Конкуренция и ее роль в современной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2012 в 21:20, курсовая работа

Описание работы

Конкуренция - это форма взаимного соперничества экономических субъектов за достижение лучших условий производства, за получение наибольшей прибыли. За последние десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. На сегодняшний день можно назвать очень немногие области экономики, которые сегодня в состоянии противостоять влиянию конкуренции. Ни одна страна и ни одна компания не могут позволить себе игнорировать объективную необходимость конкуренции.

Содержание работы

Содержание
Введение……………………………………………………………………………стр.3
Глава 1. Конкуренция как основа развития рыночного механизма…………….стр.4
§1 Понятие рыночной конкуренции……………………………………………..стр.4
§2 Методы ведения конкурентной борьбы.
Ценовая и неценовая конкуренция……………………………………………….стр.9
§3 Место и роль конкуренции на российском рынке…………………………..стр.12
Глава 2. Основные виды и типы конкуренции…………………………………..стр.16
§1 Формирование основных моделей конкуренции…………………………….стр.16
§2 Совершенная конкуренция…………………………………………………….стр.20
§3 Несовершенная конкуренция………………………………………………….стр.22
§3.1 Монополистическая конкуренция…………………………………………..стр.22
§3.2 Олигополия……………………………………………………………………стр.24
§3.3 Монополия…………………………………………………………………….стр.26
Глава 3. Исследование конкурентной среды российского рынка и его
значение…………………………………………………………………………….стр.29
§1 Методика исследования конкурентной среды рынка……………………….стр.29
§2 Исследование конкурентной среды рынка на примере рынка жилищно-коммунальных услуг Кировского района г. Самары…………………………..стр.34
Заключение……………………………………………………….………………стр.39
Список литературы………………………………………………………………стр.40

Файлы: 1 файл

готово.docx

— 127.91 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………………стр.3

Глава 1. Конкуренция как  основа развития рыночного механизма…………….стр.4

§1 Понятие рыночной конкуренции……………………………………………..стр.4

§2 Методы ведения конкурентной борьбы.

Ценовая и неценовая конкуренция……………………………………………….стр.9

§3 Место и роль конкуренции на российском рынке…………………………..стр.12

Глава 2. Основные виды и типы конкуренции…………………………………..стр.16

§1 Формирование основных моделей конкуренции…………………………….стр.16

§2 Совершенная конкуренция…………………………………………………….стр.20

§3 Несовершенная конкуренция………………………………………………….стр.22

§3.1 Монополистическая конкуренция…………………………………………..стр.22

§3.2 Олигополия……………………………………………………………………стр.24

§3.3 Монополия…………………………………………………………………….стр.26

Глава 3. Исследование конкурентной среды российского рынка и  его 

значение…………………………………………………………………………….стр.29

§1 Методика исследования конкурентной среды рынка……………………….стр.29

§2 Исследование конкурентной среды рынка на примере рынка  жилищно-коммунальных услуг Кировского района г. Самары…………………………..стр.34

Заключение……………………………………………………….………………стр.39

Список литературы………………………………………………………………стр.40

 

Введение.

Конкуренция - это форма взаимного соперничества экономических субъектов за достижение лучших условий производства, за получение наибольшей прибыли. За последние десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. На сегодняшний день можно назвать очень немногие области экономики, которые сегодня в состоянии противостоять влиянию конкуренции. Ни одна страна и ни одна компания не могут позволить себе игнорировать объективную необходимость конкуренции.

Именно поэтому, знакомство с конкуренцией представляет несомненный  интерес и исследование выбранной  темы представляется особо актуальным.

Объектом данного исследования является конкуренция и конкурентные отношения.

Цель  нашего исследования – изучение обоснование необходимости формирования конкурентных отношений в современной экономике.

Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие задачи:

  1. раскрыть сущность понятия «конкуренция»;
  2. изучить влияние конкуренции на установление равновесия на рынке;
  3. рассмотреть основные типы и виды конкуренции;
  4. обозначить роль конкуренции в современной экономической системе.

Поставленные задачи решались с использованием следующих методов:

  • анализ первичной и вторичной информации,
  • статистические методы,
  • методы математического моделирования,
  • методы математической статистики,
  • маркетинговый метод.

 

 

Глава 1. Конкуренция  как основа развития рыночного механизма.

§1 Понятие рыночной конкуренции.

Термин «конкуренция» вошел в экономическую теорию из разговорного языка от латинского слова «concurrentia», означающего «столкновение», «состязание». В экономике конкуренция определяется следующим образом. Конкуренция – борьба независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы. Это экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворяя разнообразные потребности покупателей.

В литературе, посвященной  данной проблеме, присутствует три  подхода к определению конкуренции [2, с. 17]:

  1. конкуренция – вид состязательности на рынке. Такой подход характерен для отечественной литературы;
  2. конкуренция - элемент рыночного механизма, который позволяет уравновесить спрос и предложение. Этот подход характерен для классической экономической теории;
  3. конкуренции - критерий, по которому определяется тип отраслевого рынка. Этот подход основывается на современной теории морфологии рынка.

В основе понятия «конкуренция»  лежат человеческие нужды, выражающиеся в потребностях, которые специфичны для различных культур и людей. Они могут быть удовлетворены  с помощью различных товаров, услуг, идей. Осуществить это лучше  конкурентов, опираясь на знание рынка, требования и возможности потребителей - такова центральная идея конкурентной борьбы.

Конкуренты, с которыми сталкивается компания, могут быть производителями (продавцами) аналогичной продукции, отличающейся отдельными параметрами (параметрические конкуренты), внешним видом и функциями (товарные конкуренты) или марками (марочные конкуренты), а также принципиально иной продукции, конкурирующей на уровне желаний (конкуренты желания).

Конкуренция – соперничество  между участниками рыночного  хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. К  основным функциям данного соперничества относятся:

  • функция мотивации. Для предпринимателя конкуренция означает шанс и риск одновременно:

-предприятия, которые предлагают  лучшую по качеству продукцию  или производят ее с меньшими  производственными затратами, получают  вознаграждение в виде прибыли  (позитивные санкции). Это стимулирует  технический прогресс;

-предприятия, которые не реагируют  на пожелания клиентов или  нарушения правил конкуренции  своими соперниками на рынке,  получают наказание в виде  убытков или вытесняются с  рынка (негативные санкции);

  • функция распределения. Конкуренция позволяет распределять доход среди предприятий и домашних хозяйств в соответствии с их эффективным вкладом. Это отвечает господствующему в конкурентной борьбе принципу вознаграждения по результатам;
  • функция контроля. Конкуренция ограничивает и контролирует экономическую силу каждого предприятия. Например, монополист может назначать цену. В то же время конкуренция предоставляет покупателю возможность выбора среди нескольких продавцов. Чем совершеннее конкуренция, тем справедливее цена;
  • функция регулирования. Конкуренция как рыночный регулятор закономерно воздействует на три явления:
    1. воздействует на цены, предлагаемые продавцами и покупателями;
    2. устраняет нестабильное и неравное соотношение спроса и предложения в масштабе национального рынка;
    3. приводит общую рыночную цену к точке равновесия.

Рассмотрим кривые спроса и предложения (рис. 1).

               

Рис. 1

На рис. 1 отображены три основных уровня рыночной цены:

  1. нормальная цена. Это равновесная цена, которая устанавливается, когда спрос и предложение уравновешиваются в точке Р. В данном случае нет конкурентного сражения среди всех продавцов и покупателей
  2. выше величины равновесной цены. В этом случае предложение благ превышает спрос на них. В итоге в рыночном пространстве образуется зона избытка товаров (сектор П2- Р- С2). В данный момент конкуренция обостряется в рядах продавцов. Усиление конкуренции среди продавцов способствует понижению чрезмерно высоких цен, увеличивает сбыт продукции, что приводит рыночную цену к равновесному уровню;
  3. ниже величины равновесной цены. Это означает, что спрос превышает предложение. Следствием того является возникновение зоны дефицита товаров (сектор С1 - Р - П1). Тогда, несомненно, усиливается конкуренция среди покупателей. Верх среди них одерживает тот, кто станет покупать товары по более дорогой цене. Обострение конкуренции среди покупателей влечет за собой повышение очень низких цен, устраняет товарный дефицит, что с иной стороны приводит рыночную цену к уровню равновесной цены [12, с. 125-127].

В зависимости от выбора основания классификации, можно  выделить несколько способов классификации понятия конкуренция.

    • По масштабам развития конкуренция может быть:

1) индивидуальной (один участник  рынка стремится занять “свое  место под солнцем” - выбрать  наилучшие условия купли-продажи  товаров и услуг);

2) местной (ведется среди  товаровладельцев какой-то территорий);

3) отраслевой (в одной  из отраслей рынка идет борьба  за получение наибольшего дохода);

4) межотраслевой (соперничество  представителей разных отраслей  рынка за привлечение на свою  сторону покупателей в целях  извлечения большего дохода);

5) национальной (состязание  отечественных товаровладельцев  внутри данной страны);

6) глобальной (борьба предприятий,  хозяйственных объединений и  государств разных стран на  мировом рынке).

    • По характеру развития конкуренция подразделяется на свободную и регулируемую.
    • По методам ведения рыночное соперничество делится на ценовое и неценовое. Данный тип классификации подробнее рассмотрен в §1.2 данной работы.

Конкуренция одновременно имеет и  положительные и отрицательные  стороны. К плюсам конкуренции можно отнести:

    • она способствует развитию научно-технического прогресса, постоянно заставляя товаропроизводителя применять лучшие технологии, рационально использовать ресурсы. В ходе ее вымываются экономически неэффективные производства, устаревшая техника, некачественные товары;
    • она чутко реагирует на изменение спроса, ведет к удешевлению издержек производства, тормозит рост цен, а в ряде случаев к их снижению;
    • в известной мере выравнивает норму прибыли на капитал и уровень заработной платы во всех отраслях национальной экономики.

К числу негативных сторон можно отнести:

  • придает бизнесу определенную нестабильность, создает условия для безработицы, инфляции и банкротства;
  • ведет к дифференциации доходов и создает условия для их несправедливого распределения;
  • ее следствием может быть перепроизводство товаров и не догрузка мощностей в периоды производственных спадов.

Значение  конкуренции в современной экономической системе состоит в том, что:

  • она обеспечивает равноправное положение участников экономических отношений — продавцов и покупателей. Равноправие создается и поддерживается свободой выбора: покупатель имеет возможность выбрать определенного контрагента из нескольких или многих продавцов какой-то необходимой ему продукции, такая же возможность имеется и у продавца — добровольно решить вопрос о географическом месте, времени и условиях предложения своего товара;
  • конкуренция создает одно из главных условий, необходимых для эффективного выполнения ценой координирующих функций. Свободное ценообразование — это основной элемент рыночного механизма, а значит, можно утверждать, что конкуренция является условием жизнеспособности всей рыночной системы. Только в условиях конкуренции рынок может эффективно выполнять функции распределения ресурсов и конечных товаров. Рынок как саморегулирующаяся система действенен только при наличии конкуренции;
  • конкуренция выступает как контрольная система эффективности частного предпринимательства;
  • конкуренция создает заинтересованность в совершенствовании экономических ресурсов, их производственных комбинаций, снижении издержек на единицу выпускаемой продукции, научно-техническом обновлении производства. Например, денежные доходы многих людей связаны с предложением такого экономического ресурса, как трудовые способности. Привлечение того или иного работника, цена трудовых услуг — заработная плата — в условиях конкуренции зависят от качества трудовых способностей. Как правило, более высокие конкурентные позиции работника приносят ему больший денежный доход. Значит, здравомыслящий человек не может не заботиться о качестве своего ресурса – труда.

 

 

§2 Методы ведения  конкурентной борьбы. Ценовая и неценовая  конкуренция.

В экономике принято разделять  конкуренцию по ее методам на ценовую  и неценовую, или конкуренцию  на основе цены и конкуренцию на основе качества (потребительной стоимости) [2, с. 15].

Ценовая конкуренция - борьба между производителями за получение дополнительной прибыли посредством уменьшения издержек производства и снижения цен на продукцию без изменения ее ассортимента и качества. Ценовая конкуренция проявляется в использовании демпинга (продажа товара по ценам ниже его себестоимости), лизинга (долгосрочного договора аренды), дифференциации качества товара при одной и той же цене и другого. Но основным проявлением ценовой конкуренции является ценовая дискриминация. Она имеет место тогда, когда данный продукт продаётся по разным ценам и эти ценовые различия не оправданы различиями в издержках.

Информация о работе Конкуренция и ее роль в современной экономике