Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 10:07, контрольная работа
Понятие рыночного равновесия и равновесной цены
Равновесная цена и фактор времени. Мгновенное, краткосрочное и долгосрочное равновесие
Охарактеризовать факторы совокупного спроса.
Выявить факторы, действующие на совокупный спрос в РБ.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ТВЕРСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
Контрольная работа
по дисциплине «Экономическая теория»
Вариант №7
Выполнил
студент: Bdfyjd/П.Е.
Группы: ИДПО
ЭТК-26
Проверил преподаватель: Китаева Н.Г.
Тверь 2012
ПЛАН
1.
Глава 1. Понятие рыночного равновесия и равновесной цены
Глава 2. Равновесная цена и фактор времени. Мгновенное, краткосрочное и долгосрочное равновесие
2.
Глава 1. Охарактеризовать факторы совокупного спроса.
Глава 2. Выявить факторы, действующие на совокупный спрос в РБ.
3.
Задача.
Введение
Как известно, любая система стремится к достижению равновесного состояния и его сохранению. Это характерно и для микроэкономических систем, однако, поскольку их функционирование обеспечивается посредством деятельности людей, наделенных волей, сознанием и разнонаправленными интересами, равновесие не достигается стихийно и имеет специфические законы и условия.
Рыночное равновесие
проявляется в количественном соответствии
спроса и предложения товаров, услуг
и ресурсов и затрагивает интересы
домохозяйств как поставщиков ресурсов
и потребителей товаров и услуг
и предприятий как потребителей
ресурсов и производителей товаров
и услуг. Другими словами, это
оптимальная реализация совокупных
экономических интересов в
В данной работе предлагается изложение понятий как равновесия и цены равновесия, условия стабильности равновесия, дефицит и излишек, влияние на рыночную цену.
Глава 1. Понятие рыночного равновесия и равновесной цены
Рыночное
равновесие – ситуация на рынке, когда
спрос (D) и предложение (S) находятся
в состоянии равновесия, которое
характеризуется равновесной
.
Равновесная цена – единая цена, по которой продается и покупается равновесное количество товара.
Рис. 1. Рыночное равновесие
Но
состояние равновесия на рынке неустойчиво,
т.к. изменения рыночного спроса
и рыночного предложения
Если реальная рыночная цена (Р1) выше Ре, то объем спроса (QD) будет меньше объема предложения (QS), т.е. возникает избыток товара (DQS). Избыток предложения всегда действует в сторону понижения цены, т.к. продавцы будут стремиться избежать затоваривания.
Чтобы избежать изменения цены, производители могут сократить предложение (S,S1), что приведет к сокращению объема до QD (рис. 1,а).
Если реальная рыночная цена (P1) оказывается ниже цены равновесия Pe, то объем спроса (QD) превышает объем предложения QS, возникает дефицит товара (DQD). Дефицит товара действует в сторону повышения его цены. В этой ситуации покупатели готовы заплатить и более высокую цену за товар. Давление со стороны спроса будет продолжаться до тех пор, пока не установится равновесие, т.е. пока дефицит не станет нулевым (DQD=0).
Закон убывающей предельной полезности (последовательное увеличение потребляемого блага ведет к снижению полезности от него) объясняет отрицательный наклон кривой спроса (D). То есть каждый потребитель в соответствии со снижающейся полезностью товара покупает его большее количество только при условии снижения цены.
С помощью кривой спроса можно определить выигрыш (излишек) потребителя – это разность между максимальной ценой, которую может заплатить потребитель за товар (цена спроса), и реальной (рыночной) ценой данного товара.
Цена спроса на товар (РD) определяется предельной полезностью каждой единицы товара, а рыночная цена товара – взаимодействием спроса (D) и предложения (S). В результате этого взаимодействия товар продается по рыночной цене (Рe) (рис. .2).
Рис.
.2. Излишек потребителя и
Поэтому потребитель выигрывает, покупая товар дешевле, чем он мог за него заплатить. Этот выигрыш равен площади заштрихованного треугольника РDЕРe (рис. 2).
Знание предельных издержек (МС) позволяет определить выигрыш производителя. Дело в том, что минимальная цена, по которой фирма может без потерь продавать единицу продукции, не должна быть ниже предельных издержек (МС) (прирост затрат, связанный с производством каждой последующей единицы продукции) (рис. 2). Любое превышение рыночной цены единицы продукции над ее МС будет означать рост прибыли фирмы. Таким образом, выигрыш производителя – это величина превышения цены реализации (рыночная цена) над предельными издержками производства. Такой излишек фирма получает от каждой продаваемой единицы товара по рыночной цене (Рe), превышающей предельные издержки (МС) производства данной единицы. Таким образом, продавая объем товара (Qe) (при разных МС на каждую единицу продукции от 0 до QЕ) по РЕ, фирма получит выигрыш, равный заштрихованной площади РeЕРS.
Глава 2. Равновесная цена и фактор времени. Мгновенное, краткосрочное и долгосрочное равновесие
Концепция цены А. Маршалла.
На рынке особое значение имеет
равновесная цена (результат взаимодействия
цены спроса и цены предложения). Цена
спроса – цена, по которой определенное
количество товара способно привлечь
покупателей в течение
Исходная позиция Маршалла такова: на рынке представлены нормальный спрос и нормальное предложение. Силы спроса и предложения действуют свободно, не существует прочного объединения торговцев, широко развертывается свободная конкуренция. На рынке в одно и то же время есть лишь одна нормальная цена (нормальная цена определяется состоянием устойчивого равновесия нормального спроса и нормального предложения). Общая конъюнктура рынка остается неизменной на протяжении всего принятого периода. Нормальная цена определяется делением совокупных затрат производства на количество товара, это средние затраты.
Формирование рыночной цены Маршалл рассматривал в трех периодах, где параметры предложения имеют различную динамику. Соответственно различают мгновенное, кратковременное и длительное равновесие. В трех различных типах равновесия товаропроизводители могут либо не принимать никаких мер, либо приспособить переменные факторы производства к изменившимся условиям, либо приспособить к изменившейся цене все факторы производства.
Мгновенное |
Кратковременное |
Длительное | |
Предложение |
Фиксировано. Цена полностью зависит от спроса. |
Растет без увеличения оборудования. |
Различия межу предложением в долго- и краткосрочном периодах состоят в том, что в долгосрочном периоде фирма может расширить производство, новые фирмы могут войти в отрасль. Такие процессы происходят в условиях роста цен, если цены обеспечивают сверхнормальную прибыль. Сверхнормальная прибыль несовместима с равновесием в открытой индустрии. Как только общее предложение возрастет, цены упадут. Новые фирмы будут продолжать входить в эту отрасль до тех пор, пока цена не вернется в свое нормальное состояние и фирма не будет иметь нормальную прибыль |
Спрос |
Увеличение спроса приводит к увеличению цены, его снижение – к падению. |
Увеличение спроса ведет к увеличению объема выпуска товаров и предложения, а снижение – к сокращению. | |
Цена |
Колеблется (полностью зависит от спроса) |
Колеблется |
Постоянна |
Условия равновесия |
|
|
|
Существенное воздействие на предложение товаров оказывает изменяющийся во времени уровень цены и прибыли.
Пример:
если цена клубники высока в этом году,
то в следующем году предложение
клубники может резко возрасти. Вследствие
значительного роста
Отсюда вытекают три возможных варианта изменения рыночной цены:
Этот
ход событий является самым обычным.
Такие процессы на практике и их
отражение в категориях и на графиках
вошли в экономическую науку
под названием теоремы паутины.
Теорема паутины – полезная иллюстрация
потенциально нестабильной конкурентной
промышленности по сравнению с монополией.
Она предполагает, что предприниматели
не учатся на прошлом опыте. Однако
с накоплением опыта они
Нормальная цена P формируется в условиях воспроизводства, причем вариация цен приближается к минимальной равновесной цене P.
Предположим, фирма не уверена в
будущем спросе на свою продукцию
и рассматривает три
Puc. 6. График долговременных и краткосрочных издержек производства при постоянном эффекте масштаба
Рис. 7. График долговременных и краткосрочных
издержек производства при увеличивающемся
и сокращающемся эффекте
Линия долговременных издержек показывает, что на долговременном этапе фирма может изменить размеры своего завода таким образом, что, если первоначальный объем производства составлял Q1 и появилось желание увеличить выпуск продукции до Q2 или Q3, это может быть сделано без увеличения издержек производства. Кривая долговременных средних издержек представляет собой отмеченные перекрестными штрихами участки линии краткосрочных средних издержек, так как она показывает минимальные издержки производства для любого объема выпуска продукции. Кривая долговременных средних издержек является, таким образом, огибающей кривых краткосрочных средних издержек – она огибает краткосрочные кривые.
Информация о работе Контрольная работа по дисциплине «Экономическая теория»