Комплексный экономический анализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 05:27, реферат

Описание работы

В результате выполнения системного анализа строится логическая и методологическая схема, которая позволяет создавать модели, использовать математические методы и современную вычислительную технику для исследования факторов. Наиболее важным в комплексном экономическом анализе является системность и увязка отдельных направлений анализа между собой, анализ взаимосвязи между объектами анализа и вывод показателей каждого направления исследования на обобщающие показатели эффективности деятельности организации.

Содержание работы

Раздел I. Теоретическая часть. Комплексный экономический анализ деятельности хозяйствующего субъект
1.1 Предмет экономического анализа и его научный аппарат 3 стр.
1.2 Система показателей и методология комплексного экономического анализа. 6 стр.
1.3 Характеристика основных методов, способов и приемов комплексного экономического анализа15 15 стр.
Раздел II. Практическая часть 23 стр.
Раздел III. Тестовое задание 24 стр.
Использованная литература 29 стр.

Файлы: 1 файл

контр раб ТЭА.docx

— 53.06 Кб (Скачать файл)

С учетом описанных особенностей методов экономического анализа, в  эту категорию можно включить:

- маркетинговый анализ;

- бюджетирование;

- бизнес-планирование;

- экономико-математическое  моделирование; 

- функционально-стоимостной  анализ;

- анализ хозяйственной  деятельности;

- финансовый анализ;

- сетевое планирование  и др.

Метод экономического анализа  предполагает использование специальных приемов и способов аналитической обработки цифровой информации. Совокупность приемов и способов, которые применяются при изучении хозяйственных процессов, составляет методику экономического анализа.

Методики экономического анализа иногда называются методами в силу уже сложившейся терминологии, хотя при проведении анализа они играют вспомогательную роль и обеспечивают возможности лишь для проведения отдельных этапов комплексного экономического анализа.

К традиционным способам и  приемам экономического анализа относятся: предварительная ориентировка в итогах работы организация; сравнение показателей; исчисление средних и относительных величин; индексный метод, способ корректированных показателей (цепных подстановок); графическое отражение результатов; группировка; составление аналитических таблиц; балансовая увязка различных показателей. Методические приемы данной группы просты и доступны для практического применения.

Статистические методы включают в себя использование средних и относительных величин, индексный метод, корреляционный и регрессионный анализ и др.

Экономико-математические методы можно разделить на три группы:

- экономические методы (матричные методы, теория производственных функций, теория межотраслевого баланса);

- методы экономической кибернетики и оптимального программирования (линейное, нелинейное, динамическое программирование);

- методы исследования операций и принятия решений (теория графов, теория игр, теория массового обслуживания).

Методические аспекты  осуществления внутрихозяйственного анализа можно представить следующим образом:

1. Анализ объема выпуска продукции.

Цель анализа. Разработка путей и обоснование управленческих решений по оптимизации объемов и структуры выпускаемой продукции.

Задачи анализа:

- оценка динамики и выполнения плана по объему структуре и качеству выпускаемой продукции;

- оценка оптимальности плановых заданий по выпуску продукции;

- оценка использования производственных мощностей анализ факторов

- выявление причин вызвавших отклонения в выполнении плана и снижении темпов роста объема выпущенной продукции;

- оценка влияния потерь связанных с невыполнением производственной программы  на прибыль и рентабельность.

Информационная база: плановая и нормативная информация; бухгалтерская информация; статистическая информация; планы – графики; производственно - технические отчеты; бизнес – планы; ведомости выпуска готовой продукции; сдаточные накладные о передаче готовой продукции на склад и другие.

Исполнители: работники производственного отдела, маркетинговой службы, финансовой службы, службы внутреннего контроля.

Периодичность осуществления: по мере необходимости и прежде всего в периоды, когда наблюдается спад производства снижение качества продукции.

Пользователи аналитической  информации: руководители производственного отдела, службы сбыта, маркетинга и коммерческий  финансовый директор.

Методы и приемы экономического анализа: расчет прироста продукции и выявление влияния факторов на изменение ее объема; оценка структуры и динамики выпускаемых изделий; выявление вклада подразделений в общий объем выпускаемой продукции; оценка ритмичности производства; оценка качества продукции и эффективности использования производственной мощности и т.д.

Формы обобщения результатов: отчеты о проведении анализа аналитические записки о выполнении плана производства.

Обоснование управленческих решений: разработка вариантов управленческих решений по увеличению выпуска более рентабельных видов продукции и сокращению производства  изделий с низким спросом устранению причин сбоев в производстве и т.д.

2. Анализ себестоимости продукции.

Цель анализа. Выявление внутрихозяйственных резервов снижения затрат на производство продукции. Разработка путей и обоснование управленческих решений по оптимизации себестоимости отдельных изделий.

Задачи анализа 

  • оценка структуры  затрат на производство продукции;
  • выявление факторов и причин отклонений от планируемых или сметных значений по затратам;
  • оценка динамики себестоимости выпущенной продукции анализ влияния себестоимости на прибыль и рентабельность продукции.

Информационная база анализа: плановые калькуляции, сметы затрат, бизнес – планы, нормы и нормативы по затратам на производство, бухгалтерская и статистическая информация.

Исполнители: работники финансового отдела, внутреннего контроля, экономисты.

Периодичность осуществления  анализа  по мере необходимости или  периодически.

Пользователи аналитической  информации: руководители экономической финансовой службы.

Методы и приемы экономического анализа:

детализация по статьям и элементам затрат;

по видам продукции;

по центрам ответственности и др..

сравнение фактических затрат с плановыми;

с затратами других предприятий  на аналогичную продукцию;

коэффициентный анализ, а  также методы факторного анализа.

Формы обобщения результатов  анализа: отчеты о проведенном анализе аналитические записки и т.д.

Обоснование управленческих решений - разработка вариантов управленческих решений по снижению себестоимости отдельных изделий, сокращении непроизводительных расходов, выбор оптимального варианта по себестоимости изделий.

3. Анализ прибыли и рентабельности продукции.

Цель анализа: определение внутрихозяйственных резервов роста прибыли и рентабельности производства  обоснование управленческих решений по оптимизации прибыли или  предотвращению убытков.

Задачи анализа 

  • оценка динамики и выполнения плана по прибыли;
  • выявление и измерение действия различных факторов на  прибыль
  • оценка уровня рентабельности производства продукции и отдельных ее видов.

Информационная база: плановая и нормативная информация, бухгалтерская и статистическая информация.

Исполнители: специалисты финансовой службы, экономической службы контрольно - ревизионной комиссии  и службы внутреннего контроля.

Периодичность осуществления: по мере необходимости и периодически.

Пользователи аналитической информации: руководители предприятия, директора филиалов, финансовый директор и акционеры предприятия.

Методы и приемы экономического анализа: расчет прибыли и рентабельности изделий; методы факторного анализа подсчет совокупных резервов роста прибыли и рентабельности и др.

Формы обобщения результатов анализа: отчеты о проведенном анализе и аналитические записки.

Обоснование управленческих решений - разработка вариантов управленческих решений по оптимизации прибыли и мобилизации выявленных внутрихозяйственных резервов увеличения прибыли и рентабельности.

 

1.3 Характеристика основных методов, способов

и приемов комплексного экономического анализа15

Существует две группы методов комплексной оценки эффективности  хозяйственной деятельности:

- без расчета интегрального единого показателя;

- с расчетом единого интегрального показателя.

Абсолютные  относительные показатели и величины. Абсолютные показатели – величины, которые имеют размер в натуральной форме: масса, площадь, объем, и т.д.

Абсолютные величины - именованные  числа, которые выражаются в натуральных, стоимостных, трудовых, условно-натуральных  величинах. Также получаются расчетным  путем (естественный прирост населения, товарооборот и т.д.).

Исчисление  средних и относительных величин, которые широко применяются в экономическом анализе, позволяет объективно оценить хозяйственные процессы. Как правило, при анализе используют  абсолютные (стоимостные, натуральные) величины, но часто при их сравнении трудно сделать вывод (обобщение) о качестве выполнения плана или выявленных тенденциях по тому, или иному показателю. В этом случае используют средние и относительные величины.

Относительные величины - это  обобщающие показатели, которые дают числовую меру соотношения двух сопоставимых статистических величин.

Выражаются:

- в коэффициентах (если  основание 1);

- в процентах % (если  основание 100);

- в промилле ‰ (если  основание 1000).

- виды относительных величин:

Относительная величина структуры - относительная доля (удельный вес) части в целом, выраженная в процентах.

Относительная величина динамики используется для характеристики изменения  явления во времени. Вычисляются  путем отношения величины текущего периода к величине одного из прошлых  периодов. Расчет показателей с постоянной и переменной базой.

Относительная величина интенсивности - степень развития данного явления, по отношению к другому тесно с ним связанному.

Относительная величина координации - это отношение части к части. ППП - промышленно-производственный персонал, ППП - рабочие. Одна из разновидностей показателей сравнения.

Относительная величина сравнения  используется для характеристики соотношения  одноименных показателей, относящихся  к разным объектам, территориям, взятых за одни и те же периоды времени  или на один и тот же момент. Относительная величина выполнения задания - отношение фактических данных к заданному заданию.

Предварительная ориентировка в итогах работы организации проводится путем рассмотрения по данным отчетности основных показателей хозяйственной деятельности: выполнение планов продаж, доходов, расходов, наличие собственных оборотных средств и др. Она дает общее представление об итогах хозяйственной деятельности и позволяет определить направления анализа факторов, обусловивших фактически сложившиеся показатели.

Методы сравнения. Сущность способа сравнения состоит в сопоставлении однородных объектов для нахождения черт сходства либо различий между ними.

В анализе применяются следующие типы сравнений:

- сравнение фактически достигнутых результатов с данными прошлых периодов. Здесь сравниваются результаты сегодняшнего дня (месяца, периода, года) с прошедшим.

- сопоставление фактического уровня показателей с плановыми, такое сравнение необходимо для оценки степени выполнения плана, определения неиспользованных резервов предприятия.

- сравнение с утвержденными нормами расхода ресурсов (материалов, сырья, топлива) и т.д.

- горизонтальный (временный) анализ - сравнение каждой позиции с предыдущим периодом. Заключается в построении одной или нескольких аналитических таблиц, в которых абсолютные бальные показатели, дополняются относительными темпами роста или снижения.

- вертикальный (структурный) анализ - определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчётности на результат в целом. При вертикальном анализе рассматривают структуру актива и пассива баланса. Его основная цель - расчет удельного веса отдельных статей в итоге баланса и оценка его изменений.

В каждом случае сравнение  зависит от цели анализа и стоящих  перед ним задач. Непременным  условием сравнения должны быть сопоставимость показателей, одинаковость по содержанию и структуре. Выявленные отклонения являются объектом дальнейшего анализа. При анализе отклонений от плановых значений выявляются обстоятельства, связанные с качеством самого планирования. Так, например, значительные плюсовые отклонения от плана могут быть результатом заниженного или недостаточно напряженного плана.

Индексный метод основывается на относительных показателях, выражающих отношение уровня данного явления к его уровню, взятому в качестве базы сравнения. Используют несколько видов индексов, которые применяются при анализе: агрегатные, арифметические, гармонические и т.д. Рассчитав индексы и построив временной ряд, характеризующий, например, выпуск продукции в стоимостном выражении, можно квалифицированно судить о динамике объема производства.

Информация о работе Комплексный экономический анализ