Конкуренция и ее роль в современной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2012 в 21:20, курсовая работа

Описание работы

Конкуренция - это форма взаимного соперничества экономических субъектов за достижение лучших условий производства, за получение наибольшей прибыли. За последние десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. На сегодняшний день можно назвать очень немногие области экономики, которые сегодня в состоянии противостоять влиянию конкуренции. Ни одна страна и ни одна компания не могут позволить себе игнорировать объективную необходимость конкуренции.

Содержание работы

Содержание
Введение……………………………………………………………………………стр.3
Глава 1. Конкуренция как основа развития рыночного механизма…………….стр.4
§1 Понятие рыночной конкуренции……………………………………………..стр.4
§2 Методы ведения конкурентной борьбы.
Ценовая и неценовая конкуренция……………………………………………….стр.9
§3 Место и роль конкуренции на российском рынке…………………………..стр.12
Глава 2. Основные виды и типы конкуренции…………………………………..стр.16
§1 Формирование основных моделей конкуренции…………………………….стр.16
§2 Совершенная конкуренция…………………………………………………….стр.20
§3 Несовершенная конкуренция………………………………………………….стр.22
§3.1 Монополистическая конкуренция…………………………………………..стр.22
§3.2 Олигополия……………………………………………………………………стр.24
§3.3 Монополия…………………………………………………………………….стр.26
Глава 3. Исследование конкурентной среды российского рынка и его
значение…………………………………………………………………………….стр.29
§1 Методика исследования конкурентной среды рынка……………………….стр.29
§2 Исследование конкурентной среды рынка на примере рынка жилищно-коммунальных услуг Кировского района г. Самары…………………………..стр.34
Заключение……………………………………………………….………………стр.39
Список литературы………………………………………………………………стр.40

Файлы: 1 файл

готово.docx

— 127.91 Кб (Скачать файл)

Одной из задач исследования рынка жилищно-коммунальных услуг  является определение его общей  емкости и долей в нем, принадлежащих  отдельным предприятиям. Информация о распределении долей рынка  позволяет оценить конкурентные позиции отдельных предприятий  и общую конкурентную среду, характеризующуюся  интенсивностью конкуренции. Интенсивность  и конкретные формы конкурентной борьбы зависят от ситуации на рынке, складывающейся в результате действий конкурентов и их реальной рыночной силы. Не зная емкости рынка, состава  конкурентов и размеров их рыночных долей, оценить конкурентную среду  невозможно.

В основу данного исследования была положена работа Т. К. Руткаускаса  «Исследование конкурентной среды  рынка жилищно-коммунальных услуг» [15]. В расчетах использовались методические рекомендации ГКАП РФ по оценке состояния конкурентной среды на товарных рынках.

Исследование проводилось  в четыре этапа. На первом этапе устанавливались  товарные границы исследуемого рынка. Рынок жилищно-коммунальных услуг  весьма неоднороден, имеет достаточно сложную структуру. Поэтому в  нем были выделены два основных групповых  товарных субрынка: рынок жилищных услуг и рынок коммунальных услуг. В качестве коммунальных услуг нами были рассмотрены услуги по водоснабжению, водоотведению, отоплению. В качестве жилищных услуг мы рассматривали  техническое обслуживание жилья (уборка территорий домовладельцев, аварийное  обслуживание, вывоз мусора, услуги подрядных организаций и прочее) и ремонт жилья.

На втором этапе исследования определялись географические границы  рынка и состав продавцов жилищно-коммунальных услуг. В нашем исследовании географические границы рынка определены границами  Кировского района г. Самары.

С 1 января 2008 года осуществился повсеместный переход к новым  формам управления жильем в соответствии с Жилищным Кодексом. Собственники жилых помещений должны были выбрать форму управления своей собственностью. В соответствии с действующим законодательством, предусматриваются три варианта: непосредственное управление, управление с помощью товариществ собственников жилья (ТСЖ) и управление посредством управляющих компаний ЖКХ (УК ЖКХ). В случае, если собственники не выбрали форму управления, муниципалитет проводит открытый конкурс на управление жильем. В Кировском районе осенью 2007 года победителем конкурса по выбору управляющей компании стало ООО «ДЕЗ-1». [22, 23].

На 1 сентября 2008 года на территории Кировского района было расположено 1535 домов (не считая частный сектор), из них непосредственное управление, управление с помощью ТСЖ и ЖСК, выбрали 97 домов (из них ТСЖ-76, ЖСК-21) [25]. Для всех остальных домов жилищно-коммунальные услуги предоставлялись ООО «ДЕЗ-1».

На третьем этапе оценивалось  состояние конкурентной среды рынка: определялись объем товарных ресурсов рынка и доля на нем основных хозяйствующих  субъектов. Количественной характеристикой  объема товарного рынка является его емкость, определяемая в стоимостных  и натуральных показателях за определенный период.

Допустим, что связь между  жилищным фондом и услугами, которые  он предоставляет, характеризуется  тем, что поток услуг пропорционален жилищному фонду и что эта  пропорция не меняется с течением времени. Если принять это допущение, то оба понятия оказываются связанными простой пропорциональной зависимостью. Емкость рынка определяется как  сумма реализации услуги на исследуемом  рынке всеми продавцами:

где V - общая емкость рынка; Vi - объем продаж каждого i-гo предприятия; n - общее число предприятий.

Объем продаж жилищно-коммунальных услуг определяется исходя из общей  площади, обслуживаемой предприятием, и стоимости услуг в расчете  на 1 м2. По данным Самарского областного комитета государственной, общая площадь жилищного фонда Кировского района в 2008 г. составила 4207,35 тыс. м².

Из общей площади жилищного  фонда в обслуживании ООО «ДЕЗ-1»  находилось 3 549,5 тыс. м2, т.е эта компания обслуживала 84, 36% общей площади жилищного фонда. Для остальной площади жилищного фонда Кировского района – 657,85 тыс. м2 - услуги предоставлялись ТСЖ и ЖСК. Стоимость жилищно-коммунальных услуг в расчете на 1 м2 в 2008 г. составила 30,46 руб, в том числе жилищных услуг – 9,86 руб, коммунальных услуг – 20,6 руб. На основе этих данных рассчитаем общую емкость рынка с точки зрения предложения в ценах 2008 г. с выделением отдельно рынка жилищных услуг и рынка коммунальных услуг (табл. 3).

Таблица 3

             Емкость рынка жилищно-коммунальных  услуг Кировского района                 г. Самары в 2008 г.

Тип рынка

Общая площадь жилищного фонда, тыс м2

Цена услуги на 1 м2, руб.

Емкость рынка (объем товарного  предложения), руб.

Рынок жилищно-коммунальных услуг

4207,35

30,46

128155,88

Рынок жилищных услуг

4207,35

9,86

41484,471

Рынок коммунальных услуг

4207,35

20,6

86671,41


 

Показатель общей емкости  рынка позволил вычислить доли предприятий  на рынке и определить тип их конкурентной структуры. Расчет доли предприятий  на рынке проводился по формуле:

где Di - доля на рынке каждого i-го предприятия; Qi - объем предложения на рынке каждого i-гo предприятия.

На основе информации об объемах предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на территории Кировского района были рассчитаны доли предприятий на районном рынке данных услуг (табл. 4).

Таблица 4

Доли предприятий  в общей емкости рынка жилищно-коммунальных услуг в Кировском районе г. Самары в 2008г.

Предприятие

Объем товарного предложения, тыс. руб.

Доля  в общей емкости рынка, %

в целом  по рынку жилищно-коммунальных услуг

в том  числе

в целом по рынку жилищно-коммунальных услуг

в том  числе

жилищ ные  услуги

коммуна льные услуги

жилищ ные услуги

коммунальные услуги

ООО «ДЕЗ-1»

108117,77

34998,07

73119,7

84,36

84,36

84,36

ТСЖ, ЖСК

20038,11

6486,401

13551,71

15,64

15,64

15,64

Всего

128155,88

41484,471

86671,41

100,0

100,0

100,0


 

Из полученных данных видно, что в целом на рынке жилищно-коммунальных услуг в Кировском районе в 2008 г. наибольшую долю (84,36%) занимало ООО  «ДЕЗ-1».

Результаты расчета долей  рынка жилищно-коммунальных услуг  представлены в диаграмме 1 (см. Приложение 1.)

Заключительным этапом исследования конкурентной среды являлась оценка ее состояния. Данные о распределении  долей рынка между предприятиями  позволили проанализировать конкурентную структуру рынка. Для этого использовались такие статистические методы, как  расчет коэффициентов концентрации рынка (CR) и индекса Гиршмана- Герфиндаля (ННI), характеризующие преобладание на рынке той или иной компании.

Таблица 5

Показатели интенсивности  конкуренции на рынке жилищно-коммунальных услуг Кировского района г. Самары в 2008г.

 

Доля крупного предприятия, %

Коэффициент концентрации рынка CR, %

Квадраты доли предприятия

Индекс Гиршмана-Герфинда ля (ННI)

Интенсивно сть конкуренции

ООО «ДЕЗ-1»

84,36

84,36

7116,6

7116,6

Высокая степень концентрации


 

Оценка интенсивности  конкуренции на рынке жилищно-коммунальных услуг Кировского района Екатеринбурга  на основе рассмотренных выше показателей (табл. 3) показала, что для данного  рынка в целом характерны высокая  степень концентрации и, соответственно, слабое развитие конкурентной среды. Для улучшения процесса формирования конкурентной среды на данном товарном рынке могут быть следующие мероприятия:

- разработка и реализация  отраслевых программ демонополизации; 

- предупреждение и пресечение  монополистической деятельности  хозяйствующих субъектов, занимающих  доминирующее положение на товарных  рынках;

- увеличение числа хозяйствующих  субъектов, действующих на данном  товарном рынке, путем разделения  хозяйствующих субъектов, практикующих  антиконкурентные действия, или  путем государственной поддержки  новых хозяйствующих субъектов,  желающих вступить на данный товарный рынок.

 

Заключение.

Конкуренция – экономический  процесс взаимодействия, взаимосвязи  и борьбы между выступающими на рынке  предприятиями в целях обеспечения  лучших возможностей сбыта продукции, удовлетворения разнообразных потребностей покупателей. В нашей работе мы поставили цель обосновать необходимость формирования конкурентных отношений в современной экономике. Входе данной работы были рассмотрены история развития понятия «конкуренция», основные функции, типы и виды конкуренции, были даны примеры каждому типу конкуренции. Так же нами изучено влияние конкуренции на установления рыночного равновесия и был рассмотрен анализ конкурентной среды рынка на примере рынка жилищно-коммунальных услуг и перспективы развития конкуренции в нашей стране.

На основании полученных данных можно сделать вывод о  значении конкуренции:

  • она обеспечивает равноправное положение участников экономических отношений — продавцов и покупателей. Равноправие создается и поддерживается свободой выбора: покупатель имеет возможность выбрать определенного контрагента из нескольких или многих продавцов какой-то необходимой ему продукции, такая же возможность имеется и у продавца — добровольно решить вопрос о географическом месте, времени и условиях предложения своего товара;
  • конкуренция создает одно из главных условий, необходимых для эффективного выполнения ценой координирующих функций. Свободное ценообразование — это основной элемент рыночного механизма, а значит, можно утверждать, что конкуренция является условием жизнеспособности всей рыночной системы. Только в условиях конкуренции рынок может эффективно выполнять функции распределения ресурсов и конечных товаров. Рынок как саморегулирующаяся система действенен только при наличии конкуренции;
  • конкуренция выступает как контрольная система эффективности частного предпринимательства;
  • конкуренция создает заинтересованность в совершенствовании экономических ресурсов, их производственных комбинаций, снижении издержек на единицу выпускаемой продукции, научно-техническом обновлении производства. Например, денежные доходы многих людей связаны с предложением такого экономического ресурса, как трудовые способности. Привлечение того или иного работника, цена трудовых услуг — заработная плата — в условиях конкуренции зависят от качества трудовых способностей. Как правило, более высокие конкурентные позиции работника приносят ему больший денежный доход. Значит, здравомыслящий человек не может не заботиться о качестве своего ресурса – труда.

На основании этого  можно сделать вывод, что конкуренция является необходимым и определяющим условием нормального функционирования рыночной экономики. Цель работы достигнута.

 

 

Список литературы.

  1. Авдашева С.Б., Аронин В.А. Конкуренция и антимонопольное регулирование: Учебное пособие для ВУЗов. – М.: Логос, 2005. – 368 с.
  2. Азоев Г.Л., Челенков А.П. Конкурентные преимущества фирмы. – М.:ОАО Типография «Новости», 2004. – 256 с.
  3. Анурин В.Ф. Маркетинговые исследования потребительского рынка. – СПб.: Питер, 2006. – 272 с.
  4. Бобров Н. Конкурентная борьба // Маркетинг. - 2003. - N 5. - С.24-28.
  5. Большакова И.И. Булатов А.С. Виноградов В.В. Экономика: Учебник для ВУЗов. – М.: Экономистъ, 2006. – 831 с.
  6. Войтов А. Г. Экономика. Общий курс. (Фундаментальная теория экономики) - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2003.
  7. Воронов Ю.П. Многие лики конкуренции // ЭКО. - 2004. - N 11. - С.58-69.
  8. Глазьев С.Перспективы развития российской экономики в условиях глобальной конкуренции // Рос. экон. журнал. - 2007. - N 1-2. - С.4-26.
  9. Мэнкью Н. Грегори Принципы экономикс. – СПб.: Питер Ком, 2003. – 784 с.
  10. Кирцнер И.М. Конкуренция и предпринимательство: пер. с англ. - М.: Юнити, 2001. - 239с.
  11. Кондрашева Т.К. Конкурентная политика и структурная перестройка российской экономики в условиях формирования "новой экономики" // Вестн. МГУ. Сер.6. Экономика. - 2003. - N 6. - С.22-41.
  12. Липсиц И.В. Экономика -М.: Омега-Л, 2006. — 656 с.
  13. Одесс В. Конкуренция - двигатель экономики рыночного типа // Маркетинг. - 2008. - N 5. - С.3-8.
  14. Портер М. Конкуренция — М.: Вильямс, 2006. — 608 с.
  15. Руткаускас Т.К. Исследование конкурентной среды рынка жилищно-коммунальных услуг //Экономика строительства, 2005. - №9. – С. 11-19
  16. Симонов Ю.Ф. Жилищно-коммунальное хозяйство. – М.: ИКЦ МарТ, 2004. – 272 с.
  17. Самарский статистический ежегодник. – Самара, 2008. – 405 с.
  18. Тикин В. Как связаны друг с другом равновесие и конкуренция? // Экономист. - 2007. - N 3. - С.49-58.
  19. Фатхутдинов Р.А. – Управление конкурентоспособностью организации – М.: Норма-М, 2005.
  20. Хайек Ф.А. фон. Познание, конкуренция и свобода. – СПб.: Пневма, 2003. - 288 с.
  21. Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции. Реориентация теории стоимости. - М.: Экономика, 1996 г. – 351 с.
  22. http://www.ombudsman.samara.ru
  23. http://dgh.samara.ru
  24. http://ru.wikipedia.org/wiki/
  25. http://www.samarastat.ru

Информация о работе Конкуренция и ее роль в современной экономике