Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 18:41, курсовая работа
На первое место для потребителя сегодня выходит уже не само наличие дефицитного ранее товара, а его характеристики, важнейшими из которых являются качество и цена. Это совершенно по-новому определяет стратегию поведения отечественных фирм-производителей, ведь в ситуации либерализации внешнеэкономической деятельности им приходится выдерживать значительную конкуренцию со стороны иностранных фирм.
ВВЕДЕНИЕ
1 Определение конкуренции как экономического явления
1.1 Сущность конкуренции
1.2 Функции конкуренции
2 Виды конкуренции
2.1 Совершенная конкуренция
2.2 Несовершенная конкуренция
3 Способы ведения конкурентной борьбы
3.1 Добросовестная и недобросовестная конкуренция
3.2 Патент как стимул промышленного шпионажа
3.3 Современный экономический шпионаж
3.4 Промышленный шпионаж и фальсификация фирменной продукции
3.5 Основные направления и инструменты регулирования конкуренции государством.
4 Значение конкуренции
Заключение
Список литературы
Монополистическая конкуренция | |
Характеризуется: |
|
4. Существует также чистая монополия. В этом случае на рынке присутствует только один производитель товара и множество потребителей.
Монополия | |
Характеризуется: |
|
Рассмотрим подробнее основные из вышеперечисленных рыночных структур.
Чистая конкуренция представляет собой рыночную ситуацию, когда многочисленные, независимо действующие производители продают идентичную (стандартизированную) продукцию, и ни один из них не в состоянии контролировать рыночную цену.
Таким идентичным, или стандартизированным, товаром может быть, например, пшеница, кукуруза, сахар, акции компании. Это означает, что все продавцы таких товаров предлагают практически одинаковый продукт; разница в потребительских свойствах отсутствует. Поэтому покупателю не стоит утруждать себя выяснением отличий в качестве, свойствах — их фактически нет. А для продавца становится практически бессмысленным вести неценовую конкуренцию. Каждый из продавцов при этом не в состоянии повлиять на цену товара, складывающуюся на рынке. Это связано с тем, что доля любого продавца в общем объеме предлагаемой на рынке продукции очень незначительна. Продавец на таком рынке является "ценополучателем".10
Выделим основные характеристики чистой конкуренции:
а) многочисленность участников обмена — продавцов и покупателей;
б) тождественная, стандартизированная продукция. Этому требованию могут отвечать только простые товары, примеры которых ранее были названы;
в) свободный доступ к рынкам новых продавцов и возможность такого же свободного выхода с них. Если посмотреть на эту проблему несколько шире, то можно отметить, что препятствиями для входа новых субъектов в любую отрасль могут быть: технологические, ресурсные, финансовые, законодательные ограничения. Например, сложность технологии и необходимость большого стартового капитала характерны для многих производств в машиностроении, металлургии, нефтепереработке, что резко сужает число возможных претендентов на появление в этих отраслях. В то же время большинство сфер, например сельскохозяйственного производства, не имеют таких сложных условий входа для новых производителей;
г) наличие полной информации у участников обмена. Покупатели должны иметь сведения об имеющихся продавцах, их ценах, других условиях реализации. Экономические субъекты должны располагать примерно одинаковым объемом информации о рынке.
Эти условия в большинстве случаев сегодня являются трудноосуществимыми. Поэтому чистая или совершенная конкуренция — это редкостный тип конкуренции в современной экономике. Преобладают формы несовершенной конкуренции, где продавцы обладают определенным контролем над рыночной ценой.
b) Монополия
Происхождение названия этого типа несовершенной конкуренции связано с тем реальным обстоятельством, что очень многие продавцы, предлагая схожие товары, стремятся, в то же время, придать им уникальные, особенные свойства. Эти отличия могут быть как реальными, так и мнимыми.
Монополистическая конкуренция — это такая рыночная ситуация, когда многочисленные продавцы продают схожие товары, стремясь придать им реальные или мнимые уникальные качества.
Примеры такой конкуренции следующие: "жевательная резинка, очищающая зубы", "журнал для деловой женщины", "автомобиль для тропиков", "свежий хлеб", "шампунь, укрепляющий корни волос", "вина из лучших сортов винограда", "наши акции — всегда в цене", "у нас самый широкий выбор косметики", "наш банк осуществляет самые быстрые расчеты", "шоколадный батончик — райское наслаждение" и т. д. 11
К основным характеристикам
а) относительно большое число некрупных производителей;
б) продажа схожей, но не идентичной продукции. Разные производители занимаются созданием разновидностей товара, удовлетворяющих в принципе одну и. ту же потребность. Но назвать уже их продукцию идентичной нельзя. Здесь наблюдается дифференциация продукта;
в) наличие у отдельного производителя очень ограниченного контроля над рыночной ценой. Это связано, во-первых, с тем, что производителей достаточно много, значит доля предлагаемого товара, приходящаяся на одного, — относительно небольшая. Во-вторых, спрос на такую продукцию характеризуется довольно высокой степенью эластичности: покупатели чутко реагируют на изменение цены, и в случае ее повышения могут переключиться на приобретение схожей продукции у других продавцов, проигнорировав какие-то особенности в свойствах товаров.
Соперничающие субъекты могут использовать здесь как ценовые, так и неценовые методы конкуренции. Возможность применения последних, в отличие от условий чистой конкуренции, связана с дифференциацией продукта: конкуренты предлагают его разновидности, стремясь убедить покупателя в превосходстве своих спецификаций товара. И поэтому здесь являются достижимыми конкурентные преимущества в результате совершенствования качества продукта, условий его продажи, дизайна, упаковки, активной рекламы и т. д.;
г) различные соглашения между конкурентами по ограничению конкуренции, например по проведению согласованной ценовой политики, являются практически малоосуществимыми. Все дело в том, что конкурентов довольно много, и, кроме того, размыты, неопределенны сами границы поля конкуренции, состав ее участников;
д) сохраняются возможности
с) Олигополия
Существуют рынки, на которых, как правило, действует относительно небольшое количество крупных фирм. Строго определить количество таких субъектов экономисты обычно не берутся, но можно встретить, например, такую количественную характеристику олигополистического рынка, где число конкурентов составляет от трех до пяти. Ее, видимо, можно принять в виде некоторого ориентира..
Олигополия — это господство на рынке нескольких фирм, производящих идентичные или схожие товары.
К основным характеристикам
а) немногочисленность конкурентов. Каждый из них обладает обычно довольно большой долей рынка какого-то товара или услуги;
б) предложение
в) сложность входа в отрасль новых предприятий. Здесь уже перед потенциальными конкурентами, возможными кандидатами на вступление в отрасль встают очень серьезные проблемы. Это и формирование большого стартового денежного капитала, и технологические сложности, и доступность к важнейшим сырьевым ресурсам, и большие возможности "ветеранов" разными способами препятствовать появлению в отрасли "новичков" и другое. Пробиться новым фирмам здесь действительно сложно;
г) наличие стимулов к слиянию, сговорам, направленным на снижение или устранение конкуренции. Слияние конкурентов позволяет получить большую долю рынка, в большей степени использовать эффект масштаба: как "на выходе" — при продаже своей продукции (это можно делать с меньшими удельными издержками), так и "на входе" — при решении проблем, ресурсного обеспечения (закупка крупных партий ресурсов по низшим ценам). Сговоры — по ценам, местам сбыта, объемам продаж — возможны здесь потому, что количество конкурентов ограничено и они все "на виду", что создает благоприятную почву для подобных стремлений.
В условиях олигополии возможна как ценовая, так и неценовая конкуренция. Но ценовые методы соперничества обычно оказываются менее эффективными. Между предприятиями существует тесная взаимозависимость. Если один из конкурентов снизил цены, другие вынуждены будут адекватно отвечать, иначе обнаружится слишком большая потеря покупателей и прибыли. Сделав ответный ход, они, одновременно, и сведут на нет усилия ценового лидера. Поэтому ценовые методы здесь могут принести кратковременный эффект.
d) Чистая монополия
При такой монополии конкуренции вообще не существует. Уровень конкуренции изменяется по убывающей от чистой конкуренции до чистой монополии.
Чистая, или абсолютная, монополия — это такая рыночная ситуация, при которой имеется только один продавец товара, у которого нет близких заменителей. Отсутствие близких заменителей означает, что у покупателя остается выбор не между товарами, а между тем, покупать ли данный товар или отказаться вообще от удовлетворения потребности в нем. Продавец — один, и в этом случае он — король, а покупатель — слуга. У такого продавца сосредотачивается огромная власть.
Отметим основные характеристики чистой монополии:
а) единственный продавец;
б) товарная дифференциация отсутствует,
в) продавец осуществляет практически полный контроль над ценами.
г) очень трудные условия вхождения в отрасль новых предприятий. По сути дела, вход оказывается заблокированным финансовыми, технологическими, ресурсными, правовыми условиями.
Абсолютный монополист, конечно же, не выступает в роли "ценополучателя", он — "ценоустановитель". Он полностью контролирует предложение товара, ему представляется исключительная возможность выбирать на свое усмотрение любую цену из возможных в соответствии с определенной кривой спроса.
Здесь следует отметить,
что понятие "монополия" используется
не только в строгом значении —
как чистая монополия, но нередко
применяется и в широком
Проблема ограничения или даже устранения конкуренции вызывает беспокойство во многих странах. Главная роль в ее решении отводится государству, сам рынок, как показывает прошлый и современный опыт, недостаточно дееспособный в защите конкуренции.
Способы воздействия на несовершенную конкуренцию
Рассуждая на тему несовершенной конкуренции, Милтон Фридмен писал: "Пред нами стоит выбор из трех зол: частная нерегулируемая монополия; частная монополия, регулируемая государством; и монополия, непосредственно управляемая государством".
Далее будут рассмотрены шесть главных подходов, которые может использовать государство для воздействия на несовершенную конкуренцию.