Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 17:01, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение конкуренции с разных сторон, определение ее функций в экономике, а также выявление основных форм. При рассмотрении форм конкуренции по типу рыночных структур большое внимание уделено несовершенной конкуренции, её видам, признакам, достоинствам и недостаткам, так эта форма конкуренции сейчас наиболее распространена.
Введение
3
Глава 1. Конкуренция: её сущность и основные формы 6
1.1. Понятие конкуренции 6
1.2. Основные формы конкуренции и их характеристики 11
Глава 2. Методы и стратегии ведения конкурентной борьбы 17
2.1. Методы конкуренции 17
2.2. Стратегии ведения конкурентной борьбы 22
Заключение 27
Библиографический список 29
Монопольно низкие цены устанавливаются на товары и услуги, которые закупают крупные компании на комплектующие детали у мелких и средних фирм через контрактную систему: на сырье, закупаемое в развивающихся странах; на товары, изготовленные в государственном секторе экономики, и т. д.
Демпинговые цены – это чрезвычайно заниженные цены на товары при продаже их на внутренних и внешних рынках с целью разорения и устранения конкурентов с уже освоенных рынков. А затем конкурент-победитель компенсирует свои потери значительным повышением цен на товары.
Дискриминационные цены – это разные цены на один и тот же товар для различных покупателей. Устанавливая разные подходы к обслуживанию покупателей, фирма осуществляет ценовую дискриминацию. Различают три вида ценовой дискриминации.
Ценовая
дискриминация первой степени, или
абсолютно ценовая
Ценовая дискриминация второй степени состоит в установлении уровня цены в зависимости от объемов продаж. Этот способ дискриминации, как и в предыдущем случае, использует нисходящую кривую рыночного спроса, которая отражает уменьшение готовности покупателя платить при увеличении объема закупок.
Ценовая дискриминация третьей степени (на сегментированных рынках) вводится монополистом, когда можно выделать несколько отдельных групп потребителей с разной эластичностью спроса, т.е. определить так называемые сегменты рынка. После этого тем покупателям, спрос которых является значительно неэластичным, будет предложена высокая цена, а тем, чей спрос эластичный, - низкая.
Это наиболее распространенный вариант ценовой дискриминации. Конечно, и в данном случае монополист получает возможность увеличить собственные прибыли.
Элементы так называемой скрытой ценовой дискриминации имеют место при продаже товаров с дополнительной «нагрузкой», с «подарком», с «низкой ценой» для постоянных покупателей, при сезонных распродажах и т.п.
В условиях современной конкуренции преобладают неценовые методы конкуренции.
Неценовая конкуренция — это стратегия конкурентной борьбы, направленная не на изменения цен, а на создание предпосылок, которые улучшают реализацию продукции.
Это значит, что, разрабатывая стратегию и тактику поведения на рынке, фирма, прежде всего, заботится о том, чтобы созданная продукция по своим потребительским качествам отвечала запросам потребителей. Поэтому непременным условием экономической политики фирмы является учет динамики ожиданий потребителей. И в рамках этих параметров она определяет пути уменьшения издержек и снижение цены.
Неценовые методы конкуренции делятся на два вида: конкуренцию по продукту и конкуренцию по условиям продажи.
Конкуренция по продуктам предусматривает усиление таких неценовых характеристик товаров, как улучшение их качества при сохранении цены, повышение надежности при эксплуатации, обновление ассортимента, соответствие товаров международным стандартам и т. п.
Конкуренция по условиям продажи предусматривает
распространение и
Передовые фирмы предоставляют и ряд других допродажных и послепродажных услуг покупателям своих товаров.
Нечестная конкуренция — это нецивилизованные формы конкурентной борьбы, которые проявляются в нарушении субъектами рыночных отношений действующего законодательства, профессиональных, этических, моральных норм и правил поведения для достижения неправомерных преимуществ в конкуренции.
Наиболее распространенными
Неправомерное использование обозначений товара другого производителя. Это осуществляется путем копирования внешнего вида товара, наименования, фирменного знака, упаковки и других обозначений, которые могут привести к смешению его с товаром конкурента. Тем самым покупатели низкокачественной подделанной продукции подвергаются обману. А к фирмам, чья продукция подделана, падает доверие потребителей, у них сужается рынок сбыта, снижаются прибыли.
Дезинформация потребителей о собственном товаре проявляется в неправдивых сведениях о свойствах своего товара — о качестве, сорте, безопасности использования, сроках хранения, в сокрытии дефектов и т. п.
Компрометация товаров конкурентов осуществляется путем распространения в любой форме, в том числе и посредством сравнительной рекламы, неправдивых, неточных или неполных сведений о свойствах товаров своих конкурентов. Конечно, такая информация наносит вред деловой репутации конкурентов и отрицательно отражается на результатах их коммерческой деятельности.
Давление на поставщиков ресурсов и банки, чтобы они не заключали или разрывали договора по снабжению конкурентов сырьем, материалами, предоставлению кредитов.
Неправомерное получение, разглашение и использование коммерческой тайны о деятельности соперника-конкурента. К этому можно также добавить и экономический шпионаж.
Переманивание ведущих специалистов фирм-конкурентов путем подкупа, установления более высоких окладов и предоставления разных льгот.
Иногда некоторые нечестные методы конкурентной борьбы перерастают в уголовные преступления: шантаж, подлоги, взрывы, убийства.
Все это вызывает необходимость вмешательства государства в регулирование и устранение недопустимых форм конкурентной борьбы.
2.2. Стратегии ведения
Стратегии конкуренции - это набор инициатив, направленных на привлечение и удовлетворение клиентов и укрепления позиции на рынке. М. Портер выделил три типа конкурентных стратегий:
Выбор стратегии
конкуренции основан на определении
трех составляющих: продукт (степень
дифференциации товара), рынок (степень
сегментации рынка),
1. Кроме
лидерства по ценам существует
стратегия оптимальных издержек
- повышение потребительской
2. Реализация
стратегии фокусировки
3. Возможны варианты объединения стратегии ценового лидерства и дифференциации. Методами снижения издержек при дифференциации является широкое применение стандартных узлов и деталей, снижение маркетинговых расходов. Компании назначают премиальную цену по сравнению с ценой чистого ценового лидера, но которая будет ниже, чем у чистого дифференциатора.
Рассмотрим содержание базовых конкурентных стратегий.
Ценовое лидерство - это возможность предложить более низкую цену при том же уровне прибыли, а в условиях ценовой войны - способность выдержать конкуренцию благодаря лучшим стартовым условиям. Стратегия ценового лидерства хороша в случаях:
В основе формирования
ценового лидера лежит реорганизация
стоимостной цепочки за счет улучшения
технологии, прямого маркетинга, упрощения
дизайна товара, отказа от дополнительных
потребительских свойств и
Анализируя ценового лидера по модели конкурентных сил Портера, можно выделить следующие особенности:
Существуют следующие недостатки стратегии:
Дифференциация предполагает достижение конкурентного преимущества путем создания продуктов или услуг, которые воспринимаются потребителями как уникальные. При этом компании могут назначать премиальную цену. Стратегия реализуется, когда потребительские запросы и предпочтения невозможно удовлетворить стандартными товарами либо прежним составом продавцов. Дифференциации можно достичь разными способами: уникальными качествами продукции, большим выбором, уникальным сервисом, дизайном и т.д. Выделяют следующие типы дифференциации:
Анализируя дифференциатора по модели конкурентных сил Портера, можно выделить следующие особенности:
Дифференциация обычно связана с ростом издержек, поэтому успешна, если обеспечивает рост доходов от продаж. Стратегия может оказаться неудачной при следующих обстоятельствах:
Фокусировка предполагает работу с ограниченной группой сегментов, в рамках которых реализуется дифференциация или низкоценовой подход. Применение стратегии приемлемо когда:
Анализируя по модели Портера компанию, фокусирующую свою деятельность, можно выделить следующие особенности: