Кластеры как фактор инновационного развития экономики России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 16:40, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование кластеров как фактора инновационного развития экономики. Для достижения этой цели предполагается решить следующие задачи: уточнить понятие кластера; определить его виды, формы и дать классификацию; выявить факторы, способствующие созданию кластеров; установить степень их влияния на интенсивность внедрения инноваций; вес и доля в современной экономике России.

Содержание работы

Введение………………………...……………………………………………… 3

1. Кластеры как экономическая категория…………………….…………. 5
1.1. Сущность и виды кластеров в экономике России………………………………………………...………………………… 5
1.2. Факторы, влияющие на формирование кластеров в экономике России…………………………………………………….…….……………... 14

2. Функционирование кластеров и их роль в инновационном развитии экономики...…………………………………………………………...………. 19
2.1. Динамика развития кластеров в инновационной экономике России…………………………….…………………………………..………… 19
2.2. Экзогенные и эндогенные взаимодействия кластеров. Кластеры и государство ……………………………...……………………………………... 25

Заключение……………………...……………………………………………... 31
Список использованных источников……………………….…

Файлы: 1 файл

Кластеры как фактор инновационного развития экономики.doc

— 263.50 Кб (Скачать файл)

Обобщая вышеизложенное, можно сказать, что Россия имеет  достаточный опыт в деятельности кластеров. Они функционировали, хоть и в несколько усечённом виде, ещё в Советском Союзе, и продолжают образовываться до сих пор. Однако, из-за недостаточного уровня экономического развития отдельных регионов и отраслей перерабатывающей промышленности, количество кластеров было мало вплоть до 2004 года. После того, как создание кластеров стало задачей государственного масштаба, произошёл резкий скачок в их количестве. Вновь образованные кластеры успешно функционируют, и уже получаются практические результаты от их деятельности. Это как повышение конкурентоспособности самих предприятий кластеров, так и улучшение качества продукции, создание не имеющих аналогов технологий.  Всё это позволяет надеяться на то, что кластеры уже в ближайшем будущем будут играть  значительную роль в инновационном развитии экономики России.

 

 

 

 

 

2.2. Экзогенные и эндогенные взаимодействия кластеров. Кластеры и государство

 

 К эндогенным взаимодействиям кластера относятся связи и потоки разного рода (информации, технологии, продукции), осуществляющиеся между участниками данного кластера. На них имеют влияние различные факторы:

 

  1. Внутреннее устройство кластера
  2. Количество предприятий, входящих в его состав
  3. Уровень конкурентоспособности предприятий кластера
  4. Отрасль функционирования данного объединения
  5. Длительность существования кластера и т.д.

 

Связи и каналы внутри кластера способствуют появлению взаимодополняющих навыков, технологий, субсидий. Возможность компаний привлекать взаимодополняющие навыки позволяет участвовать в более крупных сделках, в которых индивидуальные компании не конкурентоспособны.

Как было замечено выше, около половины Российских кластеров имеют иерархическую структуру, где есть ведущее, головное предприятие (Рис.2)

Рис. 2. Структура кластера с иерархической организацией.

 

Приведение структуры  необходимо, ибо в зависимости от того, как построены отношения внутри кластера, в нём возникают различные связи и потоки разного толка.

Каждая группа предприятий выполняет свою, относительно узкую функцию. Головная компания представляет собой центр инвестирования. Именно она осуществляет финансирование деятельности всех подразделений кластера. Головной компанией также производятся трансферты денежных средств из основного центра дохода (которым является торговая организация) в бюджет организации и из бюджета в основные центры расхода средств. Таковыми являются закупочные организации, сервисные компании.  Основными направлениями инвестирования являются научные разработки (проводящиеся в НИИ и ВУЗах), а также производственные подразделения. В ведении головной компании холдинга находятся вопросы выработки стратегии, формулировка целей развития, осуществление координационных и коммуникационных связей между субъектами холдинговой системы, единое финансовое руководство в целях оптимального распределения и использования ресурсов и привлечения капитала, подбор и утверждение высшего управленческого персонала, аудиторская деятельность, управление всеми видами ресурсов. Как таковой конкуренции как таковой между различными подразделениями кластера практически не существует. Единственным, пожалуй, её проявлением можно считать соперничество подразделений за инвестиции.

Часть потоков (в основном, материально-ресурсные) может проходить  между подразделениями кластера, не проходя непосредственно через  головную компанию. Это необходимо для ускорения и повышения эффективности работы кластера. Однако эти потоки находятся под её наблюдением и контролем. К таким потокам можно отнести поставки сырья от закупочной организации непосредственно к производственным организациям, передачу незавершённой продукции от подразделения-производителя к месту (предприятию) окончательной обработки и пр.

Таким образом, в кластерах  с иерархической структурой большая  часть информационных, денежных и  технологических взаимодействий проходит через управляющую организацию, являющуюся головной компанией объединения и определяющей основные направления развития всего образования.

 

В классическом же своём  виде кластер имеет вид:

 

Рис.3. Структура кластера без предприятия-лидера.12

 

Конкуренция внутри такого кластера является его неотъемлемой специфической чертой, и, практически, условием его образования и существования. Её появление связано с тем, что в большинстве кластеров существует по несколько предприятий, занимающихся схожей или однонаправленной деятельностью. Такие конкурентные связи могут быть двух типов – жёсткими и мягкими. Жёсткие представляют собой соперничество за выполнение проекта, за разработку или патентное право. Причиной этого вида связей является ограниченность ресурсов и путей их реализации, что приводит к необходимости предприятий бороться друг с другом за их получение. Мягкая же конкуренция не несёт прямого ущерба какому-либо предприятию в случае неблагоприятного для компании исхода конкурентной борьбы. Она проявляется через различия в ассортименте, целевой аудитории, проводимой рекламной политике, расположении предприятия и т.п.

Все члены кластера являются равноправными участниками процесса его функционирования. Поэтому, они все связаны густой сетью потоков и обязательств. В общем, все основополагающие связи кластера между отдельными его участниками можно представить таблицей.

Таблица 1.

Характер связей внутри кластера без предприятия-лидера.13

Участники взаимодействия 

Характер связи

1. Научно-исследовательские предприятия

 

2. Промышленные предприятия

 

3. Предприятия среднего и малого  бизнеса

Проведение научных разработок, изготовление опытных образцов, участие  в совершенствовании организации  производства, предоставление оборудования

1. Образовательные учреждения

2. Промышленные предприятия

3. Предприятия среднего и малого бизнеса

Подготовка специалистов для конкретного  предприятия, научно-методические разработки

1. Предприятия среднего и малого  бизнеса

 

2. Промышленные предприятия

Совместное проведение мероприятий  ФОССТИС, финансирование проектов, страхование рисков, осуществление сервиса оборудования


 

Что касается внешних  связей кластеров, то они весьма разнообразны. Кластер, как и любой экономический  агент, существует в рыночных условиях, с которыми вынужден считаться. Он находится в конкурентных отношениях с остальными фирмами своего рынка, имеет связи с кластерами других регионов, связи с поставщиками и продавцами, не входящими в состав кластера, налаживает отношения с потребителями своей продукции, а также не может не зависеть от государственной политики.

Уже было сказано, как  много сейчас внимания государственной  власти уделяется кластерному подходу  к развитию экономики. Для контроля за осуществлением этого подхода  даже был создан отдельный орган (Совет по конкурентоспособности и предпринимательству при Правительстве РФ). Однако ещё не освещался вопрос о том, какие местные органы власти сотрудничают (а, зачастую, и регулируют деятельность) с кластерами.

Контроль над деятельностью  кластеров на местах осуществляют:

  1. Председатель Администрации области
  2. Председатель Администрации города
  3. Председатели контролирующих органов (например, Центров кластерного развития)

 

В их функции не входит создание управляющих компаний и  другого  рода юридических форм руководства  кластером. При этом они должны:

 

  • Создать правовую базу для развития кластеров в регионе
  • Оказывать государственную поддержку и консультационные услуги проектам и предприятиям
  • Заниматься поиском партнеров для реализации кластерных проектов

 

Для того чтобы объединение  было включено в состав кластеров  своего региона и получало соответствующую этому статусу государственную поддержку, оно должно заполнить анкету, созданную Министерством Экономического Развития этой области (Приложение 1). В ней указываются общие данные, информация о поставщиках, технологии, применяемой на производстве, человеческом капитале и его источниках, инфраструктуре, производственному потенциалу и собственности, а также, разумеется, доходе. По итогам рассмотрения этой анкеты в Министерстве (или другом компетентном органе, имеющем право осуществлять данную функцию) объединение может быть причислено или не причислено к составу кластеров.

Кластеры, как и прочие юридические лица, обязаны представлять отчёт о своей деятельности. Специальных  форм отчётности для кластеров нет. Так что информацию об уровне своих доходов, расходов и прочем они предоставляют государству в лице налоговой инспекции.

Обобщая сказанное, можно  заметить, что кластер – чрезвычайно  подвижная структура с множеством как внутренних, так и внешних  связей, являющихся необходимым условием существования данного объединения. Вид этих связей напрямую зависит от структуры объединения, и сферы деятельности компаний, включённых в его состав. Однако в наших реалиях отдельно следует выделить отношения кластеров и государства. Государство не только обеспечивает создание законодательной базы для кластеров, но и создаёт инфраструктуру, способствующую их развитию. Оно производит контроль за деятельностью объединений как на федеральном, так и на местном уровнях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В ходе данной работы был изучен такой способ организации предприятий, как кластер. Были рассмотрены его история, внешние и внутренние связи,  а также особенности становления и развития в современных российских реалиях. В связи с проведённым исследованием можно сделать следующие выводы.

На данный момент кластеры становятся главной опорой инновационного развития экономики страны. Они являются своего рода центрами роста и развития, как отрасли, так и территории, в которых они функционируют. Кластеры уже по своей природе являются генераторами инноваций, ибо содержат в своём составе все необходимые для этого элементы. Этими элементами являются научные центры в форме ВУЗов или НИИ, конкурентоспособные предприятия, которые имеют возможность для внедрения инноваций в своё производство, финансовые институты и фирмы-инвесторы, обеспечивающие разработку и внедрение новых технологий денежными ресурсами.

За счёт обширных связей кластеров они становятся инициаторами внедрения инноваций  другими  предприятиями и сферами производства, не входящими в состав объединения. Таким образом, они дают толчок к развитию экономики в целом.

В России, как в активно  развивающемся государстве с  переходной экономикой на сегодняшний  момент недостаточно кластеров. Их количество не может обеспечить равномерное развитие территорий и экономики страны, а также переход экономики на инновационные рельсы. Поэтому вопрос увеличения числа кластеров рассматривается в нашей стране на государственном уровне.

В целом, у кластеров  в России хорошие перспективы. Большое количество исследовательских центров (среди которых и наш университет), развитие малого и среднего предпринимательства, государственные программы поддержки, и, разумеется, большой интеллектуальный потенциал нашей страны дают основания считать, что в ближайшем будущем их количество значительно возрастёт. Уже сегодня в наиболее благополучных регионах стартует большое число проектов по созданию кластеров в отдельных отраслях. Наиболее востребованными с экономической точки зрения являются кластеры в обрабатывающих отраслях и отраслях по производству продукции с высокой добавочной стоимостью, которые позволят России и продукции отечественного производства стать конкурентоспособной на мировом рынке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1) Асаул, А. Н. Закономерности  и тенденции развития современного предпринимательства // А. Н. Асаул, Е.А. Владимирский, Д.А. Гордеев, Е.Г. Гужва, А.А. Петров, Р.А. Фалтинский; под ред. А.Н. Асаула - СПб: АНО ИПЭВ, 2008 г.

2) Марков Л. С. Экономические кластеры: понятия и характерные черты //Актуальные проблемы социально-экономического развития: взгляд молодых ученых: сб. науч. тр.;под ред. В. Е. Селиверстова, В. М. Марковой, Е. С. Гвоздевой. – Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2005. – Разд. 1. – С. 105–108.

3) Марков, Л.С. Экономические кластеры как форма функционирования и развития промышленного региона (на примере кластера высоких технологий г. Новосибирска) // Дисс. на соиск.уч.степ.к.э.н.– Новосибирск, 2006 г.

4) Гурвич В.В. Модные кластеры//Московский Комсомолец, 2010. – № 25370.

5) Куценко Е.С. Кластеры в экономике: практика выявления. Обобщение зарубежного опыта // Обозреватель- Observer, 2009. – №10.

6) Хасанов Р.Х. Проблемы применения кластеров в экономике России // Российское предпринимательство, 2009. – № 7 Вып. 2 (139), – cтр. 171-175.

7) Пекар В. Ю., Жданова Т. С. Кластеры, новые экономические отношения и бренды городов// ВикиСитиНомика. [Электронный ресурс]. URL: http://www.regionpr.ru/page625.html

8) Клейнер Г.Б., Качалов Р.М., Нагрудная Н.Б. Синтез стратегии кластера

на основе системно-интеграционной теории // Отраслевые рынки, 2008.– №5-6(18).

9) Деменко Д.А. Методика создания экономических кластеров за принципами построения кластеров воды, 2010 г.

10) Боброва С.Я., Жукова Н.В., Яровова В.В. Актуальные вопросы формирования кластеров как инструмента повышения конкурентоспособности региона//Фундаментальные исследования,2007. – №12.

11) Миндлин Ю.Б. Экономическая сущность кластеров // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики, 2011. – № 1.

12) Вишневская М.К. К вопросу о дефинициях понятия «кластер» // Ломоносов: материалы докладов XIV Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. – М.: Изд-во МГУ, 2007.

13) Кластеры – как опора экономики региона // Итоги заседания Комитета Торгово-промышленной палаты Воронежской области по научно-техническому и инновационному развитию / Inside, 2012. -  №3(26).

14) Новиков П.А. Плюсы и минусы отраслевых кластеров// Интернет-газета «Gazeta.kz». – 2005 г.

15) Доржиева Е.В. Кластерный подход как инструмент повышения конкурентоспособности территорий// Известия ИГЭА, 2011. –№1(75).

Информация о работе Кластеры как фактор инновационного развития экономики России