Конкуренция в условиях глобализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 22:45, курсовая работа

Описание работы

Цель работы заключается в определении влияния глобализации на экономические системы и возникновение между ними конкуренции. В первой главе, рассматривается процесс глобализации мировой экономики: само понятие глобализации, ее политика, конфликты, возникающие в ее условиях, что такое ТНК, и что понимают под глобализацией западные экономисты. Во второй главе рассматривается участие нашей страны в мировой экономике, с какими сторонами глобализации она сталкивается. Третья глава посвящена понятию конкуренции, которая имеет место во всех сферах экономической и общественной деятельности людей. Каждое государство путем конкурирования стремится занять лидирующие позиции, быть лучше и богаче всех, и чтобы все экономические процессы шли им только на пользу. А конкурентоспособность российской экономики в условиях глобализации рассматривается в четвертой главе: как оценивается конкурентоспособность, что препятствует достижению конкурентных преимуществ и каким же путем стоит развиваться, чтобы устойчиво «встать на ноги».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ……………………..5
Концептуальные основы…………………………………………....5
Политика глобализации……………………………………………..8
Конфликты, возникающие в процессе глобализации…………….12
Понятие ТНК………………………………………………………..13
Глобализация в оценках западных экономистов…………………14
РОССИЯ И ПРОЦЕСС ГЛОБАЛИЗАЦИИ………………………….19
Место России в мировой экономике………………………………19
2.1.1. Опасность ТНК для российских компаний…………………..23
2.1.2. Отношение россиян к ТНК……………………………………23
КОНКУРЕНЦИЯ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗАЦИИ…………………….25
Стратегии конкурентной борьбы…………………………………..30
3.1.2. Недобросовестная конкуренция и ее формы……………………...30
4. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РОССИЙСКОЙ
ЭКОНОМИКИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ…………………...32
4.1. Конкурентоспособность промышленных предприятий…………….33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………39

Файлы: 1 файл

Конкуренция в условиях глобализации.doc

— 277.50 Кб (Скачать файл)

Финансовое подавление может осуществляться путем:

    • Использования подложных финансовых документов при осуществлении сделок;
    • Локализация деятельности фирмы с использованием финансовых структур или задержки платежей;
    • Незаконного присвоения денежных средств10

 

4.КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ     В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Россия, как и любая  страна в мире, стремится повысить свою конкурентоспособность, хочет  показать себя как надежное, экономически сильное государство. И именно вопрос о конкурентоспособности российской экономики на современном этапе является одним из центральных в разработке стратегии экономического развития страны. Конкурентоспособность оценивается исходя из различных принципов:

    • Заметное улучшение макроэкономической и финансовой ситуации в стране в результате благоприятной конъюнктуры на мировых сырьевых, прежде всего энергетических рынках;
    • Наличие в России известного задела в сфере технологий и кадрового потенциала;
    • Прогресс в сфере рыночных преобразований, налогообложения, адаптации к мирохозяйственным процессам;

Наряду с этими позитивными факторами следует отметить и негативные, объективно препятствующие достижению устойчивых конкурентных преимуществ страны:

    • Сырьевая ориентация экономики;
    • Низкий уровень внутреннего потребительского спроса на товары отечественного производства;
    • Чрезмерная забюрократизированность экономики, высокий уровень коррупции.

Проблема конкурентоспособности  российской экономики является  многоплановой, то есть существуют теоретические  и практические ее аспекты. В частности, можно согласиться с мнением  ряда исследователей, которые отмечают, что торговля природными ресурсами – весьма пассивная и крайне уязвимая экспортная ниша, чрезвычайно чувствительная к динамичной ситуации на мировом рынке и к разнообразным формам воздействия извне и потому вряд ли может считаться приоритетной на долгое время.

В последние годы в  России обозначился другой крайне неординарный вектор развития экономики – развертывание  так называемого финансового  сценария, превращение ее в стабильного  нетто-экспортера капитала во внешний  мир. В целом это направление носит прямо противоположный национальным интересам страны характер. В результате такого развития сегодня уже обозначилась долговая зависимость страны с некоторой угрозой национального банкротства.11

Наиболее перспективной  и продуктивной сегодня выглядит такая стратегия развития страны, которая могла бы наилучшим образом использовать такое фундаментальное специфическое конкурентное преимущество, как ее нестандартность, которая упорно и постоянно  проявляется на протяжении всей истории страны – оригинальная, творческая мысль, часто опрокидывавшая, казалось бы, незыблемые клише и стереотипы. В 20 в. эта специфическая черта обеспечила создание и развитие в России - СССР феномена гигантского военно-промышленного  комплекса (ВПК), который позволил реализовать ряд современных высокотехнологичных проектов: в областях ядерной энергетики, космонавтики, современного авиастроения, специальной металлургии и материаловедения и т.п.

Другими словами, главный  магистральный путь конкурентоспособного развития России – использование ее уникального инновационного потенциала. Наиболее важными направлениями реализации подобной стратегии представляются следующие:

    • Поддержание и развитие в российском обществе инновационного духа, придание ему стратегического характера, сохранение оригинальной творческой, научной, культурной среды и развитие ее инфраструктуры;
    • Формирование соответствующей ниши для России в новой глобальной системе разделения труда, обеспечивающей ей стратегическую основу для взаимовыгодных связей с зарубежными партнерами;
    • Активное участие в развивающемся процессе мировой информационной революции;
    • Создание максимально благоприятных условий для интеллектуального творчества, активного проявления возможностей российского творческого капитала.

4.1. Конкурентоспособность промышленных предприятий

Конкурентоспособность – многогранное понятие, включающее в себя не только качественные и  ценовые параметры промышленной продукции, но и зависящее от уровня менеджмента, управления финансовыми  потоками, инвестиционной и инновационной составляющей в деятельности предприятия. Кроме того, воздействие на конкурентоспособность оказывает конъюнктура, складывающаяся на том или ином товарном рынке, степень конкуренции, испытываемая предприятиями со стороны других участников рынка.

По мнению руководителей промышленных предприятий, характеристики конкурентоспособности в большой мере зависят от динамики спроса и в меньшей – от качественных параметров продукции. Руководители свыше 40% предприятий, затруднялись с оценкой конкурентоспособности своей продукции на рынках других стран, что свидетельствует в основном об отсутствии поставок на экспорт.

Имеется заметная дифференциация в оценках конкурентоспособности  продукции различных отраслей промышленности на внутреннем и внешних рынках (табл. 4.1)

 

 

 

 

 

Таблица 4.1.

Оценки конкурентоспособности  продукции предприятий обрабатывающих отраслей промышленности на внутреннем рынке в 2004-2005 гг.

                                                                                           (в % числа обследованных предприятий)

Отрасль промышленности

              оценка конкурентоспособности продукции  в 4 квартале

высокая

средняя

низкая

неконкурентоспособная

нет ответа

2004

2005

2004

2005

2004

2005

2004

2005

2004

2005

Химическая и нефтехимическая

25

31

66

60

8

7

0

0

1

2

Машиностроение и металлообработка

29

24

63

723

7

2

0

0

1

2

Лесная, и деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная

20

19

67

75

12

6

0

0

1

0

Промышленность стройматериалов

28

21

64

69

4

7

1

2

3

1

Легкая

12

16

76

76

6

5

2

1

4

2

Пищевая

32

35

53

55

10

4

1

2

4

4


Ист: (3, с.18)

Среди обрабатывающих отраслей в четвертом квартале 2005г. Конкурентоспособность  продукции оценена на внутреннем рынке как «высокая» 35% предприятий  пищевой промышленности, свыше 30% - химической и нефтехимической промышленности, около 25% предприятий машиностроения, а также более 20% - промышленности строительных материалов. При этом рост доли высоких оценок по сравнению с четвертым кварталом 2004г. отмечен в химической и нефтехимической промышленности (на 6 процентных пунктов), в легкой и пищевой промышленности (на 4 и 3 соответственно). В остальных обрабатывающих отраслях показатель снижен. Во всех отраслях промышленности наиболее представительная группа предприятий, конкурентоспособность продукции которых охарактеризована предпринимателями как «средняя».

Что касается конкурентоспособности  российской продукции на внешнем  рынке, то в конце 2003г. Среди предприятий  обрабатывающих отраслей наиболее высокие  оценки отмечались в химической и  нефтехимической промышленности (табл.4.2).

Таблица 4.2.

Оценка конкурентоспособности продукции предприятий обрабатывающих отраслей промышленности на внешних рынках в 2004-2005 гг.

(в % числа обследованных  предприятий)

отрасль промышленности

               оценка конкурентоспособности продукции  в 4 квартале

высокая

средняя

низкая

неконкурентоспособная

нет ответа

2004

2005

2004

2005

2004

2005

2004

2005

2004

2005

Химическая и нефтехимическая

14

17

44

37

24

25

2

5

16

16

Машиностроение и металлообработка

5

4

22

27

36

36

4

5

33

28

Лесная, и деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная

13

3

18

28

8

2

11

6

49

63

Промышленность стройматериалов

1

0

3

1

10

4

8

18

78

77

Легкая

0

2

16

13

13

10

9

17

62

58

Пищевая

2

4

10

6

4

6

6

3

78

81


Ист: (3, с.19)

Для сохранения и расширения своих позиций на внутреннем и  внешних ранках российским промышленным предприятиям необходимо решать проблему повышения конкурентоспособности продукции как за счет улучшения качества выпускаемой или освоения новых видов продукции, так и за счет снижения издержек производства. Неудовлетворительное состояние основных фондов и высокие издержки не позволяют большинству предприятий успешно решить эту задачу.

По данным конъюнктурного обследования инвестиционной активности промышленных предприятий, средний  возраст основной части машин  и оборудования в целом по промышленности составил в 2004г. 20,7 года. Доля оборудования, установленного в 1995-1999гг., не превышает 10%, а удельный вес «молодого» оборудования, приобретенного после 1999г., - 11%.

Таким образом, сложившаяся  возрастная и видовая структура  оборудования в целом объективно затрудняет переход к выпуску конкурентоспособной высокотехнологичной продукции. Задача повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции может быть решена только при условии существенного роста инвестиционной и инновационной активности промышленного производства.

Развитие любого товарного  рынка, а также изменение конкурентоспособности  продукции обусловлены нормальной конкурентной средой. О процессе формирования ее свидетельствует высокий удельный вес промышленных организаций, руководители которых ощущают воздействие конкуренции со стороны отечественных и зарубежных предприятий (табл. 4.3).

Таблица 4.3.

Оценки уровня конкуренции для предприятий  обрабатывающих отраслей промышленности со стороны отечественных и зарубежных предприятий в 2004-2005 гг.

                                                                                            (в % числа обследованных предприятий)

Отрасль промышленности

Высокая конкуренция  на рынке продукции 

со стороны предприятий (4 квартал)

Отечественных

 зарубежных

2004 г.

2005 г.

2004 г.

2005г.

Химическая и нефтехимическая

54

39

50

37

Машиностроение и металлообработка

20

28

22

24

Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная

30

25

9

5

Промышленность строительных материалов

30

37

6

9

Легкая

39

35

45

32

Пищевая

52

46

10

11

В целом по промышленности

32

32

23

25

Информация о работе Конкуренция в условиях глобализации