Согласно данным С.В.Степашина, несмотря
на определенные экономические успехи
последних лет, «среднедушевой объем и
структура нашего ВВП заметно отличаются
от тех же показателей развитых стран.
Структура экспорта за несколько десятилетий
практически не изменилась. 57% в нем занимают
топливно-энергетические товары, в том
числе 32% – сырая нефть. Доля машин, оборудования
и транспортных средств составляет менее
8%. Мы по-прежнему позиционируемся на мировом
рынке, прежде всего, как поставщики даже
не полуфабрикатов, а сырья. Структура
нашего экспорта вполне адекватно отражает
структуру российской экономики и может
служить показателем реальной конкурентоспособности»
[7, с.13].
Справедливости ради следует
отметить усилия российского политического
руководства, пытающегося направить созидательную
энергию государственных, общественных
и бизнес-структур в соответствующем направлении.
В Послании Президента РФ Д.Медведева
Федеральному Собранию РФ, сделанному
5 ноября 2008 г. в условиях начавшегося глобального
финансового кризиса, подчеркивается,
что «именно сейчас нам нужно создавать
основы национальной конкурентоспособности
там, где мы можем получить будущие выгоды
и преимущества. Надо быстро осваивать
высвобождаемые в мировой экономике ниши.
Создавать новые эффективные предприятия.
Внедрять самые передовые технологии.
Такой подход – это и есть одно из лучших
антикризисных «лекарств» и, с другой
стороны, неотъемлемая часть идеологии
современного развития России» [8].
Серьезные надежды эксперты
связывают со Стратегией-2020, принятием
Концепции долгосрочного социально-экономического
развития России до 2020 года. В Стратегии-2020
предусматривается пятикратный рост зарплат,
трехкратный рост жилищного строительства,
удвоение расходов на исследования и разработки,
а также рост численности населения России
до 145 млн. человек и увеличение продолжительности
жизни до 70 лет. Стратегия предполагает
увеличение расходов на образование с
4,1% ВВП до 5,5-6,0% ВВП, на здравоохранение
– с 3,6% до 5,2-5,5% ВВП, а объем выпуска инновационной
продукции к 2020 году планируется нарастить
в 5-6 раз.
Вместе с тем, в сложившейся
ситуации представляется целесообразным
фокусирование разрозненных усилий
в формате конкурентной стратегии российского
государства. Совершенно очевидно, что
в российском обществе, если оно хочет
выжить в жесткой глобальной конкурентной
среде, назрела необходимость формирования конкурентной стратегии
и конкурентной политики государства,
определяющей стратегические векторы
и приоритеты развития частным политическим
стратегиям – экономической, инновационной,
социальной, демографической, информационной,
военной, культурной и др.
Естественным видится переход
экономического потенциала в военно-политический
и их взаимная обусловленность. При всех конкурентных преимуществах
России: географическом положении, природных
ресурсах, полиэтнической цивилизационной
общности, статусе и великих традициях
- приоритет в вопросах международной
конкурентоспособности остается за экономикой
и производством. Политические и социальные
недостатки СССР безусловно способствовали
развалу державы, но коренной причиной,
на мой взгляд, стоит считать несовершенство
экономических институтов: плановый режим
ведения хозяйства, преобладающую сугубо
военную ориентацию производства, хронический
дефицит товаров народного потребления.
Возможно своевременное осознание системных
проблем в экономике страны и постепенное
реформирование устаревших институтов
повлекло бы и социально-политические
изменения эволюционного характера, подобно
тому как данный процесс протекал в КНР. Касаясь инноваций как залога
конкурентоспособности, стоит отметить
необходимость инвестиций в производственную
инфраструктуру, так как плачевное состояние
российской промышленности может поставить
вопрос об отсутствии какой-либо базы
для внедрения самых передовых разработок.У
России безусловно есть огромный потенциал
и определяющим фактором его использования
является "должное отношение к вопросу
конкурентоспособности" населения
и элиты, с чем невозможно не согласиться.
Международная конкуренция в XXI в. — это
прежде всего борьба между странами и
их группами за распоряжение ограниченными
ресурсами: людскими, природными и материальными.
В ходе процессов глобализации повышается
мобильность населения и капитала, товаров,
информации и технологий. Разрыв в эффективности
использования ресурсов будет все неотвратимее
караться их утечкой. Россия в силу размеров и геополитического
наследия будет по-прежнему чрезвычайно
важна для мирового сообщества. Это означает,
что в случае нашей неспособности организовать
эффективную инфраструктуру жизни и экономической
деятельности данная роль будет исполняться
различными зарубежными и/или наднациональными
структурами. Между тем у России есть возможности
для завоевания более прочных конкурентных
позиций за счет проведения поддерживаемой
обществом активной государственной модернизационной
политики. В этом смысле последние годы
были растрачены впустую, и выработка
такой политики должна стать первоочередной
задачей следующего политического цикла.
5. ОБРАЗЦЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
КОНКУРЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ
Если обратиться к зарубежному
опыту формирования и реализации государственной
конкурентной политики, уместно привести
два примера.
Пример первый. В 2006 г. Соединенные Штаты Америки,
серьезно обеспокоенные тенденцией снижения
своей конкурентоспособности по ряду
позиций, а также резким подъемом других
государств (прежде всего, Китая), приняли
стратегическую программу под названием
«Американская инициатива по конкурентоспособности»
(American Competitiveness Initiative). Стратегическая
программа была изложена в очередном послании
президента Дж.Буша и практически взята
под президентский контроль, и поставлена
в число национальных приоритетов [9]. В
результате широкомасштабной работы,
в которую были вовлечены солидные интеллектуальные
силы, был подготовлен ряд законопроектов
(«О защите конкурентных преимуществ Америки»
Protecting America’s Competitive Edge, «О национальных
инновациях» (National Innovation Act и др.), которые
позволили организовать работу по серьезному
укреплению национальной конкурентоспособности
[10].
Второй пример – пример Финляндии,
которую IMD и WEF регулярно включают в число
лидеров в рейтингах наиболее конкурентоспособных
стран. Проблема конкурентоспособности
экономики Финляндии была решена за 10
лет (1993-2003 гг.) за счет создания качественной
национальной инновационной системы.
За это время экспорт электронных продуктов
вырос почти в 3 раза – с 5 млрд. до 14 млрд.
евро. Финляндия лидирует по доле расходов
на душу населения, вложенных в НИОКР,
при этом в числе приоритетов – информационные
технологии, которые приносят стране 45%
ВВП, а 85% производимого информационно-технологического
продукта идет на экспорт. Благодаря успешной
политике в сфере инноваций Финляндии
с населением 5,5 млн. человек и небогатыми
природными ресурсами удалось стать одним
из лидеров международных рейтингов конкурентоспособности.
Таким образом, в современных
условиях, чтобы выдерживать конкуренцию
в условиях наращивания мировыми лидерами
усилий по повышению своей конкурентоспособности,
России также необходима государственная
конкурентная стратегия, направленная
на достижение стратегической
конкурентоспособности, создание необходимых
условий для реализации национальных
интересов в условиях жесткой глобальной
конкурентной среды. Конкурентная стратегия
как неотъемлемая часть государственной
стратегии позволит эффективно использовать
имеющиеся у государства конкурентные
преимущества и конкурентные ресурсы.
Несомненно, российское государство
наряду с существенными конкурентными
недостатками обладает значительным ресурсом
для повышения своей конкурентоспособности
и пока неиспользованными серьезными
преимуществами в плане конкурентоспособности.
К российским конкурентным преимуществам
можно отнести: уникальное евразийское
геополитическое положение российского
государства; сохранение статуса великой
державы по некоторым признакам; богатейшие
природные ресурсы (при условии существенного
повышения эффективности их использования);
историко-культурные традиции, единую
полиэтническую и многоконфессиональную
цивилизационную общность, закаленную
в историческом процессе.
В качестве конкурентных ресурсов мы вправе
рассматривать: сохранившийся достаточно
высокий образовательный и научный уровень;
наметившийся после периода экономического
кризиса 1990-х некоторый экономический
рост (в настоящий момент «приторможенный»
мировым кризисом); ряд уникальных производств,
прежде всего, в оборонной отрасли; потенциал
повышения эффективности государственного
управления; потенциал региональной интеграции.
К этому можно добавить потенциал повышения
конкурентоспособности российской геополитики,
потенциал решения проблемы российской
идентичности, потенциал создания информационной
инфраструктуры и информационного общества,
потенциал укрепления российского имиджа.
И, конечно, ключевым механизмом
повышения уровня конкурентоспособности
России видится конкурентная стратегия
и конкурентная политика государства,
которая посредством стратегически верного
определения векторов и приоритетов реформирования,
ориентированных на жизнеустойчивость,
позволит эффективно использовать российские
конкурентные преимущества и ресурсы,
и достичь уровня конкурентоспособности
страны, необходимого для достойного существования
в сложных условиях жесткой глобальной
конкурентной среды. Тогда задачи восстановления
статуса державы в экономико-технологическом
плане, перехода российского государства
с «нижнего» на «верхний путь к конкурентоспособности»,
возвращения утраченных и завоевания
новых, более высоких, позиций в сфере
образования и науки, социальной сфере
не будут восприниматься экспертами как
несбыточные мечты.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Одной из
важнейших предпосылок экономического
возрождения России является
стабилизация и рост производства
во всех отраслях и на каждом
отдельно взятом предприятии. Однако
в условиях рыночной экономики
нужен рост не любого производства
и любой ценой, а только конкурентоспособного.
Сегодня в России проблема
конкурентоспособности и участия
в ее решении государства стоит
очень остро.
Поэтому нужно провести анализ и оценку
конкурентоспособности России. Оценка
конкурентоспособности позволяет решить
следующие важные задачи: определить свое
положение на определенном рынке; разработать
стратегические и тактические мероприятия
эффективного управления; выбрать партнеров
для организации совместного выпуска
продукции; привлечь средства в перспективное
производство; составить программы выхода
на новые рынки сбыта и др. Однако, это
возможно только при наличии объективных
методик оценки уровня конкурентоспособности
и эффективных организационно-экономических
мероприятий по управлению конкурентоспособностью
с целью ее повышения. Очевидно что хозяйственный
комплекс России функционирует в сложной
экономической ситуации. Ухудшение технического
и технологического состояний производства,
кризис платежей, пассивная инвестиционная
и инновационная деятельность, утрата
традиционных рынков сбыта, медленная
структурная перестройка - все это приводит
к простаиванию большого количества предприятий.
В связи с этим, экономика страны характеризуется
стагнацией промышленного производства,
низким потребительским спросом, высоким
уровнем убыточности предприятий, перешедшим
за 40% и в конечном итоге, низкой конкурентоспособностью
промышленной системы страны в целом и
предприятий в частности. В свое время
конкурентоспособность государства в
значительной мере зависела от наличия
в ней трех основных факторов производства
- капитала, природных и трудовых ресурсов.
С развитием
технического прогресса конкурентоспособность
стали больше определять факторы более
высокого уровня, прежде всего, инфраструктура
страны, ее научный потенциал, уровень
образования населения. В нашей стране
проблемы конкурентоспособности стоят
весьма остро и, безусловно, нуждаются
в подробном анализе для выработки конструктивной
позиции государства и принятия на ее
основе продуктивных конкретных решений
субъектами внутренней и внешней экономической
политики.
Интегральными
показателями успешного функционирования
хозяйственной системы в целом являются
темпы экономического роста и экспортной
экспансии страны на мировых рынках. Если
с этих позиций подходить к оценке нынешнего
положения нашей страны, то на протяжении
длительного периода времени Россия демонстрировала
неуклонное общее сокращение производства,
снижение эффективности работы всей экономической
системы. Происходило прогрессирующее
уменьшение доли страны в мировом экспорте,
деградировала структура ее экономики
и внешней торговли. В течение короткого
периода на месте сверхдержавы появилось
экономически отсталое государство с
резко ослабленными позициями в мире.
Среди отдельных отраслей российской
экономики наиболее конкурентоспособными
на мировом рынке являются отрасли, которые
базируются на передовых технологиях
и высокопрофессиональных кадрах. Это
подтверждается результатами исследований,
проведенных Российским центром реструктуризации
промышленности, по проекту ТАСИС. Оценивалась
конкурентоспособность ряда отраслей
промышленности на внутреннем и мировом
рынках. Основные отрасли по степени конкурентоспособности
были разделены на четыре категории:
очень сильная конкурентная позиция -
черная металлургия;
сильная конкурентная позиция - цветная
металлургия, электроэнергетика, нефтехимическая,
лесная, оборонная отрасли, связь и телекоммуникации;
посредственная конкурентная позиция
- химическая, автомобильная,
судостроение, машиностроение, приборостроение;
слабая конкурентная позиция
- авиационная (гражданская), электронная,
текстильная.
Мировой
опыт свидетельствует о том, что наличие
факторов производства является необходимым,
но не достаточным условием успешной конкуренции.
Для этого еще нужны: определенный спрос
на продукцию; требовательные потребители
и конкурентоспособные поставщики; добросовестное
ведение конкуренции; соответствующая
стратегия предприятий относительно развития
и повышения конкурентоспособности. К
сожалению, наличие недобросовестной
конкуренции на внутреннем рынке, его
незначительная емкость и неприхотливое
поведение потребителей не дают возможности
создания условий для роста конкурентоспособности
отечественных предприятий и продукции.
Предприятия не могут производить конкурентоспособную
продукцию для внешних рынков, если она
имеет низкое качество на внутреннем рынке.
Страны, являющиеся сегодня лидерами мирового
рынка, всегда отталкивались от внутреннего
спроса, и их экспансия вначале шла через
насыщение внутреннего рынка.
Считается
общепризнанным, что низкая конкурентоспособность
отечественных товаропроизводителей
и страны в целом – это проблема экономической
безопасности государства. В связи с этим
повышение конкурентоспособности - стратегическая
задача любого объекта отечественного
рынка, решение которой возможно на основе
проведения глубокого анализа конкурентоспособности
как экономической категории и показателя
экономической деятельности. Необходимость
сравнения конкурентоспособности субъектов
рынка определяет в свою очередь актуальность
ее количественной оценки. Поэтому разработка
методов количественного измерения конкурентоспособности
– одно из условий управления ею. В ряде
источников справедливо отмечено, что
конкурентоспособность государства количественно
определяется на основе ее количественных
и качественных характеристик. Если в
первой половине
ХХ века богатство государств определялось
занимаемой площадью, запасами полезных
ископаемых, численностью населения, то
в середине столетия сформировались условия
для создания преимуществ у производителей,
нацеленных на полное удовлетворение
потребностей рынка на основе высокого
технического уровня и качества изделий,
ресурсосбережения и использования человеческого
интеллекта. Данное обстоятельство, еще
один неоспоримый аргумент в пользу необходимости
проведения количественной оценки уровня
конкурентоспособности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алиев З.Т., Киселев С.Г. Геополитический
фактор конкурентоспособности России//
Новое в экономике и управлении: Сб. статей.
Вып. 19. – М.: МАКС Пресс, 2008. [3]
2. Евтушенков В.П.//.Повышения конкурентоспособности
экономики России /.// Национальный доклад.-
РСПП, 2004г.
3. Киселев С.Г. Трансформация
геополитической и геоцивилизационной
безопасности России// Многовекторность
безопасности международных отношений.
Научные доклады Института стратегических
исследований. М.: ЭНДИСИ. 2006. № 1. [5]
4. Кочетков Г.Б. Конкурентоспособность
США// США*Канада. 2007, №10. [10]
5. Макиндер Х. Географическая
ось истории// Геополитика: Хрестоматия/
Сост. Б.А. Исаев. СПб.: Питер, 2007. [6]
6. Послание Президента Российской
Федерации Федеральному Собранию Российской
Федерации 5.11.2008 г. М., 2008. [8]
7. Сорокин Д.Е. Проблемы конкурентоспособности
России как национально-государственной
целостности// Конкурентоспособность
России в условиях глобализации. Под общ.
ред. В.К.Егорова, С.В.Степашина. М.: Изд-во
РАГС, 2006. [4]
8. Степашин С.В. Конкурентоспособность
России в условиях глобализации: взгляд
Счетной палаты// Конкурентоспособность
России в условиях глобализации. М.: РАГС,
2006. [7]
9. . Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность:
Россия и мир, 1992-2015 -М.: Экономика,2005
10. Яковлев А., Ясин Е. Конкурентоспособность
и модернизация российской экономики
/Яковлев А., Ясин Е.// Вопросы экономики.-2004.-
№ 7
11. Edinros.Ru [Электронный ресурс] /Официальный
сайт партии Единая Россия. -- Электрон.
дан. -- М.: 01.12.2006-- Режим доступа:
12. IMD. World Competitiveness Yearbook. 2008. [1]
13. Lenta.ru [Электронный ресурс] /Новостной
портал. -- Электрон. дан. -- М.: 31.10.2007. -- Режим
доступа:
14. Opec.ru [Электронный ресурс] /Экспертный
канал. -- Электрон. дан. -- Режим доступа:
15. State of the Union: American Competitiveness
Initiative. The White House, President Georg W. Bush, For Immediate
Release, Office of the Press Secretary, 31.01.2006. [9]
16. The Global Competitiveness Report. World Economic
Forum. 2007-2008. [2]
17. http://www.edinros.ru/news.html?id=116948, свободный.
18. http://www.lenta.ru/news/2007/10/31/rating/,
свободный.
19.http://opec.demo.metric.ru/library/article.asp?tmpl=def_article_print&d_no=495&c_no=3&c1_no=,
свободный.