Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 21:41, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование природы конкуренции и монополии как экономических категорий и системный анализ государственной антимонопольной политики Российской Федерации на федеральном и региональном уровнях государственной власти. В соответствии с целью исследования были определены и решались основные задачи: - рассмотреть конкуренцию как экономическую категорию; - дать характеристику монополии как экономической категории; - провести исследование антимонопольного законодательства; - провести анализ государственной антимонопольной политики на уровне субъекта Российской Федерации - Краснодарского края.
Введение…………………………………………………………………………2
1. Конкуренция как экономическая категория………………………………..4
1.1 Определение конкуренции с позиции различных методологических подходов………………………………………………………………………....4
1.2 Принцип естественного отбора и конкуренция: общее и различия. Формирование рынка совершенной конкуренции……………………………6
1.3 Конкуренция и её конечный результат: образование монополии……….9
2. Монополия как экономическая категория………………………………...12
2.1 Определение монополии с позиции различных методологических подходов………………………………………………………………………..12
2.2 Виды монополии и их место в современной экономике………………..14
2.3 Рынок несовершенной конкуренции……………………………………..17
3. Антимонопольное законодательство как способ формирования эффективной рыночной экономики………………………………………….19
3.1 Возникновение антимонопольного законодательства………………….19
3.2 Антимонопольное законодательство в Российской Федерации…….…20
3.3 Проблемы антимонопольного законодательства в Краснодарском крае……………………………………………………………………...……..22
Заключение………………………………………………………..………......24
Список литературы………………………………………………………...…26
Результатами успешного отстаивания исковых требований могли быть также штрафы и тюремное заключение. Далее, стороны, пострадавшие от незаконных объединений или тайных сговоров, могли предъявить иск о возмещении в троекратном размере причиненного им ущерба.
Закон Шермана завоевал голоса законодателей и привлек пожертвования от фермеров и мелких предпринимателей, считавших, что антитрестовское законодательство защитит их от более эффективных конкурентов, а билль о тарифах поддержали все американские производители, крупные и мелкие. То есть в политическом смысле закон Шермана был весьма успешным.
3.2 Антимонопольное законодательство в Российской Федерации
Главной задачей антимонопольного регулирования является сохранение баланса конкурентных и монопольных сил, ограничение крайних форм монополизма и развитие конкурентной рыночной среды. Оно направлено на демонополизацию производства и борьбу против недобросовестной конкуренции. Необходимость использования антимонопольного законодательства диктуется общественными интересами, поскольку только так можно добиться обеспечения потребителей качественными товарами по относительно приемлемой цене.
Первая попытка создания антимонопольного законодательства в России предпринималась еще в 1908 г. За образец был взят закон Шермана. Однако организации российских предпринимателей не поддержали закона и сумели сорвать его принятие.
На настоящий момент монополистическая
деятельность в РФ – это противоречащие
антимонопольному законодательству действия
или бездействие хозяйствующих
субъектов, федеральных органов
исполнительной власти, органов исполнительной
власти субъектов РФ и органов
местного самоуправления, направленные
на недопущение, ограничение или
устранение конкуренции. Специфика
российских монополий сказалась
и на особенностях законодательного
регулирования их деятельности. В
капиталистических странах
Антимонопольное регулирование настаивает на честную, цивилизованную конкуренцию, когда побеждают не с помощью сомнительных приёмов, а низкой ценой, высоким качеством, предложением выгодных контрактов.
В России в основу антимонопольного
регулирования положен
Дальнейшее развитие нормативной базы Российской Федерации в области защиты и развития конкуренции было связано с принятием новой Конституции и ГК РФ, вслед за которым были сделаны соответствующие изменения и дополнения почти во все статьи закона РФ от 25 мая 1995 г. «О конкуренции и ограничении монопольной деятельности на товарных рынках»
Государственная программа
предусматривает следующие
Со вступлением в силу Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» утрачивают силу Закон РФ «О конкуренции и об ограничении монополистической деятельности» и Федеральный закон «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг».
Новый закон о конкуренции направлен на совершенствование правового инструментария и на повышение эффективности мер по пресечению нарушения антимонопольного законодательства.
Российская антимонопольная
политика сегодня – не только предмет
дискуссий. На самом высоком уровне
обсуждается возможность
3.3 Проблема антимонопольного
законодательства в
Антимонопольное регулирование в Краснодарском крае осуществляется на основе законодательства Российской Федерации.
В соответствии со статьей 4
Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ
«О защите конкуренции» антимонопольный
орган – федеральный
В соответствии со статьей 22
Федерального закона от 26.07.2006 г.
№ 135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный
орган выполняет следующие основные функции:
- обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства;
- выявляет нарушения
- предупреждает
- осуществляет государственный контроль за экономической концентрацией
Необходимо остановиться
на последовательном развитии антимонопольного
регулирования в Краснодарском
крае. Если рассматривать 1990-е годы,
то за реализацией государственной
антимонопольной политики на территории
Краснодарского края следило Краснодарское
антимонопольное управление. Управление
успешно справлялось с
Для поддержания конкуренции
в Краснодарском крае необходимо
развитие малого и среднего бизнеса.
На сегодняшний день, ситуация в
сфере развития малого и среднего
предпринимательства в
Исправить данную ситуацию может только комплексный подход, который позволит снизить высокие издержки малого и среднего бизнеса. Принципом должно стать упрощение ведения предпринимательской деятельности, в первую очередь в промышленно-производственной и инновационной сферах.
В Краснодарском крае в 2009
г. и реализуется долгосрочная краевая
целевая программа «
- развитие кредитно-финансовых
механизмов поддержки
- поддержка субъектов
малого и среднего
- развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;
- совершенствование внешней
среды для развития малого
и среднего
- поддержка муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства
Безусловно, решение данных задач будет способствовать развитию конкурентной среды в крае. Так в качестве одного из целевых индикаторов принята динамика количество субъектов малого и среднего предпринимательства, что отвечает решения одной из задач Программы развития конкуренции в Краснодарском крае – появление новых участников на товарных рынках.
Заключение
Конкуренция является важной категорией в экономике, неотъемлемым элементом рыночного механизма хозяйствования, поэтому необходимо всестороннее изучение этого явления.
Представления о конкуренции формировались долгое время. Данную проблему изучали ведущие экономисты А.Смит, Д. Рикардо, Дж.С.Милль, К.Маркс.
Сущность конкуренции проявляется в состязательности товаропроизводителей за наиболее выгодные сферы приложения капитала, поиск рынков сбыта готовой продукции, источников сырья. Предприниматели, обладающие новаторским поведением, обычно побеждают в конкурентной борьбе, в этом проявляется «естественный отбор», который осуществляется рынком.
В условиях совершенной конкуренции
связь между производителями
осуществляется только через рынок
и отдельная фирма при
Конкуренция неотъемлема от монополии. Если конкуренция означает состязательность большого числа покупателей и продавцов, находящихся в равном положении, то монополия есть ограничение свободной конкуренции, доминирование на рынке отдельных крупных предпринимателей. Чем сильнее монополия, тем слабее конкуренция.
Научные изыскания и практические разработки проблемы монополии в целом и отдельных ее направлений представлены в трудах таких знаменитых ученых как А. Маршалла, который впервые подверг критике модель совершенной конкуренции, А. Смита, Дж. Робинсон, Э.Чемберлина.
Монополией называют чаще
всего крупную корпорацию, которая
сосредотачивает в своих руках
значительную долю производства и сбыта
товаров и господствует на рынке
с целью извлечения высокой прибыли.
Монополия имеет различные
Западные и российские
экономисты сходятся на том, что имеется
четыре типа рыночных ситуаций: совершенная
конкуренция, монополия, монополистическая
конкуренция и олигополия. Монопольный
рынок, рынок монополистической
конкуренции и олигополию объединяют
в один тип рынка, называемый рынком
несовершенной конкуренции. Рынок
несовершенной конкуренции
Конкуренция является наиболее
эффективным рыночным механизмом саморегулирования.
В то же время монополизация
История антимонопольного законодательства связана с законодательными органами штатов, принятием закона Шермана.
В России в основу антимонопольного
регулирования положен
Шагом в направлении