Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 15:53, реферат
ХХ век в мировом экономическом развитии без сомнения можно назвать веком конкуренции. Именно в этом цикле явление конкуренции приобрело международную и глобальную значимость.
В современном мире чуть ли не каждый человек просто обязан представлять себе, что означает это понятие. Человек не может обойтись без конкуренции.
Введение………………………………………………………..3
I ТИПЫ КОНКУРЕНЦИИ………………………………….….4
1) Сущность Конкуренции, условия ее Существования……4
2) Совершенная Конкуренция…………………………………4
3) Несовершенная Конкуренция………………………………5
II НЕСОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ……………………7
1) Формы Конкуренции в Условиях Монополистического Производства, Ценовая и Неценовая Конкуренция ………….7
2) Современные Подходы к Трактовке Проблем Совершенной и Несовершенной Конкуренции…………………………………9
3) Монопольные Цены и Поведение Монополистов…….……10
III АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И ЕЁ ОСОБЕННОСТИ В РОССИИ………………………………………………………..12
1) Особенности Российского монополизма………………….12
2) Методы Антимонопольной Политики……………………..14
Заключение…………………………………………………….18
Но социалистические монополии существенно отличались от капиталистических аналогов. Капиталистические монополии возникали «снизу» в результате конкурентной борьбы, а социалистические насаждались «сверху» и действовали в тепличных условиях. В монополисты при капитализме прорывается предприятие-лидер, который использует передовые технологии, имеет значительный производственный и научно-технический потенциал. При социализме же монополии зачастую появлялись при отсталой технологической базе. Капиталистические монополии, участвуя в международном разделении труда, вынуждены для повышения конкурентоспособности улучшать качество продукции, равняясь на мировые образцы, что положительно сказывается и на внутреннем рынке, социалистические ограничивались в лучшем случае региональными рамками.
Специфика российских монополий сказалась
и на особенностях законодательного
регулирования их деятельности. В
капиталистических странах
Антимонопольное законодательство необходимо совершенствовать, преимущественно на основе обобщения правоприменительной практики. Предстоит так обновить правовую базу, чтоб она позволяла надёжнее пресекать злоупотребления рыночной властью, ущемление интересов хозяйствующих субъектов, применять штрафные санкции к физическим и юридическим лицам, включая должностных лиц федеральных и региональных органов исполнительной власти и местного самоуправления.
Пока уровень развития конкуренции в нашей стране явно недостаточен.
Называются несколько причин:
-Приватизация не привела, как ожидалось, к появлению эффективных собственников, которые заботились бы о развитии предприятия;
-Принудительная
реструктуризация предприятий
-Малый бизнес так и не получил должного развития.
Во многих странах именно малый
бизнес является естественной основой
формирования конкурентной среды, полигоном
для испытания технологических
и экономических проектов. У него
больше возможностей манипулировать капиталом,
переключаясь с одного вида деятельности
на другой, ниже операционные расходы,
у работников выше чувство причастности
к делам фирмы и
Как показывает зарубежный опыт, чем
выше доход малых предприятий
в общем числе хозяйствующих
субъектов и численности
Для демонополизации экономики и развития конкуренции необходимо:
-Наладить антимонопольный
-Ввести жёсткие меры против
действий региональных властей,
-Совершенствовать правовое
-Согласовать антимонопольное
Методы Антимонопольной
1. Ограничительные меры. Применяются антимонопольным органом к хозяйствующим субъектам, которые нарушают антимонопольное законодательство. Это запреты на монополистическую деятельность и недобросовестную конкуренцию, на действия органов власти и управления, которые могут неблагоприятно сказаться на развитии конкуренции.
Запреты на монополистическую деятельность
подразделяются на запреты, направленные
против соглашений, ограничивающих конкуренцию,
и запреты на злоупотребление
предприятиями своим
Довольно часто встречаются такие нарушения, как навязывание контрагенту невыгодных условий договора, несоблюдение порядка ценообразования, согласованные действия предприятий, направленные на ограничение конкуренции. Мониторинг более 200 цен показал, что свыше трети предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке, завышают цены на товары и услуги.
Закон запрещает устанавливать
монопольно высокие или монопольно
низкие цены, изымать товар из обращения
с тем, чтоб создавать или поддерживать
дефицит или повышать цену, навязывать
контрагенту условия договора, невыгодные
для него или не относящиеся к
предмету договора, включать в договор
дискриминирующие условия, которые
ставят контрагента в неравное положение
по сравнению с другими
Наиболее стабильно действует запрет на установление монопольных цен, хотя и здесь немало проблем. В частности, «Временные методические рекомендации по выявлению монопольных цен» от 21 апреля 1994 г. предлагают одновременно использовать концепцию ограничения прибыли и концепцию сравнения рынка. Применение первой концепции осложняется тем, что производственные затраты необходимо устанавливать с учётом того, что производственные мощности будут исчерпаны. Но при общем спаде производства в России это нереально. Поэтому предпочтительней оказывается концепция сравнения рынков, в рамках которой антимонопольному ведомству не нужно проверять производственные показатели предприятия-монополиста, достаточно на основе внешних факторов выявит монопольно высокие и монопольно низкие цены.
Сейчас в России чаще практикуются монопольно высокие цены, а в странах с развитой конкуренцией – монопольно низкие. Российский монополизм проявляет своё антиконкурентное поведение преимущественно в отношениях с потребителями или поставщиками, а не с конкурентами. Но по мере развития конкуренции повышается вероятность применения монопольно низких цен: мощные многопрофильные компании благодаря перекрёстному субсидированию за счёт прибыльности одних секторов могут занижать цены на продукцию других и тем самым блокировать конкурентов. В этой части особенно необходимо контролировать финансово-промышленные группы.
Запрещаются также различные соглашения
между фирмами и
2. Контроль
за усилением экономической
Она возникает:
-В результате создания, реорганизации или слияния предприятий и объединений;
-Когда
появляется возможность для
Российское антимонопольное
3. Запрет
на недобросовестную
4. Запреты на действия органов власти и управления, которые могут неблагоприятно повлиять на конкуренцию. Развитие рыночных отношений предполагает устранение прямого вмешательства государственных органов власти в деятельность предприятий. Законом запрещено принимать нормативные акты и совершать действия, которые ограничивают самостоятельность предприятий, создают дискриминирующие или благоприятные условия для одних в ущерб другим и тем самым ограничивают конкуренцию, ущемляют интересы предприятий или граждан.
Однако власти субъектов Федерации
и органы местного самоуправления допускают
многочисленные нарушения, в частности
необоснованно предоставляют
Не правовые действия органов власти
имеют экономическую подоплёку,
желание угодить «своим»
Кроме того, не разрешается создавать министерства, госкомитеты и т.п. для монополизации производства или реализации товаров, а также наделять уже существующие органы полномочиями, способными ограничить конкуренцию. Поэтому решения исполнительной власти и местного самоуправления по вопросам создания, реорганизации и ликвидации предприятий или предоставления льгот должны согласовываться с антимонопольным ведомством.
5. Реестр
как инструмент
В реестр обязательно попадают предприятия, являющиеся единственными производителями в России отдельных видов продукции.
Количество включённых в реестр предприятий зависит от границ товарного рынка, на котором определяется их доля. Чем детальнее рассматривается номенклатура продукции, тем больше предприятий может быть включено в реестр. Антимонопольные органы выявляют предприятия, имеющие значительную долю лишь в производстве наиболее важной для экономики, структурообразующей и социально значимой продукции.
Но внесение предприятия в реестр ещё не говорит о том, что оно является монополистом и к нему следует применить ограничительные меры – скажем, по ценам, ибо само наличие крупных предприятий не означает, что они злоупотребляют своим доминирующим положением. Более того, их монополистическая деятельность невозможна, если на рынке ограничен платежеспособный спрос или ресурсы для развития производства. Монопольное поведение предприятия и меры по пресечению злоупотреблений доминирующим положением строго регламентированы статьями закона «О конкуренции».
Все товарные рынки можно, с оговорками, разделить на три типа:
-С развитой конкуренцией – рынки основных видов продовольствия, зерна, растительного масла, а также рынки машиностроительного и строительного комплексов;
-Олигополистические – рынки отдельных товаров длительного пользования (машины, компьютеры и т.д.)
-Монополизированные рынки, в том числе естественных монополий.
Структура товарных рынков, характер
и уровень монополизации
Хотя структурная реформа в
этой сфере направлена на повышение
экономической эффективности
Заключение
Итак, конкуренция имеет определённые преимущества и недостатки.
Преимущества:
-Способствует более
-Вызывает необходимость гибко
реагировать и быстро