Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 09:03, контрольная работа
Обеспечение конкурентоспособности объективно является основной стратегической задачей любого предприятия. Известно, что уровень конкурентоспособности определяется большим числом факторов, соответственно, могут быть выделены и различные направления в решении этой задачи.
Экономический кризис серьезно усложнил реализацию производственно-экономических программ предприятий. Но одновременно, обострив конкурентную борьбу, кризис показал исключительную роль активной рыночной политики предприятия при постоянно возрастающей эффективности его деятельности. Фундаментальный подход к реализации этих требований и, соответственно, к обеспечению конкурентоспособности базируется на освоении новых эффективных форм организации производственного процесса фирмы и методов производственного менеджмента.
В настоящее время, чтобы выжить в конкурентной борьбе, предприятия и организации осваивают новые виды услуг, новые формы бизнеса, выдвигают на первое место не только своих сотрудников, но и борются за каждого клиента.
Факторы оценки конкурентоспособности предприятия.
Этапы анализа
конкурентоспособности
В условиях усиления конкуренции
особое значение приобретает анализ
конкурентоспособности
Как показывает практика рыночных
отношений, взаимосвязанное решение
этих проблем и использование
данных принципов гарантирует
1. Конкурентоспособность
включает три основные
2. Покупатель - главный оценщик
товара, следовательно, все элементы
конкурентоспособности товара
3. Каждый рынок характеризуется «своим» покупателем. Поэтому изначально неправомерна идея о некой абсолютной, не связанной с конкретным рынком, конкурентоспособности.
Результатом процесса согласования возможностей компании и запросов потребителей является предоставление потребителям благ, удовлетворяющих их потребности и получение компанией прибыли, необходимой для ее существования и лучшего удовлетворения запросов потребителей в будущем.
Подходы к оценке конкурентоспособности предприятия объединяются между собой и дополняются между собой. Учитывать нужно не только продукт, но генерирующие факторы его ресурсов – это позволяет менеджеру разработать более точную реализуемую стратегию. Концепция, в которой сопоставляются ресурсы, обеспечивающие конкурентные преимущества (и тем самым производимые продукты), и хозяйственные поля (рынки) предприятия, представляет собой ресурсно-рыночный портфель.
В существующем многообразии методик и моделей, ориентированных на классический рыночный инструментарий, а также на ресурсную базу, выделены подходы, которые предполагают наиболее широкий взгляд на проблему. Эти подходы, полно отражающие специфику областей возникновения конкурентного преимущества, положены в основу методики выявления и оценки потенциальных конкурентных преимуществ, охватывающей оба аспекта возможного возникновения потенциала успеха. Она базируется на синтезе идей матрицы SWOT-анализа, модели конкуренции в отрасли и концепции цепочки ценностей, предложенной М. Портером.
Такой синтез позволяет обеспечить единый методический подход при проведении SWOT-анализа за счет стандартизации оцениваемых параметров, по которым осуществляется анализ источников потенциальных конкурентных преимуществ; ранжировать выявленные потенциальные конкурентные преимущества; обеспечить сопоставимость данных за разные периоды времени.
Методика выявления
Первый этап анализа - изучение внутренней среды. Область внутренней среды предприятия разбивается на два поля: сильных сторон и слабых сторон. Критерии анализа внутренней среды основаны на предложенной М. Портером цепочке ценности, состоящей из блоков:
- основные виды деятельности:
поставки сырья и материалов;
выпуск продукции; обеспечение
сбыта продукции; маркетинг;
- поддерживающие виды
деятельности: материально-техническое
снабжение; разработка
Второй этап анализа - оценка
внешней среды, подразделяемая на два
поля: возможностей и угроз. На данном
этапе вводятся критерии, по которым
будут составляться списки с характеристиками
среды: угроза появления конкурентов;
способность покупателей
Третий этап - новая матрица с введенными в нее критериями.
Четвертый этап - определение
характеристик для анализа
Пятый этап - поиск потенциальных
конкурентных преимуществ, обусловленных
внешней средой. Возможности и
угрозы анализируются с учетом характеристик,
которые, в зависимости от их значения,
могут быть указаны в зоне угроз
либо возможностей. Наиболее сильная
конкуренция - между фирмами, представляющими
одну отрасль и предлагающими
однотипные товары или услуги. Интенсивность
конкуренции между продавцами проявляется
в том, насколько эффективно они
используют находящиеся у них
средства конкурентной борьбы: низкие
цены; улучшенные характеристики товара;
более высокий уровень
Шестой этап - ранжирование привлекательности конкурентных преимуществ, обусловленных открывающимися возможностями отрасли. Перечень преимуществ анализируется с учетом вероятностной степени их появления, перспективной силы их влияния на предприятие.
Седьмой этап - определение наиболее серьезных факторов, угрожающих потенциальным конкурентным преимуществам со стороны внешней среды.
Предложенная методика выявления конкурентных преимуществ предложена М. Портером, и обеспечивает достижение следующих результатов: определение и классификация возможной среды поиска источников конкурентных преимуществ; введение стандартного набора параметров, по которым осуществляется анализ источников потенциальных конкурентных преимуществ; исключение обобщающего фактора и обеспечение тем самым проведения сфокусированного анализа источников конкурентных преимуществ для конкретного предприятия; ранжирование выявленных потенциальных конкурентных преимуществ для определения наиболее сильных преимуществ и их использование при создании уже реальных преимуществ; сопоставление потенциальных конкурентных преимуществ, источником которых является внешняя среда, и их оценка с точки зрения наличия/отсутствия у предприятия необходимых ресурсов, использование которых будет способствовать или препятствовать трансформации потенциальных преимуществ в реальные; обеспечение сопоставимости данных анализа за разные периоды времени за счет единого набора параметров; использование методики на практике в рамках деятельности служб маркетинга различных предприятий.
Анализируя характеристики
состояния предприятия и
- Задача обеспечения
- Следует выделять разные
критерии
- Основным показателем
конкурентоспособности на
- На тактическом уровне
конкурентоспособность
- На стратегическом уровне
конкурентоспособность
Заключение
Проблема повышения
При рассмотрении основных
видов конкуренции
В современной экономике,
для того, чтобы создать
Обобщая полученные сведения, можно сделать основные заключительные выводы:
1. Конкурентоспособность
предприятия зависит от таких
факторов, как: конкурентоспособность
товаров на внешнем и
2. Особенностью современных
условий планирования для
На основании проведенного
исследования можно заключить, что
обеспечение
Список литературы:
1) Закон «О конкуренции и ограничениях монополистической деятельности на товарных рынках» от 22.03.1991 N 948-1;
2) Вайсман А., Стратегия маркетинга: 10 шагов к успеху. Стратегия менеджмента: 5 факторов успеха. - М.: Экономика, 2001.- 120 с.
3) Голубков Е.П., Голубкова Е.Н., Секерин В.Д., Маркетинг: выбор лучшего решения. - М.: Экономика, 1993.- 100 с.
4) Джон Ф. Литл, Чего же хотят потребители. - Рн/Д.: Феникс, 2005. - 384 с.
5) Портер М. Международная конкуренция / пер. с англ. - М.: Международные отношения, 2003. - 387 с.
6) Симионова Н.Г. Методы анализа рынка. Учебное пособие. М.: Экспертное бюро, -2006. - 48 с.
7) Философова Т.Г. Конкуренция и конкурентоспособность: учеб. пособие для студентов вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 271 с.