Конкуренция: виды и роль в современном хозяйственном механизме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 01:02, курсовая работа

Описание работы

Проблема развития конкуренции для России приобретает свои особенности: с теоретической стороны требуется выделить специфику конкурентного процесса в переходный период и определить направления его развития; с точки зрения практики изучение конкуренции должно быть ориентировано на выработку рекомендаций по созданию благоприятной конкурентной среды, без которой не может быть истинного соперничества. А поскольку конкурентная среда в современных условиях быстрого развития мирового рынка включает возможность взаимодействия как национальных, так и иностранных хозяйствующих субъектов, при изучении конкуренции требуется особое внимание к различным внешнеэкономическим, прежде всего внешнеторговым взаимодействиям.

Содержание работы

Введение 3
1. Сущность конкуренции 5
2. Виды конкуренции 15
3. Типы рынка конкурентной борьбы 19
3.1.Совершенная конкуренция 19
3.2. Несовершенная конкуренция 20
4. Конкуренция и монополизм в условиях рынка современной России 23
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Конкуренция.doc

— 173.00 Кб (Скачать файл)
    • распространении ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другой финансовой организации либо нанести ущерб ее деловой репутации;
    • некорректном сравнении финансовой организацией предоставляемых ею финансовых услуг с финансовыми услугами, предоставляемыми другими финансовыми организациями;
    • получении, использовании и разглашении информации, составляющей служебную или коммерческую тайну, без согласия ее владельца, если такие действия не предусмотрены законодательством Российской Федерации.

За деятельностью финансовых организаций осуществляется государственный финансовый контроль. В том числе государственный контроль за приобретением активов или акций (долей в уставном капитале) финансовых организаций осуществляется в случаях:

приобретения в результате одной или нескольких сделок юридическим или физическим лицом (группой лиц) более 20 процентов акций (долей в уставном капитале) финансовой организации;

приобретения в результате одной или нескольких сделок, связанных с уступкой прав требований юридическим или физическим лицом (группой лиц) активов финансовой организации, величина которых превышает величину активов финансовой организации, установленную Правительством Российской Федерации (Постановлением Правительства РФ от 7 марта 2000 г. N 194 установлено, что федеральный антимонопольный орган осуществляет государственный контроль за приобретением в результате одной или нескольких сделок, связанных с уступкой прав требований юридическим или физическим лицом (группой лиц), более 10 процентов балансовой стоимости активов финансовой организации)14;

приобретения юридическим или физическим лицом (группой лиц), в том числе на основании договора о доверительном управлении, договора о совместной деятельности или договора поручения либо иных сделок, прав, позволяющих определять условия осуществления финансовой организацией ее предпринимательской деятельности либо осуществлять функции ее исполнительного органа;

создания финансовой организации и изменения уставного капитала финансовой организации;

слияния, присоединения финансовых организаций.

В России существует целый ряд федеральных органов, осуществляющих антимонопольное регулирование на рынке финансовых услуг. Государственная политика по развитию конкуренции и антимонопольному регулированию на рынке финансовых услуг осуществляется федеральным антимонопольным органом:

на рынке ценных бумаг - с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими регулирование на рынке ценных бумаг;

на рынке банковских услуг - с Центральным банком Российской Федерации;

на рынке страховых услуг - с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим регулирование на рынке страховых услуг;

на рынке иных финансовых услуг - с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими регулирование на рынке этих финансовых услуг.

Уже более пяти лет в нашей стране действует Государственная программа демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации.

Государственная программа демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации (основные направления и первоочередные меры), устанавливает цели, приоритеты и место демонополизации экономики и развития, конкуренции в общей государственной политике экономических реформ, этапы и методы формирования и развития конкурентной среды, задания и мероприятия по демонополизации экономики и развитию конкуренции на федеральном, отраслевом и региональных уровнях, а также ограничения в этой области.

Целью государственной политики демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации является повышение эффективности общественного производства на основе рыночного регулирования экономических процессов15.

Основной же задачей программы является развитие конкуренции. Эти обстоятельства говорят о том, что в России постепенно формируется конкурентный рынок, – что, несомненно, является ключевой категорией развивающихся рыночных отношений.

 

Заключение

 

В современных условиях особенно важное значение имеет выяснение конкуренции как  основного  признака рынка, мощной движущей   силы   развития   производства. Наличие   или отсутствие ее  сказывается  на  качестве   и   конкурентоспособности продукции, удовлетворении потребностей населения в товарах и услугах, затратах производства, ценах и т.д..    

 Конкуренция  -  соперничество   между    субъектами   рыночного хозяйства за наиболее выгодные условия производства, продажи и  купли товаров. Стремление обойти  конкурента, не уступить, не отстать от него создает мощный стимул экономического прогресса. В рыночной  экономике благодаря многообразию  форм  собственности и свободе хозяйственного поведения   возникают  и  автоматически    поддерживаются    условия конкурентной борьбы.    

 Являясь непременным условием  существования рынка  и  реализации его функций, конкуренция  приобретает  различные   формы, каждая  из которых является       действенным       рычагом       регулирования экономики. Различают такие формы осуществления конкуренции:    

1) внутриотраслевая    

2) межотраслевая    

3) международная    

 Положительный эффект  конкуренции  во  многом  зависит  от  тех условий, в которых она  действует, от  количества  соперников, степени открытости экономики   и  экономической   свободы. В  связи  с  этим различают конкуренцию совершенную и несовершенную.

 

     Характеристики рынков совершенной  и несовершенной конкуренции16

Структурная характеристика

Совершенная конкуренция

Несовершенная конкуренция

Монополистическая

Олигополия

Монополия

Число продавцов

много

много

мало

один

Барьеры вхождения

Нет

Нет 

Обычно есть

Нет вхождения

Дифференциация  
продукции

Нет

Есть

возможна

Нет (один продукт)

Примеры

Пластиковые окна, двери, ламинат, шторы

Рестораны

аптеки

Автомобили,

золото

Алмазы, нефть, газ


 

 

Позитивная  экономическая  роль  конкуренции  проявляется   в   ряде функций, которые она выполняет: 

1) способствует установлению равновесной цены;  

2) поддерживает   общественно  нормальные  условия  производства  и реализации товаров;  

3) стимулирует     научно-технический    прогресс    и    повышение эффективности     производства,  а    также           вынуждает товаропроизводителей  снижать индивидуальные   производственные затраты; 

4) среди   агентов   рынка   усиливает  их  социально-экономическое расслоение; 

5) способствует продвижению рыночного  хозяйства к монополии; 

6) стимулирует повышение качества  продукции и услуг; 

7) формирует рыночную цену, т.е. такую цену, которая уравновешивает  в себе  не  только  спрос  и  предложение, но  и  цены  спроса   и предложения ;  с   помощью     рыночной     цены    обеспечивает сбалансированное соотношение между общественными потребностями и общественным производством; 

8) оберегает потребителей от  диктата производителя.

В рыночном  механизме  контроля  особая роль отводится конкуренции, если  рынок  сигнализирует  производителям  товаров   и владельцам ресурсов о  желании  потребителей, то  конкуренция способствует тому, чтобы это  желание   исполнялось   наиболее  эффективно.

Конкуренция вынуждает  производителей  находить   более   прогрессивный   способ ориентации производства, возможности внедрения передовой  техники  и новых технологий, альтернативные варианты использования ресурсов и т.д.. Стремление получить  личную   выгоду   заставляет   производителя быстрее реагировать на изменения в потребностях общества. Конкуренция стимулирунт увеличение  масштабов  производства, снижение  расходов, улучшение качества  продукции. Таким  образом, можно сделать вывод, что конкуренция является  неотъемлемым  элементом   рынка. А  т.к.   она приводит к  экономическому прогрессу, то вполне можно сказать, что она является движущей силой экономики.

 

 

Список литературы:

 

1. Баликоев В.З. Общая экономическая теория. Учебное пособие. –М.: ПРИОР, 1999.

2. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник, М., ПРИОР, 2005

3. Ващекин Н.П., Дзлиев Т.И. Плюсы и минусы конкуренции // Коммерческий вестник. – 2000. - №1

4. Ефимова Е.Г. Экономическая теория в схемах, таблицах и формулах: Учебное пособие, М.: Флинта: МПСИ, 2004

5. Кирцнер И.М. Конкуренция и предпринимательство: Пер. с англ. – М.: ЮНИТИ, 2001

6. Носова С.С. Основы экономики: Учебник, -М.: ВЛАДОС, 2002

7. Современная экономика. Учебный курс, под ред.О.Ю.Мамедова, Ростов на Дону: Феникс, 1998,с.118

8. Экономика: Учебник / Под. ред А.С. Булатова, -М.: БЕК, 1999

9. Экономическая теория: (микро- и макроэкономика): Учебное пособие / Под общ. Ред. М.И. Плотницкого, - М.: ИНФРА.,2003

10. Экономическая теория: Учеб. для студ. высш. уч. заведений / Под ред В.Д. Камаева, М.: ВЛАДОС, 2002

11. Конкуренция в развитии теорий и в развитии российской цивилизации Ю.В. Латов Мир России. 2008. № 2. С. 139-171.

1 Ефимова Е.Г. Экономическая теория в схемах, таблицах и формулах: Учебное пособие, М.: Флинта: МПСИ, 2004, с.45

2 Ефимова Е.Г. Экономическая теория в схемах, таблицах и формулах: Учебное пособие, М.: Флинта: МПСИ, 2004, с.65

3 Баликоев В.З. Общая экономическая теория. Учебное пособие. –М.: ПРИОР, 1999, с.  24

4 Экономическая теория: (микро- и макроэкономика): Учебное пособие / Под общ. Ред. М.И. Плотницкого, - М.: ИНФРА.,2003, с.32

5 Экономическая теория: (микро- и макроэкономика): Учебное пособие / Под общ. Ред. М.И. Плотницкого, - М.: ИНФРА.,2003, с. 34

6 Баликоев В.З. Общая экономическая теория. Учебное пособие. –М.: ПРИОР, 1999, с.31

7 Баликоев В.З. Общая экономическая теория. Учебное пособие. –М.: ПРИОР, 1999, с 24

8 Баликоев В.З. Общая экономическая теория. Учебное пособие. –М.: ПРИОР, 1999, с 37

9 Экономическая теория: (микро- и макроэкономика): Учебное пособие / Под общ. Ред. М.И. Плотницкого, - М.: ИНФРА.,2003, с.37

10 Экономическая теория: (микро- и макроэкономика): Учебное пособие / Под общ. Ред. М.И. Плотницкого, - М.: ИНФРА.,2003, с. 41

11 Конкуренция в развитии теорий и в развитии российской цивилизации Ю.В. Латов  Мир России. 2008. № 2

12 Ефимова Е.Г. Экономическая теория в схемах, таблицах и формулах: Учебное пособие, М.: Флинта: МПСИ, 2004, с 68

13 Конкуренция в развитии теорий и в развитии российской цивилизации Ю.В. Латов  Мир России. 2008. № 2

14 Конкуренция в развитии теорий и в развитии российской цивилизации Ю.В. Латов  Мир России. 2008. № 2

15 Конкуренция в развитии теорий и в развитии российской цивилизации Ю.В. Латов  Мир России. 2008. № 2

16 Баликоев В.З. Общая экономическая теория. Учебное пособие. –М.: ПРИОР, 1999.

 


 



Информация о работе Конкуренция: виды и роль в современном хозяйственном механизме