Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2012 в 21:20, курсовая работа
Конкуренция - это форма взаимного соперничества экономических субъектов за достижение лучших условий производства, за получение наибольшей прибыли. За последние десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. На сегодняшний день можно назвать очень немногие области экономики, которые сегодня в состоянии противостоять влиянию конкуренции. Ни одна страна и ни одна компания не могут позволить себе игнорировать объективную необходимость конкуренции.
Содержание
Введение……………………………………………………………………………стр.3
Глава 1. Конкуренция как основа развития рыночного механизма…………….стр.4
§1 Понятие рыночной конкуренции……………………………………………..стр.4
§2 Методы ведения конкурентной борьбы.
Ценовая и неценовая конкуренция……………………………………………….стр.9
§3 Место и роль конкуренции на российском рынке…………………………..стр.12
Глава 2. Основные виды и типы конкуренции…………………………………..стр.16
§1 Формирование основных моделей конкуренции…………………………….стр.16
§2 Совершенная конкуренция…………………………………………………….стр.20
§3 Несовершенная конкуренция………………………………………………….стр.22
§3.1 Монополистическая конкуренция…………………………………………..стр.22
§3.2 Олигополия……………………………………………………………………стр.24
§3.3 Монополия…………………………………………………………………….стр.26
Глава 3. Исследование конкурентной среды российского рынка и его
значение…………………………………………………………………………….стр.29
§1 Методика исследования конкурентной среды рынка……………………….стр.29
§2 Исследование конкурентной среды рынка на примере рынка жилищно-коммунальных услуг Кировского района г. Самары…………………………..стр.34
Заключение……………………………………………………….………………стр.39
Список литературы………………………………………………………………стр.40
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Конкуренция как основа развития рыночного механизма…………….стр.4
§1 Понятие рыночной конкуренции……………………………………………..
§2 Методы ведения конкурентной борьбы.
Ценовая и неценовая конкуренция…………………
§3 Место и роль конкуренции на российском рынке…………………………..стр.12
Глава 2. Основные виды и типы
конкуренции…………………………………..стр.
§1 Формирование основных моделей конкуренции…………………………….стр.16
§2 Совершенная конкуренция…………………………………………………
§3 Несовершенная конкуренция……………
§3.1 Монополистическая конкуренция…
§3.2 Олигополия……………………………………………………
§3.3 Монополия………………………………………………………
Глава 3. Исследование конкурентной среды российского рынка и его
значение…………………………………………………………
§1 Методика исследования конкурентной среды рынка……………………….стр.29
§2 Исследование конкурентной среды рынка на примере рынка жилищно-коммунальных услуг Кировского района г. Самары…………………………..стр.34
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение.
Конкуренция - это форма взаимного соперничества экономических субъектов за достижение лучших условий производства, за получение наибольшей прибыли. За последние десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. На сегодняшний день можно назвать очень немногие области экономики, которые сегодня в состоянии противостоять влиянию конкуренции. Ни одна страна и ни одна компания не могут позволить себе игнорировать объективную необходимость конкуренции.
Именно поэтому, знакомство с конкуренцией представляет несомненный интерес и исследование выбранной темы представляется особо актуальным.
Объектом данного исследования является конкуренция и конкурентные отношения.
Цель нашего исследования – изучение обоснование необходимости формирования конкурентных отношений в современной экономике.
Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие задачи:
Поставленные задачи решались с использованием следующих методов:
Глава 1. Конкуренция как основа развития рыночного механизма.
§1 Понятие рыночной конкуренции.
Термин «конкуренция» вошел в экономическую теорию из разговорного языка от латинского слова «concurrentia», означающего «столкновение», «состязание». В экономике конкуренция определяется следующим образом. Конкуренция – борьба независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы. Это экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворяя разнообразные потребности покупателей.
В литературе, посвященной
данной проблеме, присутствует три
подхода к определению
В основе понятия «конкуренция» лежат человеческие нужды, выражающиеся в потребностях, которые специфичны для различных культур и людей. Они могут быть удовлетворены с помощью различных товаров, услуг, идей. Осуществить это лучше конкурентов, опираясь на знание рынка, требования и возможности потребителей - такова центральная идея конкурентной борьбы.
Конкуренты, с которыми сталкивается компания, могут быть производителями (продавцами) аналогичной продукции, отличающейся отдельными параметрами (параметрические конкуренты), внешним видом и функциями (товарные конкуренты) или марками (марочные конкуренты), а также принципиально иной продукции, конкурирующей на уровне желаний (конкуренты желания).
Конкуренция – соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. К основным функциям данного соперничества относятся:
-предприятия, которые
-предприятия, которые не
Рассмотрим кривые спроса и предложения (рис. 1).
Рис. 1
На рис. 1 отображены три основных уровня рыночной цены:
В зависимости от выбора основания классификации, можно выделить несколько способов классификации понятия конкуренция.
1) индивидуальной (один участник
рынка стремится занять “свое
место под солнцем” - выбрать
наилучшие условия купли-
2) местной (ведется среди
товаровладельцев какой-то
3) отраслевой (в одной
из отраслей рынка идет борьба
за получение наибольшего
4) межотраслевой (соперничество
представителей разных
5) национальной (состязание
отечественных
6) глобальной (борьба предприятий, хозяйственных объединений и государств разных стран на мировом рынке).
Конкуренция одновременно имеет и положительные и отрицательные стороны. К плюсам конкуренции можно отнести:
К числу негативных сторон можно отнести:
Значение конкуренции в современной экономической системе состоит в том, что:
§2 Методы ведения конкурентной борьбы. Ценовая и неценовая конкуренция.
В экономике принято разделять конкуренцию по ее методам на ценовую и неценовую, или конкуренцию на основе цены и конкуренцию на основе качества (потребительной стоимости) [2, с. 15].
Ценовая конкуренция - борьба между производителями за получение дополнительной прибыли посредством уменьшения издержек производства и снижения цен на продукцию без изменения ее ассортимента и качества. Ценовая конкуренция проявляется в использовании демпинга (продажа товара по ценам ниже его себестоимости), лизинга (долгосрочного договора аренды), дифференциации качества товара при одной и той же цене и другого. Но основным проявлением ценовой конкуренции является ценовая дискриминация. Она имеет место тогда, когда данный продукт продаётся по разным ценам и эти ценовые различия не оправданы различиями в издержках.
Информация о работе Конкуренция и ее роль в современной экономике