Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 16:45, реферат
Конкуренция – (от лат. Concurrere – сталкиваться) – борьба
независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы.
Это экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между
выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших
возможностей сбыта своей продукции, удовлетворяя разнообразные потребности
покупателей. На мировом рынке постоянно существует острая конкуренция
товаропроизводителей. Для успешного выступления на внешних рынках требуется
существенное повышение конкурентноспособности предлагаемых отечественных
товаров. При импорте же использование конкуренции иностранных продавцов
позволяет достигать более выгодных условий закупок.
(Санкт-Петербург, 1992): «Монополия – ситуация, при которой на рынке есть
всего один продавец
какого-либо товара или услуги.» (стр.
95).
Структура рынка - это основные характерные черты рынка, к числу
которых относятся: количество и размеры фирм, степень сходства или отличия
товаров разных фирм, легкость входа на и выхода с конкретного рынка,
доступность рыночной информации. Всего существует 4 типа рыночных структур.
Краткая характеристика
структур рынка. Таблицы.
Вышеизложенные характеристики
рыночных структур можно
в следующие таблицы:
|Чистая конкуренция
|Характеризуется:
|Множеством мелких фирм.
|
|Однородностью продукции.
|
|Отсутствием затруднений на
|
|отрасли).
| |4. Равным доступом ко всем видам информации. |
|Монополистическая
конкуренция
|Характеризуется:
|Множеством мелких фирм.
|
|Неоднородностью продукции.
|
|Отсутствием затруднений на
|
|отрасли).
|
|Несколько ограниченным
|Олигополия (Дуополия)
|Характеризуется:
|Небольшим числом крупных
|
|Неоднородностью (или
| |Возможными затруднениями при выходе (из отрасли). |
|
|Несколько ограниченным
|Монополия
|Характеризуется:
|Одной фирмой.
|
|Уникальностью продукции.
| |Практически не преодолимыми барьерами на вход. |
|
|Несколько ограниченным
|Разнообразие
видов монополий
|(по Элвину Дж.
Долану и Дэйвиду Е. Линдсею)
|Закрытая монополия
|Естественная монополия |
|Монополия, защищенная |Отрасль, в которой |Монополия, при которой |
|юридическими
запретами,|долгосрочные
| |издержки минимальны, |мере на некоторое |
|наложенными на |только когда одна |время становится |
|конкуренцию. |фирма обслуживает |единственным |
| |весь рынок. |поставщиком продукта, |
| | |но не имеет специальной|
|
|
|защиты от конкуренции. |
Итак, основная часть данной работы выполнена – рассмотрены четыре
вида рынка, характеризуемые соответствующими четырьмя конкурентными
структурами, но, конкуренция интересна не только как некоторый определитель
вида рынка, интересно также хотя бы коротко рассмотреть конкуренцию «с
других сторон» – описать методы и стратегию конкурентной борьбы, а также
кратко рассмотреть несколько другую классификацию конкуренции – по виду
выпускаемого товара.
Виды конкуренции.
Поскольку конкуренты способны очень сильно влиять на выбор фирмой
того или иного рынка, на котором она будет пытаться работать, следует
учесть, что конкуренция бывает трех видов.
Функциональная конкуренция
вообще говоря, можно удовлетворить очень различными способами. И,
соответственно, все товары, обеспечивающие такое удовлетворение, являются
функциональными конкурентами: находящиеся в магазине спортивных
принадлежностей изденлия, например, именно таковы. Функциональную
конкуренцию приходится учитывать, даже если фирма является производителем
поистине уникального товара.
Видовая конкуренция – следствие того, что имеются товары,
предназначенные для одной и той же цели, но различающиеся каким-то важным
параметром. Таковы, например, легковые 5-и местные автомобили одного
класса, но с разными по можности двигателями.
Предметная конкуренция – результат того, что фирмы выпускают, по
сути, идентичные товары, различающиеся лиш качеством изготовления или даже
одинаковые по качеству. Такая конкуренция иногда называется межфирменной,
что в некоторых случаях верно, однако, следует иметь ввиду, что
межфирменными обычно
являются и два других вида конкуренции.
Методы конкуренции.
В экономике принято разделять конкуренцию по ее методам на ценовую и
неценовую, или конкуренцию на основе цены и конкуренцию на основе качества
(потребительной стоимости).
Ценовая конкуренция
рыночного соперничества, когда даже однородные товары предлагались на рынке
по самым разнообразным ценам. Снижение цены было той основой, с помощью
которой промышленник (торговец) выделял свой товар, привлекал внимание к
нему и, в конечном счете, завоевывал себе желаемую долю рынка.
Когда рынки монополизированы, разделены между собой незначительным
числом крупных фирм, захватившим ключевые позиции, производители стремятся
возможно дольше удержать цены постоянными, чтобы целенаправленно снижая
себестоимость и расходы на маркетинг, обеспечить возрастание прибыли
(максимизацию). На
монополизированных рынках
не значит, конечно, что на современном рынке не ведется «война цен» - она
существует, но не всегда в явной форме. «Война цен» в открытой форме
возможна лишь до того момента, пока фирма не исчерпывает резервы снижения
себестоимости товара, вытекающие из расширения масштаба массового
производства («Тексас инструментс» установила в 1972 году цену на
портаивный калькулятор 149,95 долларов, а в 1977 году снизила ее до 6-7
долларов)* и соответствующего повышения массы прибыли.
* Л. Завьянов, Д. Демидов «Формула успеха. Маркетинг: сто вопросов – сто
ответов, как действовать на внешнем рынке», Москва, 1992 , стр. 61.
Когда же установилось равновесие, новая попытка снизить цену приводит к
тому, что конкуренты реагируют точно также: позиции фирм на рынке не
претерпевают изменений, однако норма прибыли падает, финансовое состояние
фирм в большинстве случаев ухудшается, а это ведет к снижению инвестиций в
обновление и расширение основных фондов, в итоге спад производства
усиливается, вместо ожидаемых побед и вытеснения конкурентов наступают
неожиданные разорения и банкротства.
Вот почему в наши дни нередко наблюдается не снижение цен по мере
развития НТП, а их повышение: прирост цен зачастую не адекватен улучшению
потребительских свойств товаров, которое невозможно отрицать.
Ценовая конкуренция применяется главным образом фирмами –
аутсайдерами в борьбе с монополиями, для соперничества с которыми у
аутсайдеров нет сил и возможности в сфере неценовой конкуренции. Кроме
того, ценовые методы используются для проникновения на рынки с новыми
товарами (этим не пренебрегают и монополии, там, где они не обладают
абсолютным преимуществом), а также для укрепления позиций в случае
внезапного обострения проблемы сбыта. При прямой ценовой конкуренции фирмы
широко оповещают о снижении цен на выпускаемые и имеющиеся на рынке товары:
например, в 1982 году «Дейта Дженерал» снизила цену на одно из запоминающих
устройств на 68%, «Перкин -Элмерс» - на 61%, «Хьюлетт - Паккард» на 37,5%,
в результате чего средний уровень цен упал с 20 долларов (начало 1981 г.)
до 5 долларов (середина 1982 г.)*.
* Л. Завьянов, Д. Демидов «Формула успеха. Маркетинг: сто вопросов – сто
ответов, как действовать
на внешнем рынке», Москва, 1992 , стр.
61.
При скрытой ценовой конкуренции фирмы вводят новый товар с существенно
улучшенными потребительскими свойствами, а цену поднимают непропорционально
мало: так, «Крейт Ресерч» выпустила в 1976 году компьютер
производительностью 1 млн. операций/сек. и ценой 8,5 млн. долларов, а в
1982 году – компьютер, производительность которого в три раза выше, а цена
повсилась только на 15%. *
Неценовая конкуренция
соперников, надежность, меньшую «цену потребления», более современный
дизайн и так далее. «Американские покупатели готовы переплатить 1 – 2 тыс.
долларов за хорошо зарекомендовавший себя японский автомобиль, чем покупать
аналогичную машину местного производства»*. К числу неценовых методов
относят также предоставление большого комплекса услуг (в том числе обучение
персонала), зачет старого сданного товара в качестве первого взноса за
новый, поставку оборудования уже не «под ключ», а на условиях «готовая
продукция в руки». Меньшее энергопотребление, сниженная металлоемкость,
предотвращение загрязнения природы и другие аналогичные улучшенные
потребительские свойства выдвинулись в последнее деясятилетие на ведущее
место в перечне неценовых аргументов в пользу товара.