Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 05:27, реферат
В результате выполнения системного анализа строится логическая и методологическая схема, которая позволяет создавать модели, использовать математические методы и современную вычислительную технику для исследования факторов. Наиболее важным в комплексном экономическом анализе является системность и увязка отдельных направлений анализа между собой, анализ взаимосвязи между объектами анализа и вывод показателей каждого направления исследования на обобщающие показатели эффективности деятельности организации.
Раздел I. Теоретическая часть. Комплексный экономический анализ деятельности хозяйствующего субъект
1.1 Предмет экономического анализа и его научный аппарат 3 стр.
1.2 Система показателей и методология комплексного экономического анализа. 6 стр.
1.3 Характеристика основных методов, способов и приемов комплексного экономического анализа15 15 стр.
Раздел II. Практическая часть 23 стр.
Раздел III. Тестовое задание 24 стр.
Использованная литература 29 стр.
С учетом описанных особенностей методов экономического анализа, в эту категорию можно включить:
- маркетинговый анализ;
- бюджетирование;
- бизнес-планирование;
- экономико-математическое моделирование;
- функционально-стоимостной анализ;
- анализ хозяйственной деятельности;
- финансовый анализ;
- сетевое планирование и др.
Метод экономического анализа предполагает использование специальных приемов и способов аналитической обработки цифровой информации. Совокупность приемов и способов, которые применяются при изучении хозяйственных процессов, составляет методику экономического анализа.
Методики экономического анализа иногда называются методами в силу уже сложившейся терминологии, хотя при проведении анализа они играют вспомогательную роль и обеспечивают возможности лишь для проведения отдельных этапов комплексного экономического анализа.
К традиционным способам и приемам экономического анализа относятся: предварительная ориентировка в итогах работы организация; сравнение показателей; исчисление средних и относительных величин; индексный метод, способ корректированных показателей (цепных подстановок); графическое отражение результатов; группировка; составление аналитических таблиц; балансовая увязка различных показателей. Методические приемы данной группы просты и доступны для практического применения.
Статистические методы включают в себя использование средних и относительных величин, индексный метод, корреляционный и регрессионный анализ и др.
Экономико-математические методы можно разделить на три группы:
- экономические методы (матричные методы, теория производственных функций, теория межотраслевого баланса);
- методы экономической кибернетики и оптимального программирования (линейное, нелинейное, динамическое программирование);
- методы исследования операций и принятия решений (теория графов, теория игр, теория массового обслуживания).
Методические аспекты
осуществления
1. Анализ объема выпуска продукции.
Цель анализа. Разработка путей и обоснование управленческих решений по оптимизации объемов и структуры выпускаемой продукции.
Задачи анализа:
- оценка динамики и выполнения плана по объему структуре и качеству выпускаемой продукции;
- оценка оптимальности плановых заданий по выпуску продукции;
- оценка использования производственных мощностей анализ факторов
- выявление причин вызвавших отклонения в выполнении плана и снижении темпов роста объема выпущенной продукции;
- оценка влияния потерь связанных с невыполнением производственной программы на прибыль и рентабельность.
Информационная база: плановая и нормативная информация; бухгалтерская информация; статистическая информация; планы – графики; производственно - технические отчеты; бизнес – планы; ведомости выпуска готовой продукции; сдаточные накладные о передаче готовой продукции на склад и другие.
Исполнители: работники производственного отдела, маркетинговой службы, финансовой службы, службы внутреннего контроля.
Периодичность осуществления: по мере необходимости и прежде всего в периоды, когда наблюдается спад производства снижение качества продукции.
Пользователи аналитической информации: руководители производственного отдела, службы сбыта, маркетинга и коммерческий финансовый директор.
Методы и приемы экономического анализа: расчет прироста продукции и выявление влияния факторов на изменение ее объема; оценка структуры и динамики выпускаемых изделий; выявление вклада подразделений в общий объем выпускаемой продукции; оценка ритмичности производства; оценка качества продукции и эффективности использования производственной мощности и т.д.
Формы обобщения результатов: отчеты о проведении анализа аналитические записки о выполнении плана производства.
Обоснование управленческих решений: разработка вариантов управленческих решений по увеличению выпуска более рентабельных видов продукции и сокращению производства изделий с низким спросом устранению причин сбоев в производстве и т.д.
2. Анализ себестоимости продукции.
Цель анализа. Выявление внутрихозяйственных резервов снижения затрат на производство продукции. Разработка путей и обоснование управленческих решений по оптимизации себестоимости отдельных изделий.
Задачи анализа
Информационная база анализа: плановые калькуляции, сметы затрат, бизнес – планы, нормы и нормативы по затратам на производство, бухгалтерская и статистическая информация.
Исполнители: работники финансового отдела, внутреннего контроля, экономисты.
Периодичность осуществления анализа по мере необходимости или периодически.
Пользователи аналитической информации: руководители экономической финансовой службы.
Методы и приемы экономического анализа:
детализация по статьям и элементам затрат;
по видам продукции;
по центрам ответственности и др..
сравнение фактических затрат с плановыми;
с затратами других предприятий на аналогичную продукцию;
коэффициентный анализ, а также методы факторного анализа.
Формы обобщения результатов анализа: отчеты о проведенном анализе аналитические записки и т.д.
Обоснование управленческих решений - разработка вариантов управленческих решений по снижению себестоимости отдельных изделий, сокращении непроизводительных расходов, выбор оптимального варианта по себестоимости изделий.
3. Анализ прибыли и рентабельности продукции.
Цель анализа: определение внутрихозяйственных резервов роста прибыли и рентабельности производства обоснование управленческих решений по оптимизации прибыли или предотвращению убытков.
Задачи анализа
Информационная база: плановая и нормативная информация, бухгалтерская и статистическая информация.
Исполнители: специалисты финансовой службы, экономической службы контрольно - ревизионной комиссии и службы внутреннего контроля.
Периодичность осуществления: по мере необходимости и периодически.
Пользователи аналитической информации: руководители предприятия, директора филиалов, финансовый директор и акционеры предприятия.
Методы и приемы экономического анализа: расчет прибыли и рентабельности изделий; методы факторного анализа подсчет совокупных резервов роста прибыли и рентабельности и др.
Формы обобщения результатов анализа: отчеты о проведенном анализе и аналитические записки.
Обоснование управленческих решений - разработка вариантов управленческих решений по оптимизации прибыли и мобилизации выявленных внутрихозяйственных резервов увеличения прибыли и рентабельности.
1.3 Характеристика основных методов, способов
и приемов комплексного экономического анализа15
Существует две группы методов комплексной оценки эффективности хозяйственной деятельности:
- без расчета интегрального единого показателя;
- с расчетом единого интегрального показателя.
Абсолютные относительные показатели и величины. Абсолютные показатели – величины, которые имеют размер в натуральной форме: масса, площадь, объем, и т.д.
Абсолютные величины - именованные числа, которые выражаются в натуральных, стоимостных, трудовых, условно-натуральных величинах. Также получаются расчетным путем (естественный прирост населения, товарооборот и т.д.).
Исчисление
средних и относительных
Относительные величины - это обобщающие показатели, которые дают числовую меру соотношения двух сопоставимых статистических величин.
Выражаются:
- в коэффициентах (если основание 1);
- в процентах % (если основание 100);
- в промилле ‰ (если основание 1000).
- виды относительных величин:
Относительная величина структуры - относительная доля (удельный вес) части в целом, выраженная в процентах.
Относительная величина динамики используется для характеристики изменения явления во времени. Вычисляются путем отношения величины текущего периода к величине одного из прошлых периодов. Расчет показателей с постоянной и переменной базой.
Относительная величина интенсивности - степень развития данного явления, по отношению к другому тесно с ним связанному.
Относительная величина координации - это отношение части к части. ППП - промышленно-производственный персонал, ППП - рабочие. Одна из разновидностей показателей сравнения.
Относительная величина сравнения используется для характеристики соотношения одноименных показателей, относящихся к разным объектам, территориям, взятых за одни и те же периоды времени или на один и тот же момент. Относительная величина выполнения задания - отношение фактических данных к заданному заданию.
Предварительная ориентировка в итогах работы организации проводится путем рассмотрения по данным отчетности основных показателей хозяйственной деятельности: выполнение планов продаж, доходов, расходов, наличие собственных оборотных средств и др. Она дает общее представление об итогах хозяйственной деятельности и позволяет определить направления анализа факторов, обусловивших фактически сложившиеся показатели.
Методы сравнения. Сущность способа сравнения состоит в сопоставлении однородных объектов для нахождения черт сходства либо различий между ними.
В анализе применяются следующие типы сравнений:
- сравнение фактически достигнутых результатов с данными прошлых периодов. Здесь сравниваются результаты сегодняшнего дня (месяца, периода, года) с прошедшим.
- сопоставление фактического уровня показателей с плановыми, такое сравнение необходимо для оценки степени выполнения плана, определения неиспользованных резервов предприятия.
- сравнение с утвержденными нормами расхода ресурсов (материалов, сырья, топлива) и т.д.
- горизонтальный (временный) анализ - сравнение каждой позиции с предыдущим периодом. Заключается в построении одной или нескольких аналитических таблиц, в которых абсолютные бальные показатели, дополняются относительными темпами роста или снижения.
- вертикальный (структурный) анализ - определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчётности на результат в целом. При вертикальном анализе рассматривают структуру актива и пассива баланса. Его основная цель - расчет удельного веса отдельных статей в итоге баланса и оценка его изменений.
В каждом случае сравнение зависит от цели анализа и стоящих перед ним задач. Непременным условием сравнения должны быть сопоставимость показателей, одинаковость по содержанию и структуре. Выявленные отклонения являются объектом дальнейшего анализа. При анализе отклонений от плановых значений выявляются обстоятельства, связанные с качеством самого планирования. Так, например, значительные плюсовые отклонения от плана могут быть результатом заниженного или недостаточно напряженного плана.
Индексный метод основывается на относительных показателях, выражающих отношение уровня данного явления к его уровню, взятому в качестве базы сравнения. Используют несколько видов индексов, которые применяются при анализе: агрегатные, арифметические, гармонические и т.д. Рассчитав индексы и построив временной ряд, характеризующий, например, выпуск продукции в стоимостном выражении, можно квалифицированно судить о динамике объема производства.