Коммерческая деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2015 в 18:09, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – изучение взаимодействия коммерческой и творческой деятельности учреждений культуры.
Задачами данной работы являются:
• Описать особенности коммерческой деятельности учреждений СКС;
• Выявить влияние коммерческой деятельности на творческую деятельность учреждений культуры;
• Провести анализ взаимодействия коммерческой и творческой деятельности на примере определенного учреждения культуры.

Содержание работы

Введение
1. Коммерческая деятельность учреждений социально-культурной сферы
1.1 Понятие и сущность коммерческой деятельности
1.2 Причины коммерческой деятельности учреждений культуры
1.3 Особенности коммерческой деятельности учреждений СКС
2. Сущность взаимодействия коммерческой и творческой деятельности учреждений СКС
2.1 Теоретические аспекты взаимодействия коммерческой и творческой деятельности в учреждениях СКС
2.2 Взаимодействие коммерческой и творческой деятельности на примере театра
Заключение
Список литературы (Данный пункт отсутствует в работе!)

Файлы: 1 файл

Коммерческая деятельность.docx

— 47.78 Кб (Скачать файл)

К сожалению, бюджетные средства, реально выделяемые учреждениям культуры, не обеспечивают даже их выживания. Из-за чего они вынуждены искать другие источники доходов. К другим доходам и поступлениям некоммерческих организаций, как правило, относят результаты предпринимательской деятельности. Например, в соответствии со ст. 47 «Основ законодательства РФ о культуре» к предпринимательской деятельности относятся:

•  реализация и сдача в аренду основных фондов и имущества для целей, не связанных с культурной деятельностью;

•  торговля покупными товарами и оборудованием;

•  оказание посреднических услуг;

•  долевое участие в создании коммерческих предприятий;

•  приобретение акций, облигаций, ценных бумаг и получение доходов по ним;

•  осуществление приносящих доход и не предусмотренных Уставом операций, работ, услуг.(8.С.215)

Снижение посещаемости должно побуждать учреждения культуры и искусства к поиску дополнительных источников доходов за счет развития предпринимательской деятельности. Однако тенденция снижения доли собственных доходов в структуре их финансовых ресурсов об этом не свидетельствует.

Таким образом, можно выделить следующие тенденции формирования финансовых ресурсов некоммерческих организаций:

• увеличение поступлений в абсолютном выражении и снижение доли расходов на культуру и искусство в структуре расходов бюджетов на социально-культурные мероприятия как на федеральном, так и на региональных уровнях;

•  изменение соотношения долей расходов на культуру и искусство, выделяемых федеральным бюджетом и бюджетами регионов в сторону последних;

•  увеличение собственных доходов от оказания платных услуг населению не столько за счет привлечения посетителей, сколько за счет повышения цен на билеты, при этом доля собственных доходов в структуре финансовых ресурсов уменьшается;

•  поскольку в официальной статистике отсутствуют данные о доле спонсорской и меценатской помощи, банковских кредитах и предпринимательской деятельности в структуре доходов государственных организаций культуры и искусства, можно лишь предположить, что существенной роли они пока не играют.

Для коммерческих организаций источником финансовых ресурсов является только собственные средства, полученные в результате их деятельности.

Анализ основных тенденций в формировании ресурсов государственных учреждений культуры и искусства на позволил так же сделать вывод: в условиях экономической нестабильности, снижения уровня доходов основной массы населения, снижения посещаемости большинства учреждений культуры и искусства бюджетные ассигнования по-прежнему являются одним из значимых источников формирования их финансовых ресурсов. (13.С.89)

Помимо традиционных платных культурных услуг, это могут быть и банковский депозит, и сдача помещений в аренду и пр. Однако пассивное отношение, например, к сдаче помещений в аренду («лишь бы сдать кому угодно») имеет печальные последствия. Различные разбирательства, суды с арендаторами доставили многим учреждениям культуры множество неприятностей, несоизмеримых с размерами арендной платы. «Лопнувшие» фирмы, криминализированные структуры, сеансы массового «исцеления» сильно подорвали авторитет учреждений культуры и их руководителей. Более эффективна «активная» аренда, использование потенциала учреждений культуры для PR-деятельности, участие в стимулировании продаж, рекламных акциях и т. п., о чем уже говорилось ранее.

Поэтому следует наращивать дополнительную активную коммерческую деятельность. Например, мало что мешает создать банк культуры — обыкновенный, в принципе, банк, с той лишь разницей, что он будет иметь льготную тарифную ставку, разница которой, например, со средневзвешенной ставкой может идти на нужды поддержки и развития сферы культуры, в том числе и через Фонд развития культуры и искусства. Чрезвычайно перспективным представляется и развитие страховой деятельности в сфере культуры — в отличие от зарубежной практики, в России практически отсутствует страхование деятельности в сфере культуры. Представляется очевидным, что активность в инициировании и стимулировании страховой деятельности — дело органов государственного управления сферой, так как часть доходов от страхования также может направляться на нужды культуры.

Уже из приведенного перечня возможных источников финансирования деятельности учреждений культуры возникают несколько очевидных вопросов, важных для практического менеджмента в сфере культуры. Во-первых, это определение соотношения между бюджетным и внебюджетным финансированием. Иначе говоря, что может обеспечиваться на коммерческой основе, а что — только на основе бюджетного финансирования. Значит, во-вторых, это определение приоритетов для бюджетного финансирования: кому и что должно быть гарантировано в сфере культуры государством. В-третьих, каким образом могут быть привлечены и аккумулированы («сшиты») средства из различных источников.( 13.С.81-82)

Существует еще один способ – самофинансирование, получивший распространение в условиях современных рыночных отношений и также направленный на удовлетворение культурно- досуговых потребностей клиентов, пользующихся услугами. В обиходе учреждений культуры это обычный коммерческий обмен (деньги-товар, услуги-деньги) либо некоммерческий (благотворительный). Разумеется, деление на коммерческий и некоммерческий сектор условно, поскольку различные по направленности жанровые формы культурно-досуговых занятий и услуг характеризуются различными уровнями коммерциализации. Так, в структуре ежегодного денежного оборота на рынке альтернативных услуг в сфере культуры большую часть составляет оборот от видео обслуживания, дискотек, игорного и шоу-бизнеса, эстрады и т.п., в то же время сокращается посещаемость театров, кинотеатров, концертных залов. Тем не менее строгой привязки каждого объекта культуры к коммерческому или некоммерческому сектору не существует. Многие традиционно бюджетные государственные учреждения культуры и искусства – клубы и Дома культуры, библиотеки, парки, музеи, театры, цирки и другие – в поисках дополнительных средств используют как коммерческие, так и полукоммерческие проекты.(11.С.392)

Таким образом, значительный объем культурно-досуговых услуг формируется за счет предпринимательской активности организаций культуры и досуга. Чем более деятельность конкретной организации досуга носит коммерческий характер, тем в меньшей степени ее персонал рассчитывает на финансовую помощь извне, но большей ориентируется на потребительский спрос.

 
 

2. Сущность взаимодействия  коммерческой и творческой деятельности  в учреждениях СКС 

 

2.1 Теоретические аспекты  взаимодействия коммерческой и  творческой деятельности в учреждениях  СКС

Коммерческая и творческая деятельность учреждений СКС между собой взаимосвязаны, так как творческая деятельность учреждения СКС зависит от умения введения коммерческой деятельности, так как деятельность предприятия культуры в условиях рынка направлена на:

·  производство художественного продукта для удовлетворения соответствующих потребностей индивидуумов, отдельных групп населения и общества в целом;

·  всемерное расширение реальной аудитории различных видов культуры и искусства и освоение свободного времени культурным обслуживанием населения;

·  обеспечение представительства всех возрастных групп и социальных слоев общества в аудитории различных видов художественного продукта сферы культуры;

·  сохранение и развитие национальных культурных традиций народов Российской Федерации, взаимообогащение национальных культур;

·  создание и распространение высокохудожественных ценностей, имеющих нравственное значение и отвечающих задачам собственного развития культуры и искусства.(14.С.23)

Предприятие культуры на основе данных учредителя, имеющихся творческих и экономических ресурсов, запросов населения и заказов юридических и физических лиц самостоятельно разрабатывает и утверждает план своей деятельности. В соответствии с «Положением об основах хозяйственной деятельности и финансирования организаций культуры и искусства» (2002 г.), план включает в себя

·  мероприятия, направленные на реализацию творческо-производственной и самостоятельной хозяйственной деятельности, укрепление материально-технической базы и социальное развитие организации культуры;

·  объемы основной деятельности, определяемые спецификой организации культуры и региональными условиями;

·  объем финансовых средств и направления их использования в соответствии с уставом (положением);

·  единовременные бюджетные ассигнования для выполнения целевых социально-творческих заказов учредителя на проведение отдельных мероприятий (работ, услуг).(7.С. 52)

Услуги творческих предприятий как результат их культурной деятельности весьма неоднородны и специфичны, порой – уникальны. Но воспроизводство ресурсов социально-культурного обслуживания представляет собой схожее с природой других предприятий движение общественного труда: подготовка сценария, производство спектакля, репетиционная работа, премьерный показ и т.д. Живой труд овеществляется при этом не в каком-либо предмете, а в творческом акте, он переходит в форму прошлого труда в измененных способностях человека.

Учреждения культуры, с одной стороны, являются юридическими лицами и хозяйствующими субъектами существующих рыночных отношений, с другой стороны, сферой потребления бесплатных, льготных и платных услуг. Независимо от формы конечной реализации результатов своей деятельности, учреждения и организации социально-культурной сферы, прежде всего, выступают покупателями материальных условий своего существования. Приобретение оргтехники, компьютеров, печатной продукции, музыкальных инструментов, звукозаписывающей и усилительной аппаратуры, радио – и видеоаппаратуры, аренда помещений и т.п. становится все более ощутимой по своему удельному весу частью внутреннего и отчасти внешнего рынка страны. Широко используются предприятиями продажа результатов своего труда в форме либо услуг, либо пригодных для продажи товаров, существующих, по давнему наблюдению К. Маркса, «отдельно от художественной деятельности создающего их художника». Технические возможности реализации результатов художественного творчества в виде товара, существую его отдельно от творца, приводят к созданию и развитию предприятии фото- и видеозаписи, репродукции картин, проката фильмов, производства видеокассет и т.д.

Общесоциальная полезность художественного продукта отражается в целевом бюджетном финансировании, обеспечивающем регулярную деятельность творческих коллективов в социально-культурной сфере, оплату государственного или иного творческого заказа, субсидирование гастролей в определенном регионе и другие формы культурного обслуживания населения.

·  Общественное переустройство немыслимо без признания основополагающей роли социально-культурной деятельности в духовном обществе людей, обмене производственным опытом, достижениями науки и художественного творчества, в освоении продуктов духовного производства. Социально-культурные факторы содействуют развитию и самореализации личности, гуманизации общества, развитию демократии, социально-экономического прогресса, укреплению целостности Российской Федерации на основе межнационального культурного сотрудничества и интеграции отечественной культуры в мировую культуру на основе законов рынка. (14.С.23)

Рыночная форма связи и свойственные ей условия внешней среды координации культурной деятельности часто не позволяют реализовать целевую функцию организации культуры и она ищет выход во внерыночной среде, или ограничении рыночной среды, хотя полностью освободиться от рыночных методов ей не удается. Однако доля нерыночных форм регулирования деятельности организации культуры остается достаточно высокой. Складывающиеся условия хозяйственной деятельности организации определяют основные принципы хозяйственного механизма, стремящегося сочетать внутренние закономерности с факторами внешней среды, вызывают к жизни особые методы управления, принятия решения, способ производства и реализации своих услуг.

Хозяйственная деятельность организаций культуры таким образом не может регулироваться исключительно рыночными механизмами. Нерыночные методы выделения ресурсов, утилизации результатов деятельности организации культуры ведут к необходимости обращения организации культуры к другим не преследующим чисто рыночные цели или преследующие их опосредованно участникам экономических процессов (государство, общественные организации и т.д.).

В свою очередь нерыночные методы регулирования экономических отношений диктуют реализацию в другом типе хозяйственной деятельности, ограничивают конкурентные отношения и ведут к монополизации культурной деятельности, стремятся оказать влияние на содержательную составляющую культурного процесса.

Характер творческих процессов в сфере культуры в силу внутренней логики развития обусловливает стремление преодолеть реальные отношения внешней среды, выйти за их рамки, что порождает поиск особых условий хозяйствования и организационно-экономических и правовых форм деятельности. При этом корпоративные интересы организации культуры могут оказаться безучастными к конечному потребителю результатов своего труда. Однако они вынуждены считаться с интересами непосредственных заказчиков, финансирующих их деятельность (государственных, политических, коммерческих и других органов). В этом случае интересы непосредственного потребителя, а именно населения, могут оказаться ущемленными. (9.С.57) Сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения то, что рыночная экономика предлагает многообразие субъектов хозяйственной деятельности, и в сфере культуры и досуга хозяйственное пространство делится между частными, государственными и некоммерческими учреждениями. Однако главная трудность, с которой сталкиваются исследователи, заключается в том, чтобы определить, какие именно отрасли и направления культурной деятельности требуют государственного финансирования, а какие могут существовать самостоятельно. Ее решение, очевидно, лежит в плоскости изучения специфики производства и потребления услуг в сфере культуры и досуга, которая на сегодняшний день еще мало изучена.

Социально-экономический анализ специфики рынка услуг в социокультурной сфере обнаруживает действие факторов несовершенства рынка, которые в экономической теории получили название ошибок рынка, характерных для социокультурной сферы. Так, в социокультурной сфере нередко возникает так называемая естественная монополия, ликвидация которой в принципе невозможна без резкого увеличения затрат на единицу продукции. В основе ее формирования лежат, как правило, локальный характер рынков, нетранспортабельность услуг и преимущества концентраций. Например, в небольшом населенном пункте спрос на развлечения удовлетворяется одним-единственным клубом, который, по сути, является естественной монополией. Однако необходимо иметь в виду особенность конкуренции в сфере культуры и досуга, которая осуществляется не столько между потреблением товаров определенной группы в рамках одного вида деятельности, сколько за «место» в структуре досуга, т.е. между предложениями по развертыванию разных типов досуговой деятельности. В небольшом населенном пункте конкурентами клубу могут быть различные формы домашнего досуга, спортивные учреждения, отдых на природе, на улице.(20.С.27)

Информация о работе Коммерческая деятельность