Контрольная работа по дисциплине «Экономическая теория»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 10:07, контрольная работа

Описание работы

Понятие рыночного равновесия и равновесной цены
Равновесная цена и фактор времени. Мгновенное, краткосрочное и долгосрочное равновесие
Охарактеризовать факторы совокупного спроса.
Выявить факторы, действующие на совокупный спрос в РБ.

Файлы: 1 файл

экономическая теория.docx

— 700.95 Кб (Скачать файл)


 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2.10 Ставка рефинансирования и ИПЦ

 

Что касается экспорта, то данный показатель за январь-сентябрь 2009 г. упал на 42,3%, что сегодня является одной из основных проблем белорусской экономики. Недостаток валютной выручки делает курс рубля слабее, что отражается на увеличении инфляционного давления не только со стороны импортных товаров, но и белорусских, где доля импортных комплектующих присутствует. На фоне требования МВФ о жесткой денежно-кредитной политики, сокращении государственных расходов и неповышении заработных плат объем совокупного спроса естественно сокращается.

Проблемы, описанные выше являются выражением того, как мировой финансовый кризис влияет на экономику Республики Беларусь. Однако, проблема не только в рынках сбыта и, соответственно, недополучении валютной выручки для поддержания валютного курса. Проблема заключается в структурной перестройке экономики, в повышении ее конкурентоспособности, приходу частного капитала и т.д.

 

2. Меры стимулирования  совокупного спроса в Республике  Беларусь

 

2.1 Стимулирование совокупного  спроса в переходный период

 

Для того чтобы показать, каким образом  совокупный спрос может стимулироваться  со стороны государства, следует  прибегнуть к его взаимосвязи  с экономическим ростом. Как известно, ВВП может определяться как величина всех потребленных в стране товаров  и услуг. Соответственно при анализе  роста ВВП, его стимулирования мы говорим и о стимулировании спроса.

Фактически  ни одной стране Центральной и  Восточной Европы, а также Азии из известной трансформационной  группы не удалось избежать значительного  снижения объемов национального  производства. Это обстоятельство подтверждает объективную обусловленность кризисного спада в переходный период.

В большинстве стран кризисный  спад составил примерно 20–30% от ВВП  и продолжался 2–3 года. Завершился обновлением основного капитала, реорганизацией устаревших организационных  структур и приватизацией государственной  собственности.

В Беларуси кризисный спад производства имел место до июля 1996 года и составил примерно 35% от уровня 1991 г. По итогам 1996 года прирост ВВП впервые официально составил 3%. [6, с. 233]

Среди основных причин разразившегося экономического кризиса следует выделить:

  1. прямое наследование от административно-командной экономики системного кризиса;
  2. потери, связанные с преобразованиями, проводимыми в переходный период (так называемый трансформационный спад из-за закрытия вредных производств, демилитаризация промышленности и т.п.);
  3. усложнение социально-экономических условий переходного периода к рыночной экономике вследствие разрыва прежних хозяйственных связей (в рамках СССР, СЭВ);
  4. обесценение вкладов населения и снижение его платежеспособного спроса;
  5. разного рода ошибки и просчеты, допущенные в экономической политике.

Таким образом, вследствие данных явлений  естественно объем совокупного  предложения резко сократился.

Такова  структура так называемого комплекса торможения, который обнаружился в переходный период. Особое место в нем занимает системный кризис.

С таким  кризисом Беларусь столкнулись на заключительном этапе существования административно-командной  экономики. По сути дела системный кризис можно рассматривать как разновидность  так называемого формационного  кризиса.

Начальная стадия переходного периода. Под  воздействием комплекса внутренних и внешних факторов в начальной  фазе переходного периода наблюдается  резкий сдвиг кривой совокупного спроса влево и вверх, что сопровождается ростом цен и снижением покупательной способности домашних хозяйств.

Одновременно  имеет место сдвиг кривой совокупного предложения вправо и вверх (см. рис. 3.1).

 

Рис. 2.1. Направление сдвига AD и AS в исходной фазе переходного периода

 

Безусловно, даже самый содержательный график не в состоянии отразить все проблемы переходной экономики. Но основное все  же установлено: значительный рост цен  был дополнен кризисным спадом объема национального выпуска.

Это означает, что в переходный период унаследованный системный кризис обнаруживается через ригидность национальной экономики, когда в первую очередь государственные предприятия слабо реагируют на рыночные сигналы, но стремятся через повышение цен переложить на покупателя возрастающие из-за бесхозяйственности издержки производства.

Снижение  управляемости и дисциплины в  национальной экономике свидетельствует прежде всего о так называемом институциональном кризисе, что обусловлено отсутствием высококвалифицированных специалистов в области современных рыночных технологий.

Общим проявлением кризисного состояния  национальной экономики выступает  резкое снижение жизненного уровня населения, дефицит инвестиций. В сельском хозяйстве аграрный кризис обнаруживается не только через спад объемов производства и низкую урожайность, но и через снижение плодородия почвы.

Активно формирующаяся теория переходного  периода в качестве особой формы  проявления кризиса национального  производства рассматривает его продолжительность во времени. Считается, что применительно к малой открытой экономике, подобно Беларуси и ее ближайших соседей, длительная продолжительность кризиса влечет за собой более тяжелые последствия, нежели значительный единовременный спад при меньшей продолжительности самого кризиса. [6, с. 239]

Поэтому на практике важно не допустить трансформации  кризиса в состояние затяжной депрессии.

Таким образом, основная сложность ситуации переходного периода состоит  в том, что причины кризисного спада имеют комплексный характер. Именно устранение всех причин такого характера, а не простое восстановление под административным давлением докризисного объема производства к тому же на неэффективных и технологически отсталых предприятиях будет означать реальное преодоление кризиса, а значит увеличение доходов как субъектов хозяйствования и домохозяйств, что в конечном итоге привело бы к увеличению совокупного спроса.

Стабильный  выход из кризиса означает, что  в национальной экономике появляются и множатся новые точки экономического роста и, соответственно, совокупного  предложения – в виде модернизированных  цехов, новых современных предприятий, использующих высокие технологии. В роли «локомотива» переходной экономики может выступить лишь новый и прогрессивный сектор национального производства, приходящий на смену рутинным видам производства.

Таким образом, с распадом СССР Республика Беларусь столкнулась с серьезным  кризисом. Причем данный кризис носил  системный характер, т.е. упадок можно  было видеть практически во всех сферах. При этом кризис продолжался более 5 лет, хотя можно считать, что и  до 2000 г. Только после этого установилось некое макроэкономическое равновесие, позволившее выйти Республике на устойчивый экономический рост.

 

 

2.2 Влияние  мирового финансово-экономического  кризиса на экономику и совокупный  спрос Республики Беларусь

 

Кризис сказался и на экономике нашей страны. Мы стали фиксировать его негативное влияние, начиная со второй половины прошлого года.

Сокращение внешнего спроса на белорусскую продукцию  привело к снижению ее экспорта, уменьшению объемов производства, росту  запасов готовой продукции на складах, ухудшению финансовых результатов  работы предприятий республики.

И в текущем  году мы отмечаем негативное влияние  мирового кризиса на экономику. Как  отмечалось выше, ВВП за январь-август вырос в сопоставимых ценах на -0,3 процента. В прошлом году за аналогичный  период рост ВВП составил 10,3 процента.

Заметно ухудшились условия торговли и с нашим  основным партнером – Российской Федерацией, на долю которой в товарообороте  республики традиционно приходится более 45 процентов.

Эти экономические  процессы не могли не отразится и на состоянии бюджета. [12]

Работа по противодействию  влиянию негативных последствий  мирового финансово-экономического кризиса  в Республике Беларусь носит комплексный  характер и охватывает все сферы  экономики страны.

Экономическая политика нацелена на минимизацию последствий  воздействия негативных внешних  факторов, адаптацию экономики к  новым условиям жизни.

Правительством  и Национальным банком выработан  и реализуется антикризисный  план.

Проводятся мероприятия  по поддержке системообразующих предприятий, принимаются активные меры по улучшению деловой среды и инвестиционного климата.

В области бюджетной  политики с конца прошлого года реализуются  меры по:

  • достижению сбалансированного бюджета;
  • обеспечению сдержанного роста заработной платы в бюджетном
  • секторе и на государственных предприятиях;
  • ограничению государственных инвестиций;
  • повышению тарифов на жилищно-коммунальные услуги;
  • развитию системы адресной социальной поддержки населения.

Завершается инвентаризация всех государственных, отраслевых и  региональных программ. Результат этой работы – оптимизация программ и  исключение тех мероприятий, которые  потеряли актуальность или малоэффективны в складывающихся экономических  условиях.

Пересматривается  порядок разработки программ и усиливается  ответственность государственных  органов за их эффективную реализацию.

Министерством финансов подготовлен проект уточненного  бюджета на 2009 год, в котором существенные изменения вносятся в доходы и  расходы, включая объемы межбюджетных трансфертов. Выдержан целевой показатель нулевого дефицита. При уточнении  прогноза рассматривается ряд вариантов  развития экономики.

Несмотря на сокращение бюджетных расходов, Беларусь будет  стараться реализовать эти подходы  с тем, чтобы сохранить достигнутый  качественный уровень социальных услуг, обеспечить социальную направленность бюджета и поддержку приоритетным сферам экономики.

Для смягчения  негативных последствий кризиса  используются, в том числе и  налоговые стимулы. Проводимое реформирование налоговой системы в последние  годы было направлено на снижение налоговой  нагрузки на предприятия реального  сектора экономики, либерализацию  экономической системы и повышение  ее инвестиционной привлекательности.

В 2008 году налоговая  нагрузка в стране снизилась на 1,3 процента к ВВП. Этот темп сохраняется  и в 2009 году, что обеспечивает нагрузку на уровне 30,1 процента к ВВП. Мы не отказались от наших планов, но, конечно, более  тщательно подойдем к этой ситуации с тем, чтобы попытаться сократить  налоговую нагрузку и в предстоящем 2010 году. Учитывая опыт разрушающего воздействия  кризиса на национальный финансовый рынок ряда стран, мы в настоящее  время завершаем работу над концепцией развития финансового рынка страны.

Концепция не только даст целостное представлении об основных направлениях развития имеющихся  на рынке участниках (банков, страховых  компаний, организаций инфраструктуры рынка ценных бумаг), но и будет  служить ориентиром для появления  и развития новых организаций. Это, главным образом, небанковские кредитно – финансовые институты – инвестиционные, трастовые фонды, венчурные, факторинговые и другие компании. Кроме этого, в концепции будет предусмотрено создание системы мониторинга и предупреждения кризисных явлений на финансовом рынке. Мерой, которая позволит ограничить возможные риски внутри республики является концепция управления совокупным внешним долгом страны, предусматривающая систему мониторинга внешних заимствований на уровне корпораций.

Тем не менее, несмотря на то, что в стране работает комплексная  система противодействия кризису, есть мнение, что потенциал внутренних мер бюджетной и в целом  экономической политики во многом ограничен. Поэтому у РБ есть все возможности  активизировать свою работу по всем стратегическим направлениям сотрудничества в рамках Союзного государства Беларуси и России с тем, чтобы с минимальными потерями выйти из кризисной ситуации.

В 2008 г. году между правительствами наших стран достигнута договоренность о взаимопонимании по вопросам координации мер по повышению конкурентоспособности национальных экономик, в соответствии с которой предусматриваются совместные действия по улучшению параметров платежного баланса, совершенствованию условий ведения предпринимательской деятельности и взаимной торговли между странами.

Более активно  следует создавать стимулы для:

  • взаимной поддержки наших традиционных рынков;
  • развития кооперационных связей, их кредитования и урегулирования взаимных неплатежей во взаимной торговле;
  • упрощения допуска товаров на внутренние рынки наших стран, включая участие в государственных закупках.

Таким образом, экономика  Беларуси, показывая последние 5 лет  устойчивые экономический рост и  находясь на фазе подъема, в 2009 году перешла  в фазу спада и рецессии. Причины  различны, но, как и остальные  экспортоориентированные страны, Беларусь пострадала от кризиса от сворачивания основных рынков сбыта. При этом на фоне мировых экономических проблем Беларусь уже столкнулась со структурным кризисом.

 

3.

Задача

Номинальная ставка процента (Nominal interest rate) — это рыночная процентная ставка без учета инфляции, отражающая текущую оценку денежных активов.

Информация о работе Контрольная работа по дисциплине «Экономическая теория»