Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2012 в 21:20, курсовая работа
Конкуренция - это форма взаимного соперничества экономических субъектов за достижение лучших условий производства, за получение наибольшей прибыли. За последние десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. На сегодняшний день можно назвать очень немногие области экономики, которые сегодня в состоянии противостоять влиянию конкуренции. Ни одна страна и ни одна компания не могут позволить себе игнорировать объективную необходимость конкуренции.
Содержание
Введение……………………………………………………………………………стр.3
Глава 1. Конкуренция как основа развития рыночного механизма…………….стр.4
§1 Понятие рыночной конкуренции……………………………………………..стр.4
§2 Методы ведения конкурентной борьбы.
Ценовая и неценовая конкуренция……………………………………………….стр.9
§3 Место и роль конкуренции на российском рынке…………………………..стр.12
Глава 2. Основные виды и типы конкуренции…………………………………..стр.16
§1 Формирование основных моделей конкуренции…………………………….стр.16
§2 Совершенная конкуренция…………………………………………………….стр.20
§3 Несовершенная конкуренция………………………………………………….стр.22
§3.1 Монополистическая конкуренция…………………………………………..стр.22
§3.2 Олигополия……………………………………………………………………стр.24
§3.3 Монополия…………………………………………………………………….стр.26
Глава 3. Исследование конкурентной среды российского рынка и его
значение…………………………………………………………………………….стр.29
§1 Методика исследования конкурентной среды рынка……………………….стр.29
§2 Исследование конкурентной среды рынка на примере рынка жилищно-коммунальных услуг Кировского района г. Самары…………………………..стр.34
Заключение……………………………………………………….………………стр.39
Список литературы………………………………………………………………стр.40
Одной из задач исследования рынка жилищно-коммунальных услуг является определение его общей емкости и долей в нем, принадлежащих отдельным предприятиям. Информация о распределении долей рынка позволяет оценить конкурентные позиции отдельных предприятий и общую конкурентную среду, характеризующуюся интенсивностью конкуренции. Интенсивность и конкретные формы конкурентной борьбы зависят от ситуации на рынке, складывающейся в результате действий конкурентов и их реальной рыночной силы. Не зная емкости рынка, состава конкурентов и размеров их рыночных долей, оценить конкурентную среду невозможно.
В основу данного исследования была положена работа Т. К. Руткаускаса «Исследование конкурентной среды рынка жилищно-коммунальных услуг» [15]. В расчетах использовались методические рекомендации ГКАП РФ по оценке состояния конкурентной среды на товарных рынках.
Исследование проводилось
в четыре этапа. На первом этапе устанавливались
товарные границы исследуемого рынка.
Рынок жилищно-коммунальных услуг
весьма неоднороден, имеет достаточно
сложную структуру. Поэтому в
нем были выделены два основных групповых
товарных субрынка: рынок жилищных
услуг и рынок коммунальных услуг.
В качестве коммунальных услуг нами
были рассмотрены услуги по водоснабжению,
водоотведению, отоплению. В качестве
жилищных услуг мы рассматривали
техническое обслуживание жилья (уборка
территорий домовладельцев, аварийное
обслуживание, вывоз мусора, услуги
подрядных организаций и
На втором этапе исследования определялись географические границы рынка и состав продавцов жилищно-коммунальных услуг. В нашем исследовании географические границы рынка определены границами Кировского района г. Самары.
С 1 января 2008 года осуществился повсеместный переход к новым формам управления жильем в соответствии с Жилищным Кодексом. Собственники жилых помещений должны были выбрать форму управления своей собственностью. В соответствии с действующим законодательством, предусматриваются три варианта: непосредственное управление, управление с помощью товариществ собственников жилья (ТСЖ) и управление посредством управляющих компаний ЖКХ (УК ЖКХ). В случае, если собственники не выбрали форму управления, муниципалитет проводит открытый конкурс на управление жильем. В Кировском районе осенью 2007 года победителем конкурса по выбору управляющей компании стало ООО «ДЕЗ-1». [22, 23].
На 1 сентября 2008 года на территории Кировского района было расположено 1535 домов (не считая частный сектор), из них непосредственное управление, управление с помощью ТСЖ и ЖСК, выбрали 97 домов (из них ТСЖ-76, ЖСК-21) [25]. Для всех остальных домов жилищно-коммунальные услуги предоставлялись ООО «ДЕЗ-1».
На третьем этапе оценивалось состояние конкурентной среды рынка: определялись объем товарных ресурсов рынка и доля на нем основных хозяйствующих субъектов. Количественной характеристикой объема товарного рынка является его емкость, определяемая в стоимостных и натуральных показателях за определенный период.
Допустим, что связь между
жилищным фондом и услугами, которые
он предоставляет, характеризуется
тем, что поток услуг пропорционален
жилищному фонду и что эта
пропорция не меняется с течением
времени. Если принять это допущение,
то оба понятия оказываются
где V - общая емкость рынка; Vi - объем продаж каждого i-гo предприятия; n - общее число предприятий.
Объем продаж жилищно-коммунальных услуг определяется исходя из общей площади, обслуживаемой предприятием, и стоимости услуг в расчете на 1 м2. По данным Самарского областного комитета государственной, общая площадь жилищного фонда Кировского района в 2008 г. составила 4207,35 тыс. м².
Из общей площади жилищного фонда в обслуживании ООО «ДЕЗ-1» находилось 3 549,5 тыс. м2, т.е эта компания обслуживала 84, 36% общей площади жилищного фонда. Для остальной площади жилищного фонда Кировского района – 657,85 тыс. м2 - услуги предоставлялись ТСЖ и ЖСК. Стоимость жилищно-коммунальных услуг в расчете на 1 м2 в 2008 г. составила 30,46 руб, в том числе жилищных услуг – 9,86 руб, коммунальных услуг – 20,6 руб. На основе этих данных рассчитаем общую емкость рынка с точки зрения предложения в ценах 2008 г. с выделением отдельно рынка жилищных услуг и рынка коммунальных услуг (табл. 3).
Таблица 3
Емкость рынка жилищно-
Тип рынка |
Общая площадь жилищного фонда, тыс м2 |
Цена услуги на 1 м2, руб. |
Емкость рынка (объем товарного предложения), руб. |
Рынок жилищно-коммунальных услуг |
4207,35 |
30,46 |
128155,88 |
Рынок жилищных услуг |
4207,35 |
9,86 |
41484,471 |
Рынок коммунальных услуг |
4207,35 |
20,6 |
86671,41 |
Показатель общей емкости рынка позволил вычислить доли предприятий на рынке и определить тип их конкурентной структуры. Расчет доли предприятий на рынке проводился по формуле:
где Di - доля на рынке каждого i-го предприятия; Qi - объем предложения на рынке каждого i-гo предприятия.
На основе информации об
объемах предоставляемых
Таблица 4
Доли предприятий
в общей емкости рынка жилищно-
Предприятие |
Объем товарного предложения, тыс. руб. |
Доля в общей емкости рынка, % | ||||
в целом по рынку жилищно-коммунальных услуг |
в том числе |
в целом по рынку жилищно-коммунальных услуг |
в том числе | |||
жилищ ные услуги |
коммуна льные услуги |
жилищ ные услуги |
коммунальные услуги | |||
ООО «ДЕЗ-1» |
108117,77 |
34998,07 |
73119,7 |
84,36 |
84,36 |
84,36 |
ТСЖ, ЖСК |
20038,11 |
6486,401 |
13551,71 |
15,64 |
15,64 |
15,64 |
Всего |
128155,88 |
41484,471 |
86671,41 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
Из полученных данных видно, что в целом на рынке жилищно-коммунальных услуг в Кировском районе в 2008 г. наибольшую долю (84,36%) занимало ООО «ДЕЗ-1».
Результаты расчета долей рынка жилищно-коммунальных услуг представлены в диаграмме 1 (см. Приложение 1.)
Заключительным этапом исследования
конкурентной среды являлась оценка
ее состояния. Данные о распределении
долей рынка между
Таблица 5
Показатели интенсивности конкуренции на рынке жилищно-коммунальных услуг Кировского района г. Самары в 2008г.
Доля крупного предприятия, % |
Коэффициент концентрации рынка CR, % |
Квадраты доли предприятия |
Индекс Гиршмана-Герфинда ля (ННI) |
Интенсивно сть конкуренции | |
ООО «ДЕЗ-1» |
84,36 |
84,36 |
7116,6 |
7116,6 |
Высокая степень концентрации |
Оценка интенсивности конкуренции на рынке жилищно-коммунальных услуг Кировского района Екатеринбурга на основе рассмотренных выше показателей (табл. 3) показала, что для данного рынка в целом характерны высокая степень концентрации и, соответственно, слабое развитие конкурентной среды. Для улучшения процесса формирования конкурентной среды на данном товарном рынке могут быть следующие мероприятия:
- разработка и реализация
отраслевых программ
- предупреждение и пресечение
монополистической
- увеличение числа
Заключение.
Конкуренция – экономический
процесс взаимодействия, взаимосвязи
и борьбы между выступающими на рынке
предприятиями в целях
На основании полученных данных можно сделать вывод о значении конкуренции:
На основании этого можно сделать вывод, что конкуренция является необходимым и определяющим условием нормального функционирования рыночной экономики. Цель работы достигнута.
Список литературы.
Информация о работе Конкуренция и ее роль в современной экономике