Конкуренция и монополия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 14:10, лекция

Описание работы

Понятие конкуренции, её функции. Совершенная и несовершенная рыночная конкуренция. Понятие конкуренции, её функции.

Файлы: 1 файл

Конкуренция и монополия..docx

— 50.20 Кб (Скачать файл)

§ 1. Понятие конкуренции  и монополии

В широком смысле слова "конкуренция" - это соревнование, состязательность между различными лицами в достижении одной и той же цели.

 

В предпринимательской деятельности конкуренция - это состязательность хозяйствующих субъектов, когда  их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого  из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров  на соответствующем товарном рынке.

 

В ГК РФ термин "конкуренция" используется всего два раза. В  статье 10 говорится о недопустимости использования гражданских прав в целях ограничения конкуренции. В статье 1033 предусматривается отказ  пользователя по договору коммерческой концессии от получения аналогичных  прав у конкурентов правообладателя.

 

Юридическое содержание конкуренции  характеризуется тремя признаками:

 

1) в большинстве случаев  конкуренция является естественным  регулятором цен на рынке;

 

2) конкуренция становится  предпосылкой для реализации  прав потребителей;

 

3) конкуренция есть правомерная  деятельность хозяйствующих субъектов  на рынке, целью которой является  получение наиболее выгодных  условий производства и сбыта  товаров законными средствами.

 

Антиподом конкуренции является монополия. Легального определения  монополии в нашем законодательстве нет, в буквальном смысле термин означает "продаю один".

 

Монополия означает:

 

1) исключительное положение  хозяйствующего субъекта на рынке,  при котором он сосредоточивает  в своих руках значительную  часть производства и сбыта  определенного товара;

 

2) особое поведение господствующего  на рынке субъекта и использование  доминирующего положения в своих  интересах;

 

3) исключительное право,  которое предоставляется государством  одному или нескольким субъектам  на осуществление определенной  деятельности.

 

В юридической литературе выделяют:

 

а) "чистые" монополии, контролирующие 100% рынка;

 

б) ведущие фирмы, контролирующие более 50% рынка;

 

в) "сильные" олигополии - несколько фирм, контролирующих более  половины рынка определенного товара.

 

Типы монополии:

 

1) временная (предприятие впервые предложило потребителям совершенно новую продукцию);

 

2) государственная (эмиссия  наличных денег, экспорт и импорт  отдельных видов товаров, например, экспорт необработанных алмазов,  производство и оборот этилового  спирта);

 

3) естественная (функционирует только тогда, когда на рынке присутствует лишь один хозяйствующий субъект).

 

Часть 6. Конкуренция и  монополия.

6.1. Понятие конкуренции,  её функции.

6.2. Совершенная и несовершенная  рыночная конкуренция.

6.1. Понятие конкуренции,  её функции.

   В каждой социально-экономической  системе присущ свой хозяйственный  механизм, который представляет  собой совокупность экономических,  организационных и правовых методов  обеспечивающих реализацию экономических  интересов и законов общества, он включает в себя всю систему  экономических категорий в их  самом различном соотношении: 

труд 

издержки 

цена 

прибыль

заработная плата 

налоги и т.д.

   Главным элементом  хозяйственного механизма экономики  рыночного типа является конкуренция.

  Конкуренция (от латинского  -сталкиваться) - это экономическое состязание за достижение лучших результатов в области какой-либо деятельности.

   Борьба товаропроизводителей  за более выгодные условия  хозяйствования. Она обеспечивает  координацию действий всех участников  общественного производства через  спрос, предложение, цену, издержки. Конкуренция представляет собой  определенную форму развития  производственных сил, форму развития  факторов производства, экономических  ресурсов общества. Конкурентные  отношения складываются между  всеми субъектами рыночной экономики  (домашними хозяйствами, предприятиями,  государством), между производителями  и потребителями. Эти отношения  пронизывают главные сферы экономической  жизни: производство, распределение  и потребление.

   Конкуренция играет  роль соединительной ткани, благодаря  наличию которой, рыночная экономика  функционирует в качестве слаженной  и многозвенной системы. В условиях  конкуренции личный экономический  интерес одного субъекта сталкивается  с не менее сильным стремлением  другого субъекта получить наибольшую  выгоду. Для достижения победы  в конкурентной борьбе происходит  снижение издержек и цен на  продукцию, повышение её качества, производство товаров, отвечающих  требованиям покупателей. Конкуренция  направляет деятельность экономических  субъектов в интересах всего  общества. В современной рыночной  экономике выделяют шесть основных  функций конкуренции:

регулирующая 

аллокационная

адаптационная

инновационная

распределительная

контролирующая

   Регулирующая функция  заключается в воздействии на  предложение благ в целях установления  их оптимального соответствия  спросу. Аллокационная функция выражается в эффективном размещении факторов производства в местах, где их применение обеспечивает наибольшую отдачу. Адаптационная функция нацелена на рациональное приспособление предприятий к условиям внутренней и внешней среды, что позволяет им переходить от экономического выживания к расширению сфер хозяйственной деятельности. Инновационная функция обнаруживается в различных проявлениях новаторства, опирающегося на достижение научно-технического прогресса. Распределительная функция оказывает прямое воздействие на распределения национального продукта среди потребителей. Контролирующая функция призвана не допустить установления монополистического диктата одних участников рынка над другими. Совокупность этих функций обеспечивает общую результативность функционирования рыночной экономики. Именно режим и механизм конкуренции обуславливает развитие рынка в качестве саморегулирующейся системы.

 

6.2. Совершенная и несовершенная  рыночная конкуренция.

   В зависимости  от степени свободы, конкуренция  может быть совершенной (свободная)  и несовершенной. Совершенная  конкуренция это такой вид  рыночной структуры, который предполагает  выполнение следующих условий: 

объем производства отдельной  фирмы является незначительным и  не оказывает влияния на рыночные цены

реализуемые каждым производителем товары являются однородными 

покупатели хорошо информированы  о ценах 

продавцы не вступает в  сговор по поводу цен, и действуют  независимо друг от друга 

фирмы производители могут, как свободно входить в отрасль, так и выходить из неё 

   Совершенная конкуренция  является условием создания рыночного  механизма формирования ёцен и самонастройки экономической системы через достижение равновесного состояния, когда эгоистические побуждения отдельных индивидов обращаются на благо всего общества. Совершенная конкуренция имеет следующие основные положительные черты:

способствует более эффективному использованию ресурсов

побуждает производителей гибко  реагировать на изменение условий  производства или потребностей покупателей 

создает благоприятные условия  для внедрения в производство последних достижений науки и  техники 

обеспечивает свободу  выбора и действий

К недостаткам свободной  конкуренции можно отнести:

неспособность сохранения невоспроизводимых  ресурсов

не обеспечивает развитие производства товаров и услуг  коллективного пользования 

не создает условия  для развития общего образования, городского хозяйства 

не содержит механизмов, препятствующих расслоению общества, возникновению социальной несправедливости

   Противоположностью  совершенной конкуренции является  монополистическая (несовершенная)  конкуренция. Монополия означает  единственный продавец, однако, говоря  о монополии, имеют в виду  различные виды рыночных ситуаций  характерных для несовершенной  конкуренции. 

   Основными признаками  монополизма выступают монопольные  цены и монопольные прибыли.  Монополия препятствует естественному  формированию рыночной цены. При  этом потребители лишь в незначительной  степени могут влиять на эти  цены. В условиях монополии выделяют  и несколько видов конкуренции:

олигополия - монополия при которой несколько крупных фирм контролируют производство и сбыт товара в данной области

монополистическая конкуренция - это рыночная ситуация при которой существует множество производителей сходных, но не идентичных товаров

чистая монополия - это  полная противоположность чистой конкуренции, при которой действует один продавец товара обладающий полным контролем над его количеством, доступ на рынок для возможных конкурентов закрыт

монопсония - тип рыночной структуры при которой имеется лишь один покупатель определенного товара

   В условиях монополистической  формы хозяйствования конкуренция  носит достаточно сложный характер. Современная монополия обладает  довольно точной информацией  о потребителях и потенциальных  конкурентах; с помощью рекламы  крупные монополии оказывают  влияние на формирование спроса; монополии, используя политические  и финансовые "рычаги", оказывают воздействие на конкурентов или заказчика в лице государственных учреждений.

До сих пор мы рассматривали  конкуренцию и монополию в  качестве абстрактных рыночных моделей, раскрывающих, так сказать, арифметику поведения  субъектов рынка, выбор  ими оптимальных решений относительно объема продаж в условиях, отвлеченных  от множества реальных общественных отношений.

 

Конкуренция в самом общем  значении этого слова есть соперничество, борьба за получение конкурирующими субъектами для себя наибольших выгод. Следовательно, в неявной форме  конкуренция означает борьбу за получение  соперниками наименьших выгод. Монополия  по своей сути означает преимущество, преобладание и в этом смысле выступает  как противоположность конкуренции, поскольку конкуренция предполагает относительное равенство соперников, а монополия – неравенство, преобладание возможностей, позволяющее с наибольшим успехом получать выгоды для себя за счет других.

 

В обыденном рыночном сознании конкуренция ассоциируется с  равенством  и, по мнению сторонников  рыночной идеологии, символизирует  справедливость. Поэтому каждый истый  рыночник ратует за честную конкуренцию, но сам втайне мечтает быть монополистом  и принимает все доступные  меры к тому, чтобы стать таковым  в действительности. Как отмечал  еще Адам Смит, когда представители  одной и той же отрасли встречаются  друг с другом, "беседа между ними завершается сговором против публики  или каким-то маневром с целью  повысить цены".

 

Монополия как общественное экономическое отношение имеет  длительную историю. Цеховой строй  феодальной эпохи представлял, в  сущности,   монополистическую  систему хозяйства. Для занятия  тем или иным промыслом необходимо было вступить в члены цеха, доступ же туда был чрезвычайно затруднен, число членов ограничено. Различные  регламенты предписывали многие детали самого процесса производства: качество обрабатываемого материала, величину и вес изготовляемых продуктов, употребление определенных инструментов и т.д. Вплоть до конца XVIII в. в Европе существовала система исключительных монополий, выдаваемых отдельным лицам  или компаниям скупщиков на производство того или иного  промысла в определенном районе или даже по всей стране. Промышленники  обладали исключительными привилегиями учреждения определенного рода предприятий  по производству и сбыту товаров.

 

В Англии исключительные привилегии отдельных лиц или ассоциаций промышленников были ликвидированы  значительно раньше, чем в остальной  Европе. Но намного дольше сохранялись  привилегии, принадлежавшие различным  корпорациям и цехам.

 

Известно, например, что во время пребывания Адама Смита  в Глазго там работал над своей  моделью паровой машины Джеймс Уатт. Узнав о его деятельности, корпорация механиков, к составу которой  он не принадлежал, запретила ему  продолжать работу. Только в качестве университетского механика, в пределах университета, на который не распространялся  надзор корпораций, Уатт мог работать дальше, чтобы довести до практического  результата свое изобретение.

 

Промышленный капитал в конце концов разбил феодальные оковы в виде средневековых ограничений и привилегий, но тут же стал себе ковать новые. Эпоха свободной капиталистической конкуренции не просуществовала и ста лет. Если в конце XVIII в. еще сохранялись остатки цеховой монополии, то уже в середине XIX в.  на новой, не существовавшей прежде, крупной промышленной основе начала  складываться монополия капиталистическая.

 

Как любому другому  общественному  отношению, капиталистической монополии  предшествовали качественные изменения  в уровне развития производительных сил. Они заключались в промышленной революции, выразившейся в появлении  машин и возникновении на их основе новой формы промышленности –  фабрики. Быстрое развитие машинной техники, увеличение размеров машин, переход  от применения отдельных машин к  кооперации и системе машин дало толчок укрупнению фабрик и невиданному  прежде росту производительности труда.

Информация о работе Конкуренция и монополия