Федеральное агентство по образованию
Российской Федерации
Государственное образовательное
учреждение высшего
профессионального образования
Филиал ГОУ ВПО «Южно-Уральской
государственный университет»
в г. Сатке
Кафедра «Гуманитарных и социально-
экономических наук»
«Конкурентоспособность
России и ее конкурентная стратегия»
Курсовая работа
по дисциплине «Экономическая
теория»
Нормоконтролер
Руководитель
Староверов В.
Староверов В.
«_»декабря 2011г.
«_»декабря 2011г.
Работу выполнил студент
группы Ст-ЭД-267
Хабибова Г.Б.
« _» декабря 2011г.
Работа защищена
с оценкой_________
«_»декабря 2011г.
Сатка-2011
СОДЕРЖАНИЕ
АННОАЦИЯ……………………………………………………………...3
АННОТАЦИЯ
«Конкурентоспособность России
и ее конкурентная стратегия». Курсовая
работа. – Сатка: филиал ЮУрГУ в г. Сатка,
Эк.т., 2 курс, гр.267, 2011., 31 с., Библиографический
список – 19 наименований.
Данная курсовая работа выполнена
с целью закрепления теоретических знаний
основ экономической теории.
В процессе выполнения курсовой
работы была раскрыта актуальность темы.
Рассмотрена конкурентоспособность России
в мировой экономике. Рассмотрен геополитический
статус России. Главные причин низкой
конкурентоспособности российской экономики,
а также трудностей, возникающих в процессе
ее укрепления, экспертами. Позиций отечественной
легкой промышленности на внешних рынках.
Вопрос жизнеустойчивости, конкурентоспособности
государства.
Весь подбор информации был
произведен в соответствии с требованиями
нормативно-технической литературы.
ВВЕДЕНИЕ
Россия продолжает оставаться
аутсайдером во всех международных рейтингах
конкурентоспособности. Почему такое
происходит? Чего не хватает нашей стране
для повышения своего статуса? Что должно
сделать правительство в сложившейся
ситуации? Какие меры принять?
Эта тема очень актуальна, потому
что в настоящее время в мировой экономике
происходят качественные изменения, связанные
с глобализацией, неравномерностью развития,
усилением борьбы между тенденциями формирования
однополярного и многополярного мира,
обострением конкурентной борьбы между
странами, регионами и фирмами. В этих
условиях, когда рынок получает признание
в качестве общецивилизационной ценности,
сила и мощь любого государства во все
большей степени определяются конкурентоспособностью
его производителей.
Учёными были рассмотрены все
аспекты этой темы, как для каждого субъекта,
так и для всех субъектов в совокупности.
Менее изученными остались те особенности,
которые не рассматривались при изучении
всех субъектов в совокупности.
Россия - часть мировой экономики,
и это свершившийся факт. Наиважнейшая
цель правительства России: создание конкурентоспособной
экономики, обеспечивающей лидерство
страны на международном рынке. Конкуренция
- одна из главных черт рыночного хозяйства.
Именно конкуренция обеспечивает творческую
свободу личности, создает условия для
ее самореализации в сфере экономики путем
разработки и создания новых конкурентоспособных
товаров и услуг.
В современных условиях усиливающегося
процесса глобализации и интернационализации
проблемы международной конкуренции выходят
на первый план. Если говорить о конкурентоспособности
России в мировой экономике,то следует
уточнять в какой области. Сегодня почти
вся наша внешняя торговля основана на
добыче и продаже сырья, а перерабатывающая
промышленность не развита. Сегодня промышленная
продукция РФ слабо может конкурировать
не только в мире, но и на территории России.
В российской экономике практически отсутствует
финансовая, организационная и информационная
инфраструктура поддержки конкурентоспособности
российского конкурентоспособного экспорта
и рационализации структуры импорта,отсутствуют
законодательная, нормативно-методическая
и ресурсная база, соответствующие государственные
и общественные структуры, занимающиеся
системным обеспечением конкурентоспособности
различных объектов.
Но есть и ряд возможностей для формирования
конкурентоспособности:
дешевая рабочая сила в сочетании с достаточно
высоким уровнем ее квалификации; низкая
капиталоемкость сектора НИОКР при относительно
развитой инфраструктуре; наличие уникальных
передовых технологий в ряде секторов
промышленности.
Показателем признания ведущей
роли конкуренции для успешного функционирования
рыночного хозяйства является тот факт,
что в большинстве стран мира, включая
страны с переходной экономикой, к настоящему
времени приняты законы о конкуренции
и созданы национальные органы, занимающиеся
этими вопросами.
Страновая и отраслевая конкурентоспособность
в конечном итоге зависит от способности
конкретного товаропроизводителя выпускать
конкурентоспособный товар. Конкурентоспособность
экономики - основа для развития. Конкурентоспособность
экономики - это в первую очередь активизация
экспорта. Развитие экспорта - сверхзадача
Правительства.
Конкурентоспособность российской
промышленности - это флаг, который правительство
должно нести в руках как главный символ
преобразований в экономике. Это та идея,
которая может объединить людей, независимо
от их политических предпочтений и положения
в обществе.
Для понимания природы конкурентоспособности
удобнее всего рынок понимать как единую
экономическую систему, включающую в себя
ряд функционально однородных объектов
и окружающую эти объекты среду, роль которой
сводится к формированию требований указанных
объектов. Как требования среды, так и
результаты функционирования объектов
могут быть представлены в виде некоторых
показателей, имеющих различный экономический
смысл. Целью каждого объекта, является
достижение максимально возможного результата
функционирования, предъявляемым потребителем.
Конкурентоспособность, как экономическая
категория, характеризует ситуацию, включающую
проектные, производственные, распределительные
и потребительские аспекты результатов
экономической деятельности. Конкурентоспособность
присуща всем элементам экономической
системы, проявляющейся в борьбе, результатом
которой должно стать перераспределение
рынка, в свою пользу.
1. ЛУКАВСТВО МЕЖДУНАРОДНЫЙХ
РЕЙТИНОВ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ.
Проблема конкурентоспособности
государства, его экономики, жизнестойкости
общества в целом становится все более
актуальной. Это ее значение возрастает
вместе с ужесточением глобальной конкурентной
среды. Глобализации свойственно не только
расширение и углубление кооперации, интеграции
и сотрудничества, но и наличие конкуренции,
которая неразрывно сопутствует глобализационным
процессам, ведь конкуренция – спутник
глобализации.
В условиях нарастающей глобализации
залогом жизнеспособности развития является
достижение конкурентного преимущества,
поскольку ни одна страна и ни одна экономика
или отдельная компания не могут противостоять
влиянию конкуренции, т.к. за благовидной
витриной глобализации с ее красивыми
лозунгами о кооперации усилий и взаимовыгодном
сотрудничестве стоит жесткая конкурентная
глобальная среда. Особенное звучание
вопрос жизнеустойчивости, конкурентоспособности
государства приобретает в наши дни –
в условиях глобального финансово-экономического
кризиса, охватившего, как кажется, все
уголки Земного шара, и «проверяющего»
на прочность общественно-государственные
конструкции многих стран.
Сегодня наша страна занимает весьма низкие
места в международных рейтингах глобальной
конкурентоспособности. Имеются в виду,
прежде всего, два наиболее известных
рейтинга: рейтинг конкурентоспособности
IMD (Международного института развития
менеджмента, г. Лозанна, Швейцария) и Индекс
глобальной конкурентоспособности WEF
(Всемирного экономического форума). В
рейтинге IMD за 2008 г., включающем 55 стран,
наша страна заняла 47-е место [1]. В Индексе
глобальной конкурентоспособности WEF
за 2008 г., включающем 131 страну, Россия заняла
58-е место [2].
Если брать отдельные параметры,
то Россия в международных рейтингах глобальной
конкурентоспособности входит в десятку
лидирующих стран лишь по двум показателям:
1-е место по запасам сырьевых ресурсов
(30 трлн. долл. США) и 7-е место по средней
продолжительности школьного образования
(10,5 лет). Российская Федерация заметно
проигрывает в уровне качества государственных
институтов, профессиональности управления
(качество и прозрачность управления),
стабильности и предсказуемости законодательства,
обеспечении безопасности граждан, по
основным экономическим показателям,
по показателям эффективности бизнеса
(степень соответствия принципам инновационности,
рентабельности и социальной ответственности,
производительности труда, развития рынка
труда, качеству менеджмента), показателям
инвестиций в традиционную и технологическую
инфраструктуру, в образование и непрерывное
повышение квалификации рабочей силы,
взаимообусловленности заработной платы,
производительности труда и налогов, показателям
сокращения неравенства между богатыми
и бедными, показателям состояния инфраструктуры
(степень соответствия инфраструктуры
потребностям бизнеса, развитость базовой,
технологической, научной, информационной
и социальной инфраструктуры), показателям
состояния образования, здравоохранения
и окружающей среды.
Столь низкие места России объясняются
как объективными российскими трудностями
в данной области, так и определенной условностью
и ангажированностью существующих рейтингов
[3].
О недостаточной корректности, к примеру,
свидетельствует тот факт, что в рейтингах
не учитывается геополитический
фактор, имеющий немаловажное значение
для реальной конкурентоспособности государств,
поскольку от уровня конкурентоспособности
геополитики страны в немалой степени
зависит создание необходимых условий
для конкурентоспособности экономики
и в целом государства в жесткой конкурентной
среде глобализирующегося мира. На наш
взгляд, в отсутствии этого и некоторых
других значимых параметров заключается
некая условность и недостаточная объективность
существующих рейтингов.
Например, в первую десятку
могут не попасть такие страны, как Франция,
Германия, Великобритания, но может попасть
Исландия или Эстония. Даже если брать
во внимание только экономический аспект,
то непопадание Китая даже в число 20 первых
стран рейтинга вовсе не говорит о том,
что его товары, все больше заполняющие
полки американских и европейских супермаркетов,
не конкурентоспособны. Тогда возникает
вопрос, почему США вводят неэкономические
методы запрета на китайские товары?
2. ГЕОПОЛОИТИЧЕСКИЙ ФАКТОР
И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ.
Такими подходами к составлению
рейтингов глобальной конкурентоспособности
национальная конкурентоспособность
сводится даже не к конкурентоспособности
экономики государства, а к конкурентоспособности
какого-либо сегмента экономики государства,
что представляется методологически неверным.
По крайней мере, такой подход вызывает
сомнения в методологической правильности.
Скорее, он свидетельствует о том, что
в условиях глобализации, в угоду развитым
странам, контролирующим глобализационные
процессы, составляются рейтинги, ориентирующие,
«подтягивающие» экономики развивающихся
стран под удобные для управления в своих
интересах критерии, признаки и форматы.
Как справедливо отмечает Д.Е.Сорокин,
заместитель директора Института экономики
РАН, национально-организованный социум,
государственно-организованный социум
это все-таки не просто система, а система
органической целостности. И специфическое
свойство системы органической целостности
– то, что система органической целостности
обладает так называемыми эмерджентными
свойствами, которые не могут быть выведены
из свойств отдельных элементов. Цели
системы органической целостности не
сводятся к некой равнодействующей из
целей отдельных составляющих элементов.
Это собственные цели системы. Глобализация
не отменяет особенности национальных
государственных интересов. Так, в Стратегии
национальной безопасности США для нового
столетия прямо говорится: «Наш стратегический
подход основан на признании того, что
мы должны лидировать в мире, мы должны
четко проявлять свою волю и способность
к глобальному лидерству» [4].
Иными словами, геополитический фактор
в практике соперничества государств,
как говорится, никто не отменял, он по-прежнему
оказывает серьезное воздействие на уровень
конкурентоспособности государства, какими
бы глобалистскими лозунгами о снижении
роли государств в эпоху глобализации,
о неких общих для всех благах глобализирующегося
мира, он ни прикрывался.
Следует заметить, что конкурентоспособность
геополитики конкретного государства
напрямую зависит от геополитического
статуса этого государства. Под геополитическим
статусом государства понимается роль
и значение государства в мировых делах,
его место в глобальной системе миропорядка.
Геополитический статус включает, кроме
пространственно-географических характеристик,
международный вес, экономическую, технологическую
и военную мощь, динамику народонаселения,
природный ресурс, степень цивилизационно-культурного
влияния на соседей и другие параметры.