мировом рынке.

Примером кластера, который был  создан благодаря наличию всех вышеперечисленных  предпосылок, является Кремниевая долина в США. Возникновение и развитие этого технологического центра связано с сосредоточением ведущих университетов, крупных городов на расстоянии менее часа езды, источников финансирования новых компаний, а также климатом средиземноморского типа. Кроме того, на момент создания объединения на территории нынешней Силиконовой долины уже велись высокотехнологичные разработки такими компаниями, как «Eastman Kodak», «General Electric», «Shockley Semiconductor Laboratory», «Lockheed», «Hewlett-Packard» и других, конкурентоспособность которых не подлежит сомнению.

Информация о работе Кластеры как фактор инновационного развития экономики России