Конкуренция и ее виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 15:53, реферат

Описание работы

ХХ век в мировом экономическом развитии без сомнения можно назвать веком конкуренции. Именно в этом цикле явление конкуренции приобрело международную и глобальную значимость.

В современном мире чуть ли не каждый человек просто обязан представлять себе, что означает это понятие. Человек не может обойтись без конкуренции.

Содержание работы

Введение………………………………………………………..3



I ТИПЫ КОНКУРЕНЦИИ………………………………….….4

1) Сущность Конкуренции, условия ее Существования……4

2) Совершенная Конкуренция…………………………………4

3) Несовершенная Конкуренция………………………………5



II НЕСОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ……………………7

1) Формы Конкуренции в Условиях Монополистического Производства, Ценовая и Неценовая Конкуренция ………….7

2) Современные Подходы к Трактовке Проблем Совершенной и Несовершенной Конкуренции…………………………………9

3) Монопольные Цены и Поведение Монополистов…….……10



III АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И ЕЁ ОСОБЕННОСТИ В РОССИИ………………………………………………………..12

1) Особенности Российского монополизма………………….12

2) Методы Антимонопольной Политики……………………..14



Заключение…………………………………………………….18

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 49.00 Кб (Скачать файл)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

 

 

 

 

 

по предмету: Экономическая теория

 

на тему: Конкуренция и ее виды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………..3

 

I ТИПЫ КОНКУРЕНЦИИ………………………………….….4

1) Сущность Конкуренции, условия  ее Существования……4

2) Совершенная Конкуренция…………………………………4

3) Несовершенная Конкуренция………………………………5

 

II НЕСОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ……………………7

1) Формы Конкуренции в Условиях  Монополистического Производства, Ценовая и Неценовая Конкуренция    ………….7

2) Современные Подходы к Трактовке  Проблем Совершенной и Несовершенной  Конкуренции…………………………………9

3) Монопольные Цены и Поведение  Монополистов…….……10

 

III АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И ЕЁ ОСОБЕННОСТИ В РОССИИ………………………………………………………..12

1) Особенности Российского монополизма………………….12

2) Методы Антимонопольной Политики……………………..14

 

Заключение…………………………………………………….18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

ХХ век в мировом экономическом  развитии без сомнения можно назвать  веком конкуренции. Именно в этом цикле явление конкуренции приобрело  международную и глобальную значимость.

В современном мире чуть ли не каждый человек просто обязан представлять себе, что означает это понятие. Человек  не может обойтись без конкуренции. Будь то простая покупка товаров, или выбор туристической фирмы, или попытка продать что-либо из своего имущества, или поступление  в ВУЗ — человек всегда либо конкурирует с другими людьми, либо сам выбирает того или иного  субъекта из конкурирующих. Знания о  конкуренции помогают людям выжить в их достаточно трудной жизни. В  частности, представляя себе формы  неценовой конкуренции, предпринимателю  легче будет продвигаться к успеху.

Динамика экономического развития мирового сообщества свидетельствует  об основополагающей роли конкуренции  для экономики любой страны. Развитие экономической сферы нашей страны свидетельствует о том, чем грозит невнимание и непонимание значения конкуренции в экономических  отношениях.

Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятие  конкуренции (лат. concurrere – сталкиваться, состязаться ).

Конкуренция - это центр тяжести  всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями  по поводу установления цен и объемов  предложения товаров на рынке. Это  конкуренция между производителями. Аналогично определяется конкуренция  между потребителями как  взаимоотношения  по поводу формирования цен и объема спроса на рынке. Стимулом, побуждающим  человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других. В соперничестве  на рынках речь идет о заключении сделок и о долях участия в рыночной сфере. Конкурентная борьба - это динамический (ускоряющий движение) процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами.

В качестве средств в конкурентной борьбе для улучшения своих позиций  на рынке компании используют, например, качество изделий, цену, сервисное обслуживание, ассортимент, условия поставок и  платежей, информацию через рекламу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТИПЫ КОНКУРЕНЦИИ

 

Сущность Конкуренции

Условия ее существования

 

 

Конкуренция – соперничество между  участниками рыночного хозяйства  за лучшие условия производства, купли  и продажи товаров. Такое столкновение неизбежно и порождается объективными условиями: полной хозяйственной обособленностью  каждого субъекта рынка, его полной зависимостью от хозяйственной конъюнктуры  и противоборством с другими  претендентами за наибольший доход. Борьба за экономическое выживание  и процветание – закон рынка. Конкуренция (как и её противоположность - монополия) может существовать только при определённом состоянии рынка. Разные виды конкуренции (и монополии) зависят от определённых показателей  состояния рынка.

 

Основными показателями являются:

-Количество фирм (хозяйственных, промышленных, торговых предприятий, имеющих права юридического лица), поставляющих товары на рынок;

-Свобода вхождения предприятия на рынок и выхода из него;

-Дифференциация товаров (придание определённому виду товара одного и того же назначения разных индивидуальных особенностей - по фабричной марке, качеству, цвету и др.);

-Участие фирм в контроле над рыночной ценой.

 

Совершенная Конкуренция

 

Совершенная (свободная) конкуренция  основана на частной собственности  и хозяйственной обособленности. Она предполагает, что на рынке  имеется множество независимых  фирм, самостоятельно решающих, что  создавать и в каких количествах, а также:

-Объём производства отдельной  фирмы является незначительным  и не оказывает влияния на  цену реализуемого этой фирмой  товара;

-Реализуемые каждым производителем  товары являются однородными;

-Покупатели хорошо информированы  о ценах, и если кто-то повысит  цену на свою продукцию, то  потеряет покупателей;

-Продавцы действуют независимо  друг от друга;

-Доступ на рынок никем и  ничем не ограничен.

Последнее условие предполагает возможность  каждому гражданину стать свободным  предпринимателем и применить свой труд и материальные средства в интересующей его отрасли хозяйства. Покупатели же должны быть свободны от всякой дискриминации  и иметь возможность купить товары и услуги на любом рынке. Соблюдение же всех условий обеспечивает свободную  связь между производителями  и потребителями. Совершенная конкуренция  является также условием формирования рыночного механизма, образования  цен и самонастройки экономической системы через достижение равновесного состояния, когда эгоистические побуждения отдельных индивидов к получению собственной экономической выгоды обращаются на благо всего общества. Нетрудно видеть, что ни один реальный рынок не удовлетворяет всем перечисленным условиям. Поэтому схема совершенной конкуренции имеет в основном теоретическое значение. Однако она является ключом к пониманию более реальных рыночных структур. И в этом ее ценность.

 

Несовершенная Конкуренция

 

 

Несовершенная конкуренция существовала всегда, но особенно обострилась в конце XIX – начале XX в. в связи с образованием монополий. В этот период происходит концентрация капитала, возникают акционерные общества, усиливается контроль за природными, материальными и финансовыми ресурсами. Монополизация экономики явилась закономерным следствием большого скачка в концентрации промышленного производства под воздействием научно – технического прогресса.

Термин «монополия» в буквальном смысле означает единственного продавца товара, но в современных условиях употребление этого термина вышло за рамки буквального понимания, и он используется для обозначения различных видов рыночных ситуаций, характерных для несовершенной конкуренции. Монополия – исключительное право производства, промысла, торговли и других видов деятельности, принадлежащее одному лицу, определённой группе лиц или государству. Это означает, что по своей природе монополия – прямая противоположность совершенной конкуренции. Монополистическая конкуренция характеризуется наличием монопольных цен и монопольных прибылей.

 

Классификация монополий:

С учётом охвата экономики выделяются такие виды монополистических организаций:

-Чистая монополия (один продавец, доступ на рынок закрыт, полный контроль над ценой);

-Абсолютная монополия (находится в руках государства или хозяйственных органов).

В зависимости от причин возникновения  различают следующие виды монополий:

-Естественная монополия (ею обладают собственники и организации, владеющие редкими и не воспроизводимыми ресурсами, а также отрасли инфраструктуры, как общественный транспорт и т.д.).

-Легальные монополии, образующиеся  на законном основании (патенты  и т. д.)

-Искусственные монополии. Под  этим названием имеется в виду  объединение предприятий, создаваемое  ради получения монополистических  выгод. 

Эти монополии преднамеренно меняют структуру рынка:

-Создают барьеры для вхождения на рынок новых фирм;

-Ограничивают аутсайдерам (предприятиям, которые не вошли в монополистическое объединение) доступ к источникам сырья и энергоносителям;

-Создают очень высокий (по  сравнению с новыми фирмами)  уровень технологий;

-Применяют более крупный капитал;

-«Забивают» новые фирмы хорошо  поставленной рекламой.

 

Искусственные монополии образуют ряд конкретных форм - картель, синдикат, трест и концерн.

Картель – союз нескольких предприятий одной отрасли промышленности, в котором его участники сохраняют свою собственность на средства и продукты производства, а созданные изделия сами реализуют на рынке, договариваясь о квоте – доле каждого в общем выпуске продукции, о продажных ценах, распределении рынков и др.

Синдикат – объединение ряда предприятий, изготавливающих однородную продукцию; здесь собственность на материальные условия хозяйствования сохраняется за участниками объединения, а готовая продукция реализуется как их общее достояние через созданную для этого контору.

Трест – монополия, в которой создаётся совместная собственность данной группе предпринимателей на средства производства и готовую продукцию.

Концерн – союз формально независимых предприятий (обычно из разных отраслей промышленности, торговли, транспорта, банков), в рамках которого главная фирма организует финансовый контроль над всеми участниками.

Анализируя проблемы монополистической  конкуренции, следует иметь в  виду, что существует несколько видов  конкуренции в условиях монополии: монопсония, олигополия, олигопсония, дуополия, билатеральная монополия.

Монопсония – тип рыночной структуры, при которой существует монополия единственного покупателя определённого товара. Ограничивая свои закупки, покупатель обеспечивает себе монопольную прибыль за счёт потери части доходов продавца. Монопсония рассматривается как составная часть рыночной конкуренции.

Олигопсония – тип рыночной структуры, при которой существует группа покупателей определённого товара. Ограничивая закупки товара, покупатели обеспечивают себе монопольную прибыль за счёт потери части доходов продавца.

Олигополия – тип рыночной структуры, при которой несколько крупных фирм монополизируют производство и сбыт основной массы продукции и ведут между собой преимущественно неценовую конкуренцию.

Дуополия – тип рыночной структуры, при которой имеются только два производителя определённого товара и между ними отсутствуют какие-либо соглашения  о ценах, рынках сбыта и квотах. Дуополия – наиболее простой случай олигополии. Например, на рынке микропроцессоров для персональных компьютеров на данный момент находятся два доминирующих производителя: Intel и AMD.

Билатеральная монополия (двухсторонняя монополия) – тип рыночной структуры, при котором возникает противоборство единого поставщика и единого (объединённого) потребителя. Такой рынок возникает при использовании электроэнергии, газоснабжения и водоснабжения.

 

Итак, в условиях монополистической  формы хозяйствования конкуренция  носит весьма сложный характер. Во-первых, монополия в современных условиях обладает довольно точной информацией о потребителях и потенциальных конкурентах. Во-вторых, с помощью рекламы монополия оказывает существенное влияние на формирование спроса потребителей, так как для крупных монополий реклама является более доступной. В-третьих, монополия через каналы финансовых и политических связей оказывает воздействие на заказчика в лице государственных учреждений или на компанию контрагентов. Эти моменты, как правило, снижают уровень риска в процессе конкуренции и обеспечивают получение монопольной прибыли.

 

 

 

НЕСОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ

 

Формы Конкуренции в Условиях Монополистического Производства.

Ценовая и Неценовая Конкуренция

 

В период монополистической конкуренции  основными её формами выступают:

1. научно-техническое соперничество; 

2. промышленно-производственное соперничество;

3. торговое соперничество.

 

1. Научно-техническое соперничество. Борьба за повышение конкурентоспособности фирмы проводится путём:

Информация о работе Конкуренция и ее виды