Конкуренция и ее роль в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2012 в 11:56, курсовая работа

Описание работы

В экономическом словаре КОНКУРЕНЦИЯ (от лат. concurrencia - сталкиваться) определяется как - соперничество между производителями товаров и услуг за рынок сбыта, завоевание определенного сегмента рынка. Каждая фирма использует свою стратегию и тактику для достижения этих целей. Для рыночной экономики имеет основополагающее значение. Выполняет роль ее мотора, двигателя прогресса, роста эффективности производства.

Файлы: 1 файл

Конкуренция и ее роль в рыночной экономике.docx

— 48.21 Кб (Скачать файл)

                       Конкуренция и ее роль в  рыночной экономике

 

В экономическом словаре КОНКУРЕНЦИЯ (от лат. concurrencia - сталкиваться) определяется как - соперничество между производителями товаров и услуг за рынок сбыта, завоевание определенного сегмента рынка. Каждая фирма использует свою стратегию и тактику для достижения этих целей. Для рыночной экономики имеет основополагающее значение. Выполняет роль ее мотора, двигателя прогресса, роста эффективности производства. Выступает стихийным регулятором хозяйственных процессов, способом установления на рынке равновесной цены. Стимулирует снижение издержек производства и реализации.Очень немногие отрасли экономики сегодня способны противостоять влиянию конкуренции и рынка. Ни одна страна и ни одна компания не могут позволить себе игнорировать объективную необходимость конкуренции. За последние десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире.

Несмотря на это, в конкуренции  можно отметить как положительные, так и отрицательные стороны  влияния на экономику. К положительным  факторам можно отнести: развитие научно-технического прогресса, удешевление производственных издержек, балансировка нормы прибыли  и уровня заработной платы. К отрицательным  факторам: импульсивность бизнеса, создание условий для безработицы и  инфляции.Стимулом, мотивирующим к конкурентной борьбе, выказывает желание опередить других.Конкурентная борьба - это динамический процесс, обеспечивающий рынок товарами. В качестве средств и инструментов в конкурентной борьбе используют: цену, качество товара, рекламу, сервисное обслуживание, ассортимент, условия оплаты и доставки товара.Рыночная экономика представляет собой сложную и разветвленную систему разнообразных финансовых, коммерческих и информационных структур, взаимодействующую с правовыми нормами бизнеса; объединенную понятием - рынок.

Рынок -- это совокупность экономических отношений между субъектами рынка по поводу движения товаров и денег, которые основываются на взаимном согласии, эквивалентности и конкуренции. Это способ взаимодействия производителей и потребителей, т.е. продавцов и покупателей. В результате этого взаимодействия - спроса покупателей и предложения продавца - устанавливается стоимость и объём продаж товара. При этом основную роль имеет значение количество производителей и количество потребителей задействованных в обмене денег на товар - что определяет взаимодействие спроса и предложения.Тогда рынки можно разделить на конкурентные и неконкурентные.На конкурентном рынке, или рынке совершенной конкуренции, рыночный механизм и его основные закономерности проявляются в наиболее чистом виде. Идеально конкурентный рынок предполагает, что все фирмы выпускают однородную стандартную продукцию, так что не существует каких-либо существенных отличий между товарами разных производителей; количество фирм в отрасли настолько велико, а доля одного производителя столь мала, что увеличение или сокращение продаж на рынке не может повлиять на рыночную цену; отсутствуют какие-либо ограничения для образования в отрасли новых фирм или выхода из отрасли ранее действующих предприятий.

Сущностью рыночных отношений является конкуренция: соперничество производителей, потребителей, производителей с потребителями. Без конкуренции нет действенной  рыночной системы.Создание конкуренции товаропроизводителей -- важнейшее условие перехода к эффективной рыночной экономике.

Это значит, что изучение конкуренции - ее роли в развитии рыночных отношений - является существенной задачей экономических  исследований.

Глава 1 Определение конкуренции

1.1 Понятие конкуренция

Конкуренция (лат. concurrentia - сталкиваться) - это состязательность, соперничество, экономическая борьба между продавцами (производителями) за право получения максимальной прибыли. Также между покупателями (потребителями) за большую выгоду, при приобретении товара.Конкуренция способствует эффективно использовать ограниченные ресурсы, которые распределяются по отраслям и различным видам производства так, что продукция, полученная от этих ресурсов, приносит прибыль. Она является регулирующей силой в условиях рыночных отношений. Конкуренция исполняет существенную роль, в рыночной экономике: принуждает производителя учитывать интересы потребителя, а именно интересы общества в целом. В ходе конкуренции рынок из огромного множества товаров выбирает нужные потребителям - именно они продаются. Другие товары остаются невостребованными - их производство сокращается, либо вовсе прекращается. С помощью конкуренции рынок определяет: что, как, сколько и для кого производить?Конкуренция выполняет важную, но в то же время не однозначную роль. Она стимулирует развитие экономики и самих работников, деятельность самостоятельных единиц. С её помощью продавцы как бы контролируют друг друга. Борьба за покупателя приводит к развитию научно-технического прогресса, улучшению качества, уменьшению издержек, снижению цен. Но так же конкуренция ведет разделение производителей и потребителей: побуждает создание монополий.

Конкуренция - это соперничество  субъектов хозяйственной деятельности для получения наиболее высоких  результатов в свою пользу. Следовательно, конкуренция присутствует везде, где затевается соперничество между субъектами, в целях обеспечения своих интересов. Как экономическая норма конкуренция выражает причинно-следственную связь среди интересов субъектов к экономической борьбе и итогом развития экономики.

Когда на рынке присутствует конкуренция, тогда продавцы непрерывно идут к  снижению своих производственных затрат, для увеличения прибыли - вследствие этого: уменьшаются издержки, увеличивается  производительность - поэтому возникают  условия и возможности снизить  цены на товар. В то же время конкуренция  стимулирует производителей к улучшению  качества и прибавлению многообразия предлагаемых товаров. Производителям необходимо непрерывно соревноваться  с конкурентами на рынке сбыта, за потребителей: тактикой усовершенствования и расширения спектра высококачественного  товара, по сниженным ценам.

1.2 Условия возникновения  конкуренции

Конкуренция началась в условиях элементарного  товарного производства. Всякий производитель  в процессе конкуренции старался сформировать для себя более выгодные условия производства, и реализации товара. В связи с усилением  подчиненности небольших производителей от рынка и рыночных колебаний  цен на производимые ими товары и  обостряется экономическая борьба. Возникает вероятность укрепления хозяйства, применения наемных работников, эксплуатации их труда, возникает капиталистическая  конкуренция. В нынешних условиях конкуренция  также выступает, как немаловажное средство развития производства, и  наличествует в разнообразных формах.

Конкуренция возникает при: полной экономической обособленности каждого  производителя; полной зависимости  производителя от конъюнктуры рынка; противостоянии всем другим производителям в борьбе за потребительский спрос.

Экономическое значение конкуренции  огромно. Современные экономисты считают  конкуренцию одной из оснований  повышения эффективности производства. Собственно конкуренция вынуждает  производителей внедрять технический  прогресс, совершенствовать технологию производства.

1.3 Функции конкуренции

Функция размещения - направляет ограниченные ресурсы в отрасли и виды деятельности, на продукцию которых имеется  спрос.

Инновационная функция - стимулирует  внедрение достижений науки и  техники, выпуск новых видов товаров, новых технологий, улучшения качества товара, и т.п.

Распределительная функция - создает  условия для получения доходов  и прибыли наиболее успешным производителям, приводит к банкротству производителей, чьи товары остались невостребованными.

Контрольная функция - препятствует возникновению  и существованию устойчивой монопольной  власти на рынке. Монополист может назначить  цену, но в то же время конкуренция  дает потребителю возможность предпочтения среди нескольких производителей. Чем  совершеннее конкуренция, тем справедливее цена.Конкуренция помогает в уравнении спроса и предложения, установлению равновесной цены. На конкурентном рынке отдельные производители осуществляют небольшой контроль над ценой товара и имеют настолько незначительную долю от всеобщего объёма производства, что повышение или снижения её выпуска особо не повлияет на цену товара. Как продавец, так и покупатель постоянно должен ориентироваться на рыночную цену. Следовательно, конкуренция помогает в достижении компромисса между производителями и потребителями. Так же, конкуренция создаёт тождество частных и общественных интересов.

Конкуренция поддерживает общественно  нормальные условия выпуска и  сбыта товаров - как бы подсказывает производителям, какое количество средств  нужно вложить в производство определённого товара. Допустим, что  первый производитель вложил больший  капитал для производства товара, а второй меньший в производство того же товара. Тогда будет очевидным, что второй получит большую прибыль, нежели чем первый - при условии, что на рынке установилась равновесная  цена на данный вид товара. Если же произойдёт перенасыщение рынка этим товаром, то цена упадет на него, и первый производитель  может потерпеть убытки. Из этого  следует, что конкуренция поддерживает нормальные для общества условия  производства. В условиях чистой конкуренции  следующие мотивам прибыли производители  будут производить каждый товар  до той точки, в которой цена и  наибольшие издержки сравниваются - это  говорит о том, что в условиях конкуренции ресурсы распределены эффективно.Научно-технический прогресс, снижение издержек и повышение эффективности производства стимулируется конкуренцией. Она работает стабилизатором стоимости товара: при рыночной борьбе побеждает имеющий товары низкой себестоимости и высокого качества. Для соблюдения этого условия необходимо периодически обновлять и модернизировать производство, вкладывая огромные средства. В современном мире многие производители готовы пойти на риск производя товар в условиях новейшей технологии. Отсюда можно сделать вывод: с развитием конкуренции усовершенствуется производство.Столкновение субъектов рынка приводит к усилению их социально-экономическому расслоению. В рыночной борьбе за большую выгоду участвует много мелких владельцев, которые в начале пути своей хозяйственной деятельности. Большинство из них, не обладая достаточными средствами, современными способами производства, опытом - не выдерживают борьбы и со временем разоряются либо терпят убытки. Только малая их часть становятся полноправными субъектами рынка, наращивая свою экономическую мощь.

1.4 Виды конкуренции

Конкуренцию можно разделить по: методам осуществления (ценовая и неценовая); отраслевой принадлежности (внутриотраслевая и межотраслевая); степени свободы (совершенная и несовершенная). (Рис. 1)

По методам осуществления:

ценовая конкуренция предполагает продажу товара по более низким ценам, чем у конкурентов - снижение цены возможно за счет снижения издержек производства или за счет уменьшения прибыли;

неценовая конкуренция подразумевает  предложение товаров более высокого качества, чем у конкурентов - посредством  использовании средств рекламы  и различных методов стимулирования сбыта.

По отраслевой принадлежности:

внутриотраслевая конкуренция  подразумевает борьбу между предпринимателями, производящими однородные товары, за лучшие условия сбыта и производства - для получения большей прибыли;

межотраслевая конкуренция подразумевает  борьбу предпринимателей из разных отраслей производства, и заключающую в  себя более выгодное вложения капитала и перераспределения прибыли.По степени свободы:совершенная конкуренция - называют еще чистой конкуренцией, она означает независимость от любого проявления регулирования: свободное ценообразование, свободный доступ к факторам производства: никакой игрок рынка не оказывает решающего воздействия на условия сбыта товара;

несовершенная (монополистическая) конкуренция - это когда, какой либо из участников рынка имеет возможность оказывать  влияние на условия реализации товара, имеет виды: чистая монополия, олигополия, монополистическая конкуренция.

Глава 2 Механизмы функционирования конкуренции

2.1 Совершенная конкуренция

Совершенная (чистая) конкуренция - состояние  рынка, на котором присутствует большое  количество покупателей и продавцов, каждый из которых занимает сравнительно незначительную долю на рынке и не может диктовать условия продажи  или покупки товаров. Предполагается присутствие необходимой и доступной  информации о ценах, их динамике, о  продавцах и покупателях не только в данном месте, но и в остальных  регионах. Рынок совершенной конкуренции  подразумевает отсутствие власти производителя  над рынком: установление цены не производителем, а посредством функции спроса и предложения.Черты совершенной конкуренции не присущи ни одной отрасли в полной мере - лишь могут приближаться к модели.Модель чистой конкуренции имеет следующие характеристики: много продавцов и покупателей определенного товара; производители продают одинаковый товар - товар одного производителя неотличим от товара другого производителя; ресурсы являются мобильными - имеется свободный доступ к производству и выход из него, при производстве определенного продукта. Совершенной модели чистой конкуренции не существует в действительности, хотя сельскохозяйственные товары, например зерно, близки к этому рыночному типу.Совершенная конкуренция так же подразделяется на: внутриотраслевую конкуренцию (среди производителей одинаковой продукции) - приводящую к научно-техническому прогрессу, снижению производственных издержек и стоимости товара; межотраслевую конкуренцию (среди производителей различной продукции) - позволяющую найти сферу более выгодного капиталовложения.

Информация о работе Конкуренция и ее роль в рыночной экономике