Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 09:03, контрольная работа
Обеспечение конкурентоспособности объективно является основной стратегической задачей любого предприятия. Известно, что уровень конкурентоспособности определяется большим числом факторов, соответственно, могут быть выделены и различные направления в решении этой задачи.
Экономический кризис серьезно усложнил реализацию производственно-экономических программ предприятий. Но одновременно, обострив конкурентную борьбу, кризис показал исключительную роль активной рыночной политики предприятия при постоянно возрастающей эффективности его деятельности. Фундаментальный подход к реализации этих требований и, соответственно, к обеспечению конкурентоспособности базируется на освоении новых эффективных форм организации производственного процесса фирмы и методов производственного менеджмента.
В настоящее время, чтобы выжить в конкурентной борьбе, предприятия и организации осваивают новые виды услуг, новые формы бизнеса, выдвигают на первое место не только своих сотрудников, но и борются за каждого клиента.
Министерство образования и науки РФ
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина.
Академия экономики и управления
Кафедра экономики и управления
Контрольная работа
По предмету основы экономической теории на тему:
«Конкурентоспособность предприятия»
Выполнила: студентка 1 курса
11 группы Талалаева А.О.
Проверила: Кожевникова Т.М.
Тамбов 2013
Введение
Обеспечение конкурентоспособности
объективно является основной стратегической
задачей любого предприятия. Известно,
что уровень
Экономический кризис серьезно
усложнил реализацию производственно-экономических
программ предприятий. Но одновременно,
обострив конкурентную борьбу, кризис
показал исключительную роль активной
рыночной политики предприятия при
постоянно возрастающей эффективности
его деятельности. Фундаментальный
подход к реализации этих требований
и, соответственно, к обеспечению
конкурентоспособности
В настоящее время, чтобы
выжить в конкурентной борьбе, предприятия
и организации осваивают новые
виды услуг, новые формы бизнеса,
выдвигают на первое место не только
своих сотрудников, но и борются
за каждого клиента. Изучается рынок,
осуществляется сбор необходимой информации,
которая анализируется, после чего
разрабатываются стратегии
Объектом исследования в данной работе является конкурентоспособность и конкуренция предприятий - многогранная стратегия современного предприятия.
Под предметом исследования понимаются аспекты конкурентоспособности, факторы, оказывающие влияние на выбор стратегии и методы реализации конкурентных стратегий современного предприятия.
Теористические основы конкурентоспособности и конкурентности.
Конкуренция как основная сила развития предприятия.
Одним из важнейших признаков
рынка является конкуренция как
форма взаимного соперничества
субъектов рынка и механизм регулирования
общественного производства. Это - общественная
форма столкновения субъектов рыночного
хозяйства в процессе реализации
их индивидуальных экономических интересов.
В экономике конкуренция
Посредством конкуренции происходит распределение не только факторов производства, но и доходов в соответствии с вкладом и эффективностью деятельности хозяйствующих субъектов. Эффективное использование ресурсов позволяет производителям получать высокие доходы, при неэффективном использовании ресурсов они несут убытки и могут быть вытеснены с рынка.
Конкуренция выступает мощным
фактором концентрации производства,
характер ее зависит от развитости
и степени монополизации
- распространении ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки либо нанести ущерб деловой репутации другому хозяйствующему субъекту;
- введение потребителей
в заблуждение относительно
и места изготовления товара, его потребительских качеств и свойств;
- некорректное сравнение
субъектом в процессе его
- самовольное использование
товарного знака, фирменного
В законе предусматривается и ответственность за его нарушение - применение штрафных санкций, уголовная ответственность.
Отсутствие конкурентной
среды делает неэффективным использование
рыночных механизмов. В силу специфического
положения монополий в
Как и всякое явление, конкуренция имеет свои положительные и отрицательные стороны.
Положительные стороны конкуренции: конкуренция заставляет постоянно искать и использовать в производстве новые возможности; конкуренция требует совершенствовать технику и технологии; конкуренция стимулирует повышение качества товара; конкуренция заставляет снижать затраты (и цены); конкуренция требует от поставщиков товаров (продавцов) снижать цены на предлагаемый товар; конкуренция ориентирует на ассортимент товаров повышенного спроса; конкуренция повышает качество продукции (клиент всегда прав); конкуренция вводит новые формы управления.
Отрицательные стороны конкуренции: при конкуренции наблюдается беспощадность и жестокость по отношению к неудачнику; многочисленность «жертв» в виде банкротств и безработицы.
Существует шесть видов конкуренции:
- функциональная конкуренция
- базируется на том, что одну
и ту же потребность
- видовая конкуренция
- это конкуренция между
- предметная конкуренция
- это конкуренция между
- ценовая конкуренция
- снижение цены увеличивает
- скрытая ценовая конкуренция
бывает двух видов: продажа
личного товара по цене
- незаконные методы: антиреклама
товаров конкурентов;
Содержание конкуренции
раскрывается в понятиях «конкурентного»
и «неконкурентного» рынков. При
рассмотрении основных видов конкуренции
применительно к рыночной структуре
можно выделить четыре модели рынка:
чистая (совершенная) конкуренция; монополистическая
конкуренция; олигополия; чистая монополия.
Возможности покупателей и
Подводя итог рассмотрению понятия «конкуренция» на современном этапе, следует заключить, что конкуренция - это борьба между товаропроизводителями, поставщиками товаров (продавцами) за лидерство, за первенство на рынке, за «кошелек» потребителя. Конкуренция является «невидимой рукой», которая регулирует все общественное хозяйство. Конкуренция служит одним из важнейших способов повышения эффективности, как целой экономической системы, так и всех ее звеньев. Конкуренция есть цивилизованная форма борьбы за выживание, это сильнейший способ непрерывного стимулирования работников и трудовых коллективов. Благодаря экономической свободе, сопутствующей ей конкуренции, рыночная экономика превосходит командно-административную, в которой конкуренции нет места.
Конкурентоспособность предприятий на современном этапе.
В современной экономике,
для того, чтобы создать
Прежде всего, нужно заняться профессиональной подготовкой своего персонала. Особое внимание здесь следует уделить изучению дисциплин по стандартам, регламентам, сертификатам и пр. Далее необходимо выстроить на предприятии единую систему управления качеством ресурсов, продукции или услуг. Причем основной упор сделать на качестве менеджмента с тем, чтобы не допускать дефектов в производимой продукции или услуге и привлекать полноценные человеческие и финансовые ресурсы. Подобные системы менеджмента качества должны охватывать не только производственную, но и финансовую деятельность предприятия. Наконец, нужно сделать прозрачную систему финансовой отчетности. Для этого необходимо подготовить поколение бухгалтеров, способных заниматься тем, чем занимаются в настоящее время финансовые директора, то есть управлять активами и их справедливой рыночной стоимостью.
В современном экономическом
мире конкурентоспособность
- качество продукции и услуг;
- наличие эффективной стратегии маркетинга и сбыта;
- технологический уровень производства;
- налоговая среда, в которой действует предприятие;
- доступность источников финансирования.
Чтобы определить первоочередные меры по реформированию предприятия, следует определить причины потери его конкурентоспособности.
Существуют и другие важные требования, выполнение которых повышает конкурентоспособность, а именно - рост качества и снижение цены продукции независимо от того, где эта продукция продается - на отечественном или внешнем рынках. Во многом на цену товара или услуги сейчас влияет стоимость обязательной или добровольной международной сертификации.
Далее конкурентоспособность
менеджмента и продукции
И наконец, идеальное предприятие должно осуществлять полноценный бухгалтерский учет и внешний аудит своей финансовой деятельности, в соответствии с требованиями стандартов финансовой отчетности.
Что касается конкурентного поведения рыночных субъектов, то существует несколько их типов:
- креативное - поведение, направленное на создание предпосылок, обеспечивающих превосходство над соперниками;
- приспособленческое - учитывающее инновационные изменения в производстве (копирование) и упреждающее действия соперников;
- обеспечивающее - поведение,
направленное на сохранение
В условиях рынка недостаточно опираться на интуицию, суждения руководителей и специалистов и прошлый опыт, а необходимо получать адекватную информацию до и после принятия решений. На характер принимаемых решений оказывает влияние большое количество факторов. И главное даже не в количестве, а скорее в непредсказуемости большинства из них. Поведение конкурентов, например, часто выходит за рамки традиционных схем. Ситуация усложняется тем, что система управления маркетингом функционирует в реальном масштабе времени
С точки зрения активности участия в конкурентной борьбе на конкурентном рынке различают лидеров, претендентов на лидерство, ведомых и новичков.
Для современного рынка характерна регламентированная конкуренция, которую принято называть добросовестной. Это обозначает то, что на рынке никто из производителей не может монополизировать производство или продажу, не ущемляются права потребителей и действия хозяйственных субъектов не противоречат законам.
В современной экономике особое значение имеет конкуренция, начинающаяся задолго до появления товара на рынке. Предприниматели могут бороться за приобретение сырья, материалов или оборудования по более низкой цене, за наиболее удачное расположение своих предприятий, за лучшие кадры и т.д. Так появилась внутрифирменная конкуренция в части улучшения качества продукта, снижения производственных издержек в рамках одной фирмы.
В зависимости от способа
поведения фирмы на рынке выделяют
ценовую и неценовую
Ценовая конкуренция - борьба
между производителями за получение
дополнительной прибыли посредством
уменьшения издержек производства и
снижения цен на продукцию без
изменения ее ассортимента и качества.
Ценовая конкуренция
Конкуренция сильно зависит от количества производителей-продавцов и покупателей. В экономической теории различают совершенную и несовершенную конкуренцию.
Совершенная конкуренция означает такое состояние экономической системы, когда влияние каждого участника экономического процесса на общую ситуацию настолько мало (менее 1 %), что им можно пренебречь.
Несовершенная конкуренция существует тогда, когда возможен контроль над определенной долей рынка и включает следующие виды:
- монополия - власть одного продавца (монопсония - власть одного покупателя);
- олигополия - власть нескольких
крупных фирм (олигопсония - власть
нескольких крупных
- монополистическая - соревнования между разными по силе и влиянию продавцами.