Контрольная работа по "Государственному и муниципальному управлению"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2014 в 19:26, контрольная работа

Описание работы

В настоящее время негативное влияние на благосостояние семей оказывают высокий уровень безработицы, высокие тарифы на жилищно-коммунальные услуги, низкий, не соответствующий стоимости жизни уровень оплаты за труд. Малообеспеченные семьи практически не имеют возможности оплачивать дорогостоящие услуги образования и здравоохранения, туристические и рекреационные услуги и многие другие материальные, социальные и духовные блага. В этих условиях становится невозможной качественная социализация детей, реализация их потенциальных возможностей, их духовное и интеллектуальное развитие

Содержание работы

Введение

Теоретические основы социальной работы с малообеспеченными семьями
1.1. Общая характеристика малообеспеченных семей
1.2. Государственная и социальная политика в отношении малообеспеченных семей
2 Опыт социальной работы с малообеспеченными семьями на примере Тюменской области

2.1 Особенности региональной социальной политики с малообеспеченными семьями

Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

контрольная работа.docx

— 34.33 Кб (Скачать файл)

 

 

      Министерство образования и науки Российской Федерации 
Уральский государственный экономический университет 
Центр дистанционного образования

 

 

 

 

 

 

 

 

      

 

Контрольная работа по государственному и муниципальному управлению

 

 

 

 

 

                          

                                                     Исполнитель: студент 

                                                             Смирнова Виктория Анатольевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                   

                                                          

 

 

 

Екатеринбург

2014

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

 

  1. Теоретические основы социальной работы с малообеспеченными семьями

  • 1.1. Общая характеристика малообеспеченных семей

  •   1.2. Государственная и социальная политика в отношении малообеспеченных семей

    2 Опыт социальной работы с малообеспеченными семьями на примере Тюменской области

     

    2.1 Особенности региональной  социальной политики с малообеспеченными  семьями

     

    Заключение

    Список литературы

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Введение

    Сегодня повышение благосостояния населения является одной из основных целей любого общества, стремящегося к прогрессу. Государство, заботящееся о своих гражданах, должно создавать благоприятные условия для долгой, безопасной, здоровой и благополучной жизни людей, обеспечивая экономический рост и социальную стабильность в обществе.

    В настоящее время негативное влияние на благосостояние семей оказывают высокий уровень безработицы, высокие тарифы на жилищно-коммунальные услуги, низкий, не соответствующий стоимости жизни уровень оплаты за труд. Малообеспеченные семьи практически не имеют возможности оплачивать дорогостоящие услуги образования и здравоохранения, туристические и рекреационные услуги и многие другие материальные, социальные и духовные блага. В этих условиях становится невозможной качественная социализация детей, реализация их потенциальных возможностей, их духовное и интеллектуальное развитие. Проблема бедности в семье приобретает устойчивый характер. Таким образом, бедность – одна из наиболее актуальных и острых проблем современной России.

    Одной из основных целей экономических реформ, проводимых Правительством Российской Федерации, является повышение уровня жизни населения страны. Уровень жизни населения во многом определяется размером доходов граждан, а также доступностью услуг образования, здравоохранения, жилищно-коммунальных и других социальных услуг. Государство при этом принимает на себя соответствующие социальные гарантии, под которыми понимается некоторый гарантированный набор социально значимых благ и услуг для всех граждан. Социальные гарантии на практике воплощаются в определенных минимальных стандартах, связанных с доходами населения, возможностями получения образования и медицинской помощи, обеспеченностью жильем и т. д.

    Сейчас в России проживает порядка 25-30% малообеспеченных граждан и семей.

    Цель: проанализировать эффективность системы социальной поддержки малообеспеченных семей.

    Достижение поставленной цели предполагает решить следующие задачи:

    1.   Проанализировать понятие «малообеспеченная семья».

    2.   Рассмотреть государственную и социальную политику в отношении малообеспеченных семей.

    3.    Выявить особенности региональной социальной политики в отношении малообеспеченных семей.

    4.   Описать содержание деятельности социального работника по оказанию помощи малообеспеченным семьям.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Глава I. Теоретические основы социальной работы с малообеспеченными семьями

     

    1.1 Общая характеристика малообеспеченных семей

    Малообеспеченные слои населения – это специфическое состояние материальной необеспеченности людей, когда доходы человека или семьи не позволяют поддерживать общественно – необходимое для жизнедеятельности потребление; когда люди не имеют средств на минимальный национальный стандарт потребления, - в Российской Федерации он получил название прожиточный минимум; когда доходы семьи ниже прожиточного минимума.

    В современных условиях малообеспеченными оказались не только социально уязвимые семьи, но и семьи, прежде считавшиеся благополучными. К малообеспеченным категориям, то есть нуждающихся в поддержке государства, относятся инвалиды I и II групп, престарелые граждане (80 лет и старше), пенсионеры, многодетные семьи, неполные семьи, семьи с детьми – инвалидами, студенческие семьи, семьи безработных, семьи с малолетними детьми, лица, попавшие в экстремальные ситуации (вынужденные переселенцы; люди, пострадавшие в результате стихийных бедствий; беженцы, бомжи) и девиантные семьи (алкоголиков, наркоманов, правонарушителей).

    За чертой прожиточного минимума в России живут (по данным 2008 г., % к общей численности населения):

    - дети в возрасте до 15 лет – 25,0%;

    - молодежь от 16 до 30 лет  – 20,5%;

    - трудоспособные мужчины  и женщины от 31 до 54-59 лет – 40,0%;

    - лица пенсионного возраста  свыше 55-60 лет – 14,5%.

    Таким образом, в настоящее время в России бедность превратилась в массовое явление – треть населения (по разным оценкам, 20-40% населения) проживает за границей прожиточного минимума и примерно 2% наших сограждан живет в условиях прямого недопотребления и выживания (см. Приложение № 2). Но специфика малообеспеченных слоев в России заключается в том, что они имеют определенные, не учтенные статистикой, возможности поддержания своего потребления: подсобное хозяйство (сельское и ремесленное), торговля с рук, экономия на качестве питания, покупке промышленных товаров, затратах в области образования, культуры и т.п. Этим можно объяснить отсутствие массового голода.

     

     

     

     

     

     

    1.2 Государственная  и социальная политика в отношении  малообеспеченных семей

    Государственную социальную помощь можно понимать как в широком, так и в узком смысле.

    В широком смысле под ней понимаются все денежные выплаты определённым категориям граждан, которые в настоящее время наиболее нуждаются в ней. Сюда входят все социальные пособия и другие выплаты, установленные законодательством Российской Федерации

    Правильное определение понятия государственной социальной помощи имеет огромное практическое значение, так как для реализации данного закона необходимо определить точный круг получателей данной помощи, а также её размер, периоды оказания и порядок назначения (или отказ в её назначении).

    Важнейшим принципом социальной защиты является адресность социальных программ (выплат). Адресность предполагает правильную идентификацию нуждающихся, что может достигаться разными путями.

    Во-первых, оценкой материального положения отдельных лиц или семей. Заметим, что в западной литературе и нормативных документах по социальной политике, понятия “материальное положение” практически не используется, обычно речь идёт об оценке “уровня доходов” или “уровня потребления”. Для нас предпочтительнее термин “материальное положение”, поскольку он: а) устоявшийся и привычный для населения; б) позволяет учитывать не только денежные доходы, но и натуральные поступления; в) оценивать общее благосостояние в семье, ведущей единый бюджет. Под материальным положением имеются в виду: 1) денежные доходы; 2) натуральное поступление от сада, огорода и т.д. 3) необходимая помощь других членов семьи, родственников, если это им по силам.

    Второй путь адресности основан на определённых показателях, статистически связанных с нуждаемостью.

    Третий путь - создание механизма самоадресования на основе самозаявительной процедуры. Этот путь, хотя и требует большой работы органов социальной защиты, представляется в сложившихся условиях наиболее оптимальным.

    В настоящее время категории малоимущих семей малоимущих одиноко проживающих граждан должны определяться из действительного критерия нуждаемости данных групп населения. Само понятие нуждаемости можно определить как, такое материальное положение, при котором индивидуальный доход гражданина или среднедушевой доход семьи ниже прожиточного минимума, по независящим от них причинам. В этом случае семья (одиноко проживающий гражданин) признаётся малоимущей и имеет право на получение государственной социальной помощи.

    Минимальный потребительский бюджет (МПБ) представляет собой социальный минимум средств, необходимый для обеспечения нормальной жизнедеятельности человека. В России МПБ составлен на основе более 200 видов товаров и услуг, в том числе 80 продуктов питания. Затраты на непродовольственные товары в МПБ включают расходы на одежду, белье, обувь, лекарства, посуду, культтовары. В МПБ включены также расходы на оплату жилья и коммунально-бытовых услуг, транспорта, уплату налогов и сборов. Структура минимального потребительского бюджета такова: питание – 46,1, непродовольственные товары – 39, услуги – 13,2, налоги и сборы – 2,7%. Он позволяет обеспечить на минимальном уровне воспроизводство семьи и характеризует границу малообеспеченности [4.33].

    Всероссийский центр уровня жизни выделяет 5 групп населения с разным уровнем обеспеченности:

    I группа – бедные семьи, душевой доход в которых ниже  или соответствует стоимостной  оценке бюджета прожиточного  минимума;

    II группа – малообеспеченные  семьи, душевой доход в которых  находится в интервале между  стоимостной оценкой бюджета  прожиточного минимума и стоимостной  оценкой минимального потребительского  бюджета;

    III группа – обеспеченные  семьи, душевой доход в которых  выше стоимостной оценки МПБ  и колеблется вокруг уровня  среднедушевого дохода и соответственно  среднего бюджета.

    IV группа – состоятельные  семьи, душевой доход в которых  находится в интервале между  уровнями среднего душевого дохода, среднего бюджета и рационального  потребительского бюджета;

    V группа – богатые  семьи, уровень дохода в которых  выше рационального бюджета.

    Минимальный потребительский бюджет (МПБ) применяется в качестве ориентира, к которому необходимо подтягивать доходы населения.

    Главное же, что характеризует сегодняшнее социально-экономическое положение, - подавляющее большинство населения (за исключением нескольких процентов самых богатых) попало в зону риска. Бедным может стать любой человек любая семья. Речь идёт не только о дороговизне жизни определяющих продовольственных товарах, но и о других показателях.

    сил в рамках Федерации. Начинать его преодоление следовало бы с наведения порядка в законодательстве, в том числе и социальном. Речь идёт о создании кодекса социального обеспечения, включающего сквозную, прозрачную и внутренне согласованную систему гарантий и правил, что сняло бы многие противоречия в социальном обеспечении и обслуживании, ввело унификацию, способствовало бы экономии, в частности, путём ограничения количества льгот для одного пользователя (с предоставлением ему права выбора в виде «социального ваучера»).

    Таким образом, учитывая вышесказанное, можно утверждать, что определение государственной социальной помощи, закреплённое, на законодательном уровне является необходимой гарантией для реализации гражданами своих конституционных прав. В настоящее время в Российской Федерации за чертой бедности находится большое количество семей и граждан, которые не могут по независящим от них обстоятельствам обеспечить себе прожиточный минимум и принятие закона «О государственной помощи» в 1999 году с изменениями от 22 августа, 29 декабря 2004г., 25 ноября 2006г., 18 октября 2007г., который законодательно закрепил определение государственной социальной помощи, контингент её получателей и источников формирования средств на оказание данной помощи является важным этапом развития Российской Федерации как социального государства.

    .

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Глава II. Опыт социальной работы с малообеспеченными семьями на примере Тюменской области

     

    2.1 Особенности региональной  социальной политики с малообеспеченными  семьями

    Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, в соответствии с целями, установленными настоящим Федеральным законом, а также разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий.

    Оказание (предоставление) региональной социальной помощи в соответствии с нормативными правовыми актами и региональными программами субъектов Российской Федерации, в том числе предусматривающими предоставление гражданам социальных пособий в виде набора социальных услуг и субсидий, является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

    Ежемесячная денежная выплата устанавливается в размерах, которые различны для каждой из категорий граждан.

    Денежные выплаты производятся в порядке, определённом администрацией Тюменской области..

    Граждане, кроме ветеранов труда, имеют право на оплату в размере 50 процентов стоимости лекарств, приобретаемых по рецептам врачей.

    Средства на оплату обеспечения лекарственными средствами, на обеспечение проезда на железнодорожном транспорте пригородного сообщения предусматриваются законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год.

    Меры социальной поддержки предоставляются при условии предъявления гражданином документа установленного образца, подтверждающего его принадлежность к одной из категорий граждан.

    При наличии у гражданина права на получение одной и той же меры социальной поддержки по разным основаниям соответствующая мера социальной поддержки предоставляется по одному основанию по выбору гражданина.

    Расходы на реализацию мер социальной поддержки финансируются за счет средств областного бюджета Тюменской области.

    В Тюменской области законотворческие инициативы, направленные на улучшение положения семей с детьми, находят поддержку у населения и региональной исполнительной власти. Так, в 2006 году принят Закон «О дополнительной государственной поддержке граждан в связи с рождением ребёнка» (от 8 августа 2005 г. № 1097 – ОД) [7] (см. Приложение № 5). В 2007 году приняты законы «Об организации работы по опеке и попечительству «Об обеспечении прав на отдых и оздоровления отдельных категорий детей в области», «О социальном пособии студенческим семьям, социальной поддержки беременных женщин, кормящих матерей и детей от одного года до трёх лет, имеющих среднедушевой доход ниже прожиточного минимума,

    Информация о работе Контрольная работа по "Государственному и муниципальному управлению"