Конкуренция. Монополия. Образование и виды монополий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 18:16, контрольная работа

Описание работы

Конкуренция - это один из важнейших признаков рыночного хозяйства, определяющий его сущность.
Понятие “конкуренция” происходит от латинского concurrere -сталкиваться. Оно означает соперничество между отдельными субъектами рыночного хозяйства за наиболее выгодные условия производства и реализации товаров.
Из определения конкуренции ясно главное условие ее существования - наличие свободного рынка. Действительно, только в условиях рыночного хозяйства возможно наличие нескольких конкурирующих субъектов, которые могут свободно изменять цены, качество и условия продажи товара, т.е. применять главные орудия конкуренции.

Содержание работы

Введение
Контрльный теоритический вопрос
Контрольные тестовые задания
Задача
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по экономической теории.docx

— 30.99 Кб (Скачать файл)

Различают олигополию первого  вида и олигополию второго вида.Олигополия первого вида, или чистая олигополия, наблюдается в отраслях с совершенно однородной продукцией и большим  размером предприятий. Примером чистой олигополии могут служить нефтедобывающие  предприятия. Олигополия второго вида, или дифференцированная олигополия, наблюдается, когда несколько продавцов  продают дифференцированную продукцию. Такая ситуация наблюдается, например, в автомобильной промышленности. Олигополии можно квалифицировать  и по другим признакам. Например, экономисты П.Самуэльсон и В.Нордхаус разделили  олигополии на 3 вида в зависимости  от степени контроля над ценой.

1) Тайная олигополия. Возникает,  когда олигополисты сговариваются.  Рыночная цена в условиях тайной  олигополии соответствует ситуации  одного монополиста.

2) Доминировавшая олигополия - одна из фирм-олигополистов контролирует 60-80% отраслевого рынка. В этом  случае остальные фирмы ориентируются  на цену, установленную компанией  - лидером.

3) Монополистическая конкуренция.  В этом случае на рынке существует  много продавцов и покупателей,  вход и выход фирм из отраслей  свободные, фирмы выпускают дифференцируемую  продукцию. В этом случае фирмы  не могут влиять на цену  друг друга, и контроль каждой  фирмы над ценами на рынке  очень слабый.

3.Монополистическая  конкуренция с дифференциацией  продукции

Монополистическую конкуренцию  можно представить в виде конкуренции  нескольких торговцев, продающих очень  похожие товары(обычно это группа товаров специального назначения).Под  дифференциацией продукции( этот термин ввел Э.Чемберлин) подразумевается  отсутствие однородности благ и услуг. Т.е. продукты отличаются один от другого, хотя они и близки по назначению.

Продавец всегда стремится  сделать свой продукт несколько  отличным от других, чтобы продать  его по более высокой цене. Дифференциация обычно происходит не по основному  назначению продукта, а через различные  попытки продавца создать в сознании потребителя представление, что  его продукт заключает в себе больше полезности, чем конкурирующий.Полезность,которую  несет дифференцированный продукт, является частично психологической  по своей природе.

С помощью дифференциации продукции можно уменьшить эластичность спроса по цене. Часто бывает так, что  цена повышается, а объем спроса при этом не сокращается. Так происходит потому, что покупатели привыкают  к какому-то определенному виду товара со своими уникальными характеристиками, и они не будут покупать товар  другой фирмы даже по более низким ценам.

Из этого следует, что  цена в условиях дифференциации продукции  не является единственным орудием конкуренции. Важнейшим фактором конкуренции  становится еще и качество товара, его различные характеристики, такие  как, например, сорт или упаковка.

В таких условиях очень  большую роль играет реклама. Через  рекламу продавец создает своему товару дифференциацию в сознании покупателей, указывая на его характеристики, отличающие товар от подобных ему. В результате рекламы люди готовы покупать данный товар по более высокой цене, т.е. уменьшается эластичность спроса по цене.

IV. Сочетание различных  форм конкуренции

Здесь были рассмотрены 4 формы  конкуренции: совершенная и несовершенная, включающая в себя монополию, олигополию и монополистическую конкуренцию. Но на самом деле различных моделей  рынка гораздо больше. Ведь, кроме  конкуренции среди продавцов, бывает и конкуренция среди покупателей. Сочетание этих форм конкуренции  создает множество моделей рынка, которые в упрощенном виде представлены в таблице 3.

Таблица 3

спрос

 

предложение

 

Один

п о к у п а т  е л ь 

 

Несколько

 

Много

п Один р

о

Двусторонняя монополия

Ограниченная монополия

Совершенная монополия

д Несколько а

Ограниченная монополия

Двусторонняя олигополия

Олигополия предложения

в Много е

ц

Монопсония

Олигополия спроса

Совершенная конкуренция


 

В данной таблице понятие  “много” означает такое количество рыночных субъектов на рынке, при  котором исключается какое-либо воздействие на ситуацию на рынке  одного из них. Термин “несколько”  означает, что рыночный субъект может  затронуть интересы других своими решениями  и изменить ситуацию на рынке.

V. Роль конкуренции

Очевидно, что главный  результат конкуренции - расширение производства, совершенствование его  техники и организации, повышение  качества товаров, снижение затрат на производство единицы продукции, что  позволяет снижать цены, увеличивать  ассортимент товаров, улучшить обслуживание покупателей. По этому поводу лауреат  Нобелевской премии Ф.фон Хайек  сказал, что общества, полагающиеся на конкуренцию, успешнее других достигают  своих целей и что именно конкуренция  показывает, как можно эффективнее  производить вещи[Ховард,с.190]. Таким  образом, конкуренция - это двигатель  экономического прогресса.

Но конкуренцию нельзя идеализировать. Конкурентные отношения  всегда связаны с необходимостью постоянной борьбы за лучшие условия  существования. В результате этой борьбы появляются не только победители - компании, приумножающие свое богатство, но и  побежденные. С конкуренцией связываются  такие негативные явления, как разорение, обнищание определенной части населения, безработица, нестабильность, социальная несправедливость, инфляция и т.д.

История показала, что конкуренция  в чистом виде, в своей совершенной  форме невозможна. Поэтому государство  вынуждено вмешиваться в экономику, придавая конкуренции “ несовершенные”, искусственные черты.

 

 

Деньги выполняют функцию  средства обращения. Это обозначает что:

в) деньги являются посредником при обмене товаров 

Выберите верные утверждения.Экономические  издержки:

а) включают в себя явные  и неявные издержки, в том числе  нормальную прибыль

 

Заключение

В своей работе я рассмотрел несовершенную конкуренцию  и три ее вида. Несовершенная конкуренция - это конкуренция, при которой  не соблюдается хотя бы один из признаков  совершенной, т.е. участники рынка  обладают рыночной властью. Рынки, на которых  продавцы способны воздействовать на рыночную цену, называются несовершенно конкурентными.

Несовершенная конкуренция  делится на монополию, олигополию и  монополистическую конкуренцию.

Монополия - это  рынок, на котором имеется один продавец, полностью контролирующий ситуацию на рынке. Новые фирмы, желающие проникнуть на монопольный рынок, сталкиваются с барьерами. Эти барьеры бывают экономические, юридические и естественные. Монополия снижает эффективность  экономики.

Олигополия - это  отрасль, в которой большая часть  продаж совершается несколькими  фирмами, каждая из которых способна оказывать влияние на рыночную цену своими собственными действиями. Отдельные  фирмы-олигополисты могут вступать в сговор с целью получения  больших прибылей.

Монополистическая конкуренция - это относительно большое  количество производителей, предлагающих похожую, но не идентичную (с точки  зрения покупателей) продукцию.

В отличие от совершенной  конкуренции монополистическая  предполагает, что каждая фирма продает  особый тип товара, который отличается качеством, оформлением, престижностью, благодаря чему у потребителя  складываются «неценовые предпочтения».

Также в своей  работе я рассказал о реформировании естественных монополий на примере  газовой отрасли.

Реформирование  газовой отрасли предполагало выделение  естественно монопольной (транспортировка  и распределение газа) и потенциально конкурентной (газодобыча и газоснабжение) сфер с их последующим организационным  обособлением.

В третьей части  я рассмотрел несовершенную конкуренцию  в страховом бизнесе. Хотя сама природа  страхования делает конкуренцию  на рынке страховых услуг подобной олигополии, последняя все же имеет  двоякую природу - она, одновременно, удалена и в то же время близка и к модели естественной монополии, и к модели совершенной конкуренции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.     А.С. Булатов, Экономика, 3-е изд.  М.:Юристъ, 2002.

2.     М.А. Сажина / Г.Г.  Чибриков, Экономическая теория, НОРМА  2003.

3.     Носова С.С. Экономическая  теория: Учеб. для вузов. - М.: Гуманит.  изд.

центр ВЛАДОС, 2000.


Информация о работе Конкуренция. Монополия. Образование и виды монополий