Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 22:46, статья
В статье встает вопрос о том, что нужно делать с конкурентами, как их обойти и выиграть на их фоне, если невозможно просто от них избавится и идти дальше. Может решение кроется просто в обычной конкуренции? Может нужно просто честно конкурировать безо всяких «грязных делишек» по отношению к конкурентам, без «уничтожения» и «втаптывания в грязь» своих братьев по бизнесу? То есть компания должна снизить издержки производства, улучшить качество товаров и услуг, быстрее обновлять ассортимент продукции, предоставлять послепродажные услуги и гарантии, временно снизить цены, так сказать «играть по правилам», не прибегая к диверсии против конкурента. Но на самом- то деле это не так легко как хотелось бы.
В статье встает вопрос о том, что нужно делать с конкурентами, как их обойти и выиграть на их фоне, если невозможно просто от них избавится и идти дальше. Может решение кроется просто в обычной конкуренции? Может нужно просто честно конкурировать безо всяких «грязных делишек» по отношению к конкурентам, без «уничтожения» и «втаптывания в грязь» своих братьев по бизнесу? То есть компания должна снизить издержки производства, улучшить качество товаров и услуг, быстрее обновлять ассортимент продукции, предоставлять послепродажные услуги и гарантии, временно снизить цены, так сказать «играть по правилам», не прибегая к диверсии против конкурента. Но на самом- то деле это не так легко как хотелось бы. Конечно, чтобы выиграть в схватке гораздо проще показать обществу, на сколько, хорош ты и на сколько плох твой соперник. Ведь наш социум устроен так, что мы привыкли судить по первому впечатлению, не вдаваясь в подробности. Так же важнейшим условием успешного и устойчивого развития компании на рынке является формирование предметного отношения к конкуренции, проведения работ, целенаправленно ориентированных на повышение конкурентоспособности.
Для начала, чтобы компания могла
нормально конкурировать
Если экономическая система не способна самостоятельно справиться с проблемой эффективного спроса, следовательно, необходимо внешнее воздействие на экономику. Главным пунктом проблемы эффективного спроса Дж.М. Кейнс считал превращение сбережений в инвестиции. Он предложил целый ряд государственных мер, которые могут решить эту задачу. Эти меры можно разделить на два блока – денежно - кредитная и бюджетная политика
С точки зрения Кейнса, денежно - кредитная политика должна быть направлена на стимулирование частных инвестиций. Основной задачей этой политики является увеличение привлекательности инвестиционных вложений за счет понижения ставки процента. Поскольку ставка процента в кейнсианской теории - «монетарный феномен», то ее регулирование осуществляется на денежном рынке с помощью увеличения предложения денег. Но Дж. М. Кейнс указывает на ограниченность денежно - кредитных мер. Он пишет, что возможна ситуация, когда рост денежной массы настолько велик, что он не понижает норму процента, а лишь увеличивает количество незадействованных денежных средств. Такое состояние Джон Кейнс назвал «ловушкой ликвидности».
Поэтому кредитно - денежная политика
должна быть дополнена бюджетной политикой.
Целью бюджетной политики должно являться
увеличение совокупного спроса за счет
бюджетных расходов самого государства.
Кейнс предлагает использовать бюджетные
средства для кредитования частных предпринимателей,
для организации государственных закупок
товаров и услуг, для создания общественных
работ.
Все указанные меры имеют целью стимулировать
эффективный спрос за счет повышения уровня
инвестиций и являются главными мерами,
которые должно предпринимать правительство
для решения проблем совокупного спроса.
Но существует еще один элемент совокупного спроса. Это потребление. Джон Кейнс считал, что стимулировать потребление необходимо лишь тогда, когда полностью исчерпана программа по росту инвестиций, так как именно инвестиции оказывают непосредственное влияние на уровень производства. Тем не менее, кейнсианская теория предусматривает целый ряд мер, направленных на увеличение потребления. Эти меры включают в себя уже упоминавшуюся организацию общественных работ (для обеспечения заработком соответствующей части населения), увеличение потребления государственных служащих, а также перераспределение части доходов в пользу бедных слоев населения, поскольку в соответствии с «основным психологическим законом» эта часть общества обладает наибольшей склонностью к потреблению.
Вообще Кейнс заострил свое внимание на проблеме стимулирования инвестиций - прирост дополнительных инвестиций, в какую- либо отрасль дает прирост не только в ней, но и в связанных с нею областях, то следствием станет создание дополнительных рабочих мест во всех этих отраслях, соответственно увеличится платежеспособность, что создаст стимулы для расширения производства.
Не существует автоматического
механизма превращения
Вернемся к конкуренции. На самом деле вопросы конкуренции занимают центральное место в экономической теории. При этом отношение специалистов к этой теме парадоксально - проблема настолько велика, что разглядеть ее для многих экономистов становится сложной задачей. Все дело в том, что конкуренция нередко рассматривается как само собой разумеющийся результат действия свободного рынка, а значит - не заслуживает специального анализа в принципе.
Мы забываем, что именно конкуренция лежит в основе большинства закономерностей, которые изучает экономическая теория.
Большие сложности возникают тогда, когда понимание конкуренции разными экономическими школами приводит к коренным разногласиям по поводу инструментов экономической политики.
Вот кейнсианцы считают современные
рынки неконкурентными и
В дискуссиях об экономической политике России конкуренция играет роль Золушки. Проблемы конкуренции рассматривались как второстепенные на начальном этапе экономических реформ. Не намного улучшилось, положение и на сегодняшний день, хотя сама причина такого отношения к конкуренции на протяжении последних двадцати лет менялась. На рубеже 1980-х и 1990-х годов конкуренция рассматривалась как главное достоинство рыночной системы, которой так не хватало хозяйству страны, и вместе с тем - как сам собой разумеющийся результат либерализации. Спустя пятнадцать лет конкуренция стала нести ответственность за все отрицательные эффекты экономического развития прошедшего периода.
Однако следует отметить, что
пренебрежение вопросами
Существуют ли в принципе критерии, на основании которых рынок с конкуренцией легко можно было бы отличить от рынка без конкуренции? Если конкуренцию рассматривать как соперничество, означает ли это, что она исключает сотрудничество и кооперацию? Если исключает, то конкуренция почти неизбежно аморальна и повышает благосостояние именно как аморальное действие. Не возникает ли тогда противоречий между законом (экономической политикой) и моралью, когда закон предписывает поддерживать конкуренцию как аморальное действие. Если же конкуренция не исключает сотрудничества между участниками рынка, как найти ту грань, за которой сотрудничество и кооперация начинают подавлять конкуренцию?
Неоднозначность понимания конкуренции
осложняет отношение к
С точки зрения кейнсианстов монополии и олигополии, занимая господствующее положение на рынках многих товаров, могут искусственно поддерживать высокие цены, несмотря на понижающийся спрос.
Второе обстоятельство, осложняющее обсуждение проблем конкуренции в экономической теории и экономической политике, - это принципиально различная роль государства в вопросе развития конкуренции на рынках двух типов:
Первый тип рынков - это «обычные» рынки. На «обычных» рынках конкуренция является базовым вариантом структуры, при отсутствии специального государственного вмешательства рынки будут развиваться как конкурентные. Важно отметить, что конкуренция при этом присутствует не только как феномен, но и как важнейший механизм координации решений экономических агентов и их стимулирования.
Второй тип рынков - это потенциально конкурентные рынки в регулируемых отраслях. Для таких секторов, как поставка воды или электроэнергии, медицинских услуг или услуг общего образования, та интенсивность конкуренции, которая является нормальной на обычных рынках, является почти недостижимым идеалом. Условия входа на эти рынки, внутренняя среда взаимодействия компаний существенно искажены и присутствием на рынках крупных укоренившихся продавцов, и традициями государственного регулирования.
На первый взгляд именно эти два
фактора (но в первую очередь государство
как регулятор, обычно довольно тесно
связанный с крупнейшими
Кейнс был уверен, что в определенных
ситуациях рынок не в состоянии
поддержать себя сам. Иногда государство
должно вмешиваться в экономику,
чтобы устранить «неполадки». Таким
образом, Кейнс был сторонником
смешанной экономической
Возникновение этой системы
Смешанная экономическая
система предполагает сочетание
частной собственности на подавляющую
часть экономических ресурсов с
ограниченной государственной
Смешанная экономическая система включает в себя элементы рыночной экономики: частную собственность, рынки ресурсов и товаров, частную хозяйственную инициативу. Государство же выполняет функции перераспределения доходов и ресурсов, создания общественных благ, ослабления внешних эффектов.
Основой смешанной экономической системы является частная собственность, но наряду с частным сектором существует достаточно крупный государственный сектор. В него входят предприятия, капитал которых полностью или частично принадлежит государству, но которое не осуществляет в отношении их директивного планирования, а сами предприятия функционируют по законам рынка.
Главные экономические вопросы в рамках смешанной системы в основном решаются рынками, которые и распределяют преобладающую часть экономических ресурсов. Вместе с тем, часть их централизуется и распределяется государством в целях компенсации провалов (слабостей) рыночных механизмов.
Справляться с провалами рынка правительству помогает значительный по объему набор различных экономических инструментов, важнейшим из которых является налогообложение. Оно позволяет, с одной стороны, собирать в казну средства для государственных расходов, а с другой, воздействовать на поведение граждан и фирм в желаемом для государства направлении.
Как правило, в странах
со смешанной экономической