Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 21:41, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование природы конкуренции и монополии как экономических категорий и системный анализ государственной антимонопольной политики Российской Федерации на федеральном и региональном уровнях государственной власти. В соответствии с целью исследования были определены и решались основные задачи: - рассмотреть конкуренцию как экономическую категорию; - дать характеристику монополии как экономической категории; - провести исследование антимонопольного законодательства; - провести анализ государственной антимонопольной политики на уровне субъекта Российской Федерации - Краснодарского края.
Введение…………………………………………………………………………2
1. Конкуренция как экономическая категория………………………………..4
1.1 Определение конкуренции с позиции различных методологических подходов………………………………………………………………………....4
1.2 Принцип естественного отбора и конкуренция: общее и различия. Формирование рынка совершенной конкуренции……………………………6
1.3 Конкуренция и её конечный результат: образование монополии……….9
2. Монополия как экономическая категория………………………………...12
2.1 Определение монополии с позиции различных методологических подходов………………………………………………………………………..12
2.2 Виды монополии и их место в современной экономике………………..14
2.3 Рынок несовершенной конкуренции……………………………………..17
3. Антимонопольное законодательство как способ формирования эффективной рыночной экономики………………………………………….19
3.1 Возникновение антимонопольного законодательства………………….19
3.2 Антимонопольное законодательство в Российской Федерации…….…20
3.3 Проблемы антимонопольного законодательства в Краснодарском крае……………………………………………………………………...……..22
Заключение………………………………………………………..………......24
Список литературы………………………………………………………...…26
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Конкуренция как экономическая категория………………………………..4
1.1 Определение конкуренции
с позиции различных
1.2 Принцип естественного
отбора и конкуренция: общее
и различия. Формирование рынка
совершенной конкуренции…………………
1.3 Конкуренция и её
конечный результат:
2. Монополия как экономическая категория………………………………...12
2.1 Определение монополии
с позиции различных
2.2 Виды монополии и
их место в современной
2.3 Рынок несовершенной конкуренции……………………………………..17
3. Антимонопольное
3.1 Возникновение
3.2 Антимонопольное
3.3 Проблемы антимонопольного
законодательства в
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
На сегодняшний день изучение
проблемы монополии и конкуренции
является наиболее актуальным. Как
показывает теория и практика, наиболее
эффективной на современном этапе
развития общества является рыночная
экономика. Ее неотъемлемый элемент - конкуренция,
которая, в свою очередь, является катализатором
эффективности общественного
Таким образом, становится очевидным, что конкуренция является закономерностью, присущей рыночной экономике; она пронизывает всю экономическую систему, и, в частности, находит свое отражение внутри хозяйствующих субъектов, что делает её изучение необходимым.
Целью курсовой работы является
исследование природы конкуренции
и монополии как экономических
категорий и системный анализ
государственной
- рассмотреть конкуренцию как экономическую категорию;
- дать характеристику монополии как экономической категории;
- провести исследование
антимонопольного
- провести анализ
Методологической основой исследования послужили фундаментальные концепции, представленные в классических и современных трудах отечественных и зарубежных экономистов, внесших существенный вклад в разработку научных основ в исследование конкуренции и монополии. Использованы законодательные и нормативные акты, отражающие антимонопольное регулирование в Российской Федерации.
Объектом исследования является
экономические явления –
Предмет исследования – антимонопольное регулирование, которое вводится с целью сохранения баланса конкурентных и монопольных сил.
Характеризуя степень разработанности проблемы, отметим, что представленная в литературе теория конкуренции и монополии обширна. Она создавалась усилиями экономистов разных научных школ и методологических направлений. Среди зарубежных исследователей, внесших значительный вклад в общую теорию конкуренции и монополии, следует указать А. Смита, Дж. С. Милля, А. Курно, К. Менгера, А. Маршалла, Р. Лифмана, Дж. Гобсона, Дж. Коммонса, Э. Чемберлина, Дж. Робинсон, Э. Мэйсона, Дж. Хикса, Й. Шумпетера, В. Ойкена, Дж. Гэлбрейта, Дж. Стиглера, К. Эрроу, О. Уильямсона и многие другие.
Большое место тема конкуренции и монополии занимала в исследованиях российских экономистов - А. А. Исаева, П. А. Тверского, И. Г. Блюмина, Е. Л. Хмельницкой, И. Д. Иванова, С. М. Никитина, С. М. Меньшикова, И. Е. Рудакова, Г. В. Полунина, В. Г. Шемятенкова, И. В. Стародубровской, В.И.Видяпина, А.И.Добрынина, Г.П.Журавлевой, В.В.Радаева А.Ю.Юданова и многих других.
1. Конкуренция как экономическая категория
1.1 Определение
конкуренции с позиции
Конкуренция является одной
из важнейших категорий
Начальным хронологическим
периодом исследования конкуренции
обычно считается меркантилизм. Но
в данном случае приходится отступать
от традиции, потому что западные историки
экономических учений отрицают их вклад
в экономическую теорию, считая пионерами
физиократов, за которыми утвердилась
эта роль, рассматривающих конкуренцию
как естественную форму рыночных
отношений. Физиократы выступали как
сторонники невмешательства государства
в экономическую жизнь страны,
противники всякого рода монополий,
защитники свободы
В отличие от политики физиократов, политика меркантилизма была направлена на ограничение ввоза иностранных товаров и обеспечения льгот на те или иные формы торговли, то есть, направлена на ограничение конкуренции. Таким образом, вклад меркантилистов в развитие теории конкуренции огромен. Об этом говорит и тот факт, что их политика существует и поныне. Один из крупнейших представителей этой школы Т. Мен главной заботой государства считал обеспечение правила «Продавать иностранцам ежегодно на большую сумму, чем мы покупаем у них». Только с помощью активной внешней торговли, по его мнению, можно привлечь в страну те «единственные деньги, которые у нас остаются и которыми мы обогащаемся».
Различные представления конкуренции сложились не сразу, они формировались на протяжении нескольких столетий.
Основоположником классической
концепции конкуренции
Конкуренция выступает в качестве силы, возвращающей рынок через механизм взаимодействия спроса и предложения к некоей точке равновесия. Сама же точка равновесия определяется как «совокупность выгод и невыгод различных применений труда и капитала».
В этой трактовке конкуренции
необходимо заметить, что А. Смит отмечал,
что конкуренция касается не только
производителей (продавцов) но и покупателей
стремящихся сделать более
Исследование теории конкуренции Д. Рикардо послужило развитию идеи ценового регулирования рынка с помощью конкуренции. Он построил теоретическую модель совершенной конкуренции при функционировании рыночной системы в долгосрочной перспективе. Для условий, рассмотренных Д. Рикардо, принципиальным является то, что цены складываются только под воздействием спроса и предложения в результате конкурентной борьбы. Решающее значение в установлении баланса цен играет конкуренция. Обобщающим элементом исследования стал «закон рынков», который является постулатом тенденции равновесного состояния при полной занятости. Таким образом, Риккардо являясь последователем Смита, значительно дополнил и углубил существующую на тот момент модель совершенной конкуренции. Однако его работа касалась только совершенной конкуренции, которая является лишь частью конкурентных отношений.
Интерес представляет и идея совершенной конкуренции Дж.С.Милля. «Принимая во внимание то, что конкуренция является единственным регулировщиком цен, заработной платы, ренты, она сама по себе является законом, который устанавливает правила этого регулирования». Им был сделан существенный вклад в теорию конкуренции: разработано уравнение международного спроса, выделены так называемые не конкурирующие группы на рынке, дана тройственная классификация ценовой эластичности спроса, разработаны понятия экономии на масштабах, альтернативных издержек. Обратим внимание на широту понимания конкуренции Дж.С.Милля, «конкуренция сама по себе является законом» то есть он подчеркивает значение конкуренции, заложенной в самой природе экономических отношений.
С несколько иной точки зрения рассматривает модель совершенной конкуренции К.Маркс. По его мнению, конкуренция, регулируя распределение капитала между отраслями, способствует тенденции нормы прибыли к понижению, образованию средней нормы прибыли. «Равенство прибыли во всех отраслях промышленности и народного хозяйства предполагает полную свободу конкуренции, свободу перелива капитала из одной отрасли в другую. А частная собственность на землю создает монополию, помеху этому свободному переливу. В силу этой монополии, например, продукты сельского хозяйства, отличающегося более низким строением капитала и более высокой нормой прибыли, не идут в вполне свободный процесс выравнивания нормы прибыли; собственник земли, как монополист, получает возможность удержать цену выше средней, а эта монопольная цена рождает абсолютную ренту». Заслугой К.Маркса является то, что он впервые рассмотрел конкуренцию с позиций теории стоимости, а так же понимание того, что конкуренция затрагивает не только определенные сегменты рынка, но и целые отрасли.
1.2 Принцип естественного отбора и конкуренция: общее и различия. Формирование рынка совершенной конкуренции
Конкуренция – наиболее
действенный элемент рыночного
механизма хозяйствования, выражающийся
в форме взаимодействия рыночных
субъектов. Более того, при помощи
конкуренции осуществляется регулирование
пропорций общественного
Устоявшимся правилом рыночной
экономики является стимулирование
конкурентных отношений. Оно выражается
в том, что государство формирует
соответствующие условия
Когда-то преобладал рынок совершенной конкуренции. Он был связан с широким распространением относительно небольших предприятий и отображал начальный этап концентрации производства. В настоящее время господствует несовершенная конкуренция. Её появлению способствовало разрастание крупного производства и возникновение монополий.
К рынку совершенной конкуренции относят такой тип рыночной структуры, когда огромное количество продавцов обеспечивает конкуренции широкие возможности. Часто его называют рынком чистой конкуренции. Он может быть устойчив лишь в том случае, если в основе его существования присутствуют все необходимые условия:
1.Большое число фирм, производящих
однородную продукцию, и
Теоретически описанная выше ситуация, строго говоря, невозможна. Действительно, сдвиг кривой индивидуального предложения любого производителя неминуемо приведет к некоторому сдвигу кривой рыночного (суммарного) предложения, что вызовет изменение равновесной цены. Однако в реальной жизни небольшие фирмы обычно не влияют на рыночную цену. Чтобы устранить это противоречие малость субъектов рынка трактуют как ситуацию, в которой доля каждой фирмы в общем объеме продаж бесконечно мала, а число фирм отрасли бесконечно велико. Примером служат рынки сельскохозяйственной продукции, фондовая биржа и рынок иностранных валют.
Фирма, имеющая свою продукцию на конкурентном рынке, называется конкурентной фирмой, т.к. эти фирмы не могут воздействовать на цену, они выступают как принимающие цену (ценополучатели).
2.Однородность продукции разных предприятий, то есть нет опасности, что потребители в массе своей предпочтут товары одной из фирм из-за их разительного превосходства по свойствам или качеству от продукции других фирм. Например, рынок картофеля, весьма вероятно, конкурентный. Много фермеров продает картофель каждый день. Ни один из них не имеет более 1% объема продаж на рынке за день. Если доля одного из них, за счет дополнительно проданного картофеля возрастает до 2%, то это никак не повлияет на рыночную цену.
В терминах теории полезности однородность продукта означает, что продукты разных производителей полностью взаимозаменяемы для каждого покупателя, причем предельная норма замещения одного продукта другим равна единице. Например, замена в наборе апельсина одного производителя на апельсин другого производителя не изменяет полезности набора. В соответствии с рисунком 1.1 каждая кривая безразличия покупателя представляет собой отрезок прямой, наклоненный к осям координат под углом 450.