Конкуренция и ее виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 15:53, реферат

Описание работы

ХХ век в мировом экономическом развитии без сомнения можно назвать веком конкуренции. Именно в этом цикле явление конкуренции приобрело международную и глобальную значимость.

В современном мире чуть ли не каждый человек просто обязан представлять себе, что означает это понятие. Человек не может обойтись без конкуренции.

Содержание работы

Введение………………………………………………………..3



I ТИПЫ КОНКУРЕНЦИИ………………………………….….4

1) Сущность Конкуренции, условия ее Существования……4

2) Совершенная Конкуренция…………………………………4

3) Несовершенная Конкуренция………………………………5



II НЕСОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ……………………7

1) Формы Конкуренции в Условиях Монополистического Производства, Ценовая и Неценовая Конкуренция ………….7

2) Современные Подходы к Трактовке Проблем Совершенной и Несовершенной Конкуренции…………………………………9

3) Монопольные Цены и Поведение Монополистов…….……10



III АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И ЕЁ ОСОБЕННОСТИ В РОССИИ………………………………………………………..12

1) Особенности Российского монополизма………………….12

2) Методы Антимонопольной Политики……………………..14



Заключение…………………………………………………….18

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 49.00 Кб (Скачать файл)

Но социалистические монополии  существенно отличались от капиталистических  аналогов. Капиталистические монополии  возникали «снизу» в результате конкурентной борьбы, а социалистические насаждались «сверху» и действовали  в тепличных условиях. В монополисты  при капитализме прорывается  предприятие-лидер, который использует передовые технологии, имеет значительный производственный и научно-технический  потенциал. При социализме же монополии  зачастую появлялись при отсталой технологической  базе. Капиталистические монополии, участвуя в международном разделении труда, вынуждены для повышения конкурентоспособности улучшать качество продукции, равняясь на мировые образцы, что положительно сказывается и на внутреннем рынке, социалистические ограничивались в лучшем случае региональными рамками.

Специфика российских монополий сказалась  и на особенностях законодательного регулирования их деятельности. В  капиталистических странах монополии  появились тогда, когда уже существовали рыночные отношения, и государство, чтоб воспрепятствовать удушению конкуренции, стало вводить ограничивающие нормы. Российское законодательство о конкуренции  разрабатывалось при сильных  монополиях и лишь формирующихся  рыночных отношениях. Поэтому для  нашей страны важно не только ограничивать монополизм и злоупотребления доминирующим положением, добиваться соблюдения правил конкуренции, наказывать за их нарушения, но и создавать конкурентную среду, проявляя политическую волю.

Антимонопольное законодательство необходимо совершенствовать, преимущественно  на основе обобщения правоприменительной  практики. Предстоит так обновить правовую базу, чтоб она позволяла  надёжнее пресекать злоупотребления  рыночной властью, ущемление интересов  хозяйствующих субъектов, применять  штрафные санкции к физическим и  юридическим лицам, включая должностных  лиц федеральных и региональных органов исполнительной власти и  местного самоуправления.

Пока уровень развития конкуренции  в нашей стране явно недостаточен.

Называются несколько причин:

-Приватизация  не привела, как ожидалось,  к появлению эффективных собственников, которые заботились бы о развитии предприятия;

-Принудительная  реструктуризация предприятий не  была использована должным образом, хотя могла бы облегчить массовое образование новых конкурентоспособных хозяйствующих субъектов;

-Малый  бизнес так и не получил должного развития.

Во многих странах именно малый  бизнес является естественной основой  формирования конкурентной среды, полигоном  для испытания технологических  и экономических проектов. У него больше возможностей манипулировать капиталом, переключаясь с одного вида деятельности на другой, ниже операционные расходы, у работников выше чувство причастности к делам фирмы и заинтересованность в её успехе. Даже в условиях повышенного  риска малые предприятия охотно берутся за новации.

Как показывает зарубежный опыт, чем  выше доход малых предприятий  в общем числе хозяйствующих  субъектов и численности занятых, тем меньше безработица и больше конкуренция.

Для демонополизации экономики  и развития конкуренции необходимо:

-Наладить антимонопольный контроль  за проведением конкурсов, торгов, аукционов, в том числе при  размещении заказов на поставки  продукции для государственных  и муниципальных нужд (только  в 1998 г. финансовые обороты  на таких конкурсах и торгах  достигли 122 млрд рублей);

-Ввести жёсткие меры против  действий региональных властей,  препятствующих свободе перемещения  товаров и капитала по всей  России;

-Совершенствовать правовое регулирование  использования государственных  средств для расширения конкурентной  среды, снижения концентрации  производства и уменьшения ведомственного  монополизма;

-Согласовать антимонопольное законодательство  стран СНГ, адаптировать их  конкурентную политику к международным  принципам и правилам.

 

Методы Антимонопольной Политики

 

1. Ограничительные меры. Применяются антимонопольным органом к хозяйствующим субъектам, которые нарушают антимонопольное законодательство. Это запреты на монополистическую деятельность и недобросовестную конкуренцию, на действия органов власти и управления, которые могут неблагоприятно сказаться на развитии конкуренции.

Запреты на монополистическую деятельность подразделяются на запреты, направленные против соглашений, ограничивающих конкуренцию, и запреты на злоупотребление  предприятиями своим доминирующим положением. Такие злоупотребления  являются наиболее типичными (более 60%) нарушением антимонопольного законодательства.

Довольно часто встречаются  такие нарушения, как навязывание  контрагенту невыгодных условий  договора, несоблюдение порядка ценообразования, согласованные действия предприятий, направленные на ограничение конкуренции. Мониторинг более 200 цен показал, что  свыше трети предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке, завышают цены на товары и услуги.

Закон запрещает устанавливать  монопольно высокие или монопольно низкие цены, изымать товар из обращения  с тем, чтоб создавать или поддерживать дефицит или повышать цену, навязывать контрагенту условия договора, невыгодные для него или не относящиеся к  предмету договора, включать в договор  дискриминирующие условия, которые  ставят контрагента в неравное положение  по сравнению с другими предприятиями, препятствовать выходу на рынок (или  уходу с него) другим предприятиям, побуждать контрагента отказываться от заключения договоров с отдельными покупателями (заказчиками), несмотря на то, что есть возможность произвести или поставить нужный товар.

Наиболее стабильно действует  запрет на установление монопольных  цен, хотя и здесь немало проблем. В частности, «Временные методические рекомендации по выявлению монопольных  цен» от 21 апреля 1994 г. предлагают одновременно использовать концепцию ограничения прибыли и концепцию сравнения рынка. Применение первой концепции осложняется тем, что производственные затраты необходимо устанавливать с учётом того, что производственные мощности будут исчерпаны. Но при общем спаде производства в России это нереально. Поэтому предпочтительней оказывается концепция сравнения рынков, в рамках которой антимонопольному ведомству не нужно проверять производственные показатели предприятия-монополиста, достаточно на основе внешних факторов выявит монопольно высокие и монопольно низкие цены.

Сейчас в России чаще практикуются монопольно высокие цены, а в странах  с развитой конкуренцией – монопольно низкие. Российский монополизм проявляет  своё антиконкурентное поведение преимущественно  в отношениях с потребителями  или поставщиками, а не с конкурентами. Но по мере развития конкуренции повышается вероятность применения монопольно низких цен: мощные многопрофильные  компании благодаря перекрёстному  субсидированию за счёт прибыльности одних секторов могут занижать цены на продукцию других и тем самым  блокировать конкурентов. В этой части особенно необходимо контролировать финансово-промышленные группы.

Запрещаются также различные соглашения между фирмами и препятствование  входу на рынок других фирм.

2. Контроль  за усилением экономической концентрации. Наряду с запретами вредных для конкуренции соглашений и на злоупотребление доминирующим положением для борьбы с ограничением конкуренции применяется контроль за экономической концентрацией.

Она возникает:

-В результате  создания, реорганизации или слияния предприятий и объединений;

-Когда  появляется возможность для группы  организаций проводить на рынке согласованную политику.

Российское антимонопольное законодательство запрещает действия или сделки, в  результате которых возможно установление или расширение рыночной власти коммерческой организации, если негативные антиконкурентные последствия не компенсируются повышением её конкурентоспособности на внутреннем и международном рынках. Поэтому  контроль не мешает интеграции российских предприятий для конкуренции  с зарубежными фирмами.

3. Запрет  на недобросовестную конкуренцию. Под недобросовестной конкуренцией понимаются действия, направленные на приобретение преимуществ, которые противоречат законодательству, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, и которые причинили (могут причинить) убытки конкурентам или нанесли ущерб их деловой репутации. Речь идёт о распространении ложных, неточных или искажённых сведений, способных причинить убытки или нанести ущерб, введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа, места изготовления, потребительских свойств и качества товара, а также о некорректном сравнении собственного товара с аналогичной продукцией конкурентов. К недобросовестной конкуренции также относится получение, использование, разглашение научно-технической, производственной, торговой информации или коммерческой тайны без согласия владельцев.

4. Запреты  на действия органов власти  и управления, которые могут неблагоприятно  повлиять на конкуренцию. Развитие рыночных отношений предполагает устранение прямого вмешательства государственных органов власти в деятельность предприятий. Законом запрещено принимать нормативные акты и совершать действия, которые ограничивают самостоятельность предприятий, создают дискриминирующие или благоприятные условия для одних в ущерб другим и тем самым ограничивают конкуренцию, ущемляют интересы предприятий или граждан.

Однако власти субъектов Федерации  и органы местного самоуправления допускают  многочисленные нарушения, в частности  необоснованно предоставляют льготы, ограничивают создание предприятий, вводят запреты на их деятельность, продажу  или покупку товаров, указывают  на приоритетность некоторых договоров, произвольно устанавливают размеры  регистрационного сбора, препятствуют выходу на рынок товаров и услуг  «иногородних» предприятий и  т.п.

Не правовые действия органов власти имеют экономическую подоплёку, желание угодить «своим» предприятиям или тем, кто обещает финансовую поддержку на выборах. Между тем, законодательство запрещает должностным  лицам государственной власти и  управления, во-первых, заниматься предпринимательской деятельностью, иметь в собственности предприятия; во-вторых, самостоятельно или через представителей голосовать посредством принадлежащих им акций (вкладов, паев, долей) на общих собраниях акционеров; в-третьих, совмещать функции органов исполнительной власти и местного самоуправления с функциями хозяйствующих субъектов, а также наделять их функциями и правами этих органов.

Кроме того, не разрешается создавать  министерства, госкомитеты и т.п. для монополизации производства или реализации товаров, а также  наделять уже существующие органы полномочиями, способными ограничить конкуренцию. Поэтому  решения исполнительной власти и  местного самоуправления по вопросам создания, реорганизации и ликвидации предприятий или предоставления льгот должны согласовываться с  антимонопольным ведомством.

5. Реестр  как инструмент антимонопольного  контроля. По результатам анализа состояния торгового рынка и доли предприятий на нём, включаются либо исключаются из государственного реестра. Реестр составляется для того, чтоб иметь информационную базу о крупнейших субъектах рынка и контролировать соблюдение ими антимонопольного законодательства.

В реестр обязательно попадают предприятия, являющиеся единственными производителями  в России отдельных видов продукции.

Количество включённых в реестр предприятий зависит от границ товарного  рынка, на котором определяется их доля. Чем детальнее рассматривается  номенклатура продукции, тем больше предприятий может быть включено в реестр. Антимонопольные органы выявляют предприятия, имеющие значительную долю лишь в производстве наиболее важной для экономики, структурообразующей  и социально значимой продукции.

Но внесение предприятия в реестр ещё не говорит о том, что оно  является монополистом и к нему следует  применить ограничительные меры – скажем, по ценам, ибо само наличие  крупных предприятий не означает, что они злоупотребляют своим  доминирующим положением. Более того, их монополистическая деятельность невозможна, если на рынке ограничен  платежеспособный спрос или ресурсы  для развития производства. Монопольное  поведение предприятия и меры по пресечению злоупотреблений доминирующим положением строго регламентированы статьями закона «О конкуренции».

Все товарные рынки можно, с оговорками, разделить на три типа:

-С развитой конкуренцией  – рынки основных видов продовольствия, зерна, растительного масла, а также рынки машиностроительного и строительного комплексов;

-Олигополистические  – рынки отдельных товаров длительного пользования (машины, компьютеры и т.д.)

-Монополизированные рынки, в том числе естественных монополий.

Структура товарных рынков, характер и уровень монополизации экономики  меняются в результате приватизации, либерализации цен, открытия внутреннего  рынка для международной конкуренции, банкротства убыточных предприятий, регулирования естественных монополий.

Хотя структурная реформа в  этой сфере направлена на  повышение  экономической эффективности естественных монополий, рациональное использование  их производственного потенциала, формирование рыночных отношений, противники демонополизации  считают, что реализация намеченных планов потребует затрат, которые  превысят будущий эффект. Тем не менее реформирование естественных монополий – одна из главных задач  реструктуризации российской экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Итак, конкуренция имеет определённые преимущества и недостатки.

Преимущества:

-Способствует более эффективному  использованью ресурсов;

-Вызывает необходимость гибко  реагировать и быстро адаптироваться  к изменяющимся условиям производства;

Информация о работе Конкуренция и ее виды