Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 14:10, лекция
Понятие конкуренции, её функции. Совершенная и несовершенная рыночная конкуренция. Понятие конкуренции, её функции.
§ 1. Понятие конкуренции и монополии
В широком смысле слова "конкуренция" - это соревнование, состязательность между различными лицами в достижении одной и той же цели.
В предпринимательской
В ГК РФ термин "конкуренция"
используется всего два раза. В
статье 10 говорится о недопустимости
использования гражданских прав
в целях ограничения
Юридическое содержание конкуренции
характеризуется тремя
1) в большинстве случаев
конкуренция является
2) конкуренция становится предпосылкой для реализации прав потребителей;
3) конкуренция есть правомерная
деятельность хозяйствующих
Антиподом конкуренции является
монополия. Легального определения
монополии в нашем
Монополия означает:
1) исключительное положение
хозяйствующего субъекта на
2) особое поведение
3) исключительное право,
которое предоставляется
В юридической литературе выделяют:
а) "чистые" монополии, контролирующие 100% рынка;
б) ведущие фирмы, контролирующие более 50% рынка;
в) "сильные" олигополии - несколько фирм, контролирующих более половины рынка определенного товара.
Типы монополии:
1) временная (предприятие впервые предложило потребителям совершенно новую продукцию);
2) государственная (эмиссия
наличных денег, экспорт и
3) естественная (функционирует только тогда, когда на рынке присутствует лишь один хозяйствующий субъект).
.
Часть 6. Конкуренция и монополия.
6.1. Понятие конкуренции, её функции.
6.2. Совершенная и несовершенная рыночная конкуренция.
6.1. Понятие конкуренции, её функции.
В каждой социально-
труд
издержки
цена
прибыль
заработная плата
налоги и т.д.
Главным элементом
хозяйственного механизма
Конкуренция (от латинского -сталкиваться) - это экономическое состязание за достижение лучших результатов в области какой-либо деятельности.
Борьба товаропроизводителей
за более выгодные условия
хозяйствования. Она обеспечивает
координацию действий всех
Конкуренция играет
роль соединительной ткани,
регулирующая
аллокационная
адаптационная
инновационная
распределительная
контролирующая
Регулирующая функция
заключается в воздействии на
предложение благ в целях
6.2. Совершенная и несовершенная рыночная конкуренция.
В зависимости
от степени свободы,
объем производства отдельной фирмы является незначительным и не оказывает влияния на рыночные цены
реализуемые каждым производителем товары являются однородными
покупатели хорошо информированы о ценах
продавцы не вступает в сговор по поводу цен, и действуют независимо друг от друга
фирмы производители могут, как свободно входить в отрасль, так и выходить из неё
Совершенная конкуренция
является условием создания
способствует более
побуждает производителей гибко реагировать на изменение условий производства или потребностей покупателей
создает благоприятные условия для внедрения в производство последних достижений науки и техники
обеспечивает свободу выбора и действий
К недостаткам свободной конкуренции можно отнести:
неспособность сохранения невоспроизводимых ресурсов
не обеспечивает развитие производства товаров и услуг коллективного пользования
не создает условия для развития общего образования, городского хозяйства
не содержит механизмов, препятствующих расслоению общества, возникновению социальной несправедливости
Противоположностью
совершенной конкуренции
Основными признаками
монополизма выступают
олигополия - монополия при которой несколько крупных фирм контролируют производство и сбыт товара в данной области
монополистическая конкуренция - это рыночная ситуация при которой существует множество производителей сходных, но не идентичных товаров
чистая монополия - это полная противоположность чистой конкуренции, при которой действует один продавец товара обладающий полным контролем над его количеством, доступ на рынок для возможных конкурентов закрыт
монопсония - тип рыночной структуры при которой имеется лишь один покупатель определенного товара
В условиях монополистической
формы хозяйствования
До сих пор мы рассматривали
конкуренцию и монополию в
качестве абстрактных рыночных моделей,
раскрывающих, так сказать, арифметику
поведения субъектов рынка, выбор
ими оптимальных решений
Конкуренция в самом общем
значении этого слова есть соперничество,
борьба за получение конкурирующими
субъектами для себя наибольших выгод.
Следовательно, в неявной форме
конкуренция означает борьбу за получение
соперниками наименьших выгод. Монополия
по своей сути означает преимущество,
преобладание и в этом смысле выступает
как противоположность
В обыденном рыночном сознании конкуренция ассоциируется с равенством и, по мнению сторонников рыночной идеологии, символизирует справедливость. Поэтому каждый истый рыночник ратует за честную конкуренцию, но сам втайне мечтает быть монополистом и принимает все доступные меры к тому, чтобы стать таковым в действительности. Как отмечал еще Адам Смит, когда представители одной и той же отрасли встречаются друг с другом, "беседа между ними завершается сговором против публики или каким-то маневром с целью повысить цены".
Монополия как общественное экономическое отношение имеет длительную историю. Цеховой строй феодальной эпохи представлял, в сущности, монополистическую систему хозяйства. Для занятия тем или иным промыслом необходимо было вступить в члены цеха, доступ же туда был чрезвычайно затруднен, число членов ограничено. Различные регламенты предписывали многие детали самого процесса производства: качество обрабатываемого материала, величину и вес изготовляемых продуктов, употребление определенных инструментов и т.д. Вплоть до конца XVIII в. в Европе существовала система исключительных монополий, выдаваемых отдельным лицам или компаниям скупщиков на производство того или иного промысла в определенном районе или даже по всей стране. Промышленники обладали исключительными привилегиями учреждения определенного рода предприятий по производству и сбыту товаров.
В Англии исключительные привилегии отдельных лиц или ассоциаций промышленников были ликвидированы значительно раньше, чем в остальной Европе. Но намного дольше сохранялись привилегии, принадлежавшие различным корпорациям и цехам.
Известно, например, что во время пребывания Адама Смита в Глазго там работал над своей моделью паровой машины Джеймс Уатт. Узнав о его деятельности, корпорация механиков, к составу которой он не принадлежал, запретила ему продолжать работу. Только в качестве университетского механика, в пределах университета, на который не распространялся надзор корпораций, Уатт мог работать дальше, чтобы довести до практического результата свое изобретение.
Промышленный капитал в конце концов разбил феодальные оковы в виде средневековых ограничений и привилегий, но тут же стал себе ковать новые. Эпоха свободной капиталистической конкуренции не просуществовала и ста лет. Если в конце XVIII в. еще сохранялись остатки цеховой монополии, то уже в середине XIX в. на новой, не существовавшей прежде, крупной промышленной основе начала складываться монополия капиталистическая.
Как любому другому общественному отношению, капиталистической монополии предшествовали качественные изменения в уровне развития производительных сил. Они заключались в промышленной революции, выразившейся в появлении машин и возникновении на их основе новой формы промышленности – фабрики. Быстрое развитие машинной техники, увеличение размеров машин, переход от применения отдельных машин к кооперации и системе машин дало толчок укрупнению фабрик и невиданному прежде росту производительности труда.