Конкуренция. Монополия. Образование и виды монополий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 18:16, контрольная работа

Описание работы

Конкуренция - это один из важнейших признаков рыночного хозяйства, определяющий его сущность.
Понятие “конкуренция” происходит от латинского concurrere -сталкиваться. Оно означает соперничество между отдельными субъектами рыночного хозяйства за наиболее выгодные условия производства и реализации товаров.
Из определения конкуренции ясно главное условие ее существования - наличие свободного рынка. Действительно, только в условиях рыночного хозяйства возможно наличие нескольких конкурирующих субъектов, которые могут свободно изменять цены, качество и условия продажи товара, т.е. применять главные орудия конкуренции.

Содержание работы

Введение
Контрльный теоритический вопрос
Контрольные тестовые задания
Задача
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по экономической теории.docx

— 30.99 Кб (Скачать файл)
  1. Введение
  2. Контрльный теоритический вопрос
  3. Контрольные тестовые задания
  4. Задача
  5. Заключение
  6. Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Вступление 

Конкуренция - это один из важнейших признаков рыночного хозяйства, определяющий его сущность.

Понятие “конкуренция”  происходит от латинского concurrere -сталкиваться. Оно означает соперничество между  отдельными субъектами рыночного хозяйства  за наиболее выгодные условия производства и реализации товаров.

Из определения конкуренции  ясно главное условие ее существования - наличие свободного рынка. Действительно, только в условиях рыночного хозяйства  возможно наличие нескольких конкурирующих  субъектов, которые могут свободно изменять цены, качество и условия  продажи товара, т.е. применять главные  орудия конкуренции.

Конкурентная борьба за экономическое  процветание и выживавшие - экономический  закон рыночного хозяйства. Это  борьба среди продавцов, среди покупателей, между продавцами и покупателями. Продавцы хотят продать свою продукцию  подороже, но конкуренция вынуждает  их снижать цены, чтобы привлечь покупателей. В этих целях на рынке  применяется демпинг - продажа товаров  по чрезвычайно низким ценам.

В конкуренции среди покупателей  побеждает тот, кто готов приобрести товар по самой высокой цене ( такое часто бывает в условиях дефицита товара).

В борьбе между продавцами и покупателями выигрывают те, кто  более сплочен и имеет возможность  навязать выгодную для себя цену.

Различают разные виды конкуренции:

- конкуренция определенного  товара;

- видовая конкуренция  (по цене и качеству);

- ценовая и неценовая  конкуренция;

- совершенная и несовершенная  конкуренция и др.

В экономике наибольшую роль играет деление конкуренции на совершенную  и несовершенную (монополистическую).

 

II. Совершенная  и несовершенная конкуренция.

Основные формы конкуренции  и их признаки представлены в таблице 1.

Таблица 1

Формы конкуренции и их признаки

Формы конкуренции

Признаки, определяющие форму  конкуренции

Степень контроля над ценами

Совершенная

Множество фирм, производящих данный продукт. Полная однородность производимой продукции.

Отсутствие ограничений  для межотраслевого перелива капитала.

Полная информация, т.е. совершенное  знание рынка потребителями и  производителями.

Отсутствие контроля над  ценами.

Несовершенная

I. Монополия (чистая)

 

II. Дуополия

 

III.Олигополия

 

IV.Монополистическая конкуренция  с дифференциацией продукции

 

Данный продукт производится только одной фирмой (отрасль состоит  из одной фирмы)

Производство данного  вида продукции сосредоточено на двух фирмах.

Производится однородная продукция.

Относительно небольшое  количество фирм, производящих данный вид продукции.

Множество производителей много  действительных или воображаемых различий в продукции.

 

Очень высокая степень  контроля над ценами.

 

Частичный контроль над ценами.

 

Частичный контроль над ценами.

 

Очень слабый контроль над  ценами.


 

Совершенная, или чистая, конкуренция - это такая модель рынка, при которой влияние каждого  участника экономического процесса на ситуацию на рынке настолько мало, что им можно пренебречь.

“Понятие “монополистическая конкуренция” - это вызов традиционной точке зрения экономической науки, согласно которой конкуренция и  монополия - альтернативные понятия ,а  отдельные цены следует объяснять  либо в категориях конкуренции, либо в категориях монополии.Мы, напротив, считаем, что большинство экономических  ситуаций представляет собой составные  явления, включающие и конкуренцию, и монополию,что повсюду,где это  имеет место, будет ошибкой не учитывать одну из этих составных  частей и рассматривать ситуацию как составную целиком (хотя бы и “несовершенным” образом)”[Загорулько, с.125].]

1.Монополия

Образование и виды монополий

Как уже было сказано,чистая монополия - это абстракция, ситуация, не существующая в реальной действительности. Однако иногда на рынке наблюдаются  ситуации, близкие к ней.

Монополия в широком смысле - это такая модель организации  рынка, при которой число продавцов  становится столь малым, что каждый продавец уже в состоянии оказать  влияние на общий объем предложения, а значит и на цену продаваемого товара. Монополия в узком смысле - это фирма, которая не имеет конкурентов.

Увеличение масштабов  производства в процессе концентрации осуществляется по следующим направлениям:

- горизонтальная интеграция - слияние двух или более компаний,занятых  в одной сфере производства;

- вертикальная интеграция - комбинация разноотраслевых компаний, производство в которых связано  единой технологической цепью;

- диверсификация - комбинация  разноотраслевых компаний, технологически  не связанных между собой.

Однако, это относится  не ко всем видам монополий, а только к искусственной, которая формируется  на основе сговора или подавления конкурентов. Кроме искусственной, существуют случайная и естественная монополии. Случайная монополия - это  результат ограниченного во времени  превышения спроса над предложением, т.е. поиск рыночной ниши. Естественной монополией обладают собственники и  хозяйствующие субъекты,имеющие  в своем распоряжении редкие или  невоспроизводимые элементы производства.

То есть естественная монополия  существует не потому,что доступ новых  фирм в отрасль затрудняют искуственные препятствия.Ее существование объясняется  прежде всего соображениями выгоды. некоторых отраслях средние издержки в долгосрочной перспективе будут  минимальными,если отрасль представлена только одной, а не несколькими конкурирующими фирмами.Это относится, например, к  местному обеспечению электроэнергией, газом, телефонной связью.

То, что говорилось выше об искуственных препятствиях доступу  новых фирм в отрасль, не совсем точно - на самом деле естественная монополия  сама является препятствием. Всего  же экономисты насчитывают пять препятствий, затрудняющих доступ новых фирм на рынок,или, как их еще называют,входных  барьеров при вступлении на рынок.

1) Правительство наделяет  фирмы исключительными правами.Имеется  в виду правительственные лицензии  на определенный вид деятельности,которые  часто выдаются компаниям - естественным  монополиям.

2) Собственность на невоспроизводимые  и редкие ресурсы или обладание  уникальными человеческими дарованиями.  Это относится, например, к алмазной  компании”Де Бирс” - монополисту  алмазов на мировом рынке.Уникальными  человеческими дарованиями обладают, например, артисты и спортсмены - их можно назвать монополистами  своего таланта.

3) Авторские права и  патенты. Фирма, чья деятельность  защищена патентом, обладает исключительным  правом на продажу лицензий, что  дает ей монополистическое преимущество.

4) Эффект масштаба, позволяющий  снижать издержки, и вместе с  тем наращивать объем выпуска  продукции. Он часто наблюдается  в ситуации естественной монополии.  Примером в данном случае может  служить рынок автомобилестроения.

5) Нелегальные методы  борьбы с новыми потенциальными  конкурентами вплоть до угрозы  физического уничтожения (мафиозные  структуры).

 

Организационные формы монополий

В современных условиях монополии  часто существуют в форме моно-полистических  союзов. При этом все фирмы, составляющие отрасль, объединяются в союз и выступают  либо как одна фирма, либо как неконкурирующие  компании. Существует несколько организационных форм таких монополистических союзов.

Картели - монополистические  соглашения о квотах выпускаемой  продукции и разделе рынков сбыта.

Синдикаты - монополистические  объединения с целью организации  совместного сбыта продукции.

Тресты - монополистические  объединения на основе совместной собственности  и общего управления производством  и сбытом товаров.

Концерны - многоотраслевая  система предприятий с единым финансовым центром, где общность разветвленной  технологии обуславливает многофункциональность  выпускаемой продукции.

Конгломераты - объединения, основанные на проникновении крупных  корпораций в отрасли, не имеющие  произвоизводственной и технологической  связи с традиционными сферами  деятельности головной фирмы.

Ценообразование в условиях монополии

Иногда думают, что монополист совершенно свободен в назначении цен. Но это не совсем так.

Действительно, цель монополии - получение максимально возможного дохода посредством контроля над  ценой или объемом производства на монополизированном рынке, т.е. установления монопольной цены. Но при этом цена не должна быть чрезмерно высокой. Конечно, монополист может продать некоторое  количество своего товара и по очень высокой цене. Но если монополист снизит цену, спрос возрастет, и прибыль может быть ( и часто бывает) выше,чем при очень высокой цене. То есть монополист ищет уровень цен, при котором прибыль была бы максимальной.

Квазимонополия 

Квазимонополия буквально  означает “ как бы монополия”. Это  такая ситуация на рынке, когда в  той или иной сфере деятельности существует один очень крупный производитель  и множество мелких фирм. При этом крупный производитель, меняя объемы производства,устанавливает такую  цену, которая обеспечивает ему максимум прибыли. За ним закрепляется роль лидера в установлении цен. Мелкие же производители  не могут повлиять на цену из-за чрезвычайно  малого объема выпуска продукции  и воспринимают ее как заданную извне.

Монопсония

Все, что было сказано  выше о монополии, относится к  монополии производителя. Но существует также и монополия покупателя - монопсония. Монопсония представляет собой рыночную модель, когда какой-то товар, обычно фактор производства, изготавливается  многими конкурирующими производителями  при наличии одного покупателя. Примером может служить монополия государства  на покупку оружия в некоторых  странах.

В условиях монопсонии монопсонист  имеет довольно большую власть над  ценами, т.е. он сам устанавливает  определенную закупочную цену, на которую  ориентируются производители.

Препятствия монополизации рынка

Очевидно, что вмешательство  монополии в процесс рыночной саморегуляции ведет к перераспределению  общественного богатства в ее пользу. Поэтому государство часто  принимает меры, препятствующие монополизации  рынка. Но кроме административных мер, применяемых правительством, существуют и экономические факторы, противодействующие монополизации рынка, которые свойственны  самому рынку. Все эти факторы  показаны в таблице 2.

Таблица 2

Факторы,противодействующие монополизации рынка

Экономические, свойственные самому рынку

Административные меры, применяемые  правительством стран 

1) Появление товаров - субститутов

2) Частая смена приоритетных  для потребителя товаров как  результат НТР

3) Интернационализация рынка

1) Антистрессовое законодательство, препятствующее тайным сговорам, направленным на поддержание  монопольной цены и установление  контроля над предложением

2) Принудительная демонополизация

3) Налоговая политика, заставляющая  снижать монопольные цены


 

Наиболее известно антимонопольное  законодательство, принятое в США  в конце XIX- начале ХХ века. В это  время экономика США развивалась  спонтанно и была близка к модели совершенной конкуренции. Но так  как экономика не контролировалась государством, то многие крупные фирмы  стали монополистами в своей  области( это естественный процесс, когда фирма, победив соперников в конкурентной борьбе, становится монополистом). Таким образом возникла угроза экономической демократии в  США, которая, в свою очередь, является основой демократии политической. Государство  вынуждено было принять антимонопольное  законодательство. В него входят 3 законодательных  акта.

1) Закон Шермана(1890 год), запрещающий  тайную монополизацию торговли, захват контроля и сговор о  ценах.

2) Закон Клейтона ( 1914 год), запрещающий ограничительную деловую  практику в области сбыта, ценовую  дискриминацию( не для всех  предприятий).

3) Закон Робинсона - Пэтмэна(1936 год), запрещающий ограничительную  деловую практику в области  торговли, в том числе и ценовую  дискриминацию.

Но для того, чтобы применять  эти законы, надо решить ряд вопросов. Во-первых, какой уровень цен надо считать чрезмерно низким или  высоким, что свидельствовало бы о монополистическом захвате  контроля над ценами? Во-вторых, какой  процент отраслевого производства свидетельствует о монополистическом  захвате? В связи с тем, что  эти вопросы очень трудно решить, возникает проблема: когда нужно  применять антимонопольные законы и нужно ли применять их вообще? По этому поводу американский экономист  П.Самуэльсон писал:” Это (закон  Робинсона-Пэтмэна) и другие предложения  закона способствуют ограничению конкуренции.Вместо того, чтобы снизить цену в пользу потребителя, он был направлен на сохранение многих предприятий, несмотря на то, что некоторые из них были малоэффективны.”[Чепурин, с.193].

Таким образом, кроме установления препятствий монополизации рынка, антимонопольное законодательство имеет и негативную сторону: оно  ограничивает конкуренцию и, следовательно, затормаживает развитие наиболее успешных компаний и внедрение технических  новшеств.

 

2.Олигополия

Виды олигополий

Олигополия - наличие на рынке  небольшого числа фирм - производителей данного товара, которые действуют  совместно. Одной из отличительных  черт олигополии является то, что их немного, и они могут воздействовать на рынок индивидуально. Простейшим случаем олигополии является дуополия - участие на рынке двух производителей определенного товара, каждый из которых  может самостоятельно полностью  удовлетворить платежеспособный спрос  на рынке.

Информация о работе Конкуренция. Монополия. Образование и виды монополий