Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2012 в 11:56, курсовая работа
В экономическом словаре КОНКУРЕНЦИЯ (от лат. concurrencia - сталкиваться) определяется как - соперничество между производителями товаров и услуг за рынок сбыта, завоевание определенного сегмента рынка. Каждая фирма использует свою стратегию и тактику для достижения этих целей. Для рыночной экономики имеет основополагающее значение. Выполняет роль ее мотора, двигателя прогресса, роста эффективности производства.
У совершенной конкуренции
В условиях совершенной конкуренции, при любом сформировавшемся уровне цены, наличествует как бы "внешний предел", при котором производители входят в данную отрасль или же выходят из нее. Увеличение цены способствует появлению новых фирм и сохранение старых. При снижении цены производители с высоким уровнем издержек становятся убыточными и покидают данную отрасль.
Создание идеальной модели совершенной конкуренции является чрезмерно сложным процессом.
2.2 Чистая монополия
Чистая монополия - это, когда один продавец противостоит множеству покупателей: обладатель исключительного права на свой товар. Применительно к экономике - исключительное право на производство, покупку, продажу, относящееся одному лицу, группе лиц или государству. Зарождается на основе высокой концентрации и централизма капитала и производства. Цель заключается в извлечении сверхвысокой прибыли. Обеспечивается с помощью установления монопольно высоких или монопольно низких цен. Подавляет конкурентный потенциал рыночной экономики, ведёт к росту цен и диспропорциям.
Монополия - это полное доминирование в экономике единоличного производителя продукции. Такое доминирование обеспечивает производителю-монополисту, исключительное право распоряжения ресурсами, возможность давления на конкурентов, потребителей и общество в целом.
Монополия может зарождаться как
продукт естественного, либо искусственного
монополизма. Обладатели естественной
монополии частные собственники
и хозяйственные организации, имеющие
в своем составе редкие и трудно
восстанавливаемые элементы производства.
Искусственные монополии - это объединения,
созданные для получения
В связи с высокой концентрацией
производства возможно возникновение
различных организационных
1. Картель - простейшая форма
монополии. В отличие от
2. Синдикаты - организационная форма
монополистического
3. Трест - монополистическое объединение,
4. Концерн - организованная форма
объединения предприятий
5. Пул - распространяется в области
использования проектов. Участники
пула приходят к выгодным для
всех соглашениям о передаче
патентов и лицензий. Распределение
доходов происходит в
6. Холдинг - акционерная компания,
владеющая контрольным пакетом
акций одного или группы
7. Патенты, авторские права,
Условия модели монополии: единственный продавец, отсутствие близких по значению товаров, диктуемая цена.
В случае регулируемой монополии государство разрешает компании устанавливать расценки, гарантирующие получение справедливого дохода, который позволит производителю поддерживать производство, а при необходимости расширить его.При не регулируемой монополии продавец может устанавливать любую цену, которую только выдержит рынок.Рынок испытывает негативные воздействия от монополий, такие как: снижение конкурентоспособности; замедление научно-технического прогресса; неоправданный рост цен; увеличение издержек производства; падение эффективности экономики.Классическим примером естественных монополий на федеральном уровне являются передача электроэнергии, нефти и газа, железнодорожные перевозки, а также некоторые отрасли связи, а на региональном уровне - коммунальные услуги, включая теплоснабжение, канализацию, водоснабжение и т.д.; такие отрасли либо регулируют, либо они находятся в государственной собственности. Но следует заметить, что во многих странах в последние годы сфера и масштабы государственного регулирования существенно сократились как в связи с технологическими нововведениями, так и в результате появления новых подходов к формированию и регулированию соответствующих рынков.Монополии свойственно стремление использовать свою рыночную власть в убыток потребителям и потенциальным конкурентам. Из этого можно сделать вывод - только уменьшая число монопольных производителей, возможно, ослабить их негативные воздействие на рынок.Во всех развитых странах мира существует антимонопольное законодательство, ограничивающее деятельность монополий и их объединений.
2.3 Монополистическая конкуренция
Чистая монополия и
1. Присутствует большое число
продавцов, каждый из которых
обеспечивает товаром лишь
2. Товар каждого производителя
может являться несовершенным
заменителем товара
3. При установлении цены на
свои товары, производители не
считаются с реакцией своих
соперников. Эта особенность происходит
из-за большого числа
4. На рынке с монополистической
конкуренцией есть условия для
свободного входа и выхода: легко
войти в рынок и легко его
покинуть. Но вход в рынок не
так легок, как при
Неценовая конкуренция - основное качество монополистической конкуренции. Особое значение в ней приобретает реклама.
Монополистическая конкуренция похожа на чистую монополию: отдельные производители обладают способностью контролировать цену своих товаров. Она также похожа на чистую конкуренцию: товар продается многими продавцами, и присутствует свободный вход и выход.
Монополистическая конкуренция присуща существующим рынкам. Помогает потребителям наиболее полно удовлетворить свои потребности и желания, активизирует производство и торговлю.
2.4 Олигополия
Олигополия - это рынок, где в каждой отрасли хозяйства преобладает не одна, а несколько производителей. Другими словами, при олигополистической конкуренции производителей больше, чем в условиях монополии, но значительно меньше, чем в условиях совершенной конкуренции.Олигополия является доминирующей конфигурацией современного рынка. Понятие "олигополия" используется в экономике, для описания рынка, где присутствуют несколько продавцов, отдельные из которых контролируют преобладающую часть рынка.При олигополии для реализации определенного товара доминирует очень немного продавцов, а появление новых продавцов затрудненно либо невозможно. Товар может быть как дифференцированным, так и стандартизированным. Схожесть товара преобладает на рынках сырья и полуфабрикатов: нефти, стали, руды. Дифференциация преобладает на рынках потребительских товаров: автомобили, электроника. Часто при олигополистической конкуренции на рынке господствует от двух до десяти производителей, на которых приходиться половина и более общих продаж товара.
На олигополистических рынках некоторые
производители способны влиять на цену,
из-за их огромной доли в общем выпуске
количества товара. Производителям известно,
при олигополистических рыночных отношениях,
что если кто-то один из продавцов
изменит цену или объёмы продаж,
то, как следствие это скажется
на прибыли всех продавцов этого
товара. Производители становятся как
бы взаимозависимыми.
Характерная особенность
Классическим примером образования и существования до сих пор картельного соглашения является, например, Организация Стран Экспортеров Нефти (ОПЕК).
Главное отличие совершенной
2.5 Государственное регулирование экономики
Конкуренция - самое эффективное средство достижения целей рыночной экономики, а так же интересов всего общества в целом. Когда же производители договариваются о разделе рынка или уровне цены, тогда покупатели вынуждены платить большую цену и сокращать объем потребления. В этом случае цены становятся искусственно завышенными и не каждый покупатель способен приобрести данный товар в желаемых объемах. Отсюда следует, что потребители несут экономические убытки из-за подавления конкуренции. Устранение конкуренции нарушает равновесие спроса и предложения, что приводит к иррациональному использованию ограниченных производственных ресурсов общества.
Информация о работе Конкуренция и ее роль в рыночной экономике