Конкуренция: виды и роль в современном хозяйственном механизме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 01:02, курсовая работа

Описание работы

Проблема развития конкуренции для России приобретает свои особенности: с теоретической стороны требуется выделить специфику конкурентного процесса в переходный период и определить направления его развития; с точки зрения практики изучение конкуренции должно быть ориентировано на выработку рекомендаций по созданию благоприятной конкурентной среды, без которой не может быть истинного соперничества. А поскольку конкурентная среда в современных условиях быстрого развития мирового рынка включает возможность взаимодействия как национальных, так и иностранных хозяйствующих субъектов, при изучении конкуренции требуется особое внимание к различным внешнеэкономическим, прежде всего внешнеторговым взаимодействиям.

Содержание работы

Введение 3
1. Сущность конкуренции 5
2. Виды конкуренции 15
3. Типы рынка конкурентной борьбы 19
3.1.Совершенная конкуренция 19
3.2. Несовершенная конкуренция 20
4. Конкуренция и монополизм в условиях рынка современной России 23
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Конкуренция.doc

— 173.00 Кб (Скачать файл)

Отсюда и название этого вида конкуренции, которое означает не монополию на весь рынок продукта, а уникальность некоторых разновидностей товара. Противоположностью конкуренции является монополия. В условиях монополии одна фирма является единственным продавцом данной продукции, не имеющей близких заменителей. Барьеры для вступления в отрасль других фирм практически непреодолимы.

Если в единственном числе выступает покупатель, то такая конкуренция называется МОНОПСОНИЕЙ. В условиях монополии, как правило, выигрывает продавец; монопсония же обеспечивает привилегию для покупателей. В некоторых отраслях встречается своеобразная двусторонняя монополия, когда на рынке определенной продукции выступают один продавец и один покупатель (например, в области военного производства ).

Чистая монополия и чистая монопсония - это сравнительно редкие явления. Гораздо чаще в ряде отраслей стран с рыночной экономикой складывается так называемая ОЛИГОПОЛИЯ. Этот вид конкуренции предполагает существование  на  рынке  нескольких  крупных фирм, продукция которых может быть как разнородной (автомобили), так и однородной (алюминий, сталь). Вступление новых фирм в отрасль, как правило, затруднено. Особенностью олигополии является взаимная зависимость фирм в принятии решений о ценах на свою продукцию.

 

3. Типы рынка конкурентной борьбы

3.1.Совершенная конкуренция

 

Структура рынков – сложное понятие, имеющее множество аспектов. Одним из них является степень свободы конкуренции – совершенная или несовершенная конкуренция.

Совершенная конкуренция как тип рыночной структуры (модель рынка) – это соперничество многочисленных фирм-производителей, создающих примерно одинаковые объемы идентичной продукции. Для нее характерны следующие черты:

  • наличие большого числа фирм (множества продавцов), производящих один и тот же вид товара. Фирма должна быть относительно небольших размеров и объем производства в производимой продукции должен быть незначителен, так что она не имеет возможности влиять на рыночную цену;
  • возможность свободного доступа в различные производственные секреты;
  • однородность продукции, производимой различными предприятиями в рамках одного производственного сектора, состоящего из множества фирм;
  • хорошее знание рынка покупателями и продавцами, т.е. все субъекты купли-продажи должны знать цены на рынке, спрос и предложение на товары.

Совершенная, или свободная, конкуренция в экономике развитых стран типична была до середины XIX века. Во второй половине XIX – начале XX века появляются крупные предприятия и их объединения. Эти процессы привели к существенному изменению конкурентной борьбы на рынках. Наряду с совершенной конкуренцией реальностью стала несовершенная конкуренция.

 

 

 

3.2. Несовершенная конкуренция

 

Несовершенная конкуренция в отличие от свободной, совершенной конкуренции ограничена влиянием монополий и государства. Существуют три модели несовершенной конкуренции – монополия, монополистическая конкуренция, олигополия.

Первая модель несовершенной конкуренции – монополия. Ей присущи следующие черты:

  • единственный продавец, т.е. одна фирма или отрасль является единственным производителем данного продукта или единственным поставщиком услуги;
  • нет близких заменителей. Продукт монополии уникален в том смысле, что не существует хороших или близких заменителей. С точки зрения покупателя это означает, что он должен покупать продукт у монополиста или обходиться без него, т.е. нет приемлемых альтернатив;
  • диктуемая цена: чистая монополия диктует цены или осуществляет значительный контроль над ценой;
  • заблокированное вступление: вступление в отрасль конкурентов в условиях чистой монополии ограничено непреодолимыми барьерами (патенты, монополия на источники сырья, транспортные средства и т.п.).

Монополия снижает уровень риска в процессе конкуренции. Это обусловлено тем, что, во-первых, она обладает довольно точной информацией о потребителях и конкурентах; во-вторых, ей более доступна реклама; в-третьих, монополия через каналы финансовых и политических связей оказывает влияние на заказчика в лице государственных учреждений.

Второй моделью несовершенной конкуренции является монополистическая конкуренция. Ее отличительные признаки:

  • существует достаточно большое число фирм, что ограничивает контроль каждой над ценой, отсутствует взаимная зависимость, и тайный сговор фактически невозможен;
  • продукты характеризуются реальными и мнимыми различиями и различающимися условиями их продажи;
  • экономическое соперничество влечет за собой и ценовую, и неценовую конкуренцию;
  • вступление в отрасль является относительно легким. Легкое вступление и массовый выход фирм вызывает тенденцию к получению ими нормальной прибыли в долговременном периоде;
  • тип продукта – дифференцированный.

На практике предприниматель, действующий в условиях монополистической конкуренции, стремится к такой особой комбинации цены, продукта и стимулирующей сбыт политики, которая будет максимизировать его прибыль. Монополистическая конкуренция утверждается там, где эффективными могут быть и небольшие предприятия и особенно там, где много возможностей изменения товара (его модификации, качества, внешнего вида и т.д.)11.

Третья модель несовершенной конкуренции – олигополия. Ее признаки, характерные черты:

  • наличие нескольких фирм (продавцов);
  • тип продукта – стандартизированный или дифференцированный;
  • контроль над ценой: ограниченный взаимной зависимостью, значительный при тайном сговоре;
  • наличие существенных препятствий при вступлении в отрасль;
  • очень типична неценовая конкуренция (особенно при дифференциации продукта).

Олигополия как тип рыночной структуры получила большее распространение в отраслях, где эффективнее крупное производство и отсутствуют широкие возможности дифференциации отраслевого товара.

В зависимости от типа продукции различают чистую и дифференцированную олигополию. Предприятия чистой олигополии производят однородный стандартизированный продукт: алюминий, цемент, продукцию химической или сталелитейной промышленности. Идентичность этих товаров определяет и единую цену на них. Дифференцированные олигополии обычно специализируются на выпуске товаров потребительского назначения (автомобили, покрышки и камеры, электробытовая техника, сигареты).

В систематизированном виде характеристика основных типов конкурентной структуры (моделей) рынков может быть дана в виде таблицы.

Таблица 1.

Характеристика основных типов конкурентной структуры12

Характерные черты

Модель рынка

 

Чистая конкуренция

Монополистическая конкуренция

Олигополия

Чистая монополия

Число фирм

Очень большое число

Много

Несколько

Одна

Типы продукта

Стандартизированный

Дифференцированный

Стандартизированный или дифференцированный

Уникальный (не имеет близких заменителей)

Контроль над ценой

Нет

Некоторый, но в узких рамках

Ограниченный взаимной зависимостью; значительный при тайном сговоре

Значительный

Условия вступления в отрасль

Очень легкие, без препятствий

Сравнительно легкие

Наличие существенных препятствий

Вход в отрасль блокирован

Неценовая конкуренция

Нет

Значительный упор на рекламу, торговые знаки и марки и т.д.

Типична, в особенности – при дифференциации продукта

Главным образом реклама

Примеры

Сельское хозяйство, фондовая биржа, валютный рынок

Розничная торговля, производство одежды, обуви

Производство стали, автомобилей, бытовой техники

Местные предприятия коммунального хозяйства


 

4.  Конкуренция и монополизм в условиях рынка современной России.

 

Процессы монополизма свойственны любой экономике, в которой действуют законы товарного производства. Значительную роль в становлении и развитии монополизма в России играет материально-финансовая несбалансированность в экономике. В таких условиях монополистами могут оказаться даже небольшие предприятия, производящие единственную в своем роде продукцию. Отрицание роли рынка в качестве хозяйственного механизма экономики в сочетании с высокой монополизации производства привело к дефицитности продукции, расстройству денежного обращения, нарастанию темпов инфляции.

Насаждение монополизма в России во многом осуществлялась административными методами: предоставление отраслевым министерствам статуса головных по определению продукции; превращение Госбанка в крупнейшего финансового монополиста. Монополизм у нас не сводится только к диктату производителей. Он ещё тормозит внедрение научно-технических достижений, консервирует низкое качество продукции, её не конкурентоспособность на мировом рынке.

Сейчас в России парадоксальная ситуация: по мере расширения прав предприятий и ограничение властных полномочий органов управления все острей проявляется монополизм, который выражается в нарушении договорных обязательств, и участившемся натуральном обмене. Одним из факторов, тормозящих развитие экономики на пути ее демократизации, является государственная монополия на предпринимательскую деятельность. Ни одно предприятие в России не может появиться без разрешения соответствующих государственных органов.

Этот вид государственной монополии ограждает государственные предприятия от конкуренции, а также тормозит развитие рынка.

Монопольная цена - это не основное негативное последствие монополизма. Это лежит как бы на поверхности явления. Гораздо глубже лежит другое последствие: монополист формирует удобную и выгодную для себя структуру потребления своей продукции, гарантируя себе тем самым рынок сбыта, получение прибыли в дальнейшем. Хотя такой рынок деформирован, а прибыль носит инфляционный характер - монополиста это мало интересует. Деформированный рынок товаров и услуг автоматически деформирует рынок инвестиций и денег, включая внешнеторговый оборот, а также рынок рабочей силы и сферу занятости.

Отечественные экономисты даже считают, что уровень удовлетворения потребности обратно пропорционален уровню монополизации в производстве данного вида продукции. Однако, монополизм и конкуренция - это не взаимно исключающие экономические отношения. Они действуют в условиях рынка в постоянной взаимосвязи, взаимозависимости, взаимообусловленности. Конкуренция побуждает товаропроизводителей внедрять научно-технические достижения, повышать производительность труда, совершенствовать организацию труда и производства.

Если иметь в виду способ хозяйствования, то конкуренция представляется его динамичным, обновляющим, в чем-то решающим началом. Монополия при таком взгляде - это консервативное, ограничивающее, стабилизирующее начало. Поэтому необходим динамически баланс монопольной организации производства и конкуренции. Нарушение такого баланса в любую сторону ведет к негативным последствиям в экономике. При переносе в сторону конкуренции последняя становится фактором разрушения, а не созидания: массовое банкротство компаний с вытекающими из этого социальными последствиями. При преобладании монополизма неизбежно подрывается созданный производственный потенциал общества. Поэтому в условиях рынка постоянно стоит задача добиваться, чтобы тенденции к монополизации уравновешивались механизмом конкуренции.

В настоящее время в Российской Федерации действует целый комплекс нормативных актов направленных на ограничение монополии и развитие конкуренции.

В первую очередь следует выделить Федеральный закон от 23 июня 1999 г. N 117-ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" и Закон РФ от 22 марта 1991 г. N 948-I "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (с изм. и доп. от  2 января 2000 г.)13.

Законодательно же закрепляется понятие конкуренции: «конкуренция на рынке финансовых услуг - состязательность между финансовыми организациями, при которой их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждой из них односторонне воздействовать на общие условия предоставления финансовых услуг на рынке финансовых услуг».

Под недобросовестной конкуренцией на рынке финансовых услуг понимается - действия финансовых организаций, направленные на приобретение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречащие законодательству Российской Федерации и обычаям делового оборота и причинившие или могущие причинить убытки другим финансовым организациям - конкурентам на рынке финансовых услуг либо нанести ущерб их деловой репутации.

Запрещается недобросовестная конкуренция на рынке финансовых услуг между финансовыми организациями, которая выражается в действиях, направленных на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, заключении соглашений или ведении согласованных действий между собой или с третьими лицами, которые противоречат законодательству Российской Федерации и обычаям делового оборота и могут причинить или причинили убытки другим финансовым организациям - конкурентам на рынке финансовых услуг либо нанесли ущерб их деловой репутации, в том числе:

Информация о работе Конкуренция: виды и роль в современном хозяйственном механизме