Конкуренция в условиях глобализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 22:45, курсовая работа

Описание работы

Цель работы заключается в определении влияния глобализации на экономические системы и возникновение между ними конкуренции. В первой главе, рассматривается процесс глобализации мировой экономики: само понятие глобализации, ее политика, конфликты, возникающие в ее условиях, что такое ТНК, и что понимают под глобализацией западные экономисты. Во второй главе рассматривается участие нашей страны в мировой экономике, с какими сторонами глобализации она сталкивается. Третья глава посвящена понятию конкуренции, которая имеет место во всех сферах экономической и общественной деятельности людей. Каждое государство путем конкурирования стремится занять лидирующие позиции, быть лучше и богаче всех, и чтобы все экономические процессы шли им только на пользу. А конкурентоспособность российской экономики в условиях глобализации рассматривается в четвертой главе: как оценивается конкурентоспособность, что препятствует достижению конкурентных преимуществ и каким же путем стоит развиваться, чтобы устойчиво «встать на ноги».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ……………………..5
Концептуальные основы…………………………………………....5
Политика глобализации……………………………………………..8
Конфликты, возникающие в процессе глобализации…………….12
Понятие ТНК………………………………………………………..13
Глобализация в оценках западных экономистов…………………14
РОССИЯ И ПРОЦЕСС ГЛОБАЛИЗАЦИИ………………………….19
Место России в мировой экономике………………………………19
2.1.1. Опасность ТНК для российских компаний…………………..23
2.1.2. Отношение россиян к ТНК……………………………………23
КОНКУРЕНЦИЯ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗАЦИИ…………………….25
Стратегии конкурентной борьбы…………………………………..30
3.1.2. Недобросовестная конкуренция и ее формы……………………...30
4. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РОССИЙСКОЙ
ЭКОНОМИКИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ…………………...32
4.1. Конкурентоспособность промышленных предприятий…………….33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………39

Файлы: 1 файл

Конкуренция в условиях глобализации.doc

— 277.50 Кб (Скачать файл)

Выделяют три уровня конкурентоспособности экономической  системы. Речь идет, во-первых, о конкурентоспособности  на глобальном (межстрановом) уровне.  Измерение глобальной конкурентоспособности производится на основе макроэкономических показателей в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Во-вторых, выделяется национальная конкурентоспособность, трактуемая как способность национальной экономики в рыночной системе производить и потреблять товары и услуги в условиях конкурентной борьбы с товарами и услугами, производимыми в других странах. При этом обязательным результатом конкуренции должен быть рост уровня жизни населения при соблюдении международных экологических стандартов. В-третьих, конкурентоспособность на микроуровне, понимаемая как конкурентоспособность фирм. Именно на микроуровне конкурентоспособность проявляется как свойство товара, услуги или субъекта рыночных отношений выступать на рынке наравне с уже присутствующими там товарами, услугами или конкурирующими субъектами рыночных отношений.

При развитии мировой  экономики интеграционным путем, страны стремятся друг к другу, становятся более интегрированными, взаимосвязанными, взаимозависимыми. Результатом этого является изменение соотношения сил в мировом масштабе, появление и исчезновение отраслей, изменения сравнительных преимуществ и даже самой идеи национальной экономики, т.е. идет созидательно-разрушительный процесс. В конкурентные отношения вступают уже не только отдельные отрасли, страны, но и целые регионы. Образно такой подход был назван «гонкой без финиша»8. Погоня продолжается. Никто не хочет стоять на месте.

Преимущество большого внутреннего рынка тоже больше не является преимуществом в условиях, когда транспортные затраты незначительны и когда потребители все более и более выбирают предметы потребления прежде всего на основе цены, качества и марки, а соображения о национальной принадлежности производителя уходит на второй план. В этом аспекте глобализация ставит вызовы и может нести разрушительные последствия и для «дорогих» регионов с высокими издержками – регионов Европы, Японии и Северной Америки. Существует опасение, что фирмы в странах с высокими издержками будут перемещать свою деятельность в страны с низкими издержками или не могут не выдержать конкуренции с более дешевыми товарами из более низкозатратных регионов и исчезнут, тем самым, приводя старые индустриальные страны в состояние опустошения и безработицы.

Глобализация мировой  экономики формирует новые конкурентные условия деятельности международных фирм, объективно влияющие на все уровни и сферы их взаимодействия с окружающей средой. Либерализация мировой торговли и финансовой сферы, увеличение импорта капитала, НТП, развитие «новой экономики», углубление международной интеграции и разделения труда способствовали усложнению структуры мирохозяйственных отношений, возникновению и развитию новых форм обеспечения конкурентоспособности на всех уровнях мировой экономической системы.

Специфика реализуемой на мировом рынке продукции предопределяет характер конкуренции на всех его ярусах. Влияние глобализации на факторы конкурентоспособности распространяется в первую очередь на предприятия глобальных отраслей, особенно это касается компаний, занимающихся электронной, информационной и телекоммуникационной техникой. В результате либерализации, дерегулирования, роста капитала промышленных групп количество предприятий данных отраслей непрерывно увеличивается. Такого рода тенденция усиливает конкуренцию, при которой, с одной стороны, все сложнее добиваться и удерживать конкурентные преимущества (увеличиваются затраты на НИОКР, удлиняются сроки их проведения, сокращается жизненный цикл изделий). С другой, - вертикальная интеграция предприятий, относительно невысокие барьеры выхода на рынок, международное антимонопольное регулирование в рамках ВТО увеличили число конкурентов, способных не только преодолеть рыночные барьеры, но и на равных соперничать с существующими на рынке компаниями.

Процессы глобализации мировой экономики качественно изменили конкурентное соперничество компаний, создав предпосылки для более дифференцированного подхода к цели конкурентной борьбы. Если раньше целью конкуренции являлась борьба между компаниями за увеличение прибыли, то в настоящее время целью соперничества рассматривается борьба за каждого потребителя.

При анализе особенностей конкуренции в условиях глобализации выявлены четыре основные движущие силы, которые в совокупности оказывают  непосредственное влияние на ее развитие: рост транснациональных сетей, глобализация спроса и предложений, развитие информационных технологий, дерегулирование рынков. Именно эти силы в ровной степени воздействуют на поведение клиентов, конкурентов, торговых посредников и поставщиков. Изменения в поведении клиентов проявляются прежде всего в двоякой позиции потребителей при покупке товаров. Расширились их возможности одновременно получить выгоды как в отношении цены, так и качества. Клиенты становятся более критичными при выборе товаров вследствие более высокой информированности. Происходит рост заказов и закупок потребительских товаров через средства массовой информации. Предприятиям все труднее «привязывать» к себе клиентов. За последние годы сокращается количество потребителей, которые сохраняют приверженность к  какой-либо одной марке товара.

В поведении конкурентов  также наблюдаются весьма заметные изменения, которые проявляются в первую очередь в двойственном характере их поведения. С одной стороны, обострение конкуренции ведет к росту агрессивности в поведении предприятия по отношению к своим конкурентам. Например, компания «Фольксваген» находится в состоянии постоянной конкурентной войны с концерном «Форд» за долю на рынке автомобилей компактного класса. С другой – эти же предприятия выступают в союзе в других секторах рынка, например в разработках крупнолитражных автомобилей.

Важным следствием глобальной конкуренции является изменение  поведения поставщиков. Глобальная конкуренция, как правило, предъявляет  более высокие требования к поставщикам, так как, например, во время тендеров оценки выносят не только основному предприятию, но и его субпоставщикам. По этой причине товаропроизводители и поставщики в будущем должны сотрудничать теснее. Это касается, в частности, более интенсивного обмена информацией и активного участия субпоставщиков в инновационном и производственном процессах, что ведет к усилению давления на них в области издержек производства и технических характеристик продукции.

Процессы глобализации в немалой степени повлияли и  на характер конкуренции. Например, мировой кризис, вызванный глобализацией финансовой сферы, привел к нестабильности конкурентных преимуществ. Так, обвал на валютных рынках Юго-Восточной Азии создал двойные трудности для производителей: они пострадали не только в результате сокращения спроса на их продукцию на азиатских рынках, но и столкнулись с жесткой ценовой конкуренцией на своих рынках со стороны стран, чья валюта подешевела. Другой пример: августовский (1998г.) финансовый кризис в России, вызвавший девальвацию рубля, явился предпосылкой роста отечественного производства. Падение курса российской национальной валюты обеспечило российским производителям определенные конкурентные преимущества. Российские продуценты стали успешнее конкурировать на внутреннем рынке. Наиболее очевидный результат успешного соперничества был отмечен в пивоваренной и табачной индустрии, а также на рынке производителей натуральных соков. В этих отраслях рыночная доля отечественных производителей с августа 1998г. Увеличилась в несколько раз9.

Независимо от возраста отрасли на конкуренцию в ней  влияют пять сил: интенсивность конкуренции  между существующими конкурентами, барьеры для вступления в отрасль, угроза товаров заменителей или  заместителей, способность поставщиков  диктовать свои условия и способность покупателей торговаться. Другой важной тенденцией глобализации, влияющей на конкурентоспособность, является тенденция к увеличению затрат на обеспечение жизненного цикла технически сложной продукции, которые вызваны ростом потребности в технических услугах, необходимых для работы поставляемой техники и потому носящих обязательный характер. В сфере производства наметилась четкая тенденция к развитию функций услуг с целью получения дополнительной выгоды при освоении новых рынков. Наблюдается своеобразный процесс сращивания производства с сервисом. Глобализация промышленного производства требует все большей глобализации соответствующих промышленных услуг. С ростом техногенности систем и установок увеличивается потребность в комплексных решениях технических проблем, подготовке персонала, снижении сложности эксплуатации техники, оказании помощи в управлении, в связи с чем значение услуг также возрастает.

Для предприятий, производящих высокотехнологичные товары в странах  с высоким уровнем заработной платы, особую актуальность приобретает возможность создания конкурентного преимущества на основе дифференциации. Благодаря представлению услуг часто удается избежать конкуренции аналогичной продукции, предлагаемой по более низкой цене, так как рассчитанный на запрос клиента пакет услуг лишает дешевую продукцию конкурентов привлекательности в его глазах. Наукоемкий сервис дает преимущество предприятиям в результате укрепления связей с клиентом, которые устанавливаются в ходе выполнения многочисленных сервисных операций, а также помогает создать барьеры на пути проникновения на рынок новых конкурентов.

В третьем тысячелетии  все большую остроту приобретает  решение общих мировых проблем. Одной из таких проблем является экологическая, стоящая как перед правительствами отдельных стран, так и перед руководящим звеном различных компаний. В современных условиях мировой экономики экспорт государств, проводящих экологическую политику, имеет тенденцию к росту не в последнюю очередь благодаря увеличению доли экологических товаров и услуг. В результате происходят глубокие структурные изменения в выработке конкурентной стратегии. Например, увеличение издержек по выполнению природоохранных требований в сталелитейной отрасли привело к внедрению ресурсо-энергосберегающих технологий, что позволило сократить издержки. В автомобилестроении в результате разработки моделей с пониженным потреблением топлива заметно увеличилась доля японских автомобилестроительных компаний на мировом рынке. Также повышение экологических требований способствовало к снижению издержек в сфере услуг.

Зачастую экологические  проблемы открывают перед компаниями дополнительные возможности для  развития деловой активности. Главная  предпосылка возникновения таких  возможностей – появление и постоянное совершенствование новых технологий, служащих основой реализации новой политики компании. Например, некоторые компании, принимая ресурсосберегающие меры, смогли разработать технологии производства новой продукции, что повысило их конкурентные преимущества. В итоге те компании, которые раньше других оценили роль экологического фактора в условиях растущей глобализации и учли в своей корпоративной стратегии новые возможности использования экологической составляющей бизнеса, получили неоспоримые преимущества.

3.1. Стратегии конкурентной борьбы

Каждая экономическая  система сама по себе уникальна. Ее поведение на рынке характеризуется  некоторой только ей свойственной комбинацией  действий. Тем не менее, выбор стратегии  диктуется определенными правилами. Существует четыре основных типа стратегий конкурентной борьбы:

 Виолентная стратегия характерна для фирм, действующих в сфере крупного, стандартного производства товаров и услуг. Опираясь на свою гигантскую силу, фирма стремится доминировать на обширном рынке, по возможности вытесняя из нее конкурентов.

Коммутантная  стратегия преобладает при обычном бизнесе в местных (локальных) масштабах. Сила мелкого предприятия состоит в его лучшей приспособленности к удовлетворению небольших по объему нужд конкретного клиента.

Патиентная стратегия типична для фирм, вставших на путь узкой специализации. Она предусматривает изготовление особой, необычной продукции для определенного (чаще узкого) круга потребителей.

 Эксплерентная стратегия конкурентной борьбы связана с созданием новых или радикальным преобразованием старых сегментов рынка. Речь идет не просто о совершенствовании товаров и услуг, а о крайне рискованном поиске революционных решений.

3.2. Недобросовестная конкуренция и ее формы

В мире реального бизнеса  «конкурировать» больше соответствует понятию «уничтожить конкурента любой ценой». Конкуренция – это жестокая борьба. Недобросовестная конкуренция осуществляется в форме промышленного шпионажа, коррупции, организованной преступности, фальсификации и подделки продукции, мошенничества, манипулирования с деловой отчетностью (подделки, приписки, исключения, подмены и т.д.) и, наконец, путем прямого обмана, грабежа, нанесения материального ущерба. Основной принцип конкуренции – свободная и законная деятельность между товаропроизводителями на товарном рынке. Однако конкретные действия (фиксирование монопольно высоких или монопольно низких цен, сговор о разделе рынка или ограничение доступа на рынок, устранения с него других субъектов экономической деятельности, установление или поддерживание единичных цен) ликвидируют общие и равные для всех участников рыночных отношений условия конкуренции в пользу монополиста, т.е. в этих случаях устанавливается недобросовестная конкуренция. Основной принцип недобросовестной конкуренции заключается в стремлении укрепить свое положение на рынке за счет ослабления позиций конкурентов или обмана потребителей. Какие же формы и методы недобросовестной конкуренции находят сегодня большее распространение? Их можно охарактеризовать следующими данными.

  1. Экономическое подавление:
    • Срыв сделок и иных соглашений – 48 %
    • Парализация деятельности фирм с использованием полномочий госорганов, средств массовой информации – 31 %
    • Компрометация деятельности фирм – 11 %
    • Шантаж, компрометация руководителей и отдельных сотрудников – 10 %
  2. Физическое подавление
    • Ограбления и разбойные нападения на офисы, склады – 73 %
    • Угрозы физических расправ – 22 %
    • Наемные убийства – 5 %
  3. Промышленный шпионаж
    • Подкуп сотрудников – 43 %
    • Передача документов и разработок – 10 %
    • Копирование программ и данных – 24 %
    • Подслушивание переговоров – 5 %
  4. Психологическое давление
    • Постоянные угрозы о возможной физической расправе над руководителями и ведущими специалистами и их семьями;
    • Шантаж или компрометация руководителей и ведущих сотрудников;
    • Компрометация деятельности фирмы в целом через средства массовой информации;
    • Психологическое (психопатическое) воздействие;
    • Дестабилизация психофизиологического состояния ведущих специалистов.
  5. Финансовое подавление

Информация о работе Конкуренция в условиях глобализации