Конкуренция и монополия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 21:41, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование природы конкуренции и монополии как экономических категорий и системный анализ государственной антимонопольной политики Российской Федерации на федеральном и региональном уровнях государственной власти. В соответствии с целью исследования были определены и решались основные задачи: - рассмотреть конкуренцию как экономическую категорию; - дать характеристику монополии как экономической категории; - провести исследование антимонопольного законодательства; - провести анализ государственной антимонопольной политики на уровне субъекта Российской Федерации - Краснодарского края.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………2
1. Конкуренция как экономическая категория………………………………..4
1.1 Определение конкуренции с позиции различных методологических подходов………………………………………………………………………....4
1.2 Принцип естественного отбора и конкуренция: общее и различия. Формирование рынка совершенной конкуренции……………………………6
1.3 Конкуренция и её конечный результат: образование монополии……….9
2. Монополия как экономическая категория………………………………...12
2.1 Определение монополии с позиции различных методологических подходов………………………………………………………………………..12
2.2 Виды монополии и их место в современной экономике………………..14
2.3 Рынок несовершенной конкуренции……………………………………..17
3. Антимонопольное законодательство как способ формирования эффективной рыночной экономики………………………………………….19
3.1 Возникновение антимонопольного законодательства………………….19
3.2 Антимонопольное законодательство в Российской Федерации…….…20
3.3 Проблемы антимонопольного законодательства в Краснодарском крае……………………………………………………………………...……..22
Заключение………………………………………………………..………......24
Список литературы………………………………………………………...…26

Файлы: 1 файл

конкуренция и монополия.docx

— 70.83 Кб (Скачать файл)

Результатами успешного  отстаивания исковых требований могли быть также  штрафы и тюремное заключение. Далее, стороны, пострадавшие от  незаконных объединений или тайных сговоров, могли предъявить иск о возмещении в троекратном размере причиненного им ущерба.

Закон Шермана завоевал голоса законодателей и привлек пожертвования от фермеров и мелких предпринимателей, считавших, что антитрестовское законодательство защитит их от более эффективных конкурентов, а билль о тарифах поддержали все американские производители, крупные и мелкие. То есть в политическом смысле закон Шермана был весьма успешным.

3.2 Антимонопольное  законодательство в Российской  Федерации

Главной задачей антимонопольного регулирования является сохранение баланса конкурентных и монопольных  сил, ограничение крайних форм монополизма  и развитие конкурентной рыночной среды. Оно направлено на демонополизацию  производства и борьбу против недобросовестной конкуренции. Необходимость использования  антимонопольного законодательства диктуется  общественными интересами, поскольку  только так можно добиться обеспечения потребителей качественными товарами по относительно приемлемой цене.

Первая попытка создания антимонопольного законодательства в  России предпринималась еще в 1908 г. За образец был взят закон Шермана. Однако организации российских предпринимателей не поддержали закона и сумели сорвать его принятие.

На настоящий момент монополистическая  деятельность в РФ – это противоречащие антимонопольному законодательству действия или бездействие хозяйствующих  субъектов, федеральных органов  исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов  местного самоуправления, направленные на недопущение, ограничение или  устранение конкуренции. Специфика  российских монополий сказалась  и на особенностях законодательного регулирования их деятельности. В  капиталистических странах монополии  появились, когда уже существовали рыночные отношения, и государство, чтобы воспрепятствовать удушению конкуренции, стало вводить ограничивающие нормы. Российское законодательство о  конкуренции разрабатывалось при  сильных монополиях и лишь формирующихся  рыночных отношениях. Поэтому для  нашей страны важно не только ограничивать монополизм и злоупотребления доминирующим положением, добиваться соблюдения правил конкуренции, наказывать за их нарушения, но и создавать конкурентную среду, проявляя политическую волю.

Антимонопольное регулирование  настаивает на честную, цивилизованную конкуренцию, когда побеждают не с помощью сомнительных приёмов, а низкой ценой, высоким качеством, предложением выгодных контрактов.

В России в основу антимонопольного регулирования положен европейский  принцип контроля и регулирования, что было закреплено Законом «О конкуренции  и ограничении монопольной деятельности на товарных рынках» от 22 апреля 1991 г., который стал первым нормативным  актом, направленным на развитие конкуренции  в России.

Дальнейшее развитие нормативной  базы Российской Федерации в области  защиты и развития конкуренции было связано с принятием новой  Конституции и ГК РФ, вслед за которым были сделаны соответствующие  изменения и дополнения почти  во все статьи закона РФ от 25 мая 1995 г. «О конкуренции и ограничении  монопольной деятельности на товарных рынках»

Государственная программа  предусматривает следующие требования и задачи, которые необходимо реализовать  в процессе демонополизации и  развития добросовестной конкуренции: ориентация на создание конкурентного рынка, защита интересов потребителей; комплексность задач демонополизации, увеличение числа поставщиков и объёма поставок продукции, снижение барьеров для входа на рынок; развитие предпринимательства и создание малых предприятий для насыщения рынков конечной продукцией этих предприятий.

Со вступлением в силу Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» утрачивают силу Закон РФ «О конкуренции и  об ограничении монополистической  деятельности» и Федеральный  закон «О защите конкуренции на рынке  финансовых услуг».

Новый закон о конкуренции  направлен на совершенствование  правового инструментария и на повышение  эффективности мер по пресечению нарушения антимонопольного законодательства.

Российская антимонопольная  политика сегодня – не только предмет  дискуссий. На самом высоком уровне обсуждается возможность смягчения  правового регулирования слияний, а также пересмотр перечня  злоупотреблений доминирующим положением.

3.3 Проблема антимонопольного  законодательства в Краснодарском  крае

Антимонопольное регулирование  в Краснодарском крае осуществляется на основе законодательства Российской Федерации. 

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный  орган – федеральный антимонопольный  орган и его территориальные  органы.

В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 26.07.2006 г.  
№ 135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган выполняет следующие основные функции:

- обеспечивает государственный  контроль за соблюдением антимонопольного законодательства;

- выявляет нарушения антимонопольного  законодательства, принимает меры  по прекращению нарушения антимонопольного  законодательства и привлекает  к ответственности за такие  нарушения;

- предупреждает монополистическую  деятельность, недобросовестную конкуренцию,  другие нарушения антимонопольного  законодательства;

- осуществляет государственный  контроль за экономической концентрацией

Необходимо остановиться на последовательном развитии антимонопольного регулирования в Краснодарском  крае. Если рассматривать 1990-е годы, то за реализацией государственной  антимонопольной политики на территории Краснодарского края следило Краснодарское  антимонопольное управление. Управление успешно справлялось с функциями  контроля и содействия развитию конкуренции, несмотря на давление со стороны экономических  и властных структур в период процесса приватизации – одной из наиболее сложных реформ в государственной  политике демонополизации. Государственная  антимонопольная политика в регионе  велась по четырем направлениям: контроль за соблюдением антимонопольного законодательства; содействие формированию здоровых рыночных отношений на основе развития предпринимательства и конкуренции; предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; защита прав потребителей. Анализ деятельности антимонопольного управления в Краснодарском крае в рассматриваемый период, свидетельствует о том, что Управление входило в число наиболее эффективно действующих подразделений антимонопольных органов России. С точки зрения развития процессов демонополизации экономики Краснодарского края, наиболее активными для Управления стали 1996-1997 годы, что объясняется попытками ограничения конкуренции и нарушения антимонопольного законодательства со стороны исполнительной власти Краснодарского края.

Для поддержания конкуренции  в Краснодарском крае необходимо развитие малого и среднего бизнеса. На сегодняшний день, ситуация в  сфере развития малого и среднего предпринимательства в Краснодарском  крае характеризуется определенными  системными проблемами, которые оказывают  негативное влияние как на увеличение числа малых предприятий, так  и их отраслевую структуру. Торговля превалирует над производством  с высокой добавленной стоимостью. Большинство малых предприятий  концентрируется в оптовой и  розничной торговле.

Исправить данную ситуацию может только комплексный подход, который позволит снизить высокие  издержки малого и среднего бизнеса. Принципом должно стать упрощение ведения предпринимательской деятельности, в первую очередь в промышленно-производственной и инновационной сферах.

В Краснодарском крае в 2009 г. и реализуется долгосрочная краевая  целевая программа «Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства  в Краснодарском крае» на 2009 – 2012 годы. Объем финансирования программы  за счет средств краевого бюджета составляет 340 млн. рублей. Основными задачами программы являются следующие:

- развитие кредитно-финансовых  механизмов поддержки субъектов  малого и среднего предпринимательства,  развитие микрофинансирования;

- поддержка субъектов  малого и среднего предпринимательства  Краснодарского края, осуществляющих  инновационную деятельность;

- развитие инфраструктуры  поддержки малого и среднего  предпринимательства;

- совершенствование внешней  среды для развития малого  и среднего предпринимательства;

- поддержка муниципальных  программ развития малого и  среднего предпринимательства

Безусловно, решение данных задач будет способствовать развитию конкурентной среды в крае. Так  в качестве одного из целевых индикаторов  принята динамика количество субъектов  малого и среднего предпринимательства, что отвечает решения одной из задач Программы развития конкуренции  в Краснодарском крае – появление  новых участников на товарных рынках.

 

Заключение

Конкуренция является важной категорией в экономике, неотъемлемым элементом рыночного механизма  хозяйствования, поэтому необходимо всестороннее изучение этого явления.

Представления о конкуренции  формировались долгое время. Данную проблему изучали ведущие экономисты А.Смит, Д. Рикардо, Дж.С.Милль, К.Маркс.

Сущность конкуренции  проявляется в состязательности товаропроизводителей за наиболее выгодные сферы приложения капитала, поиск  рынков сбыта готовой продукции, источников сырья. Предприниматели, обладающие новаторским поведением, обычно побеждают  в конкурентной борьбе, в этом проявляется  «естественный отбор», который осуществляется рынком.

В условиях совершенной конкуренции  связь между производителями  осуществляется только через рынок  и отдельная фирма при реализации своей продукции не оказывает  влияния на условия реализации на рынке.

Конкуренция неотъемлема  от монополии. Если конкуренция означает состязательность большого числа покупателей  и продавцов, находящихся в равном положении, то монополия есть ограничение  свободной конкуренции, доминирование на рынке отдельных крупных предпринимателей. Чем сильнее монополия, тем слабее конкуренция.

Научные изыскания и практические разработки проблемы монополии в  целом и отдельных ее направлений  представлены в трудах таких знаменитых ученых как А. Маршалла, который впервые  подверг критике модель совершенной  конкуренции, А. Смита, Дж. Робинсон, Э.Чемберлина.

Монополией называют чаще всего крупную корпорацию, которая  сосредотачивает в своих руках  значительную долю производства и сбыта  товаров и господствует на рынке  с целью извлечения высокой прибыли. Монополия имеет различные формы: картель, концерн, синдикат, трест, консорциум, конгломерат. А также виды: предпринимательская, государственная, естественная.

Западные и российские экономисты сходятся на том, что имеется  четыре типа рыночных ситуаций: совершенная  конкуренция, монополия, монополистическая  конкуренция и олигополия. Монопольный  рынок, рынок монополистической  конкуренции и олигополию объединяют в один тип рынка, называемый рынком несовершенной конкуренции. Рынок  несовершенной конкуренции обуславливает  появление новых черт в поведении  товаропроизводителя и формирование рыночного равновесия.

Конкуренция является наиболее эффективным рыночным механизмом саморегулирования. В то же время монополизация производства представляет собой объективный  процесс. Она связана с концентрацией  производства и и ростом размеров предприятий. Появляется власть над рынком. Это обстоятельство противоречит логике экономического развития, ибо подрывает экономический рост, снижает общую эффективность производства, ведёт к проявлениям паразитизма, тормозит научно-технический прогресс, поскольку монополии во многих случаях могут обойтись без применения технических новинок. В целях избежания подобных ситуаций во многих развитых странах, в том числе и в России, введено антимонопольное регулирование. Его целью является регулирование отраслевой структуры посредством прямого запрета слияния компаний, доминирующих на рынке.

История антимонопольного законодательства связана с законодательными органами штатов, принятием закона Шермана.

В России в основу антимонопольного регулирования положен европейский  принцип контроля и регулирования, что было закреплено Законом «О конкуренции  и ограничении монопольной деятельности на товарных рынках» от 22 апреля 1991 г., который стал первым нормативным  актом, направленным на развитие конкуренции  в России.

Шагом в направлении совершенствования  антимонопольной политики является пересмотр её теоретических оснований  с переориентацией на другие задачи. Главным направлением среди них  представляется выработка политики противодействия ограничению конкуренции  органами государственной власти и  местного самоуправления. Вторая по значимости задача – забота об общественном благосостоянии, а не о благосостоянии конкурента.

Информация о работе Конкуренция и монополия